Особенности развития памяти у детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2014 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Предмет – особенности развития памяти у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи курсовой работы:
1) рассмотреть феномен памяти в психологической науке;
2) Выявить уровень развития памяти у детей младшего дошкольного возраста.
3)Оценить возрастные особенности развития памяти у младших дошкольников.

Файлы: 1 файл

курсовая-2.docx

— 253.34 Кб (Скачать файл)

 

Оценка результатов

10 баллов — ребенок запомнил  и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.

8-9 баллов — ребенок запомнил  и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов.

6-7 баллов — ребенок запомнил  и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.

4-5 баллов — ребенок запомнил  и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов.

2-3 балла — ребенок запомнил  и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов.

0-1 балл — ребенок запомнил  и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Наглядно полученные результаты представлены на рисунке 3(см. приложение5).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс заучивания у детей находится на низком уровне. Из 15 испытуемых: «очень высокий» уровень процесса заучивания в группе отсутствует, т.к. ни один ребенок не набрал 10 баллов за выполнение задания. Высокий уровень развития процесса заучивания показал лишь 1 ребенок, он набрал 8 баллов, т.к. он за шесть попыток правильно воспроизвел 10 слов. Средний уровень развития процесса заучивания показали 6 детей, они набрали от 4 до 7 баллов, и за шесть попыток правильно воспроизвели от 6 до 9 слов. Низкий уровень развития процесса заучивания показали 8 детей, за выполнение задания они получили по 2-3 балла, т.к. за шесть попыток правильно воспроизвели лишь 4-5 слов. «Очень низкий» уровень развития процесса заучивания не был выявлен в группе исследуемых детей.

Сводная таблица с результатами всех испытуемых детей, полученным в ходе проведения трех методик, представлены в приложении

 

     2.3 Рекомендации по проведенной работе

 

После нашего исследования детей по трем методикам, предлагаем, разработанную нами методические рекомендации  по развитию памяти у детей дошкольного возраста:

Развитию памяти дошкольника очень способствует игра. Игра это основная деятельность ребенка. Именно в игре совершенствуются ручные движения и умственные операции. Игра будет являться средством развития умственных способностей: мышления, воображения, памяти, внимания. Взрослый человек должен умело руководить игрой, он воздействует на все стороны развития личности ребенка:  на чувства, сознание, поведение. 35

Множество игр направленно на развитие памяти, которая постепенно становится произвольной. Каждая игра - это общение ребенка со взрослыми или с другими детьми.36

Одним из средств развития произвольной памяти является дидактическая игра, потому что детям намного проще усвоить задачу, запомнить опосредованную игровым мотивом. Дидактические игры, направлены на развитие произвольной образной памяти, отмеченной следующим требованиям:

процесс запоминания должен начинаться со специального организационного восприятия, направленного на выделение таких разнообразных признаков объекта, как цвет, форма, величина, пространственное расположение объекта и объектов, относительно друг друга их количества и т.д.

процесс запоминания должен опираться на мысленные операции: анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных свойств объекта.

Должно быть предусмотрено усложнение дидактических игр, заключающееся в изменении количественных (уменьшение времени экспозиции, узнавания или воспроизведения) и качественных (усложнение содержания, увеличение деталей у запоминаемых объектов) показателей материала игры, ее правил  и, следовательно, самих показателей запоминания.

В процессе игры необходимо обеспечивать рациональное сочетание руководства педагога и самостоятельной деятельности детей.

Необходимо обеспечивать развитие самоконтроля, состоящего в проверке результатов запоминания и анализе ошибок.

Игра должна способствовать развитию произвольной памяти и поэтому строится с учетом выделенных этапов этого процесса

Предлагаю для воспитателей и родителей коррекционные и развивающие упражнения, игры на развитие памяти и приемы, помогающие запоминанию.

      Сводная таблица результатов

 

№ п/п

Пол

Возраст

Методика  
«Узнай фигуры»

Методика  
«Запомни рисунки»

Методика  
«Выучи слова»

Количество набранных баллов

Уровень развития

Количество набранных баллов

Уровень развития

Количество набранных баллов

Уровень развития

1

Муж

3

3

Низкий

3

Низкий

4

Средний

2

Муж

4

6

Средний

6

Средний

3

Низкий

3

Жен

4

4

Средний

4

Средний

2

Низкий

4

Муж

4

8

Высокий

8

Высокий

5

Средний

5

Жен

3

6

Средний

6

Средний

3

Низкий

6

Муж

3

5

Средний

5

Средний

4

Средний

7

Жен

4

8

Высокий

8

Высокий

6

Средний

8

Муж

3

7

Средний

8

Высокий

7

Средний

9

Муж

3

4

Средний

4

Средний

3

Низкий

10

Жен

4

5

Средний

5

Средний

3

Низкий

11

Жен

4

5

Средний

5

Средний

7

Средний

12

Муж

3

7

Средний

8

Высокий

8

Низкий

13

Муж

4

9

Высокий

9

Высокий

8

Высокий

14

Жен

3

5

Средний

5

Средний

2

Низкий

15

Жен

4

6

Средний

6

Средний

3

Низкий


 

 

 

                                    Заключение

 

Таким образом, проанализировав учебно-методическую и психолого-педагогическую литературу, можно прийти к выводу, что дошкольный возраст - это наиболее благоприятный период для развития памяти. Согласно Л.С. Выготскому, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Именно в данный период ребенок запоминает с необычайной легкостью самый разнообразный материал. 37

У детей младшего дошкольного возраста доминирующей является непроизвольная память. Ребенок еще не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Наиболее интересные и значимые для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Ребенок быстро запоминает стихотворения, особенно совершенные по форме: в них важны звучность, ритмичность и смежные рифмы, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда ребенок сопереживает их героям.38 В период дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания. Чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической, поэтому нельзя считать, что у дошкольников, с большой точностью повторяющих чужой текст, преобладает механическая память.39

Также нами было проведено эмпирическое исследование среди 15 детей младшего дошкольного возраста (3-4 года).

Исследование показало, что уровень запоминания в группе исследуемых детей находится на среднем уровне, таких детей в группе 72,6%. Объем кратковременной зрительной памяти у этих же детей также находится на среднем уровне, т.к. большинство детей справилось с заданием на среднем уровне и их соответственно 60,4%. Однако процесс заучивания у этих детей находится лишь на низком уровне, такие дети составляют 52,8% от общего количества испытуемых.

Для развития памяти (зрительной и слуховой), для развития процессов заучивания и запоминания мы рекомендуем проводить с ребятами различные игры и упражнения (индивидуальные и групповые), направленные на развитие этих познавательных процессов

На протяжении дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие памяти, она всё больше будет выделяется из восприятия. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию. Развитие памяти тесно соотносится с развитием мышлением у детей.40

Изучение психолого-педагогической литературы позволяют нам сделать вывод о том, что игра может быть использована, как средство развития памяти. Педагогами и психологами-практиками отмечается, что развитие памяти дошкольника особенно интенсивно происходит в том случае, если игры и игровые упражнения отбираются, конструируются в соответствии с содержанием, жанром, задачами занятий, если игры используются в гармоничном сочетании с другими методами и приёмами, наиболее адекватными целям и задачам занятиям, если создаются комфортные психолого-педагогические условия для самореализации дошкольника.41

 

                                 Список литературы

 

 

  1. Андреева Т.В. Семейная психология. Издательство – речь, 2005г.
  2. Абрамова Г. С. Возрастная психология : учеб. пособие. - М. : Академ. Проект : Альма Матер, 2005. - 702 с.
  3. Богачкина Н.А. Психология. Конспект лекций. М.: 2007. - 160 с
  4. Блонский П.П. Память и мышление. – Изд. 2. – М.: Норма, 2007
  5. Выготский Л.С.Педагогическая психология «АСТ/Астрель» 2008
  6. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. – М., 2005. – Т. 3.
  7. Вейс Л. Читайте своего ребенка, как книгу : пер. с англ. / Л. Вейс. - М. : Астрель : АСТ, 2005.
  8. Головлева И. В. Самоучитель по развитию памяти  - М. : Мир книги, 2005. - 320 с.
  9. Гамон Д, Брегдон А.Д,  Как развить умственные способности, память и внимание, 2009г, Издано: Клуб семейного досуга,ст. 318
  10. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006.
  11. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М Психология.. 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2003 - 464 с.
  12. Дружинин В.Н. Психология, 2-е изд. - СПб.: 2009. - 656 с
  13. Истомина 3.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном детстве // Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А.А. Смирнова. - М., 2006.
  14. Истомина 3.М. Формирование у дошкольников смыслового соотнесения как приема запоминания // Развитие логической памяти детей / Под ред. А.А. Смирнова. - М.: Педагогика, 2005
  15. Истомина 3.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном детстве // Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А.А. Смирнова. - М., 2006. Истомина 3.М. Развитие памяти: Учеб.-методическое пособие. М., 2005. – 119 с.
  16. Кравцова Елена, Психология и педагогика обучения дошкольников. Учебное пособие, Мозаика-Синтез,2013г
  17. Коломинского Я.Л., Е.А. Панько. Детская психология: Учеб. пособие /Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А. Н. Белоус и др. /. Мн.: Университетское, 2005. - 399 с.
  18. Кун Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека / Д. Кун. - СПб. : прайм - ЕВРОЗНАК, 2005. - 720 с.
  19. Кравченко А.И.  Психология и педагогика. М.: Инфра-М, 2008. - 400 с.
  20. Лорейн Г. Супер Память - М. : Эксмо, 2005. - 384 с.
  21. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка // М.: Издательство Академии пед. наук. РСФСР. –547 с.
  22. Ларина О.А., Каратьян Т.В., Акрушенко А.В.Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций, 2008
  23. Ломтева Т. А. Большие игры маленьких детей : учимся понимать своего ребенка (от 0 до 14 лет) - М. : Дрофа-Плюс, 2005. - 272 с.
  24. Макарова И.В. Психология, Конспект лекций, 2010
  25. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: 2008 - 583 с.
  26. Миллс Дж., Кроули Р. Переводчик: Т. Круглова. Терапевтические метафоры для детей и "внутреннего ребенка" Издательство: Независимая фирма "Класс", 2005.
  27. Нуркова В. В. Память, 3 том, Издательство - Академия, 2006г-320с.
  28. Никифорова Г.С. Психология здоровья. СПб.: Питер, 2006. - 607 с
  29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2005.
  30. Соколова Е. Е. Введение в психологию, Издательство – Академия, 2005 – 312с.
  31. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2005 - 460 с.
  32. Сорокун П.А, Основы психологии, Уч. Пособие, 2005г.
  33. Сосновского. Б.А. Психология: Учебник для педагогических вузов— М.: Высшее образование, 2008. — 660 с
  34. Тертель А.Л. Психология в вопросах и ответах - учебное пособие -  2005
  35. Шаповаленко И.В.. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики. — 349 с., 2005
  36. Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология, Конспект лекций, 2010.

 

 

                                            ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Стимульный материал к методике «Узнай фигуры»

 

 

 

Приложение 2

Стимульный материал к методике «Запомни рисунки»

 

                        Приложение 3

Рисунок 1. Результаты проведения методики «Узнай фигуры»

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 4

 

Рисунок 2. Результаты проведения методики «Запомни рисунки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение5

Рисунок 3. Результаты проведения методики «Выучи слова»

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Сорокун П.А. Основы психологии, Уч. Пособие, 2005г.

2 Гамон Д, Брегдон А.Д. Как развить умственные способности, память и внимание, Клуб семейного досуга, 2009г, ст. 318

3 Сосновского Б.А. Психология: Учебник для педагогических вузов . — М.: Высшее образование, 2008. — 660 с

4 Блонский П.П.  Память и мышление, ЛКИ, 2007

5 Тертель А.Л. Психология в вопросах и ответах - учебное пособие -  2005

6 Тертель А.Л. Психология в вопросах и ответах - учебное пособие -  2005

7. Дружинин В.Н. Психология, 2-е изд. - СПб.: 2009. - 656 с.

8Блонский П.П. Память и мышление. – Изд. 2. – М.: Норма, 2007

9Сорокун П.А .Основы психологии -  Уч пособие – 2005г

10Выготский Л.С. Педагогическая психология.«АСТ/Астрель» 2008 г.

11 Кравченко А.И. Психология и педагогика. М.: Инфра-М, 2008. - 400 с.

12 Никифорова Г.С. Психология здоровья. СПб.: Питер, 2006. - 607 с.

13 Сосновского Б.А. Психология. М.: 2008. - 660 с.

14 Лорейн Г. Супер Память - М. : Эксмо, 2005. - 384 с.

15 Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: 2008 - 583 с.

16 Богачкина Н.А. Психология. Конспект лекций. М.: 2007. - 160 с

17 Блонский П.П., Память и мышление, ЛКИ, 2007 - 208 с.

18 Ларина О.А., Каратьян Т.В., Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций. 2008

19 Общая психология. Маклаков А.Г. СПб.: 2008 - 583 с

20 Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2003 - 464 с.

21 Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2005 - 460 с.

22 Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: 2008 - 583 с.

23 Елена Кравцова,Психология и педагогика обучения дошкольников. Учебное пособие, Мозаика-Синтез,2013г

24 Коломинского Я.Л., Е.А. Панько. Детская психология: Учеб. пособие /Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А. Н. Белоус и др. / Под ред. Мн.: Университетское, 2005. - 399 с.

25 Психология, Конспект лекций, Макарова И.В., 2010

26 Истомина 3.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном детстве // Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А.А. Смирнова. - М., 2006.

Информация о работе Особенности развития памяти у детей младшего дошкольного возраста