Особенности развития памяти у детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2014 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Предмет – особенности развития памяти у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи курсовой работы:
1) рассмотреть феномен памяти в психологической науке;
2) Выявить уровень развития памяти у детей младшего дошкольного возраста.
3)Оценить возрастные особенности развития памяти у младших дошкольников.

Файлы: 1 файл

курсовая-2.docx

— 253.34 Кб (Скачать файл)

        Результаты  запоминания и сохранения проявляются  в узнавании и воспроизведении.

         Воспроизведение - вид появления в сознании  представлений памяти, ранее воспринятых  мыслей, осуществление заученных  движений, в основе чего лежит  оживление следов, возникновение  в них возбуждения Узнавание - появление чувства знаковости  при повторном восприятии (благодаря  наличию слабого, минимального следа, который остался в коре головного  мозга после предыдущего восприятия).

       Воспроизведение  в отличие от узнавания характеризуется  тем, что образы, закреплённые в  памяти, актуализируются без опоры  на вторичное восприятие тех  или иных объектов. Физиологически  это означает наличие различных  следов - стойких, прочных (воспроизведение) или слабых, нестойких и непрочных (узнавание).

       Припоминание - наиболее активное воспроизведение, связанное с напряжением и требующее определённых волевых усилий.

        Формы проявления  памяти чрезвычайно многообразны. Объясняется это тем, что память  обслуживает все виды многообразной  деятельности человека.

         Образная  память - это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы.17 Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами: как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности

       Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно - логической.

        В словесно-логической  памяти главная роль принадлежит  второй сигнальной системе. Этот  вид памяти является специфически  человеческим видом, в отличие  от двигательной, эмоциональной  и образной, которые в своих  простейших формах свойственны  и животным. Опираясь на развитие  других видов памяти, словесно-логическая  память становиться ведущей по  отношению к ним, и от ее  развития зависит развитие всех  других видов памяти. Она играет  ведущую роль в усвоении знаний  в процессе обучения.

       Двигательная  память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться сначала, осуществлять те или иные действия.

       В зависимости  от целей деятельности память  делят на непроизвольную и  произвольную.

       Запоминание и  воспроизведение, в котором отсутствует  специальная цель что-то запомнить  или припомнить, называется непроизвольной  памятью. В тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорят о произвольной памяти. В последнем случае виды запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия.

       Память долговременная - подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное (часы, годы, иногда десятилетия) удержание знаний, а также сохранение умений и навыков и характеризуемая огромным объектом сохраняемой информации. Основным механизмом ввода данных в память долговременную и их фиксации обычно считается повторение, которое осуществляется на уровне кратковременной памяти.18

       В отличие от  долговременной памяти, для которой  характерно длительное сохранение  материала после многократного  его повторения и воспроизведения, кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением после однократного очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением.

        Долговременное  запоминание становится возможным  только при втором виде повторения, сопровождающемся включением удерживаемого  материала в систему ассоциативных  связей. В отличие от долговременной  памяти, в кратковременной памяти  может храниться лишь очень  ограниченное количество информации.

          Кроме  того, выделяют в отдельный вид  памяти - оперативную память. Оперативной памятью называют запоминание каких-то сведений, данных на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности. Например, в процессе получения результата удерживать в памяти действия необходимо до промежуточной операции, которые в дальнейшем могут быть забыты. Последнее обстоятельство очень важно - использованную информацию, утратившую свою значение, помнить нерационально - ведь операционная память должна быть заполнена новой информацией, необходимой для текущей деятельности.

       В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и также в определенной последовательности. Начало образной памяти связывается со вторым годом жизни, и считается, что этот вид памяти достигает своей высшей точки только к юношескому возрасту. Ранее других, около 6 месяцев от роду, начинает проявлять себя аффективная память, а самая первая по времени - это моторная, или двигательная, память.      

 Однако многие данные, в частности  факты, свидетельствующие о весьма  ранней онтогенетической эмоциональной  откликаемости младенца на обращение  матери, говорят о том, что, по-видимому, раньше других начинает действовать  аффективная, а не двигательная  память. Вполне может быть, что  они появляются и развиваются  практически одновременно. Во всяком  случае, окончательного ответа на  данный вопрос пока не получено.

           Под  несколько иным углом зрения  рассматривал историческое развитие  памяти человека Л.С. Выготский. 19Он считал, что совершенствование памяти человека в филогенезе шло главным образом по линии улучшения средств запоминания и изменения связей мнемической функции с другими психическими процессами и состояниями человека. Исторически развиваясь, обогащая свою материальную и духовную культуру, человек вырабатывал все более совершенные средства запоминания, наиболее важным из которых является письмо. (В течение XX в., уже после ухода Л.С. Выготского из жизни, к ним добавилось множество других, весьма эффективных средств запоминания и хранения формации, особенно в связи с научно-техническим прогрессом.) Благодаря различным формам речи - устной, письменной, внешней, внутренней - человек оказался способным подчинить память своей воле, разумно контролировать ход запоминания, управлять процессом сохранения и воспроизведения информации.

          Специальные  исследования непосредственного  и опосредствованного запоминания  в детском возрасте провел  А.Н. Леонтьев. Роль мнемотехнических  средств в совершенствовании  памяти, по его мнению, состоит  в том, что, «обращаясь к употреблению  вспомогательных средств, мы тем  самым изменяем принципиальную  структуру нашего акта запоминания; прежде прямое, непосредственное  наше запоминание становится  опосредствованным»

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Возрастные особенности  памяти у детей младшего дошкольного  возраста

 

На разных ступенях дошкольного  детства память детей имеет свои особенности. Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года) не умеют целенаправленно запоминать и припоминать, так как у них еще отсутствуют виды  памяти как специальные действия, направленные на запоминание и припоминание.20 В этом возрасте и запоминание, и припоминание осуществляется ребенком непреднамеренно в процессе выполнения им практической или игровой деятельности. Причем припоминание проявляется преимущественно в форме узнавания или ранее воспринимавшегося, или сходного с тем, что уже знакомо. Воспроизведение определенного, заданного материала в отсутствие предметной ситуации, способствующей этому, осуществляется в очень узких пределах. По данным ряда авторов (А.Н. Леонтьев, З.М. Истомина, Н.А. Корниенко, П.И. Зинченко), дети этого возраста могут воспроизвести в среднем не более 4-х предметов или их изображений из 10-15-ти предъявленных им и не более 2-х слов.21

Связный текст – стихи, потешки, сказки – маленькие дети запоминают с большей легкостью. По мнению Р.И. Жуковской этому способствует целый ряд условий, облегчающих запоминание: большое количество повторений; эмоциональная насыщенность текста; звучность и чёткий ритм стихотворного текста; сочетание речевых ритмов с ритмом движения всего тела.22

Преобладающими видами памяти у детей младшего дошкольного  возраста являются - двигательная и наглядно-образная.

Двигательная память появляется уже в младенчестве, когда ребенок только начинает хватать руками предметы, учится ползать и ходить. В раннем возрасте ребенок уже учится бегать, прыгать, купаться, одеваться. В дошкольном возрасте работа двигательной памяти становится намного сложнее.

Очень богата детская память образами отдельных конкретных предметов, когда-то воспринятых ребенком: вкус какого-то напитка и пирожного, запах апельсинов и цветов, звуки музыки, мягкая на ощупь шерстка у кошки и т. п. Это и есть образная память - память на то, что воспринимается при помощи органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния. 23Поэтому образную память делят на зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, осязательную.

                  Выдающийся отечественный психолог  Л.С. Выготский полагал, что  в дошкольном возрасте память становится ведущей психической функцией 24

А.Н. Леонтьев  и П.И. Зинченко  установили, что мнемическая  деятельность начинает формироваться именно в дошкольном возрасте, которая имеет свои цели, приемы и способы. Появляется произвольная память. На протяжении дошкольного возраста ребенок учится регулировать этим процессом, ставить перед собой цель что-либо запомнить или припомнить. У него образовываются  специальные мнемические действия.25

З.М. Истомина изучала процесс выделения и осознания  ребенком мнемической цели. Переход к сознательно управляемым мнемическим действиям - сложный процесс, включающий ряд этапов. Вначале ребенок выделяет и осознает мнемическую цель, задачей которой является запомнить или припомнить, а затем он начинает использовать равносильной  этой цели действия и операции. В самом начале мнемическая цель предлагается перед ребенком взрослым и формулируется словесно. Но постепенно при помощи взрослого, ставящего соответствующие задачи, у самого ребенка появляется намерение что-то запомнить для припоминания в будущем, т.е. ребенок учится самостоятельно ставить перед собой мнемическую цель. Было установлено, что «ребенок осознает и выделяет мнемические цели лишь тогда, когда он сталкивается с такими условиями, которые требуют от него активного припоминания и запоминания». 26 При этом одного этого условия недостаточно. Выделение и осознание мнемической цели ребенком зависит еще от мотива, желания ребенка к деятельности (передать поручение, усвоить знание и т.д.). Автор указывает, что «мотив сообщает смысл цели и тем действиям, которые затем последуют».27

Эффективность запоминания  зависит от характера деятельности, выполняемой дошкольником. Полученные З.М.Истоминой данные показывают, что  наиболее подходящим условием  для  проявления у ребенка намерения  запомнить и припомнить что-либо является выполнение практического  поручения взрослого в ходе совместной с ним деятельности. Также  З.М. Истоминой было выявлено, что припоминание приобретает произвольный характер раньше, чем запоминание. Это  происходит потому, что именно при  воспроизведении ребенок сталкивается с необходимостью сделать что-то для того, чтобы припомнить требуемое. Это и вызывает поиски способов припоминания. Непреднамеренное и непроизвольное запоминание является преобладающей  формой запоминания на протяжении всего  дошкольного возраста. Это выражается, когда дошкольники, как правило, запоминают ситуацию, слова, предметы и отношения, происходящие с ними в ходе какой-либо деятельности (практической, игровой, учебной) и в зависимости от заинтересованности, которую они проявляют при её выполнении.28

А.В. Запорожец  и  Д.Б. Эльконин определили, что сходные обстоятельства могут быть воспроизведены и в игровой ситуации. При невозможности ребенка участвовать в практической деятельности взрослого соответствующие игры создают условия для успешного развития у него произвольных форм памяти.29

Продуктивность произвольного  и непроизвольного запоминания  у младших дошкольников исследовалось П.И. Зинченко. Он обнаружил, что продуктивность обеих форм запоминания с возрастом повышается, но продуктивность непроизвольного запоминания в дошкольном возрасте превышает продуктивность произвольного запоминания.30

Общее увеличение продуктивности запоминания на протяжении дошкольного  детства отмечалось в исследованиях  А.Н. Леонтьева, Н.А. Корниенко.

Повышение эффективности  памяти в дошкольном возрасте способствует развитие содержания деятельности, производимой ребёнком в отношении запоминаемых объектов, а также формирование и  развитие самих средств запоминания. Материалы исследований Л.В. Занкова и Д.М. Маянц показывают, что дошкольники при запоминании начинают прибегать к простейшим формам обобщения, относить запоминаемые ими объекты к определённой категории. В работах Т. В. Ендовицкой и Н.А. Корниенко также указывается на наличие у дошкольников обобщений запоминаемого материала, объединения его в смысловые группы.31

Исследования, проведенные Н.А. Корниенко и А.Н. Леонтьевым, показали, что эффективность запоминания у детей дошкольного возраста зависит от степени осмысленности, понятности для ребенка запоминаемого материала.32

В дошкольном возрасте речевая  опосредованность играет большую роль в понимании материала детьми. Влияние речевой опосредованности при установлении смысловых связей на благополучное запоминание у детей дошкольного возраста было прослежено Т.В. Ендовицкой.33

Участие речи в принятии смысловых связей внутри запоминаемого  материала является одним из центральных  факторов развития памяти дошкольников. Замещение наглядно-образных связей связями речевыми знаменует собой переход к внутренне опосредствованному запоминанию, что делает возможным  развития у детей словесно-логической памяти. Как показывают данные исследования Н.А. Корниенко, на протяжении дошкольного  детства темп развития запоминания  словесного материала превышает  темп развития запоминания наглядного материала.34

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование и воспитание дошкольников происходит в процессе деятельности. Деятельность дошкольника характеризуется  тем, что она направлена на ближайшие  конкретные цели. Поэтому содержание запоминаемого и припоминаемого определяется тем, что ребёнку непосредственно нужно и интересно. Запоминание, носящие характер заучивания, осуществляется ребенком с большим трудом и то лишь в конце дошкольного периода.

Информация о работе Особенности развития памяти у детей младшего дошкольного возраста