Взаимосвязь самооценки подростка с социометрическим статусом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: самооценка

Предмет исследования: взаимосвязь уровня самооценки ребёнка подросткового возраста с социометрическим статусом в группе.

Цель исследования: выявить, как влияет статус подростка на его самооценку.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3

1. Самооценка. Понятие самооценки…………………………………....5

1.1. Самооценка и Я-концепция личности……………………………...7

1.2. Виды самооценки……………………………………………………8

2. Особенности подросткового возраста………………………………12

2.1.Формирования самосознания в подростковом возрасте………….13

2.2. Формирования «Я-концепции подростка»………………………..15

2.3. Особенности межличностных взаимоотношений подростков со сверстниками……………….....................................................................18

3. Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки подростка с социометрическим статусом……………………………………………24

3.1. Рабочая концепция исследования…………………………………24

3.2. Программа исследования…………………………………………..25

3.3. Организация исследования………………………………………...26

3.3.1. Обоснование методов и методик исследования………………..26

3.3.2. Обоснование и описание процедуры исследования…………....28

3.3.3. Обоснование и описание выборки……………………………....28

3.4. Анализ результатов………………………………………………...29

Выводы…………………………………………………………………..35

Заключение……………………………………………………………...36

Список литературы……………………………………………………..38

Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 271.00 Кб (Скачать файл)

Слишком высокая самооценка приводит к тому, что человек переоценивает себя и свои возможности. В результате этого у него возникают необоснованные претензии, зачастую не поддерживаемые окружающими. Имея опыт подобного «отвержения», индивид может замкнуться в себе, разрушая межличностные отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

Самооценка как важнейший компонент целостного самосознания личности, выступает необходимым условием гармонических отношении человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие. Адекватная самооценка коррелирует с позитивным отношением к другим людям, а также способностью к самораскрытию, установлению глубоких межличностных контактов.

Я-концепция — это обобщенное представление о самом себе. Наиболее фундаментальным является в процессе социализации влияние семьи. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя.

Я-концепция - это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний.

Самооценка - это осознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды.

В чем же отличие Я-концепции от самооценки. Я-концепция представляет набор скорее описательных, чем оценочных представлений о себе, хотя, конечно, та или иная часть Я-концепции может быть окрашена положительно или отрицательно. Понятие самооценки, наоборот, непосредственно связано с тем, как человек оценивает себя, свои собственные качества.

Самооценка — непременный спутник нашего «Я». С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности подросткового возраста.

Важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Именно в этот период, согласно мнению одного из крупнейших отечественных психологов Б. Г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности.

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир.

В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека. [4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Формирования самосознания в подростковом возрасте.

Фаза индивидуализации в подростковом возрасте характеризуется уточнением и развитием представлений о самом себе - активным формированием образа «Я». Ведущим центральным психическим новообразованием подростка становится чувство взрослости и становящееся самосознание, потребность осознать себя как личность. У подростка возникает интерес к своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми. Потребность самосознания возникает из практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых коллектива и потребностью оценить свои возможности, для того чтобы найти свое место в коллективе.[12]

На первых порах в основе самосознания подростка по-прежнему лежат суждения о нем других - взрослых (учителей и родителей), коллектива, товарищей. Младший подросток словно смотрит на себя глазами окружающих. Подрастая, ребенок начинает более критично относится к оценкам взрослых, для него становятся важными и оценки его сверстников, и собственные представления об идеале; помимо этого, начинает сказываться тенденция самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность. Но поскольку подросток еще не обладает достаточным умением правильно анализировать собственные личностные проявления, то на этой основе возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его реальным положением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и товарищей. Установлено, что у детей, негативно воспринимаемых сверстниками, складывается более низкая самооценка, и наоборот.

Таким образом, только в подростковом возрасте начинает развиваться подлинная самооценка - оценка человеком самого себя с преимущественной опорой на критерии своего внутреннего мира, обусловленные собственным «Я». Это не означает, что оценка окружающих теперь не является значимой: она просто в норме перестает играть доминирующую роль.[12]

У подростка ярко проявляется мотивационно-потребностная сфера - сфера общения, эмоциональных контактов. В этом возрасте чрезвычайно развито чувство аффилиации, т.е. стремления принадлежности к группам себе подобных. Остро переживается любое нарушение в сфере взаимоотношений с товарищами. Действительная или мнимая потеря привычного положения нередко воспринимается молодым человеком как трагедия. Самооценка своего места в социуме, играет если не решающую, то одну из главных ролей в формировании личности, определяя в значительной степени социальную адаптацию и дезадаптацию личности, являясь регулятором поведения и деятельности.[14]

Если самооценка подростка не находит опоры в социуме и потребность в самоуважении остается нереализованной, - развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Одним из распространенных путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой характеристика его личности окружающими адекватна самооценке или даже превосходит ее. Описанный путь снятия противоречия между оценкой и самооценкой иногда может приводить к негативным последствиям, в зависимости от вида неформальной группы, в которую включается подросток.

Самооценка подростка зачастую нестабильна и не дифференцирована. Согласно литературным данным, на подростковый возраст приходится самый противоречивый, конфликтный этап развития самооценки. В различные возрастные периоды подростки оценивают себя по-разному. Самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть немало немотивированных поступков. Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание. физическое развитие, давая преимущества в росте, физической силе и т. п., способствует повышению престижа у сверстников и уровня притязаний.[14]

 

 

 

2.2. Формирование «Я-концепции»  подростка.

Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности.

Например, адекватный уровень самооценки способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности. Обнаруживается также определенная связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости и наблюдается более высокий общественный и личный статус. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное. [19]

Агрессивные подростки характеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций.

Подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие – что депрессивный аффект проявляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку.

Известно, что начиная, примерно с 8 лет дети активно проявляют способность к оценке своей успешности в разных областях. Наиболее значимыми из них оказались пять: школьная успеваемость, внешность, физические способности, поведение и социальное принятие. Однако в подростковом возрасте школьная успеваемость и поведение становятся важны для оценки родителей, а три другие — для сверстников.

Влияние семьи и родительского отношения на формирование самооценки подростков имеет не меньшую значимость, чем в более младших возрастных группах. Кроме непосредственного влияния родительской оценки и их эмоционального отношения к ребенку большое значение на формирование самоотношения влияет стиль общения в семье. Так, два выделенных вида стиля общения различным образом влияют на самооценку подростка.

Симметричный стиль. Предполагает общение членов семьи, основанное на партнерских началах. Такое общение способствует формированию у ребенка системы собственных критериев самооценивания, поскольку самоуважение подростка поддерживается не только уважительным отношением родителей, но также оценкой эффективности его деятельности. В дальнейшем это является фактором, способствующим эмансипации самооценки подростка.

Ассиметричный стиль общения в семье предполагает ограничение участия ребенка в подготовке и принятии решений, что ведет в дальнейшем к формированию у него неблагоприятного самоотношения и образа Я.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

Ведущим центральным психическим новообразованием подростка становится чувство взрослости и становящееся самосознание, потребность осознать себя как личность.

Потребность самосознания возникает из практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых коллектива и потребностью оценить свои возможности, для того чтобы найти свое место в коллективе.

Только в подростковом возрасте начинает развиваться подлинная самооценка - оценка человеком самого себя с преимущественной опорой на критерии своего внутреннего мира, обусловленные собственным «Я». Это не означает, что оценка окружающих теперь не является значимой: она просто в норме перестает играть доминирующую роль.

В этом возрасте чрезвычайно развито чувство аффилиации, т.е. стремления принадлежности к группам себе подобных. Остро переживается любое нарушение в сфере взаимоотношений с товарищами.

. Самооценка своего места в социуме, играет если не решающую, то одну из главных ролей в формировании личности, определяя в значительной степени социальную адаптацию и дезадаптацию личности, являясь регулятором поведения и деятельности. Согласно литературным данным, на подростковый возраст приходится самый противоречивый, конфликтный этап развития самооценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Особенности межличностных взаимоотношений подростков со сверстниками

Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с  точки зрения социальной,  производственной, экономической, бытовой, профессиональной,  возрастной  и  т.п.  общности  [13].  Сразу  же  следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место  двоякое употребление понятия  «группа».  С  одной  стороны,  в  практике,  например, демографического  анализа,  в  различных  ветвях  статистики  имеются  ввиду условные группы: произвольные  объединения  (группировки)  людей  по  какому либо общему признаку необходимому в данной системе анализа.

    С  другой  стороны,  в  целом  цикле  общественных  наук  под   группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны  вместе, объединены одним общим  признаком,  разновидностью  совместной  деятельности или помещены в какие-то  идентичные  условия,  обстоятельства,  определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

    Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными  и реальными. Реальные группы делят  на  малые  и  большие,  официальные  и  не официальные,  устойчивые  и   ситуативные,   организованные   и   стихийные, контактные  и неконтактные.  Стихийные -    К.К.Платонов    назвал «неорганизованными группами».

Непосредственно общие качества группы:

1. Интегративность - мера единства, слитности, общности членов  группы  друг  с другом, (отсутствие интегративности - разобщенность, дезинтеграция).

Информация о работе Взаимосвязь самооценки подростка с социометрическим статусом