Взаимосвязь самооценки подростка с социометрическим статусом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: самооценка

Предмет исследования: взаимосвязь уровня самооценки ребёнка подросткового возраста с социометрическим статусом в группе.

Цель исследования: выявить, как влияет статус подростка на его самооценку.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3

1. Самооценка. Понятие самооценки…………………………………....5

1.1. Самооценка и Я-концепция личности……………………………...7

1.2. Виды самооценки……………………………………………………8

2. Особенности подросткового возраста………………………………12

2.1.Формирования самосознания в подростковом возрасте………….13

2.2. Формирования «Я-концепции подростка»………………………..15

2.3. Особенности межличностных взаимоотношений подростков со сверстниками……………….....................................................................18

3. Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки подростка с социометрическим статусом……………………………………………24

3.1. Рабочая концепция исследования…………………………………24

3.2. Программа исследования…………………………………………..25

3.3. Организация исследования………………………………………...26

3.3.1. Обоснование методов и методик исследования………………..26

3.3.2. Обоснование и описание процедуры исследования…………....28

3.3.3. Обоснование и описание выборки……………………………....28

3.4. Анализ результатов………………………………………………...29

Выводы…………………………………………………………………..35

Заключение……………………………………………………………...36

Список литературы……………………………………………………..38

Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 271.00 Кб (Скачать файл)

Суждение — социометрический критерий, определяющий область (сферу деятельности или общения), к которым должны относиться производимые выборы.

Перед началом социометрического обследования члены коллектива получают специальную инструкцию. Полученные ответы обрабатывают и представляют в виде социограмм — специальных рисунков, которые наглядно показывают систему сложившихся в коллективе личных взаимоотношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3.2. Обоснование и описание процедуры исследования.

Исследование проходило в три этапа. Первый этап был направлен на выявления уровня самооценки подростков. На втором этапе мы измерили социометрический статус подростков в классе. После этого через два дня мы провели повторную методику измерения самооценки, для того что бы выявить взаимосвязь между социометрическим статусом и самооценкой.

Исследование проводилось в будние дни. 

3.3.3. Обоснование и описание выборки.

Данное исследование проводилось на 16 испытуемых, учащихся 8 класса. Возраст испытуемых 13-14 лет.

Выбор испытуемых обоснован тем, что именно в период подросткового возраста происходят серьёзные изменения как в психике, так и в характере его взаимоотношений.

Одним из главных моментов является то, что в подростковый период происходит выход человека на качественно новую социальную позицию, в которой формируется и активно развивается сознание и самосознание личности. Постепенно происходит отход от прямого копирования оценок взрослых, возрастает опора на внутренние критерии. Поведение подростка начинает все больше регулироваться его самооценкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4. Анализ результатов.

1. Для начала мы провели методику «Нахождения количественного уровня самооценки по С.А. Будасси» и получили результаты диагностики самооценки подростков. Данные диагностики представлены в таблице №1.

(Табл. №1)

Уровень самооценки подростков

№ Респондента

r

Уровень самооценки

Респондент №1

0,25

Ниже среднего

Респондент №2

0,4

Средний

Респондент №3

0,32

Средний

Респондент №4

0,23

Ниже среднего

Респондент №5

0,61

Выше среднего

Респондент №6

0,5

Средний

Респондент №7

0,28

Ниже среднего

Респондент №8

0,45

Средний

Респондент №9

0,61

Выше среднего

Респондент №10

0,1

Низкий

Респондент №11

0,38

Средний

Респондент №12

0,32

Средний

Респондент №13

0,35

Средний

Респондент №14

0,68

Высокий

Респондент №15

0,36

Средний

Респондент №16

0,28

Ниже среднего

 

Анализ таблицы показал, что из 16 респондентов у 1 человека самооценка низкая, у 4 человек – самооценка ниже среднего, у 8 человек самооценка – средняя, у 2 человек самооценка – выше среднего, у 1 человека самооценка – высокая.

Данные результаты мы получили с помощью формулы r =1 - (6 Σ d 2 /(n 3 -n)) , где где d - разность номеров рангов, n - число рассматриваемых свойств.

2. Следующим этапом было измерение социометрического статуса школьника. Полученные данные представлены в приложении 2. Обработав полученные данные мы составили следующую диаграмму, которая показывает статусное положения ученика в классе.

 

 

 

 

 

А – изолированные, Б – пренебрегаемые, В – предпочитаемые, Г – звезда.

 

 

 

Социометрический статус школьника

№ Респондента

Статусное положение

Респондент №1

Пренебрегаемый

Респондент №2

Предпочитаемый

Респондент №3

Изолированный

Респондент №4

Пренебрегаемый

Респондент №5

Звезда

Респондент №6

Предпочитаемый

Респондент №7

Изолированный

Респондент №8

Предпочитаемый

Респондент №9

Предпочитаемый

Респондент №10

Пренебрегаемый

Респондент №11

Предпочитаемый

Респондент №12

Пренебрегаемый

Респондент №13

Изолированный

Респондент №14

Предпочитаемый

Респондент №15

Изолированный

Респондент №16

Изолированный

 

 

3. Данные полученные социометрической методики мы объявили школьникам. После этого провели повторное исследование самооценки по методики С.А. Будасси, для того чтобы проследить влияния социометрического статуса на первоначальную самооценку. Результаты повторной методике на выявления уровня самооценки находятся в табл. 3.

 

 

 

 

 

Уровень самооценки подростков. (2)

№ Респондента

r

Уровень самооценки

Респондент №1

0,25

Ниже среднего

Респондент №2

0,52

Выше среднего

Респондент №3

0,43

Средний

Респондент №4

0,21

Ниже среднего

Респондент №5

0,67

Высокий

Респондент №6

0,55

Выше среднего

Респондент №7

0,18

Низкий

Респондент №8

0,51

Выше среднего

Респондент №9

0,61

Выше среднего

Респондент №10

0,2

Низкий

Респондент №11

0,48

Средний

Респондент №12

0,28

Ниже среднего

Респондент №13

0,35

Средний

Респондент №14

0,7

Высокий

Респондент №15

0,27

Ниже среднего

Респондент №16

0,22

Ниже среднего

 

4. Составим сравнительную таблицу, показывающую уровень самооценки подростков, до и после проведения социометрической методики.

Для того чтобы найти статистически значимую связь нами были переведены качественные показатели в количественные.

Звезда – 1

Предпочитаемый – 2

Изолированный – 3

Пренебрегаемый - 4

 

 

 

Сравнительная таблица

№ Респондента

Уровень самооценки(1)

Социометрический статус

Уровень самооценки(2)

Респондент №1

0,25

4

0,25

Респондент №2

0,4

2

0,52

Респондент №3

0,32

3

0,43

Респондент №4

0,23

4

0,21

Респондент №5

0,61

1

0,67

Респондент №6

0,5

2

0,55

Респондент №7

0,28

3

0,18

Респондент №8

0,45

2

0,51

Респондент №9

0,61

2

0,61

Респондент №10

0,1

4

0,2

Респондент №11

0,38

2

0,48

Респондент №12

0,32

4

0,28

Респондент №13

0,35

3

0,35

Респондент №14

0,68

2

0,7

Респондент №15

0,36

3

0,27

Респондент №16

0,28

3

0,22

 

При расчете  коэффициента ранговой корреляции Спирмена мы нашли связь между  первым исследованием самооценки и социометрическим статусом.

Результат расчета.

Число пар значений n= 16

Коэффициент корреляции

K= -0.95581360429038

Пересчет K для использования таблицы критических значений t-критерия Стьюдента

Tf = 12.16547877509

Критические значения из таблицы t-критерия Стьюдента

tcr = 2.1448 для P ≤ 0.05

tcr = 2.976 для P < 0.01

Корреляция статистически значима.

 

Так же при расчете коэффициента ранговой корреляции Спирмена мы нашли связь между социометрическим статусом подростка и вторым исследованием самооценки.

Результат расчета.

Число пар значений n= 16

Коэффициент корреляции

K= -0.89427956598999

Пересчет K для использования таблицы критических значений t-критерия Стьюдента

Tf = 7.4771452849402

Критические значения из таблицы t-критерия Стьюдента
tcr = 2.1448 для P ≤ 0.05

tcr = 2.976 для P < 0.01

Корреляция статистически значима.

Из приведенных данных видно, что результаты социометрии повлияли на самооценку школьников. В 37% (6 случаев) самооценка повышалась в попадания подростка в более высокую социальную группу, чем относил себя сам до проведения социометрии. В 31% (5 случаев) происходило понижение самооценки. Это происходило тогда, когда статус ребенка оказывался гораздо ниже ожидаемого. Но также присутствуют случаи, что у некоторых школьников при низкой самооценки и статусе пренебрегаемый самооценка в дальнейшем не понижалась.

 

 

 

Выводы

Проведя данное исследование, мы можем сделать следующие выводы:

1) В большинстве случаев самооценка подростков находилась в пределах нормы (средний уровень), но также были подростки с высоким и низким уровнем самооценки. Неадекватно высокой самооценки ни у одного из подростков выявлено не было.

2) Большинство подростков с адекватной самооценкой находились по показателям статуса выше, чем подростки с заниженной самооценкой.

3) Чем ниже статус подростка в группе, тем занижение становится его самооценка. Повышение статусного положения подростка способствует повышению уровня самооценки. Это говорит нам о том, что поставленная гипотеза в данной работе подтверждается.

 

 

 

 

Информация о работе Взаимосвязь самооценки подростка с социометрическим статусом