Взаимосвязь самооценки подростка с социометрическим статусом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: самооценка

Предмет исследования: взаимосвязь уровня самооценки ребёнка подросткового возраста с социометрическим статусом в группе.

Цель исследования: выявить, как влияет статус подростка на его самооценку.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3

1. Самооценка. Понятие самооценки…………………………………....5

1.1. Самооценка и Я-концепция личности……………………………...7

1.2. Виды самооценки……………………………………………………8

2. Особенности подросткового возраста………………………………12

2.1.Формирования самосознания в подростковом возрасте………….13

2.2. Формирования «Я-концепции подростка»………………………..15

2.3. Особенности межличностных взаимоотношений подростков со сверстниками……………….....................................................................18

3. Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки подростка с социометрическим статусом……………………………………………24

3.1. Рабочая концепция исследования…………………………………24

3.2. Программа исследования…………………………………………..25

3.3. Организация исследования………………………………………...26

3.3.1. Обоснование методов и методик исследования………………..26

3.3.2. Обоснование и описание процедуры исследования…………....28

3.3.3. Обоснование и описание выборки……………………………....28

3.4. Анализ результатов………………………………………………...29

Выводы…………………………………………………………………..35

Заключение……………………………………………………………...36

Список литературы……………………………………………………..38

Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 271.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Становление самооценки, как одного из основных компонентов Я-концепции, происходит в подростковом возрасте. Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а так же на основе соотношения реального и идеального представления о себе. От уровня самооценки подростка зависит его социальный статус в группе. Установлено, что подростки, обладающие высоким статусом, чаще имеют адекватную и высокую самооценку, а подростки с заниженной и низкой самооценкой зачастую имеют неблагоприятный статус в межличностных отношениях.

Адекватный уровень самооценки способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности. Обнаруживается также определенная связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости, и наблюдается более высокий общественный и личный статус. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

Неадекватная самооценка осложняется жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих, тех людей, которые, в разных ситуациях - производственных, бытовых и других - общаются с ними.

При чрезмерно завышенной или заниженной самооценке подросток менее контактен (в первом случае у него может быть ослаблена потребность в постоянном общении за счет высокого самомнения и, во многих случаях, низкого оценивания им окружающих; во втором – снижены способности к установлению контактов). Это отражается на отношении к ним окружающих. Если подросток имеет самооценку большую либо равную реалистичной, то величина его контактной активности обратно соотносится с самооценкой.

На основе проделанной нами работы, мы можем сказать, что подростки способны перестраивать свою самооценку под влиянием мнения коллектива.

Чем выше положение подростка, тем выше уровень его самооценки. Если же статус подростка занижен, то и уровень его самооценки понижается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.    Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М., 2003..

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М. Просвещение, 2001.

3.    Будасси С.А. Защитные механизмы личности. М., 1998.

4.  Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. – М.: Просвещение, 1998.

5. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск, 1993.

6.  Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя. - Л., 1972.

7.   Липкина А.И. Самооценка школьника. - М.: Знание, 1976.

8.  Самооценка и ее влияние на межличностные отношения / Под ред. М.В. Смирновой. - М.: ЭСТ, 2000.

9.   Соколова Е.А. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М., 1996.

10.  Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

11. Мудрик А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. - М., Знание, 1997.

12.   Психология подростка. Хрестоматия. Сост.Фролов Ю.И. МГУ РПА, 1997.

13.  Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Серия «Психологическая энциклопедия». Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

14. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М., Мир, 1994.

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. - М.: Педагогика, 1989.

16.  Столин В.В. Самосознание личности.- М.,1983.

17. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 1997.

18. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М.,Педагогика, 1989.

19.  Хорни К. Самосознание. М., 1996.

20.  Ярцев Д.В. Особенности формирования самооценки подростков с высоким уровнем умственных способностей// Прикладная психология №4, 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Таблица для проведения тестирования по методу С.А. Будасси.

Качества личности

Идеал

Реальное Я

d

d 2

Беспечность

 

 

 

 

Вспыльчивость

 

 

 

 

Застенчивость

 

 

 

 

Жизнерадостность

 

 

 

 

Капризность

 

 

 

 

Медлительность

 

 

 

 

Мнительность

 

 

 

 

Настойчивость

 

 

 

 

Нервозность

 

 

 

 

Нерешительность

 

 

 

 

Осторожность

 

 

 

 

Пассивность

 

 

 

 

Смелость

 

 

 

 

Терпеливость

 

 

 

 

Увлекаемость

 

 

 

 

Упрямство

 

 

 

 

Уступчивость

 

 

 

 

Холодность

 

 

 

 

Энергичность

 

 

 

 

Энтузиазм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 



Информация о работе Взаимосвязь самооценки подростка с социометрическим статусом