Взаимосвязь самооценки подростка с социометрическим статусом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: самооценка

Предмет исследования: взаимосвязь уровня самооценки ребёнка подросткового возраста с социометрическим статусом в группе.

Цель исследования: выявить, как влияет статус подростка на его самооценку.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3

1. Самооценка. Понятие самооценки…………………………………....5

1.1. Самооценка и Я-концепция личности……………………………...7

1.2. Виды самооценки……………………………………………………8

2. Особенности подросткового возраста………………………………12

2.1.Формирования самосознания в подростковом возрасте………….13

2.2. Формирования «Я-концепции подростка»………………………..15

2.3. Особенности межличностных взаимоотношений подростков со сверстниками……………….....................................................................18

3. Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки подростка с социометрическим статусом……………………………………………24

3.1. Рабочая концепция исследования…………………………………24

3.2. Программа исследования…………………………………………..25

3.3. Организация исследования………………………………………...26

3.3.1. Обоснование методов и методик исследования………………..26

3.3.2. Обоснование и описание процедуры исследования…………....28

3.3.3. Обоснование и описание выборки……………………………....28

3.4. Анализ результатов………………………………………………...29

Выводы…………………………………………………………………..35

Заключение……………………………………………………………...36

Список литературы……………………………………………………..38

Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 271.00 Кб (Скачать файл)

2. Микроклимат  определяет  самочувствие   каждой   личности   в   группе,   ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.

3. Референтность - степень принятия членами группы групповых эталонов.

4.Лидерство - степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу  в целом в направлении осуществления групповых задач.

5. Интрагрупповая  активность  -  мера  активизации  групповой  составляющих  ее личностей.

Интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы.

    Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие: направленность группы - социальная  ценность  принятых  ею  целей,  мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм; организованность - реальная способность группы к самоуправлению; эмоциональность  -   межличностные   связи   эмоционального   характера, преобладающей эмоциональный настрой группы; интеллектуальная коммуникативность - характер межличностного  восприятия  и установления взаимопонимания, нахождения общего языка; волевая коммуникативность - способность группы  противостоять  трудностям  и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.

Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей  особой социальной ситуацией развития. Понятие  социальной  ситуации  развития  было введено Л.С. Выготским для характеристики развития личности  ребенка  внутри определенного возрастного этапа на основе конкретно – исторической системы его отношений с социальной действительностью. Понятие  социальной  ситуации развития может быть применено и к характеристике детской группы.

      Это, прежде всего  объективные  условия  существования  данной  группы, определяемые исторической эпохой, культурой и пр.

       Другим  компонентом  социальной  ситуации  развития  детской   группы является  её  объективный  социальный  статус,  определяемый, прежде всего положением детства как социально – возрастной группы в структуре общества.

       Помимо  объективных  условий  социальной  ситуации  развития  детской группы существует  субъективный  аспект  социальной  ситуации  развития.  Он представлен социальной позицией, т.е.  отношение  членов  детской  группы  к этим объективным условиям, статусу, и их готовностью к принятию этой позиции и действиям в соответствии с ней.

      Анализ социальной ситуации развития позволяет раскрыть  содержание межличностных отношений в детских группах. В детских и подростковых  группах могут быть выделены функционально – ролевые,  эмоционально – оценочные и личностно – смысловые отношения между сверстниками.

     Эмоционально – оценочные отношения выявляются в  непосредственном взаимодействии детей, отражая систему их   предпочтений. Знание этих отношений позволяет ответить на многие  вопросы связанные с поведением ребенка. На первый план здесь выступают  эмоциональные предпочтения – симпатии, антипатии, дружеские предпочтения и т.д.

Взаимоотношения со сверстниками в подростковом возрасте становятся более  избирательными и стабильными. При сохранении высоко ценимых свойств  «хорошего товарища» повышается роль нравственного компонента во взаимооценках.  Морально – волевые характеристики партнера становятся важнейшим основанием предпочтений. Статус  личности более всего связан  с волевыми иинтеллектуальными свойствами ученика. Высоко оцениваются сверстники, которых отличают готовность и умение быть хорошим товарищем. Доброта, как и в начальной школе, остается одним из ведущих  оснований  межличностного выбора.

Выявлено, что «предпочитаемые» и «отверженные» подростки в  классе отличаются разными системами ориентаций. «Предпочитаемые» в большей  степени ориентированы на совместную деятельность. Когда они осознают угрозу утраты статуса, их стратегия поведения становиться  активной и деятельность приобретает более интенсивный,  целенаправленный,  организованный  характер. Ученики с неблагоприятным положением в классе  фиксированы  главным  образом на  взаимоотношениях  со  сверстниками.  В случае угрозы их и без того неблагополучному положению в группе они аффективно реагируют на  ситуацию  и даже готовы  вовсе разорвать отношения со сверстниками [9]. Значимость эмоциональных связей в группах сверстников столь велика, что их нарушения, сопровождающиеся стойкими состояниями тревоги и психологического дискомфорта, могут оказаться причиной неврозов.

Как популярные, так и непопулярные школьники отличаются по  уровню социального развития личности. Первые демонстрируют более зрелые подходы к анализу конфликтов. Они анализируют ситуации  достаточно объективно и рассматривают их даже несколько отстраненно.   Восприятие событий у непопулярных ограничено рамками конкретной конфликтной ситуации.  Они либо уходят от решения, либо, ориентируясь на  сиюминутный  результат, не задумываются о последствиях предпринятых ими действий.

Обостренная потребность в индивидуализации личности в  сочетании с максимализмом в оценках окружающих, которые тоже  стремятся обрести и продемонстрировать свою индивидуальность, может   осложнять процессы группового развития. «Индивидуализация рождает  напряженную потребность, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого» [19]. Уровень развития   коллективных отношений определяет специфику процессов индивидуализации. В классах, где взаимоотношения основаны на доверии, взаимопомощи, ответственности, проявления самобытности, независимо от статуса членов группы, встречают поддержку и способствуют интеграции личности в группе. Обогащенной оказывается не только личность,  проявляющая творческую инициативу, смелость в отказе от отрицательных  традиций, но и коллектив. В группах с низким уровнем коллективных  отношений проявления индивидуальности пресекаются без учета их   нравственного содержания. Необычность одноклассника воспринимается как нежелательный фактор и несет в себе угрозу для персонализации остальных.  В классах с подобным типом межличностных отношений индивидуализация   одного происходит за счет деиндивидуализации других.

Каждый подросток  психологически принадлежит к нескольким группам: семье, школьному классу, дружеским компаниям и т.п. Если цели и ценности групп не противоречат друг другу, формирование личности подростка проходит в  однотипных социальных условиях. Противоречивость норм и ценностей различных групп ставит подростка в позицию выбора. Нравственный выбор  может сопровождаться межличностными и внутриличностными конфликтами. Из множества сфер общения подростком выделяется  референтная группа сверстников, с требованиями которой он считается и на  мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с  точки зрения социальной,  производственной, экономической, бытовой, профессиональной,  возрастной  и  т.п.  общности  [13].

    Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными  и реальными. Реальные группы делят  на  малые  и  большие,  официальные  и  не официальные,  устойчивые  и   ситуативные,   организованные   и   стихийные, контактные  и неконтактные.

Каждый подросток  психологически принадлежит к нескольким группам: семье, школьному классу, дружеским компаниям и т.п. Если цели и ценности групп не противоречат друг другу, формирование личности подростка проходит в  однотипных социальных условиях. Противоречивость норм и ценностей различных групп ставит подростка в позицию выбора.

Из множества сфер общения подростком выделяется  референтная группа сверстников, с требованиями которой он считается и на  мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях.

Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей  особой социальной ситуацией развития. Понятие  социальной  ситуации  развития  было введено Л.С. Выготским для характеристики развития личности  ребенка  внутри определенного возрастного этапа на основе конкретно – исторической системы его отношений с социальной действительностью. Понятие  социальной  ситуации развития может быть применено и к характеристике детской группы.

  Компонентом  социальной  ситуации  развития  детской   группы является  её  объективный  социальный  статус,  определяемый, прежде всего положением детства как социально – возрастной группы в структуре общества.

 

 

3. Эмпирическое исследование влияния группы на самооценку подростка.

3.1. Рабочая концепция исследования.

Самооценка – это оценка личностью самого себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям.

Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека – потребностью в самоутверждении, которое определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит – уровню притязаний.

Подростковый возраст - это период, занимающий промежуточное положение между детством и юностью. Одной из основных задач подросткового возраста является психологическое отделение подростка от родителей и приобретение им независимости. В этот период у подростков  отмечается эмоциональная неустойчивость, резкие изменения в поведении, колебания самооценки, увеличение конфликтности, стремление к полной независимости  от близких взрослых, снижение школьной успеваемости.

В подростковом возрасте начинает развиваться подлинная самооценка - оценка человеком самого себя с преимущественной опорой на критерии своего внутреннего мира, обусловленные собственным «Я». Это не означает, что оценка окружающих теперь не является значимой: она просто в норме перестает играть доминирующую роль.

Группа - ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, структуры, уровня развития и т.д.)

 

 

 

 

3.2. Программа исследования.

Целью исследования является выявление связи между самооценкой подростка и его социометрического статуса.

Объект исследования: самооценка подростка.

Предмет исследования: зависимость  уровня  самооценки  ребенка    подросткового возраста от его статуса в группе.

Задачи:

1. Выбрать экспериментальные методы исследования соответствующие РКИ.

2. Провести анализ самооценки подростков с помощью методики С.А. Будасси.

3. Провести диагностику межличностных отношений в группе подростков с помощью методики выявления социометрического статуса личности и структуры межличностных связей в группе (социометрия).

4. Провести повторный анализ самооценки подростков для выявления связи с социометрическим статусом (Методика Будасси).

Гипотеза  1:       Низкий статус подростка в классе формирует низкую самооценку.

Гипотеза 2: Повышение статусного положения подростка способствует повышению уровня самооценки.

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Организация исследования

3.3.1. Обоснование методов и методик исследования

В нашем исследовании мы использовали две методики – нахождение количественного выражения уровня самооценки по С.А. Будасси; методика выявления социометрического статуса (социометрия).

1. Нахождения количественного уровня самооценки по С.А. Будасси.

Методика С.А. Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, т.е. ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования.

ИНСТРУКЦИЯ

Испытуемым раздали карточки с таблицей (см. приложение 1) и провели инструктаж:

Сначала выберите из перечисленных 20 слов наиболее неприятное для Вас. Поставьте напротив этого слова в колонке «Идеал» цифру 1. Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наиболее неприятное качество и поставьте напротив этого слова цифру 2. И так до конца списка. Потом из этих же слов выберите качество, наименее характерное для вас. И поставьте напротив этого качества в колонке «Реальное Я» цифру 1. Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наименее характерное для вас качество и поставьте напротив этого слова цифру 2. И таким образом до конца списка.

 

2. Социометрическая методика.

Социометрия широко применяется для изучения: проблем лидерства  и авторитета; социально – психологической совместимости; микрогрупп (в том числе и динамики их развития). Целью же нашего исследования являлось определение положения школьников в системе взаимоотношений (статус), для получения более полной картины самооценки подростков данной группы, а также проверки корреляции между самооценкой и оценкой окружающими (ее адекватности).

При социометрическом исследовании ученического коллектива его участникам предлагается выбрать товарищей, к которым они испытывают наибольшие, (наименьшие) симпатии, хотели бы вместе жить и работать (например, отдыхать в одном лагере, быть в одном отряде и т.д.). Количество производимых выборов может быть ограниченным, скажем тремя или пятью, или неограниченным.

Школьникам предлагается ответить на 2 вопроса:

1. Кого из ваших товарищей вы хотели бы видеть в составе вновь организуемого класса?

2. Кого из ваших товарищей вы не хотели бы видеть во вновь организованном классе?

Информация о работе Взаимосвязь самооценки подростка с социометрическим статусом