Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:30, курс лекций

Описание работы

Вводная (2ч). Задачи синтетического курса возрастной анатомии, физиологии и гигиены. Понятие об организме, уровни его организации. Клетка как единица строения организма. Понятие о тканях организма. Понятие о фено- и генотипе. Роль генов в передаче наследственной информации. Взаимодействие организма и окружающей среды. Общие закономерности роста и развития. Проблема возрастной периодизации. Общий план строения человека. Пропорции тела и тип телосложения. Методы проведения антропометрических измерений.

Файлы: 1 файл

Soderzhanie_kursa_VAF_dlya_IMFI.doc

— 354.50 Кб (Скачать файл)


Содержание курса  «Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека»

 

  1. Вводная (2ч).  Задачи синтетического курса возрастной анатомии, физиологии и гигиены. Понятие об организме, уровни его организации. Клетка как единица строения организма. Понятие о тканях организма. Понятие о фено- и генотипе. Роль генов в передаче наследственной информации. Взаимодействие организма и окружающей среды. Общие закономерности роста и развития. Проблема возрастной периодизации. Общий план строения человека. Пропорции тела и тип телосложения. Методы проведения антропометрических измерений.
  2. Строение и функции нервной системы (2 ч). Общий план строения нервной системы и её роль в морфо-функциональном развитии организма. Строение и функции нейрона. Понятие о мембранном потенциале (покоя). Возникновение потенциала действия. Рефлекс – основной акт нервной деятельности. Классификация рефлексов. Нервные центры рефлексов. Рефлекторная дуга (рефлекторное кольцо). Механизм передачи возбуждения через синапс. Понятие о нервном центре. Свойства нервных центров. Учение П.К. Анохина о функциональных системах организма.
  3. Высшая нервная деятельность (2 ч). Понятие о высшей нервной деятельности (ВНД). Роль трудов И.М. Сеченова и И.П. Павлова в развитии учения о ВНД. Понятие условного рефлекса. Отличие условных рефлексов от безусловных. Правила образования условных рефлексов. Механизмы замыкания условно-рефлекторной связи. Торможение условных рефлексов (безусловное и условное). Динамический стереотип. Физиологические механизмы целенаправленного движения, поведения и обучения.
  4. Особенности  ВНД человека (2ч). Типы ВНД. Функциональная асимметрия мозга. Роль знания индивидуальных особенностей ВНД в осуществлении задач обучения и воспитания.  Сон и его физиологические механизмы, виды сна, теории сна, потребность в продолжительности сна у детей. Память, её виды и физиологические механизмы. Мотивации и эмоции. Теории эмоций. Нейрогуморальный субстрат эмоций.
  5. Физиология анализаторов. Возрастные особенности (2ч). Значение анализаторов в познании окружающего мира. Общие признаки в строении и функциях анализаторов. Двигательный анализатор. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Кожные виды рецепции. Гигиена кожи. Ноциорецепция.
  6. Строение и функции зрительного анализатора (2ч). Строение и функция органа зрения. Светопреломляющие среды глаза. Аккомодация. Особенности бинокулярного зрения. Строение сетчатки. Современные теории цветовосприятия. Зрительные иллюзии.  Возрастные особенности зрительного анализатора. Понятие о цветотерапии. Гигиена зрения.
  7. Анатомия и физиология желез внутренней секреции. Возрастные особенности (2ч). Понятие об эндокринных железах. Гормоны, их физиологическое значение. Роль желез внутренней секреции для физического, умственного и полового развития. Гипофиз, его локализация и гормоны. Щитовидная железа, надпочечники.
  8. Половое развитие человека и роль полового воспитания (2ч). Половое размножение как общебиологическое свойство. Пол. Половые признаки. Этапы половой дифференцировки. Особенности протекания полового созревания мальчиков и девочек. Роль полового воспитания в формировании психо-сексуальной сферы человека.
  9. Опорно-двигательный аппарат, возрастные особенности его развития (2ч). Значение опорно-двигательного аппарата. Строение скелета человека. Химический состав и соединение костей. Изгибы позвоночника. Понятие о правильной осанке и искривлении позвоночника. Влияние физической нагрузки на осанку. Профилактика нарушений осанки. Миология: основные группы скелетных мышц, структура мышечных волокон, механизм мышечного сокращения. Гигиенические требования к организации трудового (учебного) процесса, требования к мебели, одежде, залу для занятий.
  10. Сердечно-сосудистая система и система крови. Возрастные особенности (2ч). Общая схема кровообращения. ЭКГ-грамма. Движение крови по сосудам. Регуляция сердечно-сосудистой системы. Артерии, вены, капилляры. Методы измерения артериального давления и пульса. Изменение частоты сердечных сокращений с возрастом. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Методы оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы с помощью функциональных проб.  Функция, состав и основные параметры элементов крови. Роль системы крови в обеспечение иммунитета. Гигиена ССС и системы крови.
  11. Строение и функции дыхательной системы. Возрастные особенности (2ч). Механика дыхания. Лёгочные объёмы ЖЕЛ, МОД. Гигиена дыхательной системы. Вредное влияние курения на дыхательную систему. Понятие о микроклимате. Способы поддержания правильного воздушного режима в помещениях. Естественная и искусственная вентиляция. Борьба с пылью в здании. Современные теории правильного дыхания. Дыхательные упражнения. Профилактика ОРЗ.
  12. Анатомия и физиология пищеварительной системы. Возрастные особенности (2ч). Строение и функция отделов пищеварительной системы. Современные теории питания. Диеты. Принципы составления пищевых рационов. Гигиенические требования к питанию. Профилактика пищевых отравлений и кишечно-желудочных заболеваний. Обмен веществ и энергии. Понятие о гомеостазе. Терморегуляция. Понятие об иммунитете. Краткая характеристика белков, жиров, углеводов. Витамины. Авитаминоз.
  13. Современная концепция здоровья и здорового образа жизни. Понятие об аддикции и девиантном поведении. (4ч). Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития. Механизм наркотической зависимости. Понятие здорового образа жизни и его компонентов. Физиологические механизмы закаливания. Роль овладения здоровьесберегающими технологиями в продлении жизни и профессионального долголетия. 

 

Краткий лекционный курс по предмету «Возрастная  анатомия, физиология и гигиена человека»

Лекция 1. Вводная

Предмет ВАФиГЧ представляет собой синтетический курс, включающий в себя сведения о человеке из различных наук анатомии, физиологии и медицины.

Анатомия - наука о строении органов и систем.

Физиология - наука о функционирования органов, систем и организма в целом.

Гигиена - наука, изучающая взаимодействие  организма с внешней средой с целью разработки на этой основе гигиенических нормативов и требований, направленных на гармоничное развитие индивида, охрану  и укрепления его здоровья.

Задачей данного курса  являются:

  • ознакомление студентов с морфофукциональными особенностями человека;
  • естественнонаучные основы их будущей педагогической и хореографической  деятельности;
  • вооружение современными научными сведениями, которые помогут укрепить свое  здоровье и воспитанников, поддерживать высокую работоспособность;
  • врачебно-педагогический контроль, овладение методами самоконтроля;
  • а также эти знания способствуют адаптации первокурсников к студенческой жизни.

Рост и развитие  - основные закономерности онтогенеза человека

Понятие о росте и  развитии организмов является одним  из фундаментальных понятий в  возрастной физиологии. Под термином рост в настоящее время понимается увеличение длины, объема и массы тела  детей и подростков, связанные с увеличением числа клеток и количества составляющих их органических молекул, т.е. количественные изменения.

Под развитием понимаются качественные изменения в организме, заключающиеся в усложнении его организации, т.е. в усложнении строения и функций всех тканей и органов, усложнении их взаимоотношений и процессов регуляции.

Рост и развитие организма  тесно взаимосвязаны. В процессе роста и развития накапливаются  количественные изменения, приводящие к появлению новых возможностей организма. Развитие человека, особенно качественное, идет 3 путями, по трем уровням

Первый путь (низший уровень) - путь биологического созревания клеток, органов и организма в целом. Этот процесс запрограммирован и неизбежен, если только ему не препятствуют внешние обстоятельства. Второй путь (средний уровень) - путь самопроизвольного научения, возникающий в результате жизненного опыта. Третий путь (высший уровень) - путь целенаправленного учения, основанный на специальном обучении и тренировке. Первый путь естественный - биогенный, второй и третий - пути социально обусловленного развития.

Закономерные возрастные изменения затрагивают все уровни организации организма: биохимический, морфологический, функциональный, психический и т.д. В процессе индивидуального развития организм человека изменяется как единое целое. Его структура и функциональные особенности обусловлены взаимодействием всех органов и систем. Именно поэтому интегральными показателями онтогенеза могут служить рост и изменение формы, пропорций тела, специфическая морфо-функциональная дифференцировка физиологических систем и психических процессов.

В более узком смысле, рост характеризуется увеличением  длины тела и он является одним  из главных показателей здоровья и физического развития детей. Развитие ребенка представляет собой сложный процесс и для каждого индивидуума характеризуется рядом особенностей, определяемых различиями генетического аппарата и всей многоцветной мозаикой условий человеческой жизни.

Индивидуальное  развитие и возрастная периодизация

Индивидуальное развитие. Онтогенез – индивидуальное развитие организма от момента образования зиготы до естественной смерти индивида, он обусловлен влиянием наследственных факторов и определяется генетической программой, которая складывается в результате взаимодействия родительских генов. Генетическая программа индивидуального развития реализуется в определенных условиях окружающей среды. На различных этапах онтогенеза влияние генетической информации и окружающей среды неодинаково.

Возрастная  периодизация. Дошкольный и школьный возраст разделяют на следующие возрастные периоды: 1) младенческий - до 1 года; 2) раннее детство - от 1 до 3 лет; 3) дошкольный, или первое детство, - от 4 до 6-7 лет, 4) младший школьный, или второе детство, - от 6-7 до 12 лет (мальчики до 12 лет, девочки до 11 лет); 5) средний школьный, или подростковый, - от 12 до 15 лет (мальчики 12-15, девушки 11-15 лет); 6) старший школьный - от 16 до 18 лет.

Для более точной оценки индивидуального развития рекомендуют  наряду с календарным (паспортным) возрастом учитывать так называемый биологический возраст. Это связано с тем, что для каждого организма характерны только ему присущие темпы развития. Именно поэтому сроки отдельных возрастных этапов биологического развития не всегда совпадают с календарным возрастом. Биологический возраст оценивается по комплексу показателей: физическому развитию (рост, вес и т.д.), срокам окостенения скелета (“костный возраст”), степени половой зрелости и др.

На основании наиболее типичных для каждого возраста морфо-функцинальных особенностей  осуществляется возрастная периодизация онтогенеза человека. Наряду с типичным развитием, характерным для большинства представителей данной возрастно-половой группы, нередко встречаются разнообразные отклонения, которые можно свести к двум основным типам.

Акселерация развития (от лат. “acceleratio” - ускорение) - ускорение физического развития и функциональных систем организма детей и подростков. Термин “акселерация” был предложен в 1935 г. немецким ученым Е. Кохом и первоначально обозначал лишь ускорение роста и созревания детей и подростков ХХ века в сравнении с темпами роста и созревания детей и подростков того же возраста конца XIX века.

В настоящее время  термин “акселерация” употребляется  в основном в двух значениях: акселерация  эпохальная и внутригрупповая. Эпохальная акселерация обозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующим поколением. Массовые обследования физического развития детей различного возраста показали, что многие функциональные системы подростков значительно опережают хронологию развития, типичную для них 30-50 лет назад.

Под внутригрупповой  акселерацией понимают ускорение физического  развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. В среднем такие дети составляют 13-20% от общего числа детей данного возраста. Для акселератов характерны более высокий рост, большая мышечная сила, также у них раньше заканчивается рост в длину (обычно к 15-17 годам).

Ретардация развития (от лат. “retardatio” - замедление) - задержка физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков. Явление ретардации развития детей и подростков интересует ученых главным образом в связи с решением проблемы школьной зрелости. Биологические механизмы ретардации физического развития детей и подростков мало изучены. Большое значение имеют эндогенные и экзогенные причины. К первым относятся различные наследственные, врожденные и приобретенные в постнатальном онтогенезе органические нарушения, ко вторым - различные факторы социального характера.

Факторов, обусловливающих  акселерацию физического развития множество,  в частности биологические: эффект гетерозиса, связанного с широкой миграцией современного населения. На рост и развитие оказывают влияние социальные факторы: труд, физическое воспитание, питание, бытовые и гигиенические условия, климат, время года, наследственность, деятельность желез внутренней секреции. В подростковом возрасте взаимодействие внутренних и внешних факторов, прежде всего социальных (условия жизни, воспитание, учебная нагрузка, организация занятий физической культурой и спортом) существенным образом сказываются на физическом развитии, умственной и мышечной работоспособности, состоянии здоровья. а так же время года, климат и географические условия: наиболее благоприятен умеренный климат.

Очевидно, акселерация - явление временное, и связана она с модификационной изменчивостью ряда признаков человеческого организма. Распространенное мнение, что ускорение развития сопровождается повышением функциональных возможностей организма, не соответствует действительности. Есть многочисленные указания на то, что функциональные возможности и резистентность (невосприимчивость к неблагоприятным факторам) организма, опережающих свой возраст детей, как и отстающих, снижена. Это снижение особенно выражено в тех случаях, когда опережение происходит либо в росте, либо в развитии. Если между ростом и дифференциацией, то возможна дисгармония развития.

Рост и развитие отдельных  органов в целом, их систем и всего организма происходит неравномерно и неодновременно. Согласно взглядам П.К. Анохина [1975], сроки преобразования одних компонентов организма сдвинуты во времени относительно сроков изменения других, что обуславливает степень зрелости, а, следовательно, и специфику функционирования организма на разных этапах развития. Согласно концепции П.К. Анохина о системогенезе, гетерохронное возникновение и развитие функциональных систем определяет, прежде всего, адаптивные возможности организма. Этот приспособительный эффект отражает надежность функционирования биологических систем, которая достигается на разных этапах онтогенеза включением различных факторов.

Несмотря на неодинаковую скорость созревания различных функций, развитие организма происходит гармонично. Каждый возраст при этом является обязательным условием последующих возрастных изменений и создает необходимые возможности адаптации к действительности. С этих позиций совершенно неправомерно рассматривать отдельные периоды детства как неполноценные, несовершенные. Наконец, важной особенностью онтогенеза является определение всех его возрастных изменений диалектическим взаимодействием наследственных, социальных и социально-экологических факторов.

Строение тела человека. Клетки, ткани

В процессе изучения человека его структуры условно подразделяются на клетки, ткани, органы, системы органов, которые и формируют организмы. Однако следует предостеречь студента от буквального понимания этого деления. Организм един, он может существовать лишь благодаря своей целостности. Основной структурной единицей строения живого является клетка. Клетки и их производные образуют ткани, из которых сформированы, органы, образующие системы органов. И, наконец, системы интегрируются в целостный организм. Целостность организма обеспечивается благодаря единой нейро-гуморально-гормональной регуляции его функций. И. П. Павлов — гениальный основоположник теории нервизма — доказал ведущую роль нервной системы в интеграции организма и осуществлении его связи с внешней средой.

Информация о работе Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека