Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:30, курс лекций

Описание работы

Вводная (2ч). Задачи синтетического курса возрастной анатомии, физиологии и гигиены. Понятие об организме, уровни его организации. Клетка как единица строения организма. Понятие о тканях организма. Понятие о фено- и генотипе. Роль генов в передаче наследственной информации. Взаимодействие организма и окружающей среды. Общие закономерности роста и развития. Проблема возрастной периодизации. Общий план строения человека. Пропорции тела и тип телосложения. Методы проведения антропометрических измерений.

Файлы: 1 файл

Soderzhanie_kursa_VAF_dlya_IMFI.doc

— 354.50 Кб (Скачать файл)

Под образной памятью  животных и человека И.С. Бериташвили  понимал сохранение в памяти ее репродукцию однажды воспринятого жизненно важного объекта. Под эмоциональной памятью понимают воспроизведение пережитого ранее эмоционального состояния при повторном воздействии раздражений, обусловивших первичное возникновение этого состояния. Эмоциональная память формируется очень быстро и часто с первого раза, она характеризуется непроизвольностью запоминания и воспроизведения информации, т.е. обеспечивает пополнение подсознательной сферы человеческой психики. Условно-рефлекторная память проявляется в виде воспроизведения условных двигательных и секреторных реакций или заученных привычных движений спустя длительное время после образования. Наконец, словесно-логическая память - это память на словесные сигналы, обозначающие как внешние объекты и события, так и внутренние переживания и свои собственные действия.

Формирование физиологических  механизмов памяти человека определяется наследственными факторами и факторами среды, которые в процессе развития ребенка тесно взаимодействуют. Из этого следует, что учитель в процессе обучения должен обязательно обращать внимание на полноценное развитие памяти детей и подростков. Память, так же как и мышцы, можно и нужно тренировать! Один из доступных и приятных способов тренировки памяти – это ежедневное заучивание стихов. Достаточно заучивать ежедневно одно четверостишье, и через 2-3 года вы убедитесь в усилении вашей памяти.

Физиологические механизмы  поведения

Поведение – это форма  жизнедеятельности человека и животных, которая удовлетворяет потребности организма. С точки зрения многих ученых, поведение строится на трех основных механизмах: инстинктивном, механизме обучаемости и рассудочной деятельности (разуме).

Инстинкт – это врожденная форма поведения, для которой характерно строгое постоянство своего проявления, возникает на раздражители внешней и внутренней среды. На инстинктах человека сказываются социальные закономерности общества, они находятся под контролем сознания. Инстинктивное поведение взрослого индивида – это сплав наследственно закрепленных и приобретенных актов поведения. Различают инстинкты пищевые, родительские, игровые, половые, миграционные.

У человека и животных в результате накопления индивидуального  опыта возникает относительно стойкое  изменение поведения, что было названо обучением (научением). Обучение тесно связано со свойством фиксировать на какой-то срок элементы обучения, т.е. оно оснащено памятью. Поэтому нейробиология обучения и памяти – это единая проблема для науки.

Генетически закрепленные формы поведения, отражающие накопленный видовой опыт предшествующих поколений, оказываются недостаточными, чтобы обеспечить активное существование организма в изменчивой среде. Чем больше изменчивость окружающей действительности, тем меньше ценность видового опыта, тем в большей мере возрастает необходимость в приобретении собственного, индивидуального опыта. Он приобретается различными путями, в основе которых лежит общая способность живых организмов к обучению.

Одной из форм индивидуального  приобретенного поведения считается привыкание. Это такая форма обучения, которая состоит в постепенном уменьшении раздражителя, не сопровождающегося биологически значимым подкреплением. В некотором смысле привыкание – это подавление реакций, которые оказывают незначимыми в жизни животных. Эта форма обучения характерна для молодых организмов, которые обеспечены достаточно стабильным набором внешних стимулов, среди которых им приходится находиться на ранних этапах самостоятельного существования. Обучение в этот период носит неассоциативный характер, не требующий непрерывного совпадения внешних сигналов с целостной деятельностью организма, т.е. является стимул-зависимым.

Привыкание – это  не выработка новых реакций, а  утрата прежних. Животное перестает  реагировать на сигналы, которые не имеют для него жизненного значения. Например, вороны через некоторое время перестают обращать внимание на пугало. Человека, приехавшего в большой город из села, раздражает шум уличного движения, а горожане его могут не слышать – они просто привыкли к нему.

Среди форм индивидуального обучения особое место занимают процессы, происходящие на ранних этапах развития, связанные с установлением жизненно важных контактов в гнезде, стае, в группе или семье, в окружении родителей. Комплекс поведенческих реакций новорожденного, которые обеспечивают первичную связь между ним и родителями и позволяют детенышу реализовать механизмы восприятия и реагирования, называют импринтингом (запечатлеванием).

Импринтинг впервые  был описан у птиц, затем обнаружен  у других животных, детеныши которых  сразу после рождения способны к самостоятельному передвижению. Например, родившиеся особи следуют за первым движущимся объектом, который они увидели, и реагируют как на мать. Доказано, что импринтинг устанавливается лишь до определенного возраста. Например, для утят этот период продолжается до 70 часов. К импринтингу относится и устойчивое запоминание животными места рождения, карты звездного неба.

К. Лоренц (1937) считал, что  от истинного ассоциативного обучения импринтинг отличается следующими особенностями: 1) он приурочен к ограниченному периоду жизни, периоду созревания сенсорных систем; 2) импринтинг необратим, т.е. возникнув в критический период, он не уничтожается последующим жизненным опытом и сохраняется на всю жизнь; 3) обучение путем импринтингрования не требует подкрепления; 4) при импринтинге запечатлеваются не индивидуальные, а видоспецифические характеристики объекта.

Одними из средств  приобретения индивидуального опыта  в различные периоды онтогенеза являются формы ассоциативного обучения – классические и инструментальные условные рефлексы. Формы ассоциативного обучения характеризуются совпадением во времени (ассоциацией) какого-либо воспринимаемого индифферентного раздражителя – внешнего или внутреннего – с деятельностью самого живого организма. Биологический смысл такой ассоциации – условного рефлекса – в его сигнальности, т.е. в приобретении этим раздражителем роли предупреждающего фактора, сигнализирующего наступление предстоящих событий и подготавливающего организм к взаимодействию с ними.

Условные рефлексы, описанные И.П. Павловым, получили название классических. С их помощью организм адаптируется во внешней среде, однако, в этих случаях он выступает в качестве пассивного участника событий, не имеющего возможность изменить их последовательность. Некоторые ученые в самостоятельную форму ассоциативного обучения объединяют условные рефлексы, которые строятся на основе активной целенаправленной деятельности животного. Последовательность событий в данном случае зависит не только от внешней сигнализации, но и от поведения самого животного. Это инструментальные условные рефлексы или опрентное поведение. Сущность инструментальной деятельности заключается в изменении взаимоотношений организма со средой, что происходит либо при изменении положения в пространстве, либо при воздействии организма на окружающие предметы.

Одним из распространенных примеров такого обучения является выработка  у животных навыков ориентации в  лабиринте. Животное помещают в лабиринт, в котором находится пищевая  приманка. После неоднократного прохождения лабиринта, животное обучается кратчайшим путем достигать приманки.

Таким образом, системы  классических и инструментальных условных рефлексов, участвуя в сложной конструкции адаптивного поведения, значительно расширяют приспособительные возможности живого организма, который начинает выступать в качестве активного фактора взаимодействия со средой.

Высшие формы обучения, свойственные в большей степени  взрослым животным с высокоразвитой нервной системой, заключаются в способности формировать целостный образ окружающей среды. Такие формы когнитивного обучения основаны на формировании функциональной структуры среды, т.е. на извлечении связей между отдельными ее компонентами. Такие категории обучения базируются на двух предыдущих, и должны рассматриваться как продукт их прогрессивного развития в возрастном и филогенетическом плане.

На ранних этапах развития поведение формируется под ведущим  влиянием инстинктов. По мере усложнения нервной системы большую роль начинают играть различные формы  обучения. Дальнейшая дифференциация конечного мозга обеспечивает большую роль в обучении элементарной рассудочной деятельности. Ее важнейшая функция состоит в отборе той информации о среде, которая необходима для построения наиболее адекватного поведения в данных условиях.

Проявлением элементарной рассудочной деятельности является способность к экстраполяции. Экстраполяция – это способность правильно предугадать ход какого-либо события на основе предыдущих этапов развития данного события; является одним из способов опережающего отражения действительности. Осуществление экстраполяции связано со способностью  животных устанавливать простейшие связи между явлениями во внешней среде и, оперируя ими, составлять программу адаптивного поведения. Например, благодаря экстраполяции животные могут правильно определить направление движения объекта и его дальнейший ход после исчезновения из поля зрения. Существует гипотеза, что при навигации птицы способны реконструировать полную траекторию движения солнца после того, как засечено движение светила на малом участке этой траектории. Аналогичный тип экстраполяции может существовать и других животных. Интересен пример, описанный известным натуралистом Э. Сент-Томпсоном. Ворона, пролетая над ручьем, уходящим в трубу, уронила в него кусок хлеба, который несла в клюве. Заглянув в трубу, она быстро облетела ее, дождалась, когда кусок выплывет, выловила его и полетела дальше. По способности к экстраполяции среди млекопитающих на 1-м месте оказались обезьяны, дельфины и бурые медведи, 2-е место заняли лисицы, волки, собаки. Среди птиц на 1-м месте – вороновые. Лягушки и жабы, в отличие от рыб, были не способны к экстраполяции.

Следующим доводом в  пользу существования у животных элементарной рассудочной деятельности является инсайд (интуиция, понимание). Это способность использовать прошлый опыт для достижения цели. Инсайд был впервые описан у человекообразных обезьян. Например, шимпанзе, чтобы достать высоко подвешенный банан, ставит один на другой ящики или соединяет бамбуковые палки. Эти действия шимпанзе выполняет без предварительного обучения.

Высшей формой научения является вероятностное прогнозирование, под которым понимается предвосхищение будущего, основанное на вероятностной структуре  прошлого опыта и информации о наличной ситуации. Оба фактора служат основой для создания гипотез о предстоящем будущем. В соответствии с таким прогнозом осуществляется подготовка к действиям в предстоящей ситуации, приводящей к достижению цели.

Высшие животные и  человек в своей деятельности непрерывно опираются на вероятностное прогнозирование. Когда человек переходит улицу, он прогнозирует ситуацию на проезжей части и интервал времени для безопасного пересечения дороги.

Таким образом, когнитивные  формы обучения, опираясь на все  более простые формы облигатного и ассоциативного обучения, выступают в качестве одного из фундаментальных механизмов ВНД животных и человека.

Физиологические механизмы  эмоций

Эмоции являются одним  из  проявлений  ВНД человека. Они представляют  собой субъективные реакции и животных на воздействие внешних и внутренних раздражителей, проявляющихся  в виде удовольствия, радости, страха и т. д. Эмоции отражают в форме переживаний значимость явлений  и служат  одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (мотиваций).

В форме ответных реакций  организма, возникающих в чрезвычайных условиях, эмоции сформировались в процессе эволюции как механизме приспособления. Организм, не обладающий способностью к экстренной мобилизации своих ресурсов в трудной обстановке, не выдерживал борьбы за  существование и погибали. Эмоции возникают в том случае, если перед организмом стоит какая-либо задача (потребность, цель), а средств для решения (удовлетворения, достижения) ее оказывается недостаточно.

В зависимости от силы, от влияния на активность человека эмоции делятся на стенические (“стенос” означает силу),  которые возбуждают, активируют деятельность и астенические, которые снижают активность, действуют угнетающе.

Выделяют также положительные  и отрицательные эмоции в зависимости  от того, стремится ли индивид сохранить или усилить состояние (в том случае, если эмоция положительная) или же наоборот, отрицательная эмоция проявляется в усилиях, направленных на устранение неблагоприятных состояний организма.

По длительности и  степени выраженности различают такие эмоции как настроение, страсть, аффект. Настроение – не очень яркое, но длительное эмоциональное чувство. Ему присуща сравнительная устойчивость в течение довольно длительного периода времени. Сильное, абсолютно доминирующее  чувство называется страстью. Кратковременно и бурно протекающая эмоция, сопровождающаяся выраженными двигательными и вегетативными проявлениями, называются аффектом. Аффект представляет собой как бы  эмоциональный взрыв, возникающий в результате волнующей ситуации, трудно поддается управлению.

В так ситуациях, требующих мобилизации эмоций, возникают эмоциональные стрессы, при которых эмоциональные возбуждения из центром головного мозга через вегетативную нервную систему и железы внутренней секреции начинают  непрерывно распространяться на периферические процессы – развиваются дисстрессы. Это может привести к изменению функций ЦНС (неврозы), которые в свою очередь могут спровоцировать различные соматические расстройства.

У человека помимо общих  для него с животными низших эмоций, выделяют высшие. Низшие  эмоции наиболее элементарные, связанные с органическими потребностями подразделяют на два вида: гомеостатические (голод, жажда и др.) и инстинктивные (связаны с проявлением и реализаций полового инстинкта, инстинкта самосохранения и т.д.). Высшими называют эмоции человека, связанные с удовлетворением социальных потребностей.

Информация о работе Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека