Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:30, курс лекций

Описание работы

Вводная (2ч). Задачи синтетического курса возрастной анатомии, физиологии и гигиены. Понятие об организме, уровни его организации. Клетка как единица строения организма. Понятие о тканях организма. Понятие о фено- и генотипе. Роль генов в передаче наследственной информации. Взаимодействие организма и окружающей среды. Общие закономерности роста и развития. Проблема возрастной периодизации. Общий план строения человека. Пропорции тела и тип телосложения. Методы проведения антропометрических измерений.

Файлы: 1 файл

Soderzhanie_kursa_VAF_dlya_IMFI.doc

— 354.50 Кб (Скачать файл)

Клетка — элементарная единица живого, осуществляющая передачу генетической информации путем самовоспроизведения. Строение клетки изучается многими науками.

Орган (от греч. organon — орудие, инструмент) отличается свойственной лишь ему формой и строением, приспособленным к выполнению определенной функции. Органы построены из тканей. Каждый орган содержит все виды тканей. Одна из тканей является основной, «рабочей», выполняющей главную функцию органа. Так, например, в печени, легких, почках, железах — эпителиальная, в кости — соединительная (костная), в мозге — нервная ткань. Эпителий покрывает кожу, выстилает слизистые, серозные оболочки и протоки желез. Соединительная ткань выполняет в каждом органе опорную, механическую, трофическую функции, образует соединительно-тканный каркас органа, его строму. Мышечная ткань участвует в образовании стенок кровеносных, лимфатических сосудов, пищеварительной системы, воздухоносных и мочевыводящих путей. Нервная ткань представлена в виде нервов (и их концевых разветвлений), иннервирующих орган, нервных узлов, лежащих в стенках органов.

Органы анатомически и функционально объединяются в  системы органов. Система — это ряд органов, имеющих общий план строения, единство происхождения и выполняющих одну большую функцию (например, пищеварения, дыхания). В организме человека выделяют следующие системы органов: пищеварения (пищеварительную), дыхания (дыхательную), мочевыделительную, половую, нервную, кровеносную, лимфатическую и иммунную. Некоторые органы объединяются по функциональному принципу в аппараты: они зачастую имеют различное строение и происхождение, могут быть не связаны анатомически, но их объединяет участие в выполнении общей функции (например, опорно-двигательный, эндокринный аппараты), либо эти органы различны по своим функциональным задачам, но связаны онтогенетически (например, мочеполовой аппарат).

Основные принципы строения тела человека — это полярность (различное строение и функция  полюсов), сегментарность (более четко сохранилась у человека лишь в туловище), двусторонняя симметрия (сходство сторон, однако, не абсолютное) и корреляция (соотношение между отдельными частями).

Каждый человек неповторим и отличается от другого особыми, только ему присущими особенностями, и вместе с тем все люди принадлежат к одному виду и обладают одинаковым планом строения. Понятие «норма» отражает здоровое, реальное состояние человека, оно является диалектическим. Нормальным следует считать такое состояние (строение) организма, органа, при котором функция их не нарушается.

Лекция 2. Строение и функции нервной  системы   
(отделы нервной системы самостоятельно)

Нервная система (НС) состоит  из нервной ткани: нейронов и вспомогательных клеток (нейроглии). Основными свойствами ее являются возбудимость, проводимость и лабильность, что является ответом на ее раздражение. Нервная ткань обеспечивает анализ и синтез сигналов (импульсов), поступающих в мозг. Она устанавливает взаимосвязь организма с внешней средой и участвует в координации функции внутри организма, обеспечивая его целостность (вместе с гуморальной системой — кровью, лимфой).

Нервная ткань образует центральную нервную систему (головной и спинной мозг) и периферическую — нервы с их концевыми приборами, нервные узлы (ганглии). Нервная ткань состоит из нервных клеток — нейронов (нейроцитов), отличающихся особым строением и функцией, и нейроглии, которая выполняет опорную, трофическую, защитную и разграничительную функции. Нервная клетка (нейрон) имеет тело и отростки различной длины, является морфофункциональной единицей нервной системы. Длинный отросток, по которому нервный импульс движется от тела нервной клетки к концевым аппаратам, к рабочим органам (мышце, железе) или к другой нервной клетке, называется аксоном (нейритом). Другие, более короткие отростки (один или несколько), обычно древовидно ветвящиеся, по которым нервный импульс направляется к телу клетки, называются дендритами. Их окончания получают нервный импульс от другой нервной клетки или воспринимают различного вида внешние воздействия.

Нейроны способны реагировать  на раздражение возбуждением, физиологической природой чего является утрата мембранного потенциала на определенное время и передача электрического импульса по нервному волокну. Связь между нейронами осуществляется посредством синапсов.

Свойства проведения нервного импульса по нервному волоку: замедление, усвоение и трансформирование ритма возбуждений, утомляемость, суммация и др.

В нервной системе  наряду с процессом возбуждения, способствующего протеканию той  или иной функции, важное значение имеет процесс торможения, который напротив препятствует их протеканию.

Понятие о нервном  центре. Координация функций организма осуществляется посредством активности нейронов. Нервным центром называют совокупность нервных образований на разных уровнях нервной системы, осуществляющих определенную функцию организма (например, центр дыхания).  Свойства НЦ: иррадиация (дивергенция), концентрация(конвергенция) возбуждения, принцип конечного пути, доминанты и др.

Лекции 3-4. История и современное состояние учения о высшей нервной деятельности человека

Учение о физиологии ВНД как наиболее сложной формы  деятельности мозга имеет длительную историю развития. Еще древнегреческие философы и наивные естествоиспытатели, жившие в 6-4 вв. до новой эры пришли к заключению, что психика человека есть функция высокоорганизованной материи - головного мозга. Такие известные философы  как Фалес, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур и естествоиспытатели как Гиппократ, Гален, Алкмеон внесли весомый вклад в развитие наук о человеке.

Пожалуй, наиболее четко  мысль о том, что психическая  деятельность обусловлена работой  головного мозга, высказал Гален (129-201 гг.). Он не только пришел к такому заключению, но и выделил впервые несколько видов деятельности мозга, в том числе понятие о врожденных и приобретенных формах поведения.

Исключительная роль в развитии взглядов на природу ВНД  принадлежит гениальному французскому мыслителю Р. Декарту. На долю этого исследователя выпала историческая миссия пробить первую брешь в крепкой стене мистических, религиозных представлений о ВНД, психической деятельности человека, безраздельно господствующих в мрачную эпоху средневековой схоластики. Не смотря на сложности реализации творческой мысли, обусловленные эпохой, Р. Декарт достаточно смело делает заключение, что человеческий организм является первопричиной в проявлениях животных духов, а следовательно, страстей, желаний, движений индивида. И.П. Павлов неоднократно подчеркивал роль Р. Декарта в развитии рефлекторной теории, утверждая, что основным исходным понятием у него является декартовское понятие рефлекса.

Особая роль в развитии теории рефлекса принадлежит чешскому анатому и физиологу И. Прохазке (1749-1820). Он не только блестяще дополнил декартовские представления о ВНД, но и ввел сам термин рефлекса.

Физиологию ВНД в  ее наиболее плодотворно развитой форме  можно по праву считать нашей  отечественной, российской наукой. Первые зерна этого учения, заложенные на более развитом Западе, пали в 19-20 веках на благотворную российскую почву, и гений русской науки И.М. Сеченов и И.П. Павлов вырастили в них блестящую стройную теорию, ставшую на определенном этапе развития основой понимания наиболее сложных форм деятельности мозга, психики человека. Заслуга И.М. Сеченова заключается не только в оригинальной и убедительной попытке объяснить природу психической деятельности, но, что не менее важно - он привлек внимание исследователей в этой проблеме, сделав ее наиболее важным, значимым направлением развития физиологии. На основе открытия феномена центрального торможения он приходит к заключению, что мозг - есть орган души, т.е. такой механизм, который дает в окончательном результате тот ряд важных явлений, которыми характеризуется психологическая деятельность.

В своих гениальных произведениях “Рефлексы головного мозга” и “Элементы мысли” Сеченов пытается дать физиологическое объяснение основным понятиям психологии - ум, воля, память и т.д., смело трактует понятие абстрактного мышления, считая его отличительной чертой нервной и психической деятельности человека. Он связывает абстрактное мышление с развитием речи, утверждает, что слово является символом непосредственного чувственного восприятия, служит для формирования в сознании внечувственного мышления. Здесь Сеченов вплотную подходит к идее о двух сигнальных системах действительности.

Вершину своего развития физиология ВНД получает в трудах И.П. Павлова. Он начал изучать эту  проблему уже сложившимся ученым, за свои блестящие исследования удостоен Нобелевской премии (1904). С 1901 по 1936 год в лаборатории И.П. Павлова было проведено 600 самостоятельных экспериментальных работ, теоретическое осмысление которых превратило предшествующие представления о работе мозга в стройную, доказательную теорию. Проведя параллель в деятельности Р. Декарта и И.П. Павлова, П.К. Анохин (1945) отмечает, что “не смотря на общее идеологическое родство их взглядов, творческий путь этих ученых был труден по-разному. Если Р. Декарту было свойственно исторически необходимая ополовинчатость, то И.П. Павлов перешагнул через компромисс, и, использовал идею рефлекса, создал универсальную теорию высшей нервной деятельности

И.П. Павлов использовал  в качестве основного инструмента  познания сравнительно простой прием - метод условных рефлексов. Этот метод основан на введении в мозг четко определенных сигналов - информации об условных и безусловных раздражителях. В результате оценки этой информации исследователь мог делать достаточно точное заключение, что произошло в мозге. И.П. Павлову принадлежит заслуга в создании учения об условных и безусловных рефлексах, динамическом стереотипе, типологических особенностях ВНД, неврозах, качественном своеобразии ВНД человека.

Разрабатывая учение о высшей нервной деятельности И.П. Павлов смело обращался к проблемам  психологии. В 1932 году на Х Международном психологическом конгрессе в Копенгагене он изложил свои взгляды на системность в деятельности мозга. Такой подход свидетельствовал о переходе от аналитического метода изучения к синтетическому подходу в объяснении проявлений мозговой деятельности. И.П. Павлов сформулировал и блестяще использовал в своей практике три принципа рефлекторной теории: детерминизм; единство анализа и синтеза; связь функции с определенными анатомическими структурами.

После смерти И.П. Павлова  его идеи плодотворно развивались его учениками. Активно разрабатывались механизмы образования временной связи, выработке внутреннего торможения, природы психической деятельности. Большой вклад в развитие рефлекторной теории внесли Л.А. Орбели, П.К. Анохин, Э.А. Асратян, И.С. Бериташвили, М.Н. Петрова и др.

Рефлекторная теория стала основополагающим учением  в объяснении природы психической  деятельности мозга. Она вошла во все учебники и учебные пособия. Однако в настоящее время, особенно в последние 15-20 лет в физиологии мозга получены многочисленные данные, указывающие на необходимость подключения новых теорий в объяснении природы сложных форм поведения, деятельности человека.

Поэтому наиболее перспективным  направлением развития современной  физиологии ВНД является исследование тонких интегративных механизмов работы мозга, что в первую очередь определяет психику человека, делает познания ее природы более вероятной и объективной, чем метод условных рефлексов. Особенно полезным на наш взгляд моментом развития современной физиологии ВНД является ее тесное взаимодействие с психологией, взаимное проникновение этих наук, как в области методов исследования, так и в теоретические модели работы мозга.

Современные представления  об основных показателях ВНД изложены нами в следующем разделе.

Типологические особенности ВНД человека

ВНД человека и животных обнаруживает индивидуальные различия. Индивидуальные особенности высшей нервной деятельности проявляются в различной скорости образования и упрочения условных рефлексов, в различной скорости выработки внутреннего торможения, в различной трудности переделки сигнального значения условных раздражителей и т.д. Для каждого индивидуума является характерной определенная комбинация основных свойств корковой деятельности, чем и определяется индивидуальная особенность высшей нервной деятельности. Такая определенная совокупность основных свойств корковой деятельности и получила название высшей нервной деятельности.

Особенности ВНД определяются характером взаимодействия, соотношением основных нервных процессов: возбуждения и торможения. Поэтому в основу классификации типов ВНД положены различия основных свойств этих нервных процессов.

Такими основным свойствами нервных процессов, по И.П. Павлову, являются:

а) сила нервных процессов. В зависимости от работоспособности корковых клеток нервные процессы могут быть сильными и слабыми;

б) уравновешенность нервных  процессов. В зависимости от соотношения  сил возбудительного и тормозного процессов они могут быть уравновешенными  или неуравновешенными, т.е. либо оба  процесса являются одинаково сильными, либо имеет место заметное преобладание одного из них;

в) подвижность нервных  процессов, т.е. быстрота их возникновения  и прекращения, легкость перехода от одного процесса к другому. В зависимости от этого нервные процессы могут быть подвижными (лабильными) и инертными.

“Беря только крайние  случаи этих свойств, можно получить 24 возможных сочетания, а если ввести градации, то число их резко возрастает” (Павлов, 1951).

Действительно комбинации этих 3-х черт представились в  виде 4-х более или менее резко выраженных типов нервной системы:

Информация о работе Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека