Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:30, курс лекций

Описание работы

Вводная (2ч). Задачи синтетического курса возрастной анатомии, физиологии и гигиены. Понятие об организме, уровни его организации. Клетка как единица строения организма. Понятие о тканях организма. Понятие о фено- и генотипе. Роль генов в передаче наследственной информации. Взаимодействие организма и окружающей среды. Общие закономерности роста и развития. Проблема возрастной периодизации. Общий план строения человека. Пропорции тела и тип телосложения. Методы проведения антропометрических измерений.

Файлы: 1 файл

Soderzhanie_kursa_VAF_dlya_IMFI.doc

— 354.50 Кб (Скачать файл)
  1. сильный, уравновешенный, подвижный (лабильный);
  2. сильный, уравновешенный, инертный тип;
  3. сильный, неуравновешенный (с преобладанием возбуждения над торможением) “безудержный”
  4. слабый тип.

Это примерное совпадение с классической систематикой темпераментов. Сравнивая свои типы нервной системы и типологией Гиппократа-Галена, великий русский физиологи описывает их следующим образом.

  1. Сильный, уравновешенный, подвижный тип - живой тип по Павлову, соответствующий сангвинику Гиппократа. Его нервная систем отличается большой силой нервных процессов, их равновесием и значительной подвижностью. Поэтому сангвиник - человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Такой темперамент проявляется в скором и прочном образовании условных рефлексов (сила), легкости выработки дифференцировки (уравновешенность) и осуществлении переделок (подвижность).
  2. Сильный, уравновешенный, инертный (спокойный тип по Павлову), соответствующий флегматику Гиппократа. Характеризуется значительной силой и равновесием нервных процессов наряду с малой подвижностью. Будучи, с точки зрения подвижности, противоположностью сангвиника, флегматик реагирует спокойно и медленно, не склонен к перемене своего окружения, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям. Такой темперамент проявляется в скором и прочном образовании условных рефлексов (сила) и легкости выработки дифференцировок (уравновешенность), однако переделки сигнального значения условных раздражителей идут с большим трудом (малая подвижность).

В характере человека черты флегматического темперамента проявляются, прежде всего,  неторопливостью. Наряду с энергией и работоспособностью (сила), самообладанием и хорошим “чувством меры” (уравновешенность) обнаруживается большая сила привычек, некоторая медлительность в принятии решений, особенно при неожиданных событиях (малая подвижность). Такие люди не склонны к поспешности, им чужды суетливость и готовность во всем следовать велениям момента. Флегматик трудно сходится с новыми людьми, но если сойдется, то будет верным другом. Это ровный и спокойный, упорный труженик жизни.

  1. Сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения (безудержный тип, по Павлову, соответствующий холерику Гиппократа). Его нервная система характеризуется, помимо большой силы, преобладанием возбуждения над торможением. Отличается большой жизненной энергией но ему не хватает самообладания; он вспыльчив и несдержан. Такой темперамент проявляется также скорым и прочным образованием условных рефлексов (сила), но дифференцировки вырабатываются очень плохо. В характерах людей черты безудержного типа дают себя знать в самозабвенных увлечениях, когда человек, например, может сделать громадную работу “запоем” (сила), а потом с таким же азартом ухватиться за другое дело и здесь тоже “не знает меры”. Они проявляются и в отношениях с людьми, когда какой-нибудь безудержный человек сам потом будет раскаиваться (неуравновешенность с преобладанием возбуждения).
  2. Слабый тип по Павлову, меланхолик по Гиппократу. Люди, относящиеся к этому типу, характеризуются слабостью, как процесса возбуждения, так и торможения, плохо сопротивляются воздействию сильных положительных и тормозных стимулов. Поэтому меланхолики часто пассивно заторможены. Для них воздействие сильных раздражителей может стать источником различных нарушений поведения.

Этот нервный тип  проявляется в крайней нестойкости  условных рефлексов, невозможности  их образования на сигналы большой силы, т.к. всякое сильное раздражение вызывает общее угнетение ввиду запредельного торможения.

Кроме общих типов  высшей нервной деятельности, различают  у людей и частные типы, характеризующиеся различным соотношением между первой и второй сигнальными системами. По этому признаку И.П. Павлов различал 3 вида ВНД.

  1. Художественный тип, у которого особенно ярко выражена деятельность первой сигнальной системы;
  2. Мыслительный тип, у которого заметно преобладает деятельность второй сигнальной системы;
  3. Средний тип, в котором деятельность и первой и второй сигнальных систем является уравновешенной.

Преобладающее большинство  людей относится к среднему типу. Этот тип характеризуется гармоничным сочетанием образно-эмоциональньного и отвлеченного словесного мышления.

Художественный  тип отличается ярко выраженной наклонностью к образно-эмоциональному мышлению. Это отнюдь не связано с недостаточным развитием второй сигнальной системы. Люди этого типа отличаются от людей среднего типа необычайной остротой, яркостью и полнотой непосредственного восприятия действительности. А отсюда необычайная способность воспроизведения действительности в художественных образах. Именно этой чрезвычайно развитой способностью непосредственного восприятия действительности и выделяется из среды обычных людей художники всех категорий: живописцы, писатели, музыканты, артисты и т.д.

Мыслительный  тип отличается повышенной способностью и наклонностью к отвлеченно-словесному мышлению. Для людей этого типа, в отличие от людей среднего типа, характерно необычное развитие второй сигнальной системы, способности к отвлеченному, абстрактному мышлению. Эта способность глубокого познания действительности, дающая возможность теоретического предвидения, прогнозирования дальнейшего развития изучаемых явлений и составляет отличительную особенность людей мыслительного типа.

Частные типы ВНД человека изучены совершенно недостаточно. До настоящего времени остаются еще очень мало изученными основные свойства взаимодействующих сигнальных систем, которые лежат в основе классификации частных типов ВНД человека, не установлена связь частных и общих типов. Выяснение всех этих вопросов является делом будущего.

Типологические свойства нервной системы - реальные факторы, обуславливающие индивидуальное своеобразие стилей мнемической учебной деятельности. Их необходимо изучать и учитывать при развитии тех или иных способностей и других личностных образований, а также при формировании оптимального для каждого конкретного индивида стиля познавательной деятельности.

Учение о  межполушарной асимметрии у человека возникло более 100 лет назад в связи с описанием Брока в левом полушарии моторного центра речи, поражение которого вызывало затруднение артикуляции (моторную афазию). Вскоре Вернике обнаруживает тоже в левом полушарии сенсорный центр речи, поражение которого приводит к расстройству понимания речи больным (сенсорная афария). Левое полушарие стало признаваться тотально доминирующим как в отношении языка, так и мышления, двигательной деятельности, ориентации тела в пространстве. Правое же полушарие рассматривалось как дополнительный автомат. Такая крайняя позиция не подтверждалась клиническими наблюдениями, в которых было описано, что после поражения правого полушария нарушается зрительное восприятие и пространственное мышление.

Исследования Сперри (Sperri, 1966) доказали, что в правом полушарии заложены характерные человеческие свойства. Оно способно к приему и обработке информации на уровне человеческого мышления и связанных с ним процессов обучения и памяти. Правое полушарие решает задачи успешнее и в большей степени способно к абстрактному, чем речевое (левое) полушарие. В распознании форм и лиц правое полушарие более совершенно. Сперри показал, что правое полушарие обладает собственной логикой и мотивацией, оно генерирует идеи, мысли и ассоциации, но делает это не на понятийном уровне. На способность правого полушария к абстрактному, символическому мышлению указывает также и то, что оно умеет решать некоторые простые арифметические задачи. Оба полушария принимают участие в восприятии музыки, но правое - запоминает и узнает мелодию в целом, тогда как левое анализирует мелодию, а также содействует усвоению запоминания новых мелодий. Согласно этому левое полушарие (ЛП) специализируется на вербально-символических функциях, правое - на пространственно-синтетических.

Брагина Н.Н. и Доброхотова  Т.А. (1981) предложили классификацию функциональных асимметрий. Неодинаковость двигательной активности рук, ног, лица, половин тела обозначается как моторная асимметрия. Неравнозначность восприятия объектов, расположенных слева и справа от средней плоскости тела, обозначается как сенсорная асимметрия. Наконец, специализация полушарий мозга в осуществлении различных форм психической деятельности обозначается как психическая асимметрия и является главной асимметрией человека. Обеспечиваемые разными половинами мозга, психические процессы организуются в пространстве и времени не сходно.

Правое мозговое полушарие  сопряжено в основном с чувствительной сферой, а левое - с двигательной сферой. В настоящее время наиболее распространен взгляд на преобладающую роль левого или правого полушария в управлении теми или иными психическими функциями. Так, человек с превалированием левополушарных функций тяготеет к теории, имеет большой словарный запас и активно им пользуется, ему присуща двигательная активность, целеустремленность, способность прогнозировать события. “Правополушарный” человек тяготеет к конкретным видам деятельности, он медлителен и неразговорчив, но наделен способностью тонко чувствовать и переживать, склонен к созерцательности и воспоминаниям.

Некоторую аналогию можно  провести в оценке индивидуально-типологических свойств высшей нервной деятельности. Мыслительный тип (по И.П. Павлову), с  преобладанием второй (речевой) сигнальной системы, и “левополушарный” человек – художественный тип (по И.П. Павлову), с преобладанием первой сигнальной системы конкретных образов – “правополушарный” человек. Большинство же здоровых людей - это двуединство этих крайних проявлений поведения и психики.

Установлено, что правое полушарие быстрее, чем левое, обрабатывает поступающую информацию, что, несомненно, физиологически важно. Зрительно-пространственный анализ стимулов в правом полушарии передается в левое (в моторный “центр” речи), где происходит окончательный высший, систематический анализ и осознание раздражения. Согласно концепции В.Л. Бианки, в процессе обучения правое полушарие работает по принципу дедукции, т.е. сначала осуществляется синтез, а затем анализ; левое же полушарие функционирует по принципу индукции, сначала анализируя раздражители, а затем синтезируя их. Левое полушарие участвует в аналитических процессах, особенно в построении и понимании речи и обрабатывает входные сигналы. Весомый вклад в проблему функциональной асимметрии мозга человека сделал Э.А. Костандов (1983). Его исследования межполушарных функциональных отношений, осуществленные в процессе восприятия осознаваемых вербальных и невербальных раздражителей, выявляют определенную асимметрию во времени и в процессе обработки сенсорной информации. При этом оказалось, что правое полушарие обрабатывает поступающую информацию быстрее, чем левое.

Интеллект. Творческое мышление человека связано с образованием все новых понятий. Каждое слово представляет собой “сигнал сигналов”, т.е. прочно объединенный, но вместе с тем чрезвычайно подвижный комплекс конкретных раздражителей, которые обобщены в понятие, выражаемом данным словом. Однажды образовавшись, такой комплекс начинает вбирать в себя новые конкретные раздражители, ассимилируют одни из них, дифференцирует другие и изменяет свое содержание.

Характерная особенность  формирования понятия человеком  состоит в том, что одно и то же понятие может  быть образовано из разного “материала” его восприятий и действий, в зависимости от условий жизни. На протяжении всей своей жизни человек непрерывно пополняет содержание сложившихся у него понятий, приводит их в связь друг с другом.

От чего зависит способность  человека к высокоэффективной разносторонней умственной деятельности, в которой проявляется его интеллект? Поиски особенностей нейрофизиологических механизмов мышления, которые могла бы помочь ответу на этот вопрос, затрудняются глобальным характером свойств ума человека, входящих в понятие интеллект, что, видимо, препятствует единому определению его содержания даже в психологии. Тем не менее, с давних пор предпринимали попытки найти связь интеллекта (как общих свойств ума человека, его талантов и как частных способностей с индивидуальными особенностями) и свойств материального субстрата психической деятельности мозга.

Итак, формирование понятий  человека начинается восприятием конкретных сигналов действительности и, пройдя обобщение и отвлечение в слове, вновь возвращается к практической деятельности для своего утверждения в случае соответствия или отмены, в случае расхождения с жизнью.

Обучение человека есть непрерывное расширение старых и  образование новых понятий. Отсюда становится ясным, как важно в  преподавании соблюдать преемственность  изложения, чтобы новые представления строились на основе уже имеющихся. Поэтому в младших классах так нужна наглядность обучения для того, чтобы облегчить ребенку правильное формирование отвлеченных понятий. Преподаватель может вводить в свою речь отвлеченные понятия, лишь убедившись, что дети понимают содержание употребляемых слов, иначе его объяснение не достигнет цели. С другой стороны, в средних и особенно старших классах излишняя наглядность может принести даже вред, развивая преимущественно связи конкретных сигналов, обедняя речь учащегося и лишая его вторую сигнальную систему необходимой тренировки обобщения. Поэтому в обучении старшеклассников особое внимание преподавателя должно быть обращено на развитие у них образования новых все более обобщающих его понятий и словесного оперирования ими.

 Обогащение содержания  понятий, установление наиболее общих связей между ними и повседневная тренировка их речевого выражения, позволяет растущему человеку овладевать все более сложными формами человеческого мышления. Интеллект человека в основном определяется условиями его жизни, воспитанием и обучением, развивающими его способности и обогащающими ум знаниями.

Физиологические механизмы  памяти

Для того, чтобы образование  условных связей выполняло обучающую  роль и способствовало приобретению индивидуального опыта, необходимо сохранение условных связей. Это лежит в основе памяти. Что же заставляет образованные временные связи удерживаться?

Понятие памяти включает в себя совокупность процессов фиксации, хранения и последующего воспроизведения информации, получаемой организмом на протяжении жизни.

Существует два вида памяти: краткосрочная и долгосрочная. Краткосрочная память реализуется в виде многократной циркуляции потоков импульсов по замкнутым цепям нервных клеток.

Какие области мозга  наиболее важны в организации  мозговых механизмов памяти? Несомненно, кора больших полушарий у человека имеет первостепенное значение для памяти, но ввиду своей сложности она с трудом поддается исследованию. Имеются данные о возможном участии в этих механизмах гиппокампа. Так, после его повреждения больные не способны вспомнить имя и лицо человека, которого только что видели. В опытах на крысах было показано, что гиппокамп играет важную роль в усвоении ²пространственной карты² окружающего мира. Основным механизмом ввода данных в долговременную память и их фиксация считается повторение, которое осуществляется на уровне памяти кратковременной. Однако чисто механическое повторение не приводит к устойчивому долговременному запоминанию. Решающее значение имеет установление связей между новым материалом и тем, что уже известно. При этом может теряться внешняя форма запоминаемого сообщения (например, точная последовательность слов во фразе), но зато смысл его удерживается на длительное время.

Информация о работе Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека