Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 10:36, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Одной из самых серьезных, поистине глобальных на современном этапе развития нашего общества, останется про-блема обеспечения безопасности дорожного движения, имеющая огромное социальное и политическое значение. Аварийность на дорогах во многих странах, в том числе и в России, расценивается как национальное бедствие.

Файлы: 1 файл

Административное право.docx

— 138.72 Кб (Скачать файл)

- какие были действия других участников дорожного движения, и было 
ли допущено нарушение Правил самим потерпевшим (потерпевшими)79.

Одновременно  подлежат установлению и доказыванию  фактические данные, позволяющие судить о наличии или отсутствии вины у лица, управляющего транспортным средством, мотивов, которые побудили это лицо нарушить требования Правил или не позволили принять соответствующие меры по предотвращению ДТП (субъективная сторона административного правонарушения).

Наряду  с доказыванием обстоятельств, признаки которых перечислены в диспозиции нормы КоАП РФ (ст. 12.24), требуется  установить фактические данные, относящиеся  непосредственно к субъекту административного  правонарушения. Речь идет о возрасте, вменяемости, наличии водительской квалификации и других личностных качествах водителя транспортного средства. При этом нередки случаи, когда даже факт нахождения за рулем именно данного лица вызывает определенные трудности. Например, скрывшийся с места происшествия водитель заявляет об угоне транспортного средства либо утверждает, что за рулем находился не он, а другое лицо и т. п.

Важность  установления этих обстоятельств объясняется  не только необходимостью решения вопроса о применении административного закона (возраст, вменяемость), но и их значением при определении меры наказания (мотив проступка, форма вины).

Специфика административного доказывания  состоит в том, что в процессе его производятся не только сбор и исследование доказательств, но и их переработка, уплотнение, концентрация, и, как правило, информация по делу уже в таком виде поступает для окончательной оценки компетентному должностному липу.

Например, по делам об административных правонарушениях, совершенных участниками дорожного движения в состоянии опьянения, первичные процессуальные действия по обнаружению правонарушения осуществляют сотрудники ДПС. Поводом к возбуждению дела могут быть непосредственное обнаружение сотрудником достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Сотрудник ДПС при осуществлении своих  повседневных полномочий выявляет водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения. После  выявления признаков опьянения  у водителя сотрудник ДПС применяет  меры обеспечения производства, предусмотренные  главой 27 КоАП РФ.

По окончании  административного расследования  при наличии сведений о причинении пострадавшему легкого или средней  тяжести вреда здоровью потерпевшего, в отношении лица, совершившего нарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 12.24 КоАП РФ, составляется протокол об административном правонарушении, в котором отражаются наступившие последствия.

При получении  заключения о том, что здоровью пострадавшего  причинен тяжкий вред, сотрудник Госавтоинспекции, производивший административное расследование, незамедлительно докладывает начальнику (командиру) подразделения Госавтоинспекции, выносит постановление о прекращении производства по делу и передает материалы в орган предварительного следствия или в орган дознания80.

При оформлении материалов по факту ДТП, когда водитель в нарушение Правил оставил место ДТП, в дополнение к материалам, отмеченным выше необходимо составить рапорт и принять меры по розыску скрывшегося водителя.

В случае установления личности водителя в отношении  него составляется протокол об административном правонарушении по факту оставления в нарушение Правил места ДТП, в котором отражаются сведения, подтверждающие противоправный характер его действий. К протоколу об административном правонарушении необходимо приобщать рапорт сотрудника полиции с изложением действий предпринятых по розыску и установлению личности водителя скрывшегося с места ДТП, его объяснения, объяснения свидетелей и другие дополнительные данные.

В случае проведения административного расследования  и оформления материалов по факту  ДТП, повлекшего причинение материального  ущерба, составляется схема места ДТП, к ней приобщаются сведения о водителях и транспортных средствах, участвовавших в ДТП, объяснения у частников и свидетелей ДТП. При этом должностному лицу, оформляющему материалы, необходимо составлять рапорт, в котором следует излагать дополнительные сведения, имеющие непосредственное значение для выяснения обстоятельств ДТП и принятия объективного решения по делу, а также выдавать справки об участии в ДТП.

Заключение  эксперта по делам об административных правонарушениях является важным доказательством  совершения правонарушения, так как  подтверждает наличие основных признаков состава - несоответствие ГОСТам, подделку документов и само основывается на исследовании совокупности доказательств81. Однако о его значимости давно ведется дискуссия среди ученых-административистов82.

Производство  экспертизы, обычно является конечным этапом исследования материальных следов. ДТП. Подготовка экспертиз осуществляется в ходе проводимых на первоначальном этапе административно-процессуальных действий: осмотра места ДТП; освидетельствования, опроса очевидцев, участников ДТП и др. процессуальных действий.

В настоящее  время в экспертной практике все  реже применяются знания одного отдельного специалиста в какой-то области. Все чаще разрешение той или иной проблемы находится на стыке различных  областей знаний. Поэтому распространение  получают комплексные экспертные исследования.

Только, комплексная экспертиза места происшествия позволит получить четкую полную исследованную  экспертами картину ДТП. Представляется, подобные исследования должны находить все более широкое применение.

Сегодня в рамках административного расследования  крайне редко привлекаются специалисты (специалист-автотехник, специалист-медик, физико-техника, химика, дорожника и др.). Участие специалиста и его активная позиция несомненно поможет установить важные особенности механизма конкретного ДТП. В КоАП РФ необходимо определить принципиальные положения, характеризующие участие специалиста в административном расследовании.

По моим данным сотрудники ГИБДД чаще всего  самостоятельно осматривают место ДТП, производят замеры, перекрывают и регулируют транспортные потоки, опрашивают очевидцев. Сотрудник ГИБДД как непосредственный участник административного расследования должен обладать соответствующей юридической подготовкой, знаниями в области административного права, административно-процессуального права, уголовно-процессуального права, криминалистики, навыками обнаружения, фиксации и изъятия различных следов. Кроме того, он должен знать технические особенности автомобилей различных конструкций, порядок функционирования их систем и узлов, цифровое обозначение коэффициентов, люфтов и т.п., т.е. иметь достаточные знания и навыки, чтобы при осмотре места ДТП и иных административно-процессуальных действиях правильно принимать решения.

На   основании   изложенного,   можно   сформулировать   следующие выводы:

1. Административное расследование по делам об административных 
правонарушениях в области дорожного движения представляет собой особую 
форму возбуждения дела об административном правонарушении. Основное 
его назначение состоит в том, что уполномоченными на то должностные 
лицами в предусмотренной нормами КоАП РФ форме устанавливаются и 
фиксируются   факт  совершения   административного  правонарушения  все, 
обстоятельства,   относящиеся   к   данному   правонарушению,   доказывание 
которых обеспечивает установление истины.

2. Административное         расследование         по         делам         об административных    правонарушениях    в    области    дорожного    движения 
проводится после выявления факта административного правонарушения в 
случае недостаточности информации обо всех обстоятельствах, подлежащих 
выявлению по делу об административном правонарушении, если выяснение 
указанных    обстоятельств    возможно    только    посредством    проведения 
административно-процессуальных    действий,    требующих    значительных 
временных затрат;

3. Особенности  административного расследования  по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, позволяющие выделить его из общей совокупности расследований, заключается: в специфике решаемых задач, его особом правовом режиме, составе его объектов, достаточно широком перечне нормативных актов, регулирующих общественные отношения в области дорожного движения, специфике административного правонарушения.

 

Заключение

Проведенное   исследование   позволяет   сформулировать   следующие выводы:

1) Под административным  правонарушением  в  области  дорожного 
движения следует понимать - противоправное, виновное (умышленное или 
неосторожное)   нарушение   или   невыполнение   норм   законов  Российской 
Федерации,     правил     и     государственных     стандартов,     регулирующих 
общественные отношения, складывающиеся в области дорожного движения, 
за      которое       законодательством      предусмотрена      административная 
ответственность.

2) Административно-правовые нормы в области дорожного движения 
регулируют   достаточно   широкий   круг   общественных   отношений.   Ими 
определяются   необходимые   требования,    предъявляемые    к   участникам 
дорожного   движения,   техническому   состоянию   транспортных   средств, 
порядку государственной регистрации транспортных средств всех видов, 
механизмов и установок, порядку движения: при перевозке грузов, людей и др.

3) Административно-правовыми характеристиками посягательств на 
безопасность     дорожного     движения     являются:     совокупный     объект 
противоправного    посягательства,     противоправное     виновнее    действие 
(бездействие)  участника дорожного движения  определенного возраста  и 
имеющего определенный административно-правовой статус (водитель, иное 
лицо, осуществляющее управление транспортным средством, пешеход), за 
которое         законодательством предусмотрена административная ответственность.

4) Административно-правовой статус участников дорожного движения 
имеет   сложный   комплексный   характер   и   может   рассматриваться   как

правовой  статус личности, человека; общегражданский  статус, одинаковый для всех граждан  Российской Федерации; специальный  статус соответствующей отрасли  права и особый, приобретенный  в целях удовлетворения сугубо индивидуальных потребностей.

Основными элементами правового статуса являются основные права, обязанности и ответственность, определяющие наиболее существенные, коренные отношения между обществом и его членами, государством и его гражданами.

5) На сегодняшний день главнейшей задачей является разработка законодательных актов, устанавливающих административно-процессуальные нормы, которые урегулируют реализуемые на практике административные процедуры. Решения этой проблемы способствовало бы совершенствованию управленческой деятельности и достижению эффективного контроля за ней. В связи с этим полагаю целесообразным принять закон об административных процедурах, который регламентировал бы все управленческие процедуры.

Производство  по делам об административных правонарушениях, как процессуальный институт призван всесторонне регламентировать процесс осуществления административной юрисдикции, правовое положение субъектов, формы и методы их деятельности, основные особенности процедуры и постадийного развития данного юрисдикционного процесса.

Юридическая природа стадий производства по делам  об административных правонарушениях выражается, прежде всего, в существовании групп процессуально-правовых норм, направленных на достижение определенного правового результата по реализации материальных норм. Стадия производства по делам об административных правонарушениях - самостоятельная часть производства, имеющую свои специфические цели и задачи, особый круг участвующих субъектов. Она представляет собой совокупность последовательных административно-процессуальных действий, осуществляемых в определенной логической последовательности и установленных временных границах (сроках), ее результаты оформляются процессуальным документом.

В производстве по делам об административных правонарушениях  следует выделать четыре стадии: 1) возбуждение  дела об административном правонарушении; 2) рассмотрение дела об административном правонарушении; 3) пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (факультативная стадия); 4) исполнение постановления по делам об административных прав о нарушениях,

В системе  стадий производства по делам об административных правонарушениях каждая выполняет только свою определенную роль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.02.2013) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.

Информация о работе Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения