Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 10:36, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Одной из самых серьезных, поистине глобальных на современном этапе развития нашего общества, останется про-блема обеспечения безопасности дорожного движения, имеющая огромное социальное и политическое значение. Аварийность на дорогах во многих странах, в том числе и в России, расценивается как национальное бедствие.

Файлы: 1 файл

Административное право.docx

— 138.72 Кб (Скачать файл)

Изучение  сущности приведенных прав и состояния  нормативно-правового обеспечения  их реализации позволяет сделать  следующие выводы.

Определяя право на получение информации о  причинах временного ограничения или прекращения движения, законодатель одновременно указал (ст. 13 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»), что основания таких действий устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о безопасности дорожного движения. Однако до настоящего времени таких нормативных правовых актов не принято ни на федеральном, ни на региональном уровнях. Как следствие, фактически право на получение такой информации не реализуется.

Порядок реализации других указанных в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» прав участников дорожного движения в целом уже регламентирован в ряде федеральных законов, не относящихся к области обеспечения безопасности дорожного движения. Например, реализации права на получение информации о качестве продукции и услуг посвящен Федеральный закон «О защите прав потребителей»58. Право на возмещение вреда, в том числе причиненного владельцем транспортного средства, установлено в Гражданском кодексе Российской Федерации. Порядок возмещения регламентирован в Федеральном законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»59. Общие положения об обжаловании незаконных действий должностных лиц определены в Федеральном законе «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»60 и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи  с этим представляется, что в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» должны содержаться не общие формулировки прав участников дорожного движения, которые могут быть реализованы и без их включения в рассматриваемый Федеральный закон, а порядок реализации этих общих прав граждан применительно к области обеспечения безопасности дорожного движения.

Обобщая изложенное, можно сделать следующие  выводы:

Основные  права участников дорожного движения определены в рассматриваемом Федеральном законе «О безопасности дорожного движения». Они могут рассматриваться как специальные права, поскольку конкретизируют применительно к исследуемой области общественных отношений общие права граждан, установленные в Конституции Российской Федерации (ст.ст. 27, 29, 37, 41, 48).

Основополагающим  правом является право на свободное  и беспрепятственное передвижение. Приоритет данного права определяется тем, что от степени его реализации непосредственно зависит возможность удовлетворения объективно существующего всеобщего интереса участников дорожного движения-интереса в минимизации времени передвижения.

Реально свобода передвижения объективно ограничивается опасностью возникновения дорожно-транспортного  происшествия, вероятность которого зависит, прежде всего, от состояния  технического комплекса «транспортные  средства - дороги», а также от уровня подготовленности участников дорожного движения.

Объективно  существующие ограничения на свободу  передвижения отражаются в специальных правилах, в соответствии и на основании которых должно осуществляться передвижение участников дорожного движения. Основным нормативным правовым актом являются Правила дорожного движения, устанавливающие единый порядок дорожного движения.

Возможность реализации участниками дорожного  движении права на свободное и  беспрепятственное передвижение непосредственно  связана с тем, в какой степени  обеспечивается реализация прав на безопасные условия движения по дорогам. Отсутствие в законе конкретизации данного права является его принципиальным недостатком.

Под условиями  движения по дорогам предлагается понимать комплекс факторов, оказывающих влияние, во-первых, па процесс принятия и  реализации участниками дорожного  движения решений о режимах движения, во-вторых, на тяжесть последствий  дорожно-транспортных происшествий. Влияние  условий движения на поведение участников дорожного движения может быть как  непосредственным, так и опосредованным. Перечень этих условий включает как характеристики компонентов дорожного движения, так и различные виды деятельности, результаты которой влияют на поведение участников дорожного движения и тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий.

 

2.3. Обязанности и административная  ответственность участников дорожного движения

Предоставленные участникам дорожного движения права  неразрывно связаны с возлагаемыми на них обязанностями. Общая конституционная  обязанность граждан соблюдать законы для участников дорожного движения конкретизировала в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения», где в ст. 24 определено, что «участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения». Кроме этого общего положения, в ряде статей Федерального закона «О безопасности дорожного движения» определены требования разрешительной системы допуска к управлению механическими транспортными средствами, соблюдение которых следует, рассматривать как специальные обязанности водителей. Эти требования изложены в ст. ст. 23 «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения», 25 «Условия получения права на управление транспортными средствами», 26 «Основные требования к подготовке водителей транспортных средств» и 27 «Получение права на управление транспортными средствами»61.

Этим, по существу, исчерпывается законодательное  регулирование обязанностей участников дорожного движения. Практически обязанности участников дорожного движения в настоящее время регламентируются на уровне подзаконных нормативных правовых актов, в том числе, принимаемых на ведомственном уровне. Особое место среди них занимают Правила дорожного движения, которые устанавливают единый порядок дорожного движения на территории Российской Федерации.

Сущность  обязанностей участников дорожного  движения концентрированно выражена в п.п. 1.3, 1.5 Правил, в соответствии с которыми участники дорожного движения «обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и обязанностей и регулирующих дорожное движение установленными сигналами» и при этом «действовать таким образом, чтобы не создавать опасности и не причинять вреда». Такое определение обязанностей означает, что на участников дорожного движения фактически возложена вся полнота ответственности за непосредственное обеспечение безопасности дорожного движения. Это находит свое отражение в статистических данных о дорожно-транспортных происшествиях, согласно которым причинами возникновения практически каждого происшествия признаются нарушения Правил водителями или (и) пешеходами62.

В Правилах также определено, что участникам дорожного движения запрещается повреждать или загрязнять покрытия дорог, снятия, загораживания, повреждения, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. При создании помехи для движения они обязаны принять все возможные меры для ее устранения, а при невозможности сделать это - обеспечить доступными средствами информирование участников дорожного движения об опасности и сообщить в полицию.

Основное  значение для обеспечения безопасности дорожного движения имеет выполнение его участниками установленного в Правилах порядка действий в различных дорожно-транспортных ситуациях.

В совокупности норм, определяющих этот порядок, в  зависимости от того, каким образом регламентируются действия участников дорожного движения, можно выделить две группы.

Первую  группу составляют нормы, в которых  конкретизируется общая обязанность  обеспечивать безопасность дорожного  движения при выборе режима движения.

Для водителей  таковыми являются положения Правил, относящиеся к выбору скорости движения транспортных средств в пределах установленной, их расположению на проезжей части, выполнению обгона и ряда других маневров. В частности, скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства, а выбор скорости должен осуществляться с учетом интенсивности движения, особенностей и состояния транспортного средства и груза, дорожных и метеорологических условий. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволит избежать ему столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения. Перед началом обгона водитель обязан убедиться, что, во-первых, полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии, этим маневром он не создает помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным средствам, во-вторых, по завершении обгона он сможет, не создавая помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Пешеходам вменено в обязанность на нерегулируемых пешеходных переходах выходить на проезжую часть после того, как они оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход для них безопасен, а при пересечении проезжей части вне пешеходного перехода они, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств.

Вторую  группу образуют конкретные запреты  и предписания о режимах движения. К ним относятся, в частности, ограничение максимальной и минимальной скорости движения, порядок действий водителей при движении на регулируемых перекрестках, пешеходных переходах, железнодорожных переездах, приоритеты в движении и т.п. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин. В местах, где движение регулируется, они должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.

Обязанности пассажиров состоят в соблюдении установленного порядка поездки  на транспортом средстве, посадки  и высадки.

Дополнительные  обязанности водителей, связанные  с движением велосипедов, мопедов, гужевых поволок, а также прогоном животных, состоят в соблюдении особых требований, предъявляемых к порядку передвижения на указанных транспортных средствах, а также к порядку перемещения верховых, вьючных животных, стада по дорогам63.

Кроме соблюдения установленного порядка передвижения, на водителей механических транспортных средств возложен еще ряд обязанностей, в совокупности которых можно выделить три группы:

- обязанности по исполнению требований разрешительной системы допуска к управлению транспортными средствами и допуска их к эксплуатации;

- обязанности по соблюдению правил перевозок пассажиров и грузов;

- обязанности по соблюдению установленного порядка управления в области дорожного движения.

Таковы  обязанности водителей, которые  не связаны непосредственно с  процессом движения по дорогам и  которые водители должны выполнять, в основном, до начала управления транспортными средствами.

Важнейшей обязанностью водителей является соблюдение установленного в Правилах дорожного движения порядка действий в различных дорожно-транспортных происшествий.

Отдельную группу образуют обязанности по соблюдению порядка осуществления определенных видов перевозок. В Правилах установлены требования, которые обязаны выполнять водители при буксировке механических транспортных средств, учебной езде, перевозке пассажиров, перевозке грузов. Кроме того, специальные обязанности есть у водителей, осуществляющих перевозку опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Законность перевозки подтверждается наличием у водителя товарно-транспортных документов, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документов, предусмотренных правилами перевозки этих грузов.

На водителей  также возлагаются определенные обязанности по соблюдению установленного в области дорожного движения порядка управления. К данной группе относятся обязанности водителей по: остановке транспортного средства по требованию регулировщиков; передаче уполномоченным должностным лицам документов, подтверждающих законность управления транспортными средствами, эксплуатации транспортных средств и осуществления перевозок; прохождению освидетельствования на состояние опьянения и тд.

Обязанности пешеходов сводятся к выполнению установленного порядка действий в  различных дорожно-транспортных ситуациях. Нормы, регламентирующие этот порядок, как и у водителей, подразделяются на нормы, выполнение которых требует определенной квалификации по оценке ситуации, и нормы, содержащие конкретные предписания и запреты.

Таковы  основные положения о структуре  и содержании обязанностей участников дорожного движения.

Основные  положения об административной ответственности  участников дорожного движения содержатся в Кодексе Российской федерации  об административных правонарушениях (КоАП РФ), Материальные составы административных правонарушений, за совершение которых могут быть назначены наказания для участников дорожного движения, установлены в главе 12 КоАП РФ «Административные правонарушения в области дорожного движения», а также в ряде статей главы 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающий природной среды и природопользования», главы 11 «Административные правонарушения на транспорте» и главы 19 «Административные правонарушения против порядка управления». Кроме мер административной ответственности, к участникам дорожного движения могут применяться другие меры административно-правового принуждения, установленные в КоАП РФ, а также ФЗ «О полиции» и в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения».

Совершение  административного правонарушения является основанием для применения мер административной ответственности.

Совершение  административного правонарушения является основанием для назначения административного наказания. Таковыми являются предупреждение, административный штраф, лишение права на управление транспортным средством, конфискация специальных звуковых и световых сигналов, административный арест.

Административный  штраф может быть назначен в размерах от ста рублей до пяти тысяч рублей - на водителей, от двухсот до одной  тысячи рублей - на пешеходов и иных лиц, участвующих в дорожном движении.

Административное  наказание в виде лишения права  на управление транспортным средством может быть назначено за следующие административные правонарушения: управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (1,5-2 года); передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (1,5-2 года); превышение установленной скорости движения более чем на 60 км/час (4-6 мес.); пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановка, или стоянка на железнодорожном переезде (4-6 мес.) и тд.

Информация о работе Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения