Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 10:36, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Одной из самых серьезных, поистине глобальных на современном этапе развития нашего общества, останется про-блема обеспечения безопасности дорожного движения, имеющая огромное социальное и политическое значение. Аварийность на дорогах во многих странах, в том числе и в России, расценивается как национальное бедствие.

Файлы: 1 файл

Административное право.docx

— 138.72 Кб (Скачать файл)

При оформлении материалов по факту нарушения правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, на автомобильном транспорте, установленных Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации в протоколе об административном правонарушении необходимо отражать наличие либо отсутствие разрешений на перевозку таких грузов. В случае наличия такого разрешения необходимо указывать, в чем выразилось существо правонарушения (несоответствие тягача и (или) прицепа транспортным средствам, указанным в разрешении; отклонение от указанного в разрешении, маршрута следования; осуществление перевозки с нарушением сроков, указанных в разрешении)73.

В случае выявления нарушения Правил перевозки  опасных грузов автомобильным транспортом в протоколе об административном правонарушении указывается наличие или отсутствие: согласованного маршрута перевозки; свидетельства о допуске транспортного средства; свидетельства о допуске водителя к перевозке опасных грузов и аварийной карточки системы информации об опасности, а также сведения о нарушениях требований и положений, содержащихся в указанных документах.

В случаях  выявления управления транспортным средством, владелец которого не исполнил обязанность по страхованию гражданской ответственности, действия водителя, а также владельца транспортного средства подлежат квалификации по ч.2 ст. 12.37 КоАП РФ. При решении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении следует учитывать, что договор обязательного страхования не прекращает своего действия в течение 30 дней по истечении периода страхования, если страхователь не позднее, чем за два месяца до окончания срока действия договора не заявил о его расторжении.

Протоколы об административных правонарушениях  в области дорожного движения составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиция), органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, органами районной транспортной инспекции, органами автомобильного транспорта. Перечень должностных лиц данных органов, уполномоченных составлять такие протоколы, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Наиболее  широкими полномочиями по возбуждению  дел об административных правонарушениях в области дорожного движения наделены должностные лица ГИБДД.

Должностные лица ГИБДД осуществляют свои функции  в рассматриваемой сфере главным образом, по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, предусмотренных главой 12 КоАП РФ.

Завершающим этапом первой стадии обычного производства по делу является направление протокола либо постановление прокурора об административном правонарушении на рассмотрение. Указанные документы направляются в судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении. При административном аресте данные материалы передаются на рассмотрение судье немедленно после их составления.

При наличии  хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных  в ст. 24.5 КоАП РФ, орган, должностное  лицо, в производстве которых находится  дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении  производства по делу об административном правонарушении74.

На основе изложенного, можно сделать следующие  выводы:

1. Возбуждение  дела об административном правонарушении  в области дорожного движения, представляет собой регламентированную нормами КоАП РФ деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц, по установлению факта нарушения, применению мер обеспечения производства по делу (в установленных законом случаях), фиксация доказательств дорожно-транспортного правонарушения, их оценке и принятию процессуального решения (акта) в установленные законом сроки;

2. Возбуждение  дела об административном правонарушении  в области дорожного движения может проводиться только по фактам правонарушений, признаваемых действующим законодательством административными правонарушениями в области дорожного движения. В действующем КоАП РФ такие административные правонарушения предусмотрены статьями 12.1-12.37, 8.22, 9.3, 11.21-11.27, 19.22.

 

3.2. Административное расследование  нарушения законодательства в  области дорожного движения

Решение задач производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения в отдельных случаях невозможно без осуществления административного расследования, целью которого является получение сведений и материалов, необходимых для принятия решения по делу.

Административное  расследование можно представить  как строго упорядоченный административно-процессуальными нормами комплекс процессуальных действий (направленный на установление обстоятельств проступка, их фиксирование и квалификацию) и принимаемых по их результатам правовых актов в рамках производства по делам об административных правонарушениях.

С введением  в действие нового КоАП РФ административное расследование получило свой официальный статус.

Анализ  норм, содержащихся в главе 28 КоАП РФ дает нам основание полагать, что административное расследование является факультативной стадией производства по делам об административных правонарушениях, проводимой после выявления факта административного правонарушения в случае недостаточности информации обо всех обстоятельствах, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 26.1 КоАП РФ в случае, если выяснение указанных обстоятельств возможно только посредством проведения процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.

Проведение  административного расследования  предполагает реализацию логически  взаимосвязанной совокупности мер  поискового, аналитического, процессуального  характера, осуществляемых в правовом режиме административного законодательства, с помощью которых соответствующие органы исполнительной власти получают и исследуют недостающую информацию о степени виновности лица в совершении административного правонарушения; обстоятельствах, смягчающих или отягчающих административную ответственность по данному делу; характере и размере причиненного ущерба; наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. При проведении административного расследования представляется возможным проведение проверки и дополнительного изучения информации, свидетельствующей о событии административного правонарушения и лице, его совершившим75.

Основное  назначение стадии административного  расследования состоит в том, что уполномоченными на то органами и должностными лицами в предусмотренной законом форме устанавливается факт совершении административного правонарушения, обстоятельства, относящиеся к данному правонарушению, дается их юридическая оценка, выясняется личность правонарушителя и выявляются доказательства, подтверждающие его виновность в совершении правонарушения76.

Основными задачами административного расследования  являются: полное, всестороннее и объективное выяснение обстоятельств дела для обеспечения разрешения его судьей, должностным лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении в соответствии с законом; обеспечение исполнения вынесенного постановления; выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Для административного  расследования можно выделить и  некоторые частные задачи: обеспечение законности; обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их применения в процессе рассмотрения дела; обеспечение участия в производстве по делу лица, привлекаемого к административной ответственности и исключение дальнейшей противоправной деятельности с его стороны; обеспечение защиты интересов потерпевших от административного правонарушения; сохранение и обеспечение установленного порядка управления в административной деятельности и ее процессе; установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного административным правонарушением, установление его размера и принятие мер к его возмещению; определение от участников производства по делу об административном правонарушении77.

Основу  административного расследования  дел об административных правонарушениях в области дорожного движения составляет определенная система административно-процессуальных действий, позволяющая установить истину по делу.

Предмет доказывания по данной категории  дел может быть определен как  совокупность обстоятельств - фактов, имевших место в реальной действительности до, в момент и после совершения административного правонарушения, доказывание которых обеспечивает установление объективной истины по делу.

Изложенное  дает основание сделать вывод, что  административное расследование по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения представляет собой регламентированную административно-процессуальными нормами деятельность уполномоченных на то должностных лиц по реализации совокупности процессуальных действий, осуществляемых в правовом режиме административного законодательства по установлению и фиксированию факта совершения административного правонарушения, обстоятельств, относящихся к данному правонарушению, доказывание которых обеспечивает установление объективной истины.

Административное  расследование по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения проводится в тех случаях, когда после выявления административного правонарушения необходимо осуществление экспертиз (автотехнической, судебно-медицинской и др.) или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.  Административное расследование проводится, например:

- в случае, когда при оформлении материалов по факту ДТП на месте его совершения установить состав административного правонарушения не представляется возможным;

- при нарушении Правил, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего;

- при оформлении материалов по факту управления транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, в целях получения достоверной информации о наличии права управления транспортным средством, лишении права управления транспортами средством, обстоятельствах, смягчающих или отягчающих административную ответственность;

- в случае, когда водитель транспортного средства скрылся с места ДТП при выявлении правонарушения, предусмотренного ст. 12.4 КоАП РФ, в случаях, когда, водитель или иное лицо, отрицает свою причастность к установке или нанесению цветографических схем и др.

Выяснение обстоятельств, подлежащих доказыванию  по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, условно можно разделить на два этапа78.

Первый  этап заканчивается установлением  обстоятельств, которые при их доказывании  формируют у должностного лица осуществляющего  административное расследование по делу вывод о наличии в конкретном нарушении Правил признаков административного правонарушения, т.е. основания к возбуждению дела об административном правонарушении. Этот этап доказывания имеет место до возбуждения дела, и его целью, наряду с установлением объективной истинны, является принятие обоснованного решения о вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и начале административного расследования. На этом этапе необходимо доказать следующие факты:

- имело ли место событие административного правонарушения (где, 
когда, как);

- имело ли место несоответствие действий участников административного правонарушения положениям Правил, каковы причины административного правонарушения и нарушения Правил;

- какие общественно опасные последствия повлекло нарушение Правил (приблизительная тяжесть причиненных пострадавшим телесных повреждений, материальный ущерб). Например, последствия ДТП в подавляющем большинстве случаев очевидны.

С возбуждением дела об административном правонарушении заканчивается первый, и наступает второй этап сбора доказательств. Круг, административно-процессуальных действий с этого момента существенно расширяется. После возбуждения дела должностное лицо, осуществляющее административное расследование получает возможность для производства таких административно-процессуальных действий, как эксперименты, экспертизы и т. д.

Обязательному установлению на этом этапе подлежат следующие факты, характеризующие  объективную сторону административного  правонарушения (рассмотрим их на примере  ДТП):

- какое   именно   деяние   (действие   или   бездействие)   участников 
дорожного   движения   повлекло   ДТП,   и   в   какой   мере   могли   повлиять 
состояние транспортного средства и дорожные условия;

- какие именно последствия повлекло ДТП. При этом для установления

механизма образования  и тяжести телесных повреждений, материального ущерба должны быть произведены  соответствующие судебно-медицинские, автотовароведческие экспертизы;

- были ли допущены водителем нарушения Правил и соответствуют ли 
требованиям    Правил,    действия     водителя,     их     причинная     связь    с 
наступившими последствиями;

- какие именно действия водитель не совершил, но обязан был и имел 
возможность совершить во избежание происшествия;

Информация о работе Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения