Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 10:36, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Одной из самых серьезных, поистине глобальных на современном этапе развития нашего общества, останется про-блема обеспечения безопасности дорожного движения, имеющая огромное социальное и политическое значение. Аварийность на дорогах во многих странах, в том числе и в России, расценивается как национальное бедствие.

Файлы: 1 файл

Административное право.docx

— 138.72 Кб (Скачать файл)

Правовые  гарантии прав и обязанностей участников дорожного движения являются важным обстоятельством, обеспечивающим действенность  их статуса как субъектов административного  права. В этой связи возникает вопрос о том, составляет ли юридическая ответственность один из компонентов юридических гарантий или нет? Ответ на этот вопрос вряд ли может быть однозначным. Он зависит, во-первых, от понимания содержания юридической ответственности, во-вторых, от аспекта рассмотрения юридической ответственности граждан. На мой взгляд, следует согласиться с мнением Витрука Н.В., что средства юридической ответственности (в том числе административно-правовой), установленные в праве, являются одним из видов юридических гарантий прав и обязанностей личности39.

Административно-правовой статус гражданина представляет собой  сложное юридическое образование, включающее в себя четыре разновеликих составных элемента40.

Первая, самая важная часть прав и обязанностей представляет собой статус личности, человека как субъекта административного права. В Российском государстве правовое регулирование положения личности, человека занимает центральное, приоритетное место, ибо выражает идею того, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Основной закон страны провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства.

Согласно  Конституции Российской Федерации  и основанному на ней законодательству личность, человек, независимо от его служебного положения, национальности, вероисповедания и т.д., является в Российской Федерации субъектом права всех его отраслей, для чего основы правового статуса личности закреплены в Конституции Российской Федерации. Причем в данном статусе человека важное место занимают и нормы административного права.

Конституционный статус любого лица, с одной стороны, составляет базу для становления  и реализации всех иных прав и обязанностей, конкретизируясь и развиваясь в  них, а с другой стороны, непосредственно входит в любой из правовых статусов в качестве его важнейшей части41. Иными словами, он устанавливает отправные положения в определении всех отраслевых правовых статусов личности.

Вторая  составная часть административно-правового  статуса представляет собой статус гражданина Российской Федерации. Как  субъект административного права, каждый гражданин имеет свой общегражданский административно-правовой статус, одинаковый для всех граждан Российской Федерации. Нормы административного права, определяющие административно-правовой статус гражданина, устанавливают его права и обязанности в государственной и общественной деятельности.

Таким образом, структура правового статуса  участника дорожного движения включает, во-первых, правовой статус личности, очерченный выше, во-вторых, его права и обязанности, вытекающие из факта гражданства.

Когда физическое лицо обрело статус личности, затем  гражданина, к ним добавляется  третий элемент административно-правового  статуса - специальный (социальный).

Чтобы заняться конкретной трудовой деятельностью, учиться  в образовательном учреждении, служить в вооруженных силах и т.д., личности и гражданину необходимы новые, дополнительные, т.е. сверх правового статуса личности и гражданина, права и обязанности, связанные с избранной им сферой общественно-полезной деятельности. Здесь гражданин вступает в область профессий и вида деятельности, отношения в которых регулируются уже иными нормами права, в основном, трудового и административного. Козлов Ю.М. также понимал под статусом отраслевую праводееспособность, комплекс прав и обязанностей, регламентированных нормами конкретных отраслей права42.

Исследуя  административно-правовой статус участника  дорожного движения Сатлейкин П.И. отмечал, что он «вытекает из общегражданского статуса и, сохраняя все его основные черты, является отраслевым, требующим соответствующей правовой адаптации к той социальной среде, в которой он реализуется»43.

Специальный административно-правовой статус как  часть общегражданского фиксирует комплекс прав и обязанностей, установленных нормами административного права в определенных сферах или отраслях управления. И здесь в качестве специального статуса можно выделить правовые статусы рабочего, служащего, студента, военнослужащего, пенсионера, участника дорожного движения и т.д.

Четвертым элементом административно-правового  статуса гражданина, отмечает Попов  Л.Л., является особый (индивидуальный) статус лица. Он включает в себя права  и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих, чисто индивидуальных потребностей, на основе чего и создается его правовой статус. Это, например, охотники - любители, водители - любители, спортсмены, не являющиеся профессионалами, туристы и т.д.44 Все они получают официальный документ для занятия избранным делом, причем для каждого из них установлен определенный круг прав и обязанностей. Это и будет составлять то, что называется особым правовым статусом.

В юридической  литературе при анализе правового  статуса личности уже давно высказывалась  мысль о нестабильном, меняющемся во времени индивидуальном статусе граждан, особенность которого состоит в том, что он отражает, какие именно права и обязанности граждан фактически реализуются на данный конкретный момент45.

Так, особый правовой статус гражданина, сохраняя все основные черты статуса личности, общего и специального статуса гражданина, представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина, которые он фактически реализует в данное время. Особый статус зависит от того, в каком качестве гражданин вступает в правоотношение: водителя, пешехода или пассажира. При определении рассматриваемого статуса имеют значение и такие факторы, как пол, возраст, должность, стаж и другие обстоятельства.

Итак, на основании приведенных рассуждений  можно высказать следующие положения. Индивидуальным правовым статусом обладает, например, такой участник дорожного движения, как водитель, управляющий автомобилем, принадлежащим ему на правах личной собственности. Водитель может обладать и специальным правовым статусом, установленным нормами административного права и определяющим его служебные права и обязанности (в случае, если он работает водителем по найму или является индивидуальным предпринимателем). И, естественно, водитель наделен общим административно-правовым статусом в силу распространения на него положений гл. 2 Конституции Российской Федерации и соответствующих норм, содержащихся в иных нормативных правовых актах.

Таким образом, у участников дорожного движения (водителей, пассажиров, пешеходов), как субъектов административного права нет единого общего административно-правового статуса. Их всех объединяет лишь то обстоятельство, что они обладают правами и обязанностями и несут ответственность на основе норм административного права46.

Понятие «административно-правовой статус участника  дорожного движения» является производным от понятия «участник дорожного движения». В связи с этим считаю целесообразным обосновать позицию относительно содержания данного понятия.

Дорожное  движение согласно определению, данному  в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения»47, представляет собой «совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог». Исходя из данного определения, участники дорожного движения есть участники такого рода отношений.

Пространственное  перемещение людей и предметов, средств, продуктов их труда является объективной общественной потребностью, удовлетворение которой - неотъемлемая часть процесса функционирования хозяйственной, социально-культурной, административно-политической, бытовой сфер общества.

Пространственное  перемещение достигается в результате деятельности людей по управлению транспортными  средствами, передвижению на транспортных средствах без управления ими или пешему передвижению по дорогам, под которыми понимаются обустроенные или приспособленные и используемые для движения транспортных средств полосы земли или поверхности искусственных сооружений. То есть общественные отношения, образующие дорожное движение, возникают в процессе осуществления участников этих отношений деятельности, являющейся социально-экономической по целевой направленности и технико-технологической по содержанию. И именно технико-технологический аспект дорожного движения положен в настоящее время в основу данного в указанном законе определения понятия «участник дорожного движения», которое определяется как «лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства».

Федеральный закон «О безопасности дорожного  движения» устанавливает правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Одной из основных составляющих этой деятельности является установление единого порядка дорожного движения, что осуществляется посредством Правил дорожного движения. В Правилах также дано определение исследуемого понятия, которое, однако, отличается от приведенного выше. Согласно Правилам участником дорожного движения является «лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства». Различия заключаются в том, что вместо термина «дорожное движение» использован термин «движение», а термин «водитель транспортного средства» заменен термином «водитель». И если первое различие не представляется существенным, то второе весьма значимо именно применительно к формированию понятия административно-правового статуса участника дорожного движения48. Дело в том, что указанные термины отражают различные по своему содержанию понятия.

В Правилах дорожного движения даны иные, нежели в законе, определения понятии «водитель», «пешеход», «пассажир». В частности, в качестве водителя рассматривается не только лицо, управляющее каким-либо транспортным средством - устройством, предназначенным для перевозки людей, грузок или оборудования, установленного на нем (то есть собственно водитель транспортного средства), но и погонщик, ведущий по дороге вьючных или верховых животных или стадо. К водителю также приравнивается обучающий вождению. Таким образом, Правила дорожного движения, являясь подзаконным нормативным правовым актом, более широко по сравнению с законом трактуют понятие «участник дорожного движения», что является вряд ли приемлемым. В тоже время признание в качестве участника дорожного движения только водителя транспортного средства формально исключает из процесса дорожного движения определенную часть граждан, не позволяя говорить и об их административно-правовом статусе. Хотя фактически они, безусловно, являются участниками тех общественных отношений, которые образуют дорожное движение.

Характерной особенностью обеих формулировок является определение понятия «участник  дорожного движения» посредством  приведения исчерпывающего перечня тех функций, которые исполняют люди, реализуя транспортную потребность. При этом определяющим признаком выступает отношение человека к транспортному средству. Так, пассажиром признается лицо, кроме водителя, находящиеся на транспортном средстве, а также лицо, которое входит на транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него). Пешеходом является лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, а также ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску. Представляется, что такой подход не является оптимальным.

Независимо от конкретного основания включения в дорожное движение, его участник имеет цель в виде перемещения в определенную точку пространства и, как правило, интерес в виде минимальных затрат времен на достижение цели. Он обладает при этом определенной возможностью достижения цели и реализации интереса на основе использования технического комплекса «транспортные средства - дороги» или, иными словами, дорожно-транспортной техники.

Единство  цели, интереса и технических средств  позволяет говорить о наличии интегрирующего начала у участников дорожного движения, не сводимого только к выполнению ими определенных функций, связанных с использованием техники. Таковым, является собственно участие в реализации транспортной потребности в процессе перемещения людей и грузов на основе использования дорожно-транспортной техники. Это положение находит подтверждение в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения», устанавливающего в настоящее время правовую основу административно-правового статуса участника дорожного движения.

В статье 24 данного закона «Права и обязанности  участников дорожного движения»  не проводится различий в их правах и обязанностях в зависимости  от функциональной роли. В части  третьей данной статьи зафиксировано  право участников дорожного движения на свободное и беспрепятственное  передвижение по дорогам и их обязанность осуществлять его на основании и в соответствии с установленными правилами. Таким образом, законодатель именно с передвижением связывает приобретение гражданином правового статуса участника дорожного движения, что позволяет говорить о наличии общего правового статуса участника дорожного движения, не зависящего от конкретной выполняемой им функции. В связи с этим представляется возможным предложить иное определение понятия «участник дорожного движения», признавая таковым лицо, непосредственно участвующее в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог49.

Наличие общих признаков отнюдь не означает отсутствия весьма существенных различий между различными категориями участников дорожного движения, производных как от их отношения к дорожно-транспортной техники, так и от общегражданского административно-правового статуса.

Очевидно, что выполнение функций водителя, пешехода, пассажира предполагает наличие  у соответствующих лиц определенной совокупности качеств. Это неминуемо должно отражаться и реально отражается на их правах и обязанностях, на содержании их административно-правового статуса, что позволяет говорить о наличии специальных административно-правовых статусов соответствующих категорий участников дорожного движения. Так, административно-правовой статус водителя механического транспортного средства включает в себя существенно больший перечень обязанностей в сравнении с пешеходами и пассажирами, к ним могут быть применены гораздо более строгие меры государственного принуждения. Имеются различия в статусе в зависимости от социального положения водителя от характера выполняемых им перевозок.

Информация о работе Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения