Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 10:36, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Одной из самых серьезных, поистине глобальных на современном этапе развития нашего общества, останется про-блема обеспечения безопасности дорожного движения, имеющая огромное социальное и политическое значение. Аварийность на дорогах во многих странах, в том числе и в России, расценивается как национальное бедствие.

Файлы: 1 файл

Административное право.docx

— 138.72 Кб (Скачать файл)

Конфискация может быть назначена за установку  на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), использование при движении таких устройств, а равно незаконное использование специальных цветографических схем автомобилей оперативного назначения.

Административный  арест может быть назначен за оставление водителем в нарушение Правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

К мерам  административного пресечения, которые  применяются в целях предупреждения более тяжких последствий уже  совершенных административных правонарушений, относятся: отстранение от управления транспортным средством, задержание транспортного средства, запрещение эксплуатации транспортного средства.

Отстранение от управления транспортным средством  и последующее задержание транспортного средства применяются при совершении правонарушений в виде:

- управления транспортным средством водителем, не имеющим права на управление транспортным средством;

- управления транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения;

- управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления, регистрационных документов на транспортное средство, документов на право владения, пользования, распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца, страхового полиса;

- управления транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе автопоезда).

Такой же характер имеет задержание транспортного  средства при нарушении правил остановки и стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекших создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно при остановке транспортного средства в туннеле.

Запрещение  эксплуатации транспортных средств  со снятием государственных регистрационных знаков применяется за управление транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра или с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе автопоезда).

Административно-пресекательный характер имеют также действия, осуществляемые для остановки транспортного средства в случае, если основанием для нее является наличие достоверных данных об уже совершенном правонарушении. При невыполнении неоднократных требований об остановке транспортного средства и создании опасной обстановки эти действия могут осуществляться, в том числе, с использованием специальных средств и огнестрельного оружия.

Меры  обеспечения производства по делам  об административных правонарушениях применяются в целях получения доказательств совершения административного правонарушения, а также создания условий для рассмотрения административного дела и исполнения наказания. Таковыми являются: доставление; административное задержание; личный досмотр; досмотр вещей и транспортного средства; изъятие водительского удостоверения; проведение освидетельствования на состояние опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения; медицинское освидетельствование; арест транспортного средства.

Таковы  основные характеристики административной ответственности и иного административно-правового  принуждения как составной части  административно-правового статуса участников дорожного движения.

На основании  изложенного можно сделать следующие  выводы.

Предоставленные участникам дорожного движения права  неразрывно связаны с возлагаемыми на них обязанностями. Основные обязанности  участников дорожного движения в настоящее время регламентируются на уровне подзаконных нормативных правовых актов, особое место среди которых занимают Правила дорожного движения.

Наличие у участников дорожного движения обязанности действовать таким образом, чтобы не создавать опасности и не причинять вреда, по существу, означает возложение на них всей полноты ответственности за непосредственное обеспечение безопасности дорожного движения.

Основное  значение для обеспечения безопасности дорожного движения имеет обязанность  его участников соблюдать установленный  в Правилах порядок действий в различных дорожно-транспортных ситуациях. Нормы, регламентирующие данный порядок в зависимости от метода регламентации подразделяются на две группы. Первую группу составляют нормы, в которых конкретизируется общая обязанность обеспечивать безопасность дорожного движения, во вторую группу входят конкретные запреты и предписания о режимах движения.

В совокупности обязанностей водителей механических транспортных средств можно выделить три группы обязанностей: по исполнению требований разрешительной системы  допуска к управлению транспортными  средствами и допуска их к эксплуатации; по соблюдению установленного порядка  по осуществлению перевозок пассажиров и грузов; по соблюдению установленного порядка управления в области дорожного движения.

В соответствии с действующим законодательством  к участникам дорожного движения могут применяться различные меры административной ответственности, а также другие меры административно - правового принуждения. Совокупность мер административно-правового принуждения в зависимости от оснований и последствий применении может быть разделена на четыре группы: административного предупреждения, административной ответственности, административного пресечения, обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

 

 

 

 

 

Глава 3. Производство по делам об административных правонарушениях в области дорожного  движения

 

3.1. Особенности возбуждения дела  об административном правонарушении  в области дорожного движения

Важная  роль в обеспечении высокого уровня безопасности дорожного движения в  современных условиях принадлежит  производству по делам об административных правонарушениях в рассматриваемой сфере.

Административно-процессуальная деятельность по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, начинается с появления у компетентного органа или должностного лица совокупности фактических данных, указывающих на совершение конкретным лицом деяния; содержащего признаки административного правонарушения; которые при наличии повода позволяют принять решение о возбуждении дела.

Юридическими, признаками административного правонарушения в области дорожного движения, подлежащими установлению при принятии решения о возбуждении дела являются противоправность и наказуемость. Вина как юридический признак правонарушения устанавливается на последующих стадиях производства по делу64.

Возбуждение дела является начальной стадией  производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного  движения. Основное назначение, которой  состоит в установлении и фиксации факта нарушения, оформлении протокола, фиксации и предварительной оценке имеющихся доказательств по делу, осуществление мер обеспечения производства по  делу  (изъятие  в.  установленных  случаях  водительского удостоверения,    выдача   временного   разрешения    на   право   управления транспортным средством, административное задержание, направление на медицинское освидетельствование и др.)65.

От полноты  и всесторонности указанных действий прямо зависят правильность юридической квалификации правонарушения: законность и обоснованность применяемого затем решения по делу и в конечном счете, эффективность административно-процессуальной деятельности в области дорожного движения. Выявление (обнаружение) административного дорожного проступка и лица, его совершившего, влечет в соответствии с действующим законодательством обязанность его фиксации путем составления протокола (кроме случаев, когда административное наказание применяется на месте совершения проступка)66.

Протокол  об административном правонарушении как  акт возбуждения дела, в юридической  литературе некоторые авторы обоснованно  называют его основным процессуальным документом на стадии возбуждения дела, некоторые ученые определяют его как процессуальный документ, юридически оформляющий стадию возбуждения дела67. Есть мнение, что протокол об административном правонарушении является обвинительным документом68.

Анализ  норм, регулирующих производство по делам  об административных, правонарушениях, позволяет сделать вывод, что к числу процессуальных действий, занимающих центральное место в производстве, относится составление протокола об административном правонарушении. Протокол является основным и нередко единственным документом, фиксирующим обстоятельства правонарушения, и поэтому оттого, насколько грамотно и мотивировано он составлен, зависит правильность рассмотрения дела по существу69. Данные, содержащиеся в протоколе, имеют большое доказательственное значение.

Протокол  об административном правонарушении составляется во всех случаях, за исключением тех, когда дело об административном правонарушении, возбуждается прокурором (ст. 28.4 КоАП РФ) или осуществляется упрощенное (ускоренное) производство (ч.ч. 1 и 3 ст. 28.6 КоАП РФ).

Протокол  об административном правонарушении оформляется  только в присутствии нарушителя. Если проступок совершен несколькими  лицами, протокол оформляется на каждого нарушителя. Факт административного дорожного деликта, по нашему мнению, следует фиксировать и в случаях не установления лица, его совершившего. На такую возможность указывают многие специалисты в области административной юрисдикции70. Подобные случаи могут фиксироваться в документе произвольной формы. После установления лица, виновного в совершении такого правонарушения, должен быть составлен протокол об административном нарушении Правил дорожного движения71.

В процессе оформления протокола сотрудником  ГИБДД или другим уполномоченным на то должностным лицом осуществляется предварительная оценка установленных  и зафиксированных доказательств  по делу. Основываясь на фактических  противоправных действиях нарушителя, показаниях свидетелей, данных, зафиксированных техническими средствами (если таковые использовались), исходя из собственного толкования нормативных актов, лицо, составляющее протокол, оценивает собранные доказательства и устанавливает, какой пункт Правил дорожного движения нарушен и какой, статьей закона предусмотрена ответственность за данное нарушение.

При оформлении материалов об административных правонарушениях  за проступки в области дорожного  движения следует обращать внимание на следующие особенности.

При «наличии достаточных» оснований полагать, что лицо, которое управляет транспортным средством, находится в состоянии опьянения необходимо проводить процессуальные действия в соответствии со ст.ст. 27.12 и 27.13 КоАП РФ. При этом следует учитывать, что в случае если у водителя при себе отсутствует водительское удостоверение, проводится проверка на предмет установления, наличия у него права управления транспортным средством. При получении достаточных данных об отсутствии такого права; составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ; в случае если на месте выявления правонарушения не представляется возможным установить, имеется ли у водителя право на управление транспортным средством, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.3 КоАП РФ, а также протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. ст. 12.8 или ст. 12.26 КоАП РФ. В дальнейшем, при получении информации об отсутствии у данного водителя права на управление транспортным средством его действия целесообразно переквалифицировать, с ч. 1 ст. 12.3 на ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ. При этом материалы, оформленные по факту управления, в состоянии опьянения либо отказа от медицинского освидетельствования на состояние опьянения; приобщаются к протоколу об административном правонарушении, составленному на основании ч.1 ст. 12.7 КоАП РФ, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.8 или ст. 12.26 КоАП РФ прекращается в соответствии со ст. 28.9 Кодекса72.

При   невыполнении   водителем   законного   требования   сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, в протоколе об административном правонарушении необходимо, указывать фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей.

В случаях  превышения установленной скорости движения (ст. 12.9 КоАП РФ) показания  специальных технических средств (ст. 26.8 КоАП РФ) отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении, вынесенному в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 28.6 Кодекса. При этом необходимо указывать наименование измерительного прибора, его номер, дату проведения последней метрологической проверки.

При составлении  протокола об административном правонарушении по факту невыполнения водителем  законного требования сотрудника полиции об остановке транспортного средства необходимо отражать обстоятельства, подтверждающие противоправный характер действий водителя транспортного средства (игнорирование неоднократных требований об остановке, подаваемых через громкоговорящую установку с помощью сигналов и жестов, попытки скрыться от преследования).

При этом к протоколу об административном правонарушении необходимо приобщать рапорта сотрудников полиции, требования которых об остановке не выполнил водитель, с указанием подаваемых ими сигналов, жестов, а также причин, вызвавших необходимость остановки транспортного средства. В случае преследования водителя транспортного средства, не выполнившего законное требование сотрудника полиции, об остановке транспортного средства, к протоколу об административном правонарушении также целесообразно приобщать рапорта сотрудников, осуществлявших преследование.

По факту  нарушения, связанного с управлением  транспортным средством, имеющим неисправности, при наличии которых в соответствии с Правилами запрещается их эксплуатация, составляется акт технического осмотра транспортного средства, который необходимо приобщать, к протоколу об административном правонарушении.

По факту  нарушения, связанного с невыполнением, в установленный срок законного  предписания - должностного лица, осуществляющего  государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, необходимо указывать сведения, подтверждающие факт, что лица, привлекаемые к административной ответственности, по своим служебным обязанностям несут ответственность за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств или эксплуатацию дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений и обязаны выполнять предписания. В протоколе об административном правонарушении необходимо отображать существо невыполненного предписания и указать срок, отведенный на устранение выявленных ранее нарушений и недостатков.

Информация о работе Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения