Аграрное право и аграрное законодательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:14, лекция

Описание работы

Проблема определения природы аграрного права в российской правовой доктрине.
Предмет и метод аграрного права.
Принципы аграрного права.
Источники аграрного права

Файлы: 1 файл

Аграрное право лекции 1-6.doc

— 386.50 Кб (Скачать файл)

Единую систему источников аграрного права составляют нормативные правовые акты субъектов РФ, многие из которых уже приняли основополагающие законы, комплексно регулирующие земельные отношения.

Правовые акты субъектов Российской Федерации в системе источников аграрного права.

Федеративное устройство страны имеет первостепенное значение для функционирования аграрного  законодательства ввиду многообразия природных условий и исторических традиций, необходимости регионального управления и учета сложившихся отношений к видам собственности.

Конституцией Российской Федерации предусматривается верховенство федеральных законов на всей территории РФ. В то же время республики (государства) имеют свою конституцию и законодательство, а другие субъекты Федерации (края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа) – свой устав и законодательство.

Согласно ст. 76 Конституции  РФ по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные  конституционные законы (предусмотренные в Конституции РФ) и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые (в соответствии с ними) законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Вне пределов ведения  Российской Федерации, совместного  ведения РФ и ее субъектов – все субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Согласно Конституции  РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией РФ: в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в России, действует федеральный закон. В то же время в случае противоречия между федеральным законом и актом субъекта Федерации, изданным вне пределов ведения РФ или совместного ведения РФ и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Локальные нормативные  акты в системе источников аграрного  права

Нормативные акты принимаются в организациях, учреждениях  и на предприятиях и устанавливают обязанности для граждан, предоставляют им права. Они могут быть:

1) рассчитаны  на работающих в данной организации, т.е. обращены внутрь нее;

2) направлены  вовне ее.

И те и другие носят неперсонифицированный, общий  характер, ориентированы на неоднократное число применений.

  Примером  нормативного акта первого вида  можно считать план внутреннего землеустройства, утвержденный полномочным органом сельскохозяйственной организации (предприятия, товарищества, общества, ассоциации). Утвержденный в законном порядке и в соответствии с уставом, план должен действовать, исполняться и применяться всеми гражданами и юридическими лицами, пока он не будет изменен, отменен или выполнен.

 Сюда же  относятся внутриколхозные акты, например правила вспашки зяби, одобренные на колхозном или ином полномочном собрании. Они носят общий характер, потому что распространяются на всех работников данного хозяйства, кто бы ни проводил предусмотренные ими работы. В случае выбытия (увольнения) одних работников эти нормы действенны и для других работников, заступивших на их место.

 Ко второму  виду нормативных актов организаций можно отнести правила и порядок землеустроительных работ, утвержденные негосударственной хозрасчетной организацией. Они также принимаются на основании и во исполнение вышестоящих нормативных актов - законов, указов, постановлений, приказов и т.п. и обязательны для исполнения обращающимися в организацию гражданами.

 Не всегда  возможно провести четкую границу  между этими видами нормативных  актов. Правила внутреннего распорядка, например, лесничества обращены вовнутрь организации, однако не могут не учитываться гражданами, обращающимися в лесничество по поводу лесных участков и лесопользования; в то же время обращенные к гражданам правила оформления земельных'доку ментов, конкретизированные в актах организации, обязательны и для работников этой организации.

 Хотя нормативные акты  организации находятся в иерархии  нормативных актов на самой низшей ступени, т.е. обязаны соответствовать всем вышестоящим нормативным актам, они тем не менее являются самыми массовыми источниками и элементами аграрного законодательства, регулирующими наибольшее число прав граждан и конкретных аграрных отношений.

1.5. Аграрные  правоотношения

В процессе многогранной деятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций и других участников производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации в соответствии с уставной праводееспособностью складываются различные по своей социально-экономической сущности и юридической природе правоотношения. Центральное место среди них занимают аграрные правоотношения - правовая форма выражения и закрепления общественных отношений как экономической категории, разновидности производственных отношений, складывающихся и развивающихся в процессе организации и ведения сельскохозяйственного производства.

Современные аграрные правоотношения представляют собой реально существующие, урегулированные нормами закона (договора) элементы системы общественных отношений, основанные на юридических фактах и соответствии прав и обязанностей субъектов, занятых в процессе производства и обеспечения производства продуктов питания растительного и животного (в том числе водного и охотничьего) происхождения. Аграрные правоотношения – это реально существующие в повседневной деятельности субъектов аграрного предпринимательства (агробизнеса) многогранные отношения, наполненные качественно новым содержанием в связи с признанием этих аграрных товаропроизводителей субъектами права частной и другой негосударственной формы собственности на землю и другие средства производства, произведенные продукты питания, а также субъектами предпринимательской деятельности, которые функционируют наряду с государственными аграрными товаропроизводителями. Аграрные правоотношения – правовая форма реализации положений норм аграрного права посредством применения их в процессе определения и функционирования прав и обязанностей субъектов, которые производят и обеспечивают производство продуктов питания.

Право непосредственно не регулирует и не конкретизирует производственные отношения в аграрном секторе экономики. Эти отношения носят материальный характер и возникают независимо от воли и сознания человека как объективная экономическая категория.

 Субъективные права участников  аграрных правоотношений не только определяются нормами аграрного права, но и гарантируются законом, охраняются от нарушений правоохранительными органами.

Основная цель аграрных правоотношений - правовое обеспечение развития сельскохозяйственного  производства. Именно это является цементирующей основой для формирования всех аграрных правоотношений в единую комплексную правовую общность.

Основная особенность аграрных правоотношений состоит в том, что  они не представляют собой единого  целостного отношения, а составляют органический комплекс земельных, имущественных, трудовых и организационно-управленческих отношений, складывающихся в процессе сельскохозяйственного производства и учитывающих его специфику. Перечисленные виды аграрных отношений, взятые каждый в отдельности, по предметному признаку относятся к сфере регулирования традиционных отраслей права - гражданского, земельного, административного, трудового, финансового. В совокупности они образуют единый органический комплекс, приобретают целостность, поскольку в этом качестве ориентированы на обеспечение сельскохозяйственного производства, учет его специфики.

Субъектами (участниками) аграрных правоотношений прежде всего являются производители сельскохозяйственной продукции, обладающие соответствующей правоспособностью:

- все виды сельскохозяйственных  коммерческих организаций (сельскохозяйственные кооперативы, хозяйственные товарищества и общества, государственные сельскохозяйственные предприятия и др.) и их объединений независимо от форм собственности, на которых они базируют свою деятельность;

- крестьянские (фермерские) и личные  подсобные хозяйства граждан;

- производственные подразделения сельскохозяйственных коммерческих организаций;

- государственные, кооперативные  организации, призванные обслуживать сельскохозяйственное производство.

В условиях становления  рыночной экономики основным видом  аграрно-правовых (равно как и гражданско-правовых) актов являются сделки (договоры) - волевые действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Причем то, что в течении многих десятилетий в условиях господства в нашей стране командно-административной системы было строжайше запрещено (например, купля-продажа, аренда, залог, дарение и наследование земельных участков), теперь, в условиях аграрной реформы, становится повседневным делом в развитии аграрных отношений.

Аграрные правоотношения могут порождаться не только гражданско-правовыми сделками, но и административно-правовыми актами. Так, при первичном предоставлении земельного участка свидетельство о праве собственности на землю выдается соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству на основе решения местной администрации, т.е. акта органа управления.

Аграрные правоотношения, взятые в целом, представляют собой  единый органический комплекс отношений. Но внутри этого единства имеются  существенные различия, определяемые характером и содержанием регулируемых правом конкретных аграрных отношений как волевых экономических актов, складывающихся в процессе сельскохозяйственного производства, распределения, обмена и потребления.

Отнесение аграрных отношений к определенным группам и видам - земельным, имущественным, трудовым, организационно-управленческим, их научная классификация - необходимая предпосылка для анализа их содержания, выявления тенденций и путей дальнейшего развития, а также выбора форм и методов правового регулирования.

Юридическая классификация  не должна сводиться к простому перечислению аграрных правоотношений, а предполагает их группировку на научно обоснованных экономических и юридических критериях.

К общим экономическим  критериям относятся характер экономических отношений, складывающихся в сфере с/х производства, с одной стороны, и в сфере экономического оборота, товарного обмена - с другой, а также учет различий в экономическом содержании указанных аграрных отношений.

Для научной классификации аграрных отношений наряду с экономическим их содержанием нужно учитывать юридические признаки и прежде всего закрепленную в нормах права степень связанности тех или иных аграрных отношений с учетом специфики с/х производства. Наиболее полно эта специфика учитывается во внутренних (внутрихозяйственных) аграрных отношениях, в меньшей степени во внешних, поскольку они обслуживают с/х производство. Внешние аграрные отношения нельзя сводить только к тем, которые складываются в сфере сельскохозяйственного производства. Значительная их часть возникает в процессе экономических взаимоотношений сельскохозяйственных предприятий и других хозяйств с государственными, кооперативными и общественными организациями, а также отдельными предпринимателями (гражданами), т.е. в сфере товарно-денежного экономического оборота. Следует отметить, что налоговые обязательства с/х предприятий и других предпринимателей перед государством не носят товарного характера, но являются их внешними отношениями.

Итак, с учетом названных  экономического и юридического критериев аграрные отношения можно разделить на две большие группы: внутренние и внешние.

Внутренними (в известном  смысле внутрихозяйственными) являются основанные на членстве в с/х кооперативе, в семье, ведущей крестьянское хозяйство либо личное подсобное хозяйство, а также на трудовом договоре в государственной или иной формах организации с/х производства правоотношения, складывающиеся по поводу организации использования земли, другого имущества и труда в процессе производственно-хозяйственной деятельности на этой земле.

Внешние же аграрные правоотношения представляют собой определенную совокупность отношений с/х коммерческих организаций и других участников с/х производства между собой, а также с другими предприятиями, организациями, гражданами и соответствующими органами управления.

Внутренние (внутрихозяйственные) и внешние аграрные отношения  в свою очередь подразделяются на различные по своему характеру содержанию виды. Будучи урегулированным правом, аграрные отношения приобретают характер правовых отношений.

Субъекты и  объекты аграрных правоотношений

При определении понятия аграрных правоотношений следует исходить из определения понятия и круга субъектов, их правового положения, целевого назначения и функций, а также объектов и содержания конкретной составляющей этих правоотношений, которые определяются целью, заданиями, функциями их субъектов.

Информация о работе Аграрное право и аграрное законодательство