Аграрное право и аграрное законодательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:14, лекция

Описание работы

Проблема определения природы аграрного права в российской правовой доктрине.
Предмет и метод аграрного права.
Принципы аграрного права.
Источники аграрного права

Файлы: 1 файл

Аграрное право лекции 1-6.doc

— 386.50 Кб (Скачать файл)

Государственное регулирование  в республиках, краях, областях и  автономных образованиях осуществляется министерствами, управлениями (департаментами) сельского хозяйства, комитетами продовольствия городов Москвы и Санкт – Петербурга, управлениями (отделами) сельского хозяйства районов.

Значительную роль в  регулировании сельского хозяйства  играют государственные контрольно-инспекционные органы (службы) в центре и на местах.

Согласно постановлению  Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 201 (в ред. От 4 августа 2005 г.) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защите растений, селекционных достижений, за охраной, воспроизводством, использованием объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных и биологических ресурсов. Свою деятельность Федеральная служба осуществляет непосредственно и через свои территориальные и подведомственные организации.

В ведении Министерства сельского хозяйства РФ также  находится Федеральное агентство  по рыболовству, действующее на основании  Положений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 295. Рыболовство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, рационального использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды обитания.

 

КОНТОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Что такое государственное регулирование?
  2. Какие задачи ставит перед собой государство, осуществляя государственное регулирование аграрным сектором?
  3. Каковы основные направления государственного регулирования сельским хозяйством?
  4. Какие методы использует государство при осуществлении государственного регулирования?
  5. Назовите принципы построения организационной структуры государственного регулирования?
  6. Назовите основные функции Министерства сельского хозяйства Российской Федерации?

 

Глава 3. Правовое положение сельскохозяйственных коммерческих организаций.

Несмотря на то что  определенное, вполне устойчивое место  в аграрном секторе нашей страны заняли фермерские и личные подсобные хозяйства, основной объем сельскохозяйственной продукции производят крупные сельскохозяйственные организации. Они функционируют в рамках определенных, установленных законодательством организационно-правовых форм. Право регулирует особенности статуса каждого вида организаций.

Ведение сельскохозяйственного  производства в условиях рыночной экономики  связано в большинстве случаев  с предпринимательством. Субъектами предпринимательства являются как юридические, так и физические лица.

Как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели проходят государственную регистрацию. В сельском хозяйстве предпринимательскую деятельность без образования юридического лица осуществляют крестьянские (фермерские) хозяйства. Глава такого хозяйства признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

В настоящее время  государственная регистрация юридических  лиц, а также физических лиц в  качестве индивидуальных предпринимателей осуществляется в порядке установленном  Федеральным законом от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим их регистрацию, является Федеральная налоговая служба (ФНС России).

Рассмотрим правовые основы деятельности юридических лиц в сельском хозяйстве.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации»  под сельскохозяйственным товаропроизводителем понимается физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, составляющей в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыболовной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.

От этого определения  несколько отличаются определения, содержащиеся в Федеральном законе от 9 июля 2002 г. «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» и в Налоговом кодексе РФ. В первом из них в качестве критерия выбрана – доля выручки от реализации, переработке, а во втором – доля дохода. Эти критерии используются при отнесении товаропроизводителей к сельскохозяйственным при возникновении отношений, регулируемых соответствующими законами.

Все действующие в  сельском хозяйстве юридические  лица следует делить на коммерческие и некоммерческие. Особенностью коммерческих сельскохозяйственных организаций  состоит в том, что они могут создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных Гражданским кодексом, а именно:

  • хозяйственные общества и товарищества;
  • производственные кооперативы;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Все коммерческие сельскохозяйственные организации (кроме унитарных предприятий) обладают общей правоспособностью (абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК РФ), т.е. имеют право осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. В учредительных документах (уставе, учредительном договоре) специфика сельскохозяйственных организаций требует указания в документах и в самом названии организации характер их деятельности. Учредительные документы обязательно должны содержать: наименование организации, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью. Каждое юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

3.1. Хозяйственные  общества и товарищества.

 

Действующее законодательство к обществам относит акционерные  общества (АО) и общества с ограниченной ответственностью (ООО), а товариществам – полные товарищества и товарищества на вере.

Хозяйственные общества и товарищества в аграрной сфере  образуются на добровольной основе. Первые их участники (учредители) заключают между собой договор о создании общества или товарищества, о структуре управления им, распределение будущих доходов  и пр. – учредительный договор.

Товарищества полные и коммандитные

Товарищества в аграрной сфере представляют собой объединения  лиц, а не капиталов. Поэтому в  данном случае предполагается не только внесение вкладов, но и личное участие в делах товарищества (предпринимательской деятельности). Так участниками товарищества (кроме вкладчиков в товариществах на вере) могут быть только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, в том числе фермеры.

Гражданский кодекс РФ предусматривает  два вида товарищества: полные и на вере (коммандитные). Полным признается такое товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. При этом лицо может быть участником только одного полного товарищества.

В сельском хозяйстве  полных товариществ мало, т.к. прежнее законодательство не признавало их юридическими лицами и до 1995 г. не требовало регистрации. Кроме того особенности данного товарищества как организационно-правовой формы делают его применимым к условиям крупных реорганизованных хозяйств.

Как уже говорилось, в полном товариществе все граждане-участники должны быть предпринимателями. Все они имеют право и должны принимать участие в деятельности товарищества, в том числе заключать сделки от имени товарищества. Таким образом, каждый полный товарищ отвечает по обязательствам товарищества всем своим имуществом, а не только переданным в качестве вклада в товарищество. При этом участник данного товарищества, не являющийся его учредителем, отвечает наравне с другими участниками даже по обязательствам, возникшим до его вступления в товарищество. А участник, выбывший из товарищества, отвечает по обязательствам товарищества, возникшим до момента его выбытия, еще в течение двух лет.

Следует отметить, что  такие отношения предполагают очень  небольшое число участников и доверительные отношения между ними.

В товариществах на вере (коммандитных) наряду с участниками (полными товарищами) имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, лишь в пределах сумм внесенных ими вкладов. Они не принимают участия в предпринимательской деятельности товарищества и «доверяют» осуществлять таковую полным товарищам. Сами же от имени товарищества могут выступать лишь по надлежащим образом оформленной доверенности.

Данный вид товарищества более распространенное в сельском хозяйстве среди небольших формирований, образующих путем раздела крупных хозяйств. Кроме полных товарищей, на которых распространяются все вышеизложенные положения, относящиеся к полному товариществу, в него входят вкладчики, или коммандитисты. Они не несут полной ответственность за результаты хозяйственной деятельности товарищества, поэтому рискуют только потерять свои вклады в случае его несостоятельности. Вкладчики не вправе оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества.

В товариществах на вере, созданных в сельском хозяйстве, чаще всего полными товарищами являются руководители и специалисты бывшего сельскохозяйственного предприятия, а работники того же предприятия, вступившие в данное товарищество, – коммандитистами.

Учредительный договор  по закону является единственным учредительным документом товарищества, устава не требуется. Подписывается учредительный договор всеми полными товарищами (не вкладчиками). Кроме того, имена (наименования – в случае юридических лиц) всех полных товарищей (или нескольких, с добавлением слов «и компания») должны содержаться в фирменном наименовании как полного, так и коммандитного товарищества.

Товарищества на вере ликвидируются вместе с полным товариществом, а также при выбытии из него всех вкладчиков. При ликвидации товарищества на вере, в том числе в случае банкротства, вкладчики имеют преимущественное право перед полными товарищами на получение вкладов из имущества товарищества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов.

Простое товарищество – не представляет собой организационно-правовую форму юридического лица, оформляющегося просто путем заключения договора о совместной деятельности. Практика показывает, что очень часто крестьянские хозяйства организуют такую совместную деятельность, но не всегда при этом заключают какой либо договор. Однако, оформление простого товарищества договором необходимо, так как возникают имущественные отношения и по поводу их возможны споры.

Договор простого товарищества регулируется главой 55 ГК РФ (ст.1041-1054). Основные его особенности заключаются  в следующем: все внесенные товарищами в общее дело денежные средства и  иное имущество, произведенная совместно продукция и полученные доходы становятся общей долевой собственностью товарищей. Прибыль, как правило, распределяется пропорционально стоимости вкладов товарищей в общее дело. Ведение дел поручается либо всем товарищам, либо отдельным его участникам.

 

Акционерное общество (АО)

Акционерные общества составляют в  настоящее время наибольшее число  среди реорганизованных сельскохозяйственных предприятий и подавляющее большинство среди перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и агросервисных организаций, порядка 55% вместе с товариществами.

Правовой статус акционерных обществ  помимо норм ГК определяется Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. «ОБ акционерных обществах». Так, согласно ст.2 данного закона акционерным обществом (АО) признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

Акционерные общества в  сельском хозяйстве представляют собой  объединение капиталов, а не лиц. Главная особенность АО состоит в том, что его уставный капитал поделен на определенное число акций. Лицо, вкладывающее свои средства в капитал АО, приобретает взамен акции, дающие ему право на получение доходов от деятельности общества и на участие в управлении им. Следует отметить, что акционер не может вернуть обществу акции и потребовать возврат имущества, переданного в счет платежа, или уплаченных за акции денег. Акции можно только уступить другому гражданину или юридическому лицу– продать, подарить или завещать в установленном порядке. Таким образом, смена акционеров не влияет на величину уставного капитала, что гарантирует его устойчивость. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытка, связанных с его деятельность, лишь в пределах стоимости принадлежащих им акций. Что касается акционеров, не полностью оплативших акции, то они несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих акций.

В Законе подробно определен порядок  создания и ликвидации АО, правовой режим его имущества, правомочия общего собрания акционеров, совета директоров и др.

В аграрной сфере преобладают закрытые акционерные общества. Для закрытых АО существуют ограничения по численности  участников – не больше 50, иначе общество в течение года должно быть преобразовано в открытое АО (ст.21 Закона об акционерных обществах).

Информация о работе Аграрное право и аграрное законодательство