Аграрное право и аграрное законодательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:14, лекция

Описание работы

Проблема определения природы аграрного права в российской правовой доктрине.
Предмет и метод аграрного права.
Принципы аграрного права.
Источники аграрного права

Файлы: 1 файл

Аграрное право лекции 1-6.doc

— 386.50 Кб (Скачать файл)

Субъекты аграрных правоотношений – это, прежде всего, собственники, которые самостоятельно или благодаря объединению своего капитала (создание юридических лиц кооперативного и корпоративного типов) наделяют созданные ими юридические лица полномочиями субъектов аграрных и других правоотношений.

В зависимости от сферы деятельности, цели, заданий, функций субъекты аграрных правоотношений делятся на три группы:

  • субъекты в сфере товарного производства продуктов питания и сырья растительного и животного происхождения;
  • субъекты аграрных правоотношений в сфере агропроизводственного сервиса, которые основаны на разных формах собственности и легальных организационно-правовых формах;
  • субъекты аграрных правоотношений в сфере финансирования, кредитования, страхования, торговли, в частности агро- и другие банки, агробиржи, страховые компании.

Объекты аграрных правоотношений многогранны. К ним, прежде всего, относятся объединения общеаграрных имущественных, земельных управленческих и трудовых общественных отношений как базовых. Своеобразными объектами в базовых аграрных правоотношениях выступают различные проявления последних, в частности финансово-кредитные, хозяйственно-договорные, социально-бытовые и другие общественные отношения, которые исходят из цели, предмета деятельности и функций субъектов аграрного предпринимательства.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Понятие  аграрного права.

2. Система  аграрного права.

3. Принципы  аграрного права

4. Место правовых  актов субъектов Российской Федерации  в системе источников аграрного права

5. Понятие  аграрных правоотношений.

 

 

Глава 2. Государственное регулирование агропромышленного производства

Правовое регулирование  государственного управления в аграрной сферы традиционно составляет самостоятельный институт аграрного законодательства. Регулирование экономических отношений, воздействие на рынок, преимущественно в целях сглаживания его негативных проявлений, является одной из основных функций государства как социального и правового.

Основные направления  государственного регулирования и  управления не всегда одинаковы для различных отраслей экономики и зависят от многих параметров: уровень развития рынка; состояние отрасли экономики и состояние экономики государства в целом и др. Все это должно учитываться при осуществлении правового регулирования экономических отношений и находить выражение в содержании нормативных правовых актов, закрепляющих основы государственной политики в области экономики.

Согласно ст.1 Федерального закона от 14 июля 1997 г. «О государственном регулировании агропромышленного производства», ныне утратившего силу, под государственным регулированием агропромышленного производства понималось экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства.

В указанном законе были определены задачи государственного регулирования данной сферы отношений, каковыми являются: стабилизация и развитие агропромышленного производства; обеспечение продовольственной безопасн6ости РФ; улучшение продовольственного обеспечения населения; поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики; защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства и др.

В любом государстве, чтобы законодательное регулирование  аграрных отношений развивалось в нужном направлении для решения наиболее важных социальных и экономических проблем, необходим выбор методов государственного регулирования аграрной экономикой.

Так, для государственного регулирования переходного периода  характерно сочетание как методов прямого воздействия государства на экономику, так и применение методов косвенного регулирования. Для государства с развитой рыночной экономикой характерен метод косвенного регулирования. Следует отметить, что выбор метода государственного регулирования для сельского хозяйства тесно связан со спецификой отрасли.

В качестве основных особенностей сельскохозяйственного сектора  принято выделять его государственную, социальную и экономическую значимость. Сельское хозяйство является поставщиком  практически всех основных отраслей производства, наполняет товарами продовольственных рынок.

К специфическим чертам данной отрасли следует отнести  существенное влияние на производство природно-климатических условий, использование земли как основного ресурса, многоотраслевой характер предприятия. В качестве негативных отличий – низкая инвестиционная привлекательность агарного сектора, вызванная высокой капитало- и энергоемкостью. Все эти  факторы обуславливают важность участия государства в регулировании аграрной экономики в целях создания условий для инвестиционной привлекательности отрасли, повышение конкурентоспособности, обеспечения продовольственной безопасности и т.д. Наряду с этим Российское сельское хозяйство отличается затянувшимся кризисным состоянием, которое является дополнительным основание для государственного вмешательства.

Особенности аграрного  сектора определяют и направления  воздействия государства. К ним в настоящее время следует отнести:

  • преодоление кризисных явлений, дальнейшее обеспечение развития рыночных отношений в сельском хозяйстве с сочетанием государственной поддержки аграрного производства;
  • защита отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
  • обеспечение сельского хозяйства основными ресурсами – землей, недвижимым имуществом, необходимым для расширенного воспроизводства, капиталом, трудовыми ресурсами;
  • развитие социальной сферы села;
  • развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;
  • финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение;
  • обеспечение интеграции и кооперации.

Реализация указанных  направлений государственного регулирования обеспечиваются при помощи определенных методов, наиболее важная часть, которых находит правовое выражение.

К методам государственного регулирования аграрных отношений принято относить: регулирование цен; реализацию бюджетной, налоговой и кредитной политики; антимонопольное регулирование; разработку и реализацию программ в области АПК; применение балансового метода, предполагающего определение объемов и структуры потребностей сельского хозяйства.

Практически все методы предполагают косвенное регулирование  аграрных отношений. Однако до последнего времени прямое государственное регулирование было преобладающим подходом при участии государства в аграрном секторе. Прямой и косвенные методы регулирования экономикой предполагают применение разных методов правового регулирования.

Прямой  метод, заключающий в прямом бюджетном финансировании отрасли или конкретных товаропроизводителей, участии государственных или муниципальных структур в производстве и управлению отрасли, применяется по средством административно-правового императивного регулирования.

Косвенный метод воздействует на рыночные механизмы без прямого участия в них государства с использованием рыночных способов отношений. Для успешной реализации этих методов предполагается специальное правовое регулирование гражданско-правовых отношений, так как именно нормы о договорах, об организационных правовых формах субъектов товарного производства и др. опосредуют, прежде всего, рыночные отношения. При разработке косвенных методов не предполагалось прямое участие государства в процессе регулирования рынка.

В качестве субъектов, ответственных за осуществление поддержки и государственного регулирования АПК, законодательство установило РФ, субъекты Федерации и органы местного самоуправления. Общий механизм программного регулирования допускает принятие не только федеральных, но и региональных и местных целевых программ в области поддержки сельского хозяйства.

Что касается прямого  воздействия на развитие аграрной сферы, помимо регулирования интервенций и госзакупок, немаловажную роль играют и иные законодательно закрепленные меры поддержки сельскохозяйственного товаропроизводителя. Наиболее важную роль играют меры налогообложения и обеспечения аграрной сферы земельными ресурсами.

Так, в РФ действуют  нормы о специальном налогообложении  сельхозтоваропроизводителей. Регулирование налогообложения при этом осуществляется на основе норм Налогового кодекса РФ о системе налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, или едином сельскохозяйственном налоге.

Более сложно складывается процесс регулирования использования  земель сельскохозяйственного назначения. Положения Земельного кодекса РФ, Федерального закона «ОБ обороте земель сельскохозяйственного назначения» и др. в целом направлены на решение задачи предотвращения сокращения сельскохозяйственных угодий и включение земельных ресурсов в рыночные отношения. Однако, следует констатировать, что действенность закрепленных механизмов на практике невысока. Так, сохранение дорогостоящих земельных ресурсов сельского хозяйства представляет собой комплексную, а не только земельно-правовую проблему.

Таким образом, в области  законодательного регулирования аграрных отношений в последнее время увеличилось количество нормативных правовых актов уровня закона, регулирующих отношения в области государственного регулирования сельского хозяйства. С точки зрения методов государственного регулирования аграрных отношений данное обстоятельство можно рассматривать, как переход к косвенным методам регулирования.

Законодательство дает определение сельскохозяйственного  товаропроизводителя как основного субъекта государственной поддержки и реализации особых методов государственного регулирования сельскохозяйственного производства. Сельхозтоваропроизводитель по закрепленным законами определениям – лицо, основной вид деятельности которого составляет сельскохозяйственное товарное производство.

Из всех основных направлений  государственного регулирования и  управления сельским хозяйством и основных методов их реализации действуют лишь те, которые не только предусматривают прямое воздействие на АПК со стороны государства, но и отвечают основным принципам такого прямого воздействия.

Таким образом, на сегодняшний  день можно выделить лишь несколько направлений государственного регулирования, которые остаются востребованными:

  • совершенствование определения правового статуса различных видов сельскохозяйственных товаропроизводителей (кооперативы, КФХ);
  • установление особых режимов налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • списание долгов по кредитам;
  • установление особых условий банкротства и оздоровления;
  • обеспечение закупочных интервенций и закупок для государственных нужд.

В основу построения организационной  структуры государственного регулирования  и совершенствования хозяйственно-экономического самоуправления в агропромышленном комплексе положены следующие основные принципы:

  • соблюдение положений договоров о разграничении предметов ведения и полномочий  в области агропромышленного комплекса между РФ и ее субъектами;
  • укрепление связи федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • повышение роли и ответственности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти за осуществление аграрной реформы и эффективное функционирование агропромышленного комплекса;
  • упорядочение механизма управления государственным сектором АПК;
  • усиление роли органов хозяйственного и местного (сельского) самоуправления и их взаимодействия с органами государственного управления агропромышленным комплексом;
  • обеспечение организации эффективной деятельности государственных контрольно-инспекционных служб.

Головным органом управления агропромышленным комплексом, осуществляющим государственное регулирование  АПК, обеспечивающим единство системы  органов государственного управления АПК, взаимодействие и координацию их деятельности, является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Согласно постановлению  Правительства РФ от 24 марта 2006 г.№164 «Об утверждении Положении о  Министерстве сельского хозяйства  Российской Федерации» Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти и осуществляющим функции:

  1. по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая:
    • животноводство,
    • ветеринарию,
    • растениеводство,
    • карантин растений,
    • мелиорацию почв,
    • регулирование рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия,
    • пищевую и перерабатывающую промышленность,
    • производство и оборот этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции,
    • устойчивое развитие сельских территорий,
    • в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских портах, находящихся в ведении Федерального агентства по рыболовству,
    • охраны, изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов, за исключением обитающих на особо охраняемых природных территориях, а также занесенных в Красную книгу РФ и среды их обитания;
  2. по оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий, по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях в случаях устанавливаемых указами Президента или постановлениями Правительства РФ;
  3. имеет право учреждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сферы деятельности и награждать ими работников министерства и находящихся в его ведении федеральной службы и федеральных агентств, других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере и др.;

Информация о работе Аграрное право и аграрное законодательство