Государственная поддержка экспорта образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 09:37, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – теоретическое обоснование целесообразности и разработка дополнений системы нормативного регулирования услуг в сфере образования.
Цель исследования предполагает определение следующих задач:
- исследование образовательных услуг как объекта государственной поддержки;
- анализ государственной поддержки экспорта образовательных услуг

Файлы: 1 файл

правового регулирования услуг в сфере образования.doc

— 347.00 Кб (Скачать файл)

8) иностранным  исполнителем услуг путем коммерческого  присутствия на территории Российской Федерации.

Данные способы  аналогичны способам, перечисленным  в ГАТС, однако полностью им не тождественны. Так, способ, заключающийся в предоставлении услуг без коммерческого присутствия  по своему содержанию значительно шире четвертого способа, закрепленного в ГАТС.

Оказание трансграничных образовательных услуг облекается в форму внешнеэкономического договора. Как правило, такие договоры заключаются  между образовательной организацией и иностранным юридическим или  физическим лицом на предмет оказания конкретной образовательной услуги. Особенность подобных договоров состоит в том, что они регулируются комплексно, то есть наряду с нормами договорного права, к ним применяются нормы отраслей публичного права - административного, валютного, таможенного, налогового и т.д.

При реализации внешнеэкономического договора о предоставлении образовательных услуг нередко  возникают вопросы о праве, применимом к отношениям, вытекающим из такого договора, определении компетенции  того или иного суда в случае возникновения спора и т.д. (какое право должен будет применить суд в случае отсутствия соглашения о применимом праве? какой суд будет правомочен рассматривать спор, возникший из договора об оказании образовательных услуг, если в нем отсутствует арбитражная оговорка?). Вступая в договорные отношения по оказанию трансграничных образовательных услуг, участники таких правоотношений попадают в сферу действия международного частного права, в нормах которого содержатся ответы на поставленные вопросы 22.

Данные вопросы, очевидно, остаются за чертой настоящего исследования, посвященного государственной поддержке экспорта образовательных услуг, однако упоминание о них позволяет еще раз отметить усложненный, комплексный характер правового регулирования отношений, возникающих в связи с экспортом образовательных услуг.

Особенности правового  регулирования экспорта образования  во многом определяются разнообразием  форм экспортных поставок: курсы по изучению иностранных языков, разнообразные  средства повышения квалификации, курсы  по освоению новых технологий и закупаемого оборудования, тренинги, стажировки и т.д. При этом большая доля расходов на образование, позволяющая судить о масштабах мирового рынка образования, приходится на "классический формат" получения образования иностранцами в университетах и иных высших учебных заведениях.

Очевидно, что  задача расширения экспорта образовательных  услуг для России сопряжена с  активным освоением новых форм предоставления трансграничных образовательных услуг: создание филиалов и учебных центров  российских учебных заведений за рубежом, образовательных учреждений совместного ведения, реализация образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, технологий e-Learning (электронного обучения) и др.

Примеры создания российскими вузами своих филиалов и учебных центров за границей пока немногочисленны. По данным РИА "Новости", всего за рубежом создано свыше 70 филиалов российских вузов23.

Большинство из них открыто в государствах СНГ24, значительно меньше - в странах дальнего зарубежья (например, филиал МГУ в Швейцарии).

На пути создания филиалов российских вузов за рубежом  встречаются не только финансово-экономические, организационные трудности, но и  чисто юридические проблемы: несостыковка российского законодательства и  законодательства государства, на территории которого открывается филиал, факты незаконного открытия филиалов за границей отдельными российскими вузами (этот вопрос, например, стоял в повестке дня 11-й встречи министров образования и науки государств СНГ, состоявшейся в Москве в сентябре 2005 г.). Однако, пожалуй, самая серьезная проблема состоит в обеспечении должного качества образования в филиалах российских вузов за рубежом. Так, только за 2007 г. по результатам проверок, проведенных Рособрнадзором, было решено приостановить лицензии пяти филиалов российских вузов и рассмотреть вопрос о закрытии еще трех образовательных учреждений.

Примером создания образовательных учреждений совместного  ведения могут стать открывающиеся  в странах СНГ славянские университеты, учредителями которых выступают Правительство Российской Федерации и правительство соответствующего государства СНГ. Одним из последних был создан в 2008 г. Киргизско-Российский Славянский университет. В соответствии со ст. ст. 1 и 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики об условиях деятельности Киргизско-Российского Славянского университета, Университет является межгосударственным образовательным учреждением высшего профессионального образования, находящимся в совместном ведении Российской Федерации и Киргизской Республики, основными задачами которого являются:

подготовка  кадров с высшим и послевузовским профессиональным образованием по направлениям подготовки (специальностям), предусмотренным  перечнями направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, принятыми в Российской Федерации и Киргизской Республике, в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности;

осуществление образовательной деятельности по образовательным программам основного общего, среднего (полного) общего и среднего профессионального образования;

содействие  развитию научно-технического и кадрового  потенциала на базе использования опыта  и достижений, накопленных в области  науки и образования Российской Федерации и Киргизской Республики, взаимного обмена научно-педагогическими кадрами высших учебных заведений обоих государств;

развитие процессов  интеграции в области образования, содействие сохранению, развитию и  взаимообогащению культур, языков, исторических и национальных традиций народов обоих государств.

Большие возможности  для развития экспортного потенциала российских вузов открываются в  связи с политикой более активного  применения образовательными учреждениями дистанционных образовательных технологий. Правовой предпосылкой для этого стало утверждение Приказом Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. N 137 Порядка использования дистанционных образовательных технологий образовательными учреждениями при реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и образовательных программ профессионального образования. Под дистанционными образовательными технологиями в этом случае понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника (статья 32 Закона РФ "Об образовании"). С помощью таких технологий создаются и успешно функционируют международные виртуальные университеты, курсы на базе Интернета и другие виды дистанционного трансграничного обучения.

Многие формы  экспорта образовательных услуг, связанные  с трансграничным образованием, совсем недавно проникли в российскую внешнеэкономическую практику и до этого в России не встречались.

Это касается в  первую очередь франчайзинга образовательных  услуг, предполагающего возможность  одного вуза разрешить другому вузу, в том числе иностранному, оказывать образовательные услуги, использовать его учебные программы, выдавать дипломы и присуждать ученые степени от его имени, а также валидационных соглашений, в соответствии с которыми образовательная программа университета государства-экспортера образовательных услуг осуществляется за рубежом собственным национальным провайдером, без образования нового юридического лица; по результатам успешной реализации такой программы студентам выдается диплом университета страны-экспортера образовательных услуг.

 

1.4. Государственная  поддержка экспорта образовательных  услуг

На протяжении всей своей истории внешняя торговля товарами и услугами испытывала потребность  в регулирующем начале. Таким регулятором  для нее становилось государство, создававшее национальную систему государственно-правового регулирования внешнеторговой деятельности.

Развитие международного разделения труда, специализации и  кооперирования производства, усиление интеграционных процессов приводят к активизации внешнеэкономических  связей и усилению регулирующего начала в сфере международной торговли товарами и услугами.

Прошедший век  перевел в новое русло нескончаемые споры между ортодоксальными  либералами и дирижистами о правомерности  и целесообразности вмешательства  государства в экономические процессы. XX-е столетие прошло под знаком усиления роли государства в социально-экономическом развитии общества. В большинстве стран необходимость государственного вмешательства больше не подвергается сомнению, а основными сюжетами экономических споров и дискуссий становятся вопросы о целях, инструментах и последствиях такого вмешательства.

Современный мировой  финансово-экономический кризис придал новый импульс исследованиям  механизма регулирования международной  торговли: государства одно за другим стали возводить мощные протекционистские барьеры, обеспечивающие надежную защиту национальных производителей товаров и услуг, по существу, отказываясь от идеи полной либерализации международной торговли.

В механизме  государственного регулирования внешней  торговли особое место занимают вопросы, связанные с государственной поддержкой отечественного экспорта товаров и услуг. Объектом этой государственной политики становится также экспорт образовательных услуг.

В инструментарии государственной поддержки экспорта образовательных услуг выделяются две основные группы - административные и финансово-экономические меры.

Административные  меры направлены в первую очередь  на совершенствование самой системы  российского образования, повышение  ее конкурентоспособности на международных рынках, обеспечение конвертируемости российских дипломов и иных документов об образовании. В этом направлении за последние годы удалось сделать многое. Россия присоединилась к Болонскому процессу, перешла на двухуровневую систему высшего образования (бакалавриат и магистратура), предприняла другие эффективные шаги на пути интеграции в европейское пространство высшего образования. В то же время перечень нерешенных задач, продолжающих стоять в повестке дня, остается весьма внушительным. Требуется коренным образом обновить действующую нормативно-правовую базу магистратуры, аспирантуры и докторантуры, снять накопившиеся противоречия в регулировании соответствующих уровней образования, заполнить правовой вакуум, "актуализировать" организационно-правовую базу высшего образования, особенно в тех сферах, где до сих пор применяются подзаконные акты СССР.

Для выполнения задачи повышения конкурентоспособности  российского образования особое значение приобретают меры, направленные на повышение качества образования, гарантирование его должного уровня. Не последнюю роль в этой связи играют планы по модернизации инфраструктуры образования, созданию комфортных условий для проживания и обучения в Российской Федерации иностранных студентов, стажеров, аспирантов и т.д.

Кроме того, административные меры должны применяться, на наш взгляд, для всемерной поддержки продвижения образовательных программ и образовательной продукции российских вузов на зарубежных рынках. В таких целях организуется участие российских образовательных проектов в выставочно-ярмарочных мероприятиях как в самой России, так и за рубежом, обеспечивается поддержка участия делегаций российских вузов в различного рода международных экономических и тематических форумах, проведение презентаций образовательных программ, ориентированных на иностранцев.

К числу иных административных инструментов продвижения  российских образовательных услуг  могут быть отнесены активное использование  информационных ресурсов (например, создание единой государственной информационной базы в сфере трансграничного  образования и иных форм экспорта образовательных услуг), повышение эффективности деятельности российского загранаппарата по продвижению интересов российских вузов за рубежом, содействие заключению контрактов с абитуриентами-иностранцами, формированию нового имиджа российского образования за рубежом.

Тесным образом  с административными инструментами  стимулирования экспорта образовательных  услуг связана проблема институционализации  экспорта образовательных услуг  в целом, то есть придание ему четких организационно-правовых форм, распределение соответствующих компетенций между существующими органами государственной власти, усиление межведомственной и территориальной координации по данному вопросу и т.д.

Институциональная структура содействия экспорту образовательных  услуг должна в максимальной степени опираться на использование имеющихся в настоящее время в Российской Федерации организационных, экономических, дипломатических и кадровых возможностей.

Кроме того, как  верно отмечают Н.К. Зверев и Н.В. Пелихов, государственную политику Российской Федерации, отражающую интересы ключевых министерств и ведомств в развитии экспорта образовательных услуг, необходимо согласовать с формирующейся федерально-региональной политикой в области образования и науки в российских регионах25.

Информация о работе Государственная поддержка экспорта образовательных услуг