Государственная поддержка экспорта образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 09:37, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – теоретическое обоснование целесообразности и разработка дополнений системы нормативного регулирования услуг в сфере образования.
Цель исследования предполагает определение следующих задач:
- исследование образовательных услуг как объекта государственной поддержки;
- анализ государственной поддержки экспорта образовательных услуг

Файлы: 1 файл

правового регулирования услуг в сфере образования.doc

— 347.00 Кб (Скачать файл)

Как правило, уставы вузов и договоры на оказание вузом  образовательных услуг не предусматривают  оснований ответственности вуза за некачественное исполнение ими своих обязательств по договору. На наш взгляд, к таким основаниям следует отнести следующие: 1) методическую и научную несостоятельность лиц профессорско-преподавательского состава; 2) замену лиц педагогического состава на специалистов ниже той квалификации и образовательного уровня, которые установлены при заключении договора; 3) отмену и замену установленных учебным планом и расписанием занятий; 4) сокращение времени обучения и содержания учебных программ; 5) нарушение требований государственного образовательного стандарта при осуществлении образовательной деятельности; 6) приостановление образовательной деятельности вуза в связи с отзывом лицензии; 7) лишение вуза государственной аккредитации; 8) ликвидацию вуза по решению суда при осуществлении образовательной деятельности без лицензии и т.д.

Таким образом, мы полагаем, что договор на оказание образовательных услуг является самостоятельным гражданско-правовым договором, обладающим существенной спецификой, которая не позволяет в полной мере распространять на него нормы ГК РФ. В связи с этим полагаем целесообразным внести изменения и дополнения в Закон "Об образовании", существенно расширив в нем гражданско-правовой аспект регулирования отношений сторон по договору об оказании платных образовательных услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И ИХ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ

3.1. Проблемы  судебной защиты прав потребителей  платных образовательных услуг

Образование - сложное, многоаспектное явление, которое представляется одновременно достижением современной цивилизации, проводником и очагом культуры, составным элементом государственной власти во всех ее проявлениях, хранилищем моральных и нравственных устоев общества и т.д. Пожалуй, нет сферы жизни человека, которая не была бы связана с таким широким понятием, как образование.

Правовой институт образования регулируется всей вертикалью правовых источников, начиная с норм международного права, Конституции  Российской Федерации, федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и заканчивая локальным нормотворчеством. Кроме того, образовательное право относится к комплексному правовому образованию, т.к. регулируется не только специальными нормами права, но и международным, конституционным, гражданским, трудовым, правом социального обеспечения, военным, административным правом и др. Все это и многое другое позволило говорить исследователям на современном этапе не только об образовательном законодательстве, но и об образовательном праве как одной из отраслей современного российского права.

О значимости образования  в обществе свидетельствует, например, создание под эгидой Федерального агентства  по образованию Российской Федерации  Федерального государственного учреждения "Федеральный центр образовательного законодательства", предметом деятельности которого являются организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, разработка и реализация научно-технической продукции, подготовка и переподготовка специалистов в области правового обеспечения российского образования в целях развития российского образовательного законодательства, содействия формированию современной нормативной правовой базы сферы образования, повышения правовой культуры и квалификации руководящих и научно-педагогических работников системы образования, профилактики нарушений законодательства в области образования. Несомненно, что государством предпринимаются и иные шаги по повышению образования в стране, в том числе и по предоставлению гарантий на получение образования. Одной из самых существенных гарантий в этом направлении является судебная защита права гражданина на образование, что непосредственно связано с деятельностью всей судебной системы, а следовательно, и судебной власти в целом.

Классификация споров, возникающих в сфере образования, столь же обширна, как и само понятие "образование", поэтому в настоящей  работе мы затронем лишь некоторые  аспекты судебной защиты права гражданина на образование, а именно право на обращение в суд лиц, получающих платные образовательные услуги. Мировой кризис, несомненно, может являться катализатором увеличения подобных споров в органах судебной власти, истцами по которым могут выступать как учебные учреждения, так и потребители платных образовательных услуг: стороны по договору об оказании платных образовательных услуг. Однако представляется, что студент (ученик) в любом случае будет более слабой стороной по гражданскому делу по совершенно объективным обстоятельствам: отсутствие юридического образования или опыта в подобного рода делах, менее предпочтительные финансовые возможности, "зашторенность" со стороны представителей преподавательского состава (находящихся в трудовых отношениях с образовательным учреждением), а главное, отсутствие на руках локальных документов образовательного учреждения (которые могут быть изменены в "нужную" сторону недобросовестными лицами). Все это учитывает действующее гражданское процессуальное законодательство, предоставляя определенные льготы, в том числе в порядке предъявления искового заявления и в доказывании (отстаивании) своей позиции по делу.

В теории гражданского процессуального, а теперь и арбитражного процессуального права право  на судебную защиту непосредственно  связано с правом на иск, принципом  доступности и правом на справедливое судебное разбирательство. Дискуссия по поводу содержания права на иск и права на судебную защиту имеет довольно продолжительную историю. Однако традиционно выделяются материальная и процессуальная составляющие этого права. Поэтому выделим эти моменты на этапе предъявления искового заявления в суд.

1. Подведомственность  дела. Все дела между лицом,  получающим платное образование,  и образовательным учреждением  по смыслу ст. 22 ГПК РФ подлежат  рассмотрению в судах общей  юрисдикции.

2. Территориальная  подсудность дела. Необходимо учитывать  позицию Президиума Верховного  Суда Российской Федерации от 10 июля 2002 г., который в своем Обзоре  законодательства и судебной  практики за первый квартал  2002 г. по второму вопросу указал, что правоотношения по предоставлению платных образовательных услуг регулируются в том числе и Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (с последующими изменениями и дополнениями). Свою позицию он пояснил следующим образом:

"Отношения,  складывающиеся между гражданами  и образовательными учреждениями, по обучению регулируются Законом  Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с последующими  изменениями и дополнениями), Федеральным  законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (с последующими изменениями и дополнениями) и гл. 39 ГК РФ "Возмездное оказание услуг".

Согласно ст. ст. 45, 46 Закона "Об образовании" и  ст. 29 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" любые общеобразовательные учреждения вправе предоставлять гражданам платные образовательные услуги, если это предусмотрено уставом и лицензией образовательного учреждения.

В силу п. 2 ст. 779 ГК РФ правила главы "Возмездное оказание услуг" распространяются на услуги по обучению.

В соответствии со ст. 783 ГК РФ общие положения о  подряде (ст. ст. 702 - 729) и положения  о бытовом подряде (ст. ст. 730 - 739) применяются  к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст. ст. 779 - 782 Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

Пункт 3 ст. 730 ГК РФ предусматривает, что к отношениям по договору бытового подряда, не урегулированным  ГК РФ, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.

Следовательно, так как договор об оказании платных  образовательных услуг - это возмездный договор, в силу которого образовательное  учреждение оказывает услугу по обучению гражданину-потребителю (обучающемуся) в приобретении навыков и знаний, то на рассматриваемые отношения распространяется Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".

Таким образом, лицо должно исходить из правил альтернативной подсудности дела (ст. 29 ГПК РФ), т.е. оно может обращаться в суд не только по месту нахождения учебного заведения, но и по своему месту жительства.

3. Предмет иска. Требования истца могут быть  связаны с невыполнением образовательным  учреждением условий договора либо иных норм права, содержащихся как в локальных документах образовательного учреждения, так и в иных нормативных актах, регулирующих процесс образования, вплоть до норм международного права (безопасность, качество услуг, наличие аккредитации, лицензии и т.д.).

Однако необходимо учитывать ст. 3 ГПК РФ, устанавливающую, что эти нарушения должны нарушать свободы, законные права и интересы заявителя - лица, обращающегося за судебной защитой. Традиционно это  сводится к требованиям по восстановлению статуса обучающегося, возмещению материального вреда, а также компенсации морального вреда (последнее предусмотрено ст. 39 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" и подтверждено вышеуказанным Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации) и др. Однако правовые последствия нарушений условий этого договора должны определяться истцом, исходя из содержания договора, заключенного с образовательным учреждением, сам же договор не должен противоречить нормам ГК РФ.

4. Основание  иска. Действующий ГПК РФ не  обязывает лицо, обращающееся за  судебной защиты (за исключением  прокурора - ч. 3 ст. 131 ГПК РФ), ссылаться  на нормы права при обосновании  своих требований. Однако любое  из заявленных требований должно  быть подтверждено ссылками на те обстоятельства (факты, события), которые служили бы им подтверждением.

5. Необходимые  доказательства. Все обстоятельства, на которые ссылается истец,  в силу ст. 56 ГПК РФ должны  быть подтверждены доказательствами. В число необходимых будут входить:

1) доказательства, подтверждающие статус учащегося:  договор с образовательным учреждением,  студенческий билет, зачетная  книжка, выписки из приказов;

2) доказательства, подтверждающие размер ущерба, морального  вреда: сам расчет; документы, на основании которых этот расчет произведен (чеки, справки и т.п.); справки из лечебных учреждений, показания свидетелей.

При необходимости  они могут быть истребованы через  суд по правилам ст. 57 ГПК РФ.

6. В силу ст. 39 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" истцы по данной категории дел от уплаты государственной пошлины освобождены.

И последнее: при  оформлении искового заявления истец  должен учитывать требования ст. ст. 131, 132 ГПК РФ.

 

3.2. Проблемы оказания образовательных услуг негосударственными вузами

Возможность предоставления образовательных услуг на платной  основе стала значительным импульсом  к развитию высшего образования  в России в начале 90-х годов XX в. Развитие негосударственного сектора системы высшего профессионального образования позволяет, по мнению различных исследователей, решать разнообразные задачи современного российского общества - от расширения возможностей доступа к высшему образованию граждан, привлечения в образовательную сферу дополнительных финансовых средств до адаптации к мировому опыту в сфере образования в силу их гибкого и мобильного реагирования на происходящие в мире изменения. По статистическим данным, если в 1993/94 гг. из 626 вузов РФ негосударственные составляли 12,4%, то в 2007/08 гг. из 1046 вузов 392 были негосударственными59. В настоящее время доля негосударственных вузов от общего количества высших учебных заведений в РФ составляет примерно 47%60.

Проблемная  ситуация складывается уже на уровне определения основных понятий, применяемых в регулировании деятельности негосударственного вуза.

Кроме того, что  правовой статус негосударственных  вузов четко не определен, отсутствует  понятие "негосударственное высшее учебное заведение" и "негосударственная  образовательная организация". В соответствии со ст. ст. 11, 11.1 и 12 Закона Российской Федерации "Об образовании"  образовательные организации могут быть государственными (федеральные и субъектов Российской Федерации), муниципальными и негосударственными. Впервые в область законодательного регулирования образовательной деятельности понятие "негосударственная образовательная организация" было введено с 23 января 1996 г., когда вступила в действие новая редакция Закона "Об образовании".

Такой вид образовательных  учреждений, как "негосударственные", определен законодателем некорректно. Муниципальная собственность хоть и относится к собственности публичной, но это негосударственная форма собственности (см. ст. 214 ГК РФ). К частной собственности (ст. ст. 212 - 213 ГК РФ) отнесена собственность как граждан, так и юридических лиц, являющихся по закону собственниками своего имущества. Из этого следует, что образовательное учреждение, созданное как физическим, так и юридическим лицом, является частным. Кроме того, негосударственные вузы в настоящее время решают государственные задачи, связанные с повышением образованности граждан, многим вузам предоставлено право выдавать дипломы государственного образца, они проходят процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации со стороны государства. В настоящее время можно констатировать тот факт, что негосударственный вуз работает в том же режиме, что и государственные. Поэтому противопоставлять их государственным вузам только по принадлежности имущества нецелесообразно. Однако равенство государственной и негосударственной высшей школы законодательством лишь декларировано. Фактически не реализованы законодателем возможности для поддержки и стимулирования развития негосударственных вузов, особенно это проявилось, когда налоговым законодательством негосударственные вузы были лишены налоговых льгот61.

Информация о работе Государственная поддержка экспорта образовательных услуг