Государственная поддержка экспорта образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 09:37, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – теоретическое обоснование целесообразности и разработка дополнений системы нормативного регулирования услуг в сфере образования.
Цель исследования предполагает определение следующих задач:
- исследование образовательных услуг как объекта государственной поддержки;
- анализ государственной поддержки экспорта образовательных услуг

Файлы: 1 файл

правового регулирования услуг в сфере образования.doc

— 347.00 Кб (Скачать файл)

Что касается обучения, осуществляемого за счет бюджетного финансирования, то относительно правовой природы такого рода отношений также  ведутся научные дискуссии. В  работах, прямо или опосредованно  затрагивающих этот вопрос, были высказаны противоположные точки зрения: об отнесении данных отношений к педагогическим, образовательным, административным, социально-обеспеченным, праву социального обеспечения, гражданско-правовым51.

В.В. Кванина  справедливо отмечает то обстоятельство, что обучающийся не производит оплату за обучение, не может влиять на вывод о гражданско-правовой природе отношений "вуз - студент", так как образовательные услуги, осуществляемые вузом за счет бюджетных средств, являются для потребителей услуг бесплатными, для вуза - возмездными (затраты на обучение студентов финансируется из государственного и муниципального бюджетов). То есть по анализируемому договору финансирование образовательных услуг осуществляет не потребитель услуги, а государство (субъект РФ, муниципалитет), и это свидетельствует о возмездности договора на оказание вузом образовательных услуг.

С учетом изложенного  представляется, что отношения между  вузом и студентом-бюджетником  по поводу осуществления образовательной  деятельности также выстраиваются как имущественные. Данные рассуждения приводят к выводу о том, что отношения между указанными субъектами должны облекаться в правовую форму гражданско-правового договора на оказание образовательных услуг. Однако законодательство об образовании не требует оформлять договорные отношения между вузом и студентом в виде документа - договора. Заключение договора приурочивается к изданию приказа о зачислении студента в вуз.

В научной литературе существует мнение о необходимости  расширения сферы договорных отношений и на область бюджетного образования в целях более полного отражения двуединого содержания образовательных отношений как отношений публичных и гражданско-правовых. По мнению В.Н. Зенкова, общество, предоставляя гражданину возможность реализовать право на образование, способствует повышению интеллектуального ресурса страны. Одновременно гражданин, которому помогло государство в получении образовательных услуг, приобретает определенные обязательства перед обществом. Поэтому бесплатное предоставление образовательных услуг вовсе не означает их полную безвозмездность. Законодатель должен предусмотреть возможность заключения договора между государственным учреждением образования и потребителем образовательных услуг о формах ответственности за бесплатно полученное образование. Такой договор может включать, например, условие о том, что выпускнику выдается диплом и предоставляется свободное распределение после работы в течение определенного времени в качестве учителя школы. С помощью уточнения обязанностей студентов, обучающихся на бюджетной основе, представляется возможным, по мнению автора, подойти к решению таких проблем, как "утечка мозгов", закрепление кадров в тех отраслях, где остро обозначилась общественная потребность52.

Договор на оказание вузом образовательных услуг является консенсуальным, двусторонним, возмездным - со стороны вуза, платным или бесплатным - со стороны обучающегося и относится к категориям публичного договора и договора присоединения53.

Сторонами договора возмездного оказания образовательных услуг выступают: государственное, муниципальное либо негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (исполнитель), обучающийся (физическое лицо - заказчик). Однако в качестве заказчика по данному договору может выступать организация, и в этом случае Минобрнауки РФ рассматривает договор на оказание платных образовательных услуг в качестве трехстороннего договора (ст. 430 ГК РФ)54. Полагаем, что данное мнение ошибочно, так как целью договора на оказание вузом образовательных услуг является оказание образовательных услуг обучающемуся - потребителю, заказчик лишь оплачивает обучение. Даже если договор подписывают три лица (исполнитель, заказчик, потребитель), то его никак нельзя рассматривать в качестве трехстороннего договора.

Если потребитель  образовательных услуг не достиг 18-летнего возраста, то договор на оказание вузом платных образовательных  услуг он вправе подписать лишь при  наличии письменного согласия своих  законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя (ст. 26 ГК РФ).

 

2.2. Анализ  существенных условий договора  на оказание вузом образовательных  услуг

К существенным условиям договора на оказание вузом  образовательных услуг следует  отнести следующие: 1) предмет; 2) срок обучения; 3) размер оплаты за обучение и порядок осуществления расчетов; 4) ступени и формы получения образования; 5) вид документа об образовании; 6) условия расторжения договора; 7) ответственность сторон55

Предмет договора на оказание образовательных услуг  складывается из двух компонентов: 1) учебные планы, предусмотренные государственными образовательными стандартами, в которые включается проведение лекций, практических, семинарских занятий, консультаций, экзаменов и зачетов; форма реализации образовательной программы (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная), сроки обучения и т.д.; 2) полученные обучающимися знания, умения, навыки, выступающие в форме неовеществленного положительного результата образовательной деятельности.

Стоимость образовательных  услуг в законодательном порядке не определена и устанавливается каждым учебным заведением самостоятельно, исходя из уровня и качества образовательных услуг56. Она может быть определена тремя способами: 1) закреплением ее размера в договоре; 2) закреплением в договоре способа определения цены; 3) сметой (приблизительной или твердой).

Анализ договоров  на оказание вузом образовательных  услуг показал, что в большинстве  случаев в договоре цена конкретизируется только за первый год обучения, при  этом указывается, что в последующие  годы она подлежит установлению по приказу ректора. Однако в договоре цена должна быть определена за весь период обучения и подтверждена приблизительной или твердой сметой. Согласно п. 19 Правил оказания платных образовательных услуг потребитель услуг может потребовать составление сметы. Но так как договор на оказание образовательных услуг является договором присоединения, то в связи с этим заказчик не вправе настаивать на выдаче ему сметы.

Цена за предоставление образовательных услуг должна быть одинаковой для всех обучающихся, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. На практике же встречаются случаи, когда вузы отличникам предоставляют льготы по оплате обучения. Бесспорно, подобная практика стимулирует обучающихся к приобретению отличных знаний, но ее необходимо легализовать в соответствии с правилами п. 2 ст. 426 ГК РФ.

Если в договоре отсутствует цена за весь период обучения, договор должен признаваться незаключенным  со всеми вытекающими отсюда последствиями.

По договору на оказание вузом образовательных услуг обучающиеся проходят аттестационные испытания и получают дипломы о высшем образовании. Выдача данного документа служит доказательством наличия положительного неовеществленного результата в виде знаний определенного уровня, умений, навыков. Если обучающийся не прошел аттестационные испытания либо прекратил обучение в вузе по определенным причинам, ему все равно выдается справка о незаконченном высшем профессиональном образовании.

Гражданское законодательство РФ допускает возможность отказа от договора и расторжения договорного обязательства. В договоре на оказание вузом образовательных услуг отказ от договора и расторжение договорного обязательства обусловлены спецификой отношений, возникающих между вузом и обучающимся, которая заключается в том, что договор не может быть исполнен вузом без встречных действий со стороны студента. Поэтому в договоре, как правило, указываются основания расторжения договора в одностороннем порядке. Учебное заведение может расторгнуть договор в одностороннем порядке в связи с невыполнением учебного плана студентом. По поводу данного основания существуют разные суждения: отдельные авторы рассматривают отчисление из вуза в качестве ограничения конституционного права на образование; другие считают, что отчисление студента из вуза по любому основанию есть нарушение конституционного права только в том случае, если речь не идет о договоре платного образования. На наш взгляд, в данном случае имеет место не ограничение права на образование, а санкция за неисполнение обучающимся принятых на себя в добровольном порядке правил обучения. Кроме того, согласно ст. 43 Конституции РФ обязательно только основное общее образование. Профессиональное образование не каждое лицо в состоянии завершить в силу тех или иных личностных факторов. Поэтому, если обучающийся не может сдать экзамен, зачет, он должен быть отчислен из вуза, так как к итоговым аттестационным испытаниям допускаются только лица, успешно завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования, разработанной вузом в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования57.

Отказ вуза от договора влечет издание приказа об отчислении студента. Здесь возможна иная последовательность: издание приказа об отчислении за вышеуказанные правонарушения и расторжение договора.

 

2.3. Анализ практики  по спорам о расторжении договора  на оказание вузом образовательных  услуг

По спорам о  расторжении договора на оказание вузом  образовательных услуг в связи  с академической неуспеваемостью  обучающегося судебная практика складывается однозначно: суды признают право образовательных учреждений на односторонний отказ от договора. Однако нередко данное право они обосновывают не только положениями ст. 310 ГК РФ, но и п. 2 ст. 782 ГК РФ58. На наш взгляд, в этом случае правило п. 2 ст. 782 ГК РФ не подлежит применению. В соответствии с данной нормой исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков. А из этого следует, что отказ от договора не связан с виновным поведением заказчика. В нашем же случае происходит расторжение договора по вине заказчика, нарушившего условие договора о необходимости выполнения учебного плана.

Неприменимость  правил п. 2 ст. 782 ГК РФ к договору на оказание вузом образовательных услуг при невыполнении студентом учебного плана не означает, что они (правила) вообще неприменимы к данному договору. Представляется, что указанными правилами вуз сможет воспользоваться, но только в том случае, если в законе будет предусмотрен перечень оснований отказа от договоров по инициативе вуза. Данный вывод объясняется социальной значимостью образовательных услуг. Никакая компенсация понесенных убытков не может восполнить урон от неполученного (недополученного) образования (да и определить его не представляется возможным). На основании изложенного полагаем, что п. 2 ст. 782 ГК РФ следует изложить в новой редакции: "Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг, если иное не предусмотрено законом, лишь при условии полного возмещения заказчику убытков".

Обучающийся, так  же как и учебное заведение, может  в одностороннем порядке расторгнуть  договор на оказание вузом образовательных  услуг. В качестве основания отказа от договора могут выступать как субъективные, так и объективные причины (например, невыполнение учебного плана образовательным учреждением).

Отдельные авторы считают, что нормы ст. 781 ГК РФ конкурируют  с нормами ст. 782 ГК РФ. В частности, в п. 2 ст. 781 ГК РФ предусмотрено, что в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.

В то же время  согласно п. 1 ст. 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг лишь при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. И возникает вопрос, в каких ситуациях заказчик должен возместить исполнителю только фактически понесенные им расходы, а в каких оплатить в полном размере.

По мнению В.В. Кваниной, если студенты в установленные  сроки не прошли испытания промежуточной  аттестации и в связи с этим ими представлены заявления о  расторжении договора, то в этом случае подлежит применению правило п. 2 ст. 781 ГК РФ. В соответствии с данным правилом обучающиеся должны оплатить услуги в полном объеме, так как невозможность исполнения обязательства возникла по их вине. Однако "полный объем" предполагает цену договора за весь период обучения. Автору представляется, что предусмотренное п. 2 ст. 781 ГК РФ последствие неисполнения обязательств слишком жесткое и не учитывает специфики предмета отдельных видов договорных обязательств на оказание услуг, срока договора. В связи с этим предлагаем применительно к данной ситуации в Законе "Об образовании" предусмотреть специальную норму, одновременно отвечающую интересам и обучающегося и вуза. Например, целесообразно было бы возложить на студента обязанность возместить вузу цену договора за календарный год обучения, в котором произошло расторжение договора. Данная санкция выступала бы в этом случае в качестве меры гражданско-правовой ответственности за недолжное исполнение студентом обязанностей по договору.

Если же отказ  от договора по инициативе обучающегося не связан с нарушением учебной дисциплины, то в этом случае должны применяться последствия, предусмотренные п. 1 ст. 782 ГК РФ.

Так как в  ст. 781 ГК РФ не оговорена ситуация, когда  невозможность исполнения возникла по вине самого исполнителя, то представляется, что в этом случае, если иное не предусмотрено законом, он утрачивает право на получение вознаграждения за оказанные услуги. Кроме того, к нему возможно применение последствий, предусмотренных п. 2 ст. 782 ГК РФ.

Одна из проблем  договора на оказание вузом образовательных услуг - качество осуществления образовательной деятельности. Однако на законодательном уровне не только не закреплены критерии качества образовательной услуги, но и не установлен механизм его определения. В связи с этим привлечь образовательное учреждение к ответственности за некачественное образование возможно только в том случае, если ответственность предусмотрена в самом договоре. Поэтому в целях защиты прав и интересов студентов основания и меры ответственности образовательного учреждения в обязательном порядке должны быть конкретизированы в виде императивных норм.

Информация о работе Государственная поддержка экспорта образовательных услуг