Государственная поддержка экспорта образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 09:37, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – теоретическое обоснование целесообразности и разработка дополнений системы нормативного регулирования услуг в сфере образования.
Цель исследования предполагает определение следующих задач:
- исследование образовательных услуг как объекта государственной поддержки;
- анализ государственной поддержки экспорта образовательных услуг

Файлы: 1 файл

правового регулирования услуг в сфере образования.doc

— 347.00 Кб (Скачать файл)

"Внешняя" ориентированность государственной политики стимулирования экспорта образовательных услуг предполагает создание институтов межведомственной координации с участием Министерства науки и образования РФ и Министерства иностранных дел РФ, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, ряда государственных предприятий и учреждений (Российского центра международного научного и культурного сотрудничества при МИДе России - "Росзарубежцентр", Федерального государственного учреждения "Интеробразование", Федерального государственного учреждения "Национальный информационный центр по академическому признанию и мобильности" и др.), общественных организаций (Ассоциации российских вузов, Российского союза ректоров, Торгово-промышленной палаты РФ, Российской академии наук и др.), ведущих российских университетов, которые могли бы обеспечить представительство интересов Российской Федерации на международном рынке образовательных услуг. Наряду с этим необходимо наладить эффективные контакты представителей Министерства образования и науки Российской Федерации, ведущих российских вузов, специализирующихся на экспорте образовательных услуг, с загранаппаратом, обеспечивающим внешнеэкономические интересы Российской Федерации в иностранных государствах: дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, а также созданными на основании международных договоров Российской Федерации торговыми представительствами Российской Федерации.

В механизме  межведомственной координации, создаваемом на федеральном уровне, как нам представляется, могут участвовать региональные и муниципальные органы управления образованием, образовательные учреждения, их ассоциации и т.п. Они же могут создавать межрегиональные институты координации усилий по содействию экспорту образовательных услуг. Активную роль в таких проектах играют обычно регионы и местности, участвующие в приграничном сотрудничестве в различных сферах, в том числе в области образования. Межрегиональное сотрудничество по содействию экспорту образовательных услуг может формироваться в соответствии с картой федеральных округов, используя при этом преимущества от "подключения" к уже созданным на уровне федеральных округов институтам координации.

Результативность  различных форм координации действий органов исполнительной власти и самих образовательных учреждений по продвижению экспорта российских образовательных услуг во многом предопределяется вовлеченностью в институциональный механизм различного рода ассоциаций, как-то: Ассоциация иностранных студентов в России (АИС), Ассоциация по связям с соотечественниками за рубежом (Ассоциация "Родина"), Международный координационный совет выпускников учебных заведений "ИНКОРВУЗ-XXI", Российское общество солидарности и сотрудничества с народами Азии и Африки (РОССНАА) и др.

Параллельно с  созданием координационных механизмов необходимо создавать рыночную инфраструктуру, содействующую росту экспорта российских образовательных услуг. Двигаясь в  этом направлении, необходимо создать  постоянно действующие институты, осуществляющие мониторинг конъюнктуры рынка образовательных услуг и исследующие формирование показателей конкурентоспособности Российской Федерации на мировом рынке образовательных услуг, а также динамику таких показателей.

Важную роль в определении уровня конкурентоспособности, несомненно, играет ценовая компонента. Однако отдельные вузы, выходя на внешние рынки, гиперболизируют значение ценового фактора. Опуская цены на образовательные услуги до демпингового уровня, они не получают желаемого результата, поскольку на современном этапе развития рынка услуг ценовая составляющая существенным образом потеснена другими факторами.

Прежде всего, речь идет о качестве услуг. Не секрет, что невысокое качество образования  способно разрушить имидж любого образовательного учреждения и вопрос цены в этом случае может вообще не приниматься в расчет. Первоочередной задачей в этой связи становится создание постоянно действующих независимых центров контроля качества образования, осуществляющих замеры соответствующих показателей, подобно тому, как действуют инспекции по приемке товаров и услуг по количеству и качеству в сфере внешней торговли товарами. Создание системы аудита качества образовательных услуг - обязательное условие обеспечения конкурентоспособности на внешних рынках. Соответствующие мероприятия являются весьма дорогостоящими и на первый взгляд могут показаться неэффективным способом вложения финансовых ресурсов. Однако без таких затрат российское образование не сможет расстаться с шлейфом "общедоступного" и некачественного образования девяностых годов прошлого столетия, продолжающим до сих пор бросать тень на российских экспортеров образовательных услуг.

Еще одним важным "неценовым" слагаемым конкурентоспособности, по нашему мнению, выступает "послепродажное обслуживание", под которым применительно к образовательному сектору следует понимать разветвленную сеть краткосрочных курсов, позволяющих выпускнику впоследствии рассчитывать на повышение квалификации и профессиональную подготовку на "языке получения основного образования".

Центры повышения  квалификации и профессиональной подготовки должны создаваться, на наш взгляд, и для сотрудников российских вузов, занимающихся вопросами организации  обучения иностранцев. Они должны получать необходимые навыки подготовки управленческих решений в сфере международного обмена образовательными услугами, осуществления международных коммерческих операций в сфере образования, для чего им потребуется знание техники внешнеэкономических операций, правового регулирования внешнеэкономических контрактов, основ государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Очевидно, что  выход на международные рынки  потребует профессиональных менеджеров, специализирующихся на операциях с  образовательными услугами. Подготовку таких кадров на постоянной основе необходимо наладить в кратчайшие сроки на факультетах менеджмента и государственного управления.

Спецификой  рыночной инфраструктуры образования  является особое место, которое занимает в ней сектор, обеспечивающий комфортные условия пребывания обучающихся иностранцев в Российской Федерации. В данном случае речь идет не только о строительстве новых и модернизации имеющихся общежитий, студенческих хостелов и университетских кампусов (неудовлетворительное состояние этого сектора на данный момент самым негативным образом сказывается на конкурентоспособности экспорта отечественного образования), но и о вопросах безопасности, организации питания и досуга обучающихся в России иностранцев, визовой поддержки и т.д.

Решение задач, которые стоят сегодня перед российским образованием и нацелены на интеграцию в "европейское пространство высшего образования", формирование современной инфраструктуры образования и, как следствие, создание новых возможностей для расширения экспорта образовательных услуг, требует огромных инвестиций. Для мобилизации необходимых финансовых ресурсов нужна государственная поддержка, без которой не сможет обойтись ни один регион, ни одно муниципальное образование, тем более - образовательное учреждение.

Оптимальной моделью  финансирования, обеспечивающей стабильное развитие экспортного потенциала российского образования, является, по нашему мнению, софинансирование соответствующих затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также из средств заинтересованных высших учебных заведений. При этом доля финансирования из федерального бюджета не должна превышать 60 - 70%.

Финансовая  поддержка экспорту образовательных  услуг может быть оказана через  каналы бюджетного финансирования, путем  выделения бюджетных средств  на различного рода инновационные проекты, программы модернизации образования, создание системы контроля за качеством образования, строительство общежитий, учебных лабораторий и т.п. Бюджетное финансирование на эти цели является финансовым обеспечением развития российского образования в целом, без дифференциации на внутренний и внешний компоненты. В этом случае можно говорить о "косвенной" поддержке экспорта образовательных услуг.

Что же касается прямой (непосредственной) финансовой поддержки экспорта образовательных услуг, то она может быть осуществлена как в традиционных формах, используемых при продержке экспорта промышленной и сельскохозяйственной продукции, так и в специфических формах, характерных для экспорта образования.

Традиционные  формы финансовой поддержки экспорта со стороны государства сводятся к кредитованию экспортных программ, предоставлению гарантий по экспортным кредитам, возмещению части процентных ставок, страхованию различных рисков (политических, коммерческих) по экспортным операциям (последняя форма остается востребованной в отношениях с контрагентами из развивающихся стран, прежде всего с нестабильными политическими режимами).

Как нам представляется, государство может участвовать  в программах долгосрочного кредитования экспорта, используя при этом средства федерального бюджета, предоставляя кредиты не только российским образовательным учреждениям, консорциумам университетов, иным субъектам, осуществляющим модернизацию образовательной инфраструктуры, но и правительствам зарубежных стран для последующей закупки ими российских образовательных услуг.

Гарантийная поддержка  экспорта представляет собой одно из важнейших направлений экономической  политики Российской Федерации, способствующее динамичному развитию отечественного экспорта и повышению конкурентоспособности российских товаров и услуг. Система предоставления государственных гарантий для поддержки экспорта товаров и услуг содействует повышению привлекательности предложений российских экспортеров на внешнем рынке.

Специфическими  формами финансовой поддержки экспорта образовательных услуг выступают предоставление стипендий иностранным студентам, стажерам, аспирантам и докторантам, выделение грантов на обучение иностранцев в российских вузах и осуществление ими научно-исследовательской деятельности на территории Российской Федерации, грантовой поддержки вузов, осуществляющих модернизацию образовательных программ, создание ориентированных на экспорт образовательных программ (с учебными курсами на английском языке, преподаванием русского языка как иностранного и т.д.), финансирование различного рода совместных образовательных проектов с участием российского вуза и его иностранного партнера, финансирование обучения соотечественников в российских вузах.

Особого упоминания, на наш взгляд, заслуживает неоднократно высказывавшаяся в последнее время идея создания в России специализированного института (государственного учреждения, общественной организации), осуществляющего координацию усилий российских образовательных учреждений по выходу на внешние рынки и расширению экспорта образовательных услуг, и участие государства в финансировании деятельности такого института, подобно тому, как это происходит во многих зарубежных странах (Британский Совет и Совет международного образования в Великобритании, EduFrance и EGIDE во Франции, IREX и Институт международного образования в США и т.д.)26.

Финансовая  поддержка государством экспорта образовательных  услуг должна покрывать в первую очередь инновационные направления  и новые специальности, наиболее востребованные за рубежом "форматы" образования (включенное образование, стажировки, краткосрочные курсы, интенсивные курсы русского языка, истории и культуры).

Государственная поддержка предполагает и соответствующие  меры, принимаемые в рамках налоговой  политики. Посредством налоговых льгот государство способно активизировать деятельность самих вузов по расширению экспорта образовательных услуг через реинвестирование средств, которые они получают от иностранцев, обучающихся в России, на маркетинг, рекламу, закупку новых образовательных технологий и т.д.

Финансовая  поддержка расширению экспорта российского  образования должна предоставляться  государством систематически и планироваться  с помощью долгосрочных целевых  программ содействия продвижения российского  образования на международном рынке услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ УСЛУГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

    1. Исследование специфики оказания платных услуг в образовании

 

Гражданско-правовое регулирование отношений, субъектом  которых является вуз, обладает определенной спецификой, обусловленной в первую очередь тем, что на вуз возложена образовательная публичная функция государства. В силу этого гражданско-правовые нормы пронизаны элементами публично-правового регулирования (в определенных пределах присутствует императивность предписаний). Для сферы высшего образования это объективная необходимость, так как здесь затрагиваются общественные интересы. Именно с помощью элементов публично-правового механизма регулирования возможно обеспечить выполнение вузом своих публичных обязанностей и социальную защищенность обучающихся27.

Распространенность  платных форм образования заставила  исследователей более внимательно  посмотреть на природу договорных отношений  возмездного оказания услуг в  сфере образования. Наиболее распространено мнение о том, что образовательные отношения, основанные на платных началах, являются разновидностью гражданско-правовых отношений и подпадают под режим главы 39 ГК РФ28. Так, С.В. Куров признает платные образовательные отношения в качестве разновидности гражданско-правовых отношений29. Вместе с тем Е.А. Суханов категорически отвергает гражданско-правовой характер отношений между студентом и вузом по оказанию образовательных услуг. Образовательные правоотношения всегда содержат элементы властных отношений, отношений неравенства, подчинения, что проявляется как на стадии поступления гражданина в учреждение профессионального образования, так и на всех стадиях обучения. Неравенство положения образовательного учреждения и обучающегося предполагает конкурсный отбор наиболее достойных претендентов на обучение, проведение вступительных испытаний до заключения договора, обязанность обучающегося освоить учебную программу, пройти итоговую аттестацию, возможность одностороннего расторжения договора с обучающимся30.

Информация о работе Государственная поддержка экспорта образовательных услуг