Право граждан на медицинскую помощь и лечение в РФ

Дата добавления: 20 Мая 2013 в 21:09
Автор работы: Пользователь скрыл имя
Тип работы: курсовая работа
Скачать архив (75.80 Кб)
Файлы: 1 файл
Скачать файл  Просмотреть файл 

Документ Microsoft Office Word.docx

  —  78.84 Кб

   Право на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в ст. 41 Конституции Российской Федерации. Но для того чтобы воплотиться в действительность, из декларированного превратиться в фактическое, другими словами, для того, чтобы каждый человек, которому адресовано данное право, мог им реально воспользоваться, необходимы предпосылки, формирующие благоприятную социальную и правовую среду, обстановку, а также специфические юридические средства и способы реализации.

   По справедливому мнению крупнейшего советского и российского ученого Н.И. Матузова, проблема прав человека сложна и многопланова, но главное в ней сегодня — не теоретическая разработка, не законодательное закрепление, не споры о дефинициях (хотя такая задача, конечно, не снимается), а создание необходимых условий, гарантий, предпосылок, механизмов реализации прав индивида, прежде всего, социально-экономических и личных, т. е. преодоление кризиса, причем на главном направлении. Именно это, как заявляет ученый, — наиболее слабое звено в проблеме, именно на это должны быть направлены усилия науки и практики. При этом важно, чтобы действовали не только юридические, но и социальные, политические, организационные и иные гарантии прав личности11.

   Следует отметить особую важность гарантий реализации социальных прав, к которым относится право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Представляя собой так называемое позитивное право, оно превращается в ничто, в пустую фразу, не будучи реально обеспеченным разветвленной системой гарантий.

   Конституционные гарантии права на охрану здоровья и медицинскую помощь занимают особое место в структуре юридических гарантий, поскольку носят отправной, базовый, фундаментальный характер.      

   Конституционно-правовое обеспечение права на охрану здоровья и медицинскую помощь представляет собой совокупность норм конституционного законодательства, регламентирующих общие условия и предпосылки, а также конкретно-юридические способы и средства обеспечения рассматриваемого права.

   В современной науке все гарантии подразделяют на политические, экономические, социальные и юридические12.

   К важнейшим политическим гарантиям следует отнести разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви (ст. 10), а также признание и гарантирование местного самоуправления (ст. 12). Каждый уровень власти в Российской Федерации обладает собственными полномочиями в сфере обеспечения здоровья и предоставления медицинской помощи.

   Одной из важнейших политических гарантий является закрепление в Конституции политического многообразия и многопартийности (ч. 3 ст. 13). Следует отметить, что почти каждая политическая партия в качестве целей своей деятельности на политической арене выдвигает здоровье нации.

   Конституция России провозглашает установление единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности, признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 1 и 2 ст. 8); недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34)13.

   Важным условием обеспечения реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь является социальное государство. Определение «социальное» означает интегрированную в совместной деятельности совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений данного общества индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени в отношениях людей друг к другу, своему положению в обществе, явлениям, процессам общественной жизни.

Социальное  правовое государство, которым является Россия на основании ч. 1 ст. 1 и ч. 1 ст. 7 Конституции, представляет собой феномен, окончательную сущность которого трудно воплотить на практике.

   Среди юридических гарантий прав личности принято различать гарантии реализации и гарантии охраны. К первым, как правило, относят пределы прав и свобод, их конкретизацию в текущем законодательстве, процессуальные формы реализации, меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной и инициативной их реализации и т. д. Часто в состав юридических гарантий реализации включают юридические факты, с которыми связывается обладание и непосредственное пользование субъективными правами. Существует мнение, что юридические факты — это не просто «промежуточное звено» между нормой права и реализацией предусмотренных ею прав или свобод, а самостоятельный активный элемент процесса такой реализации, который опосредуется системой прав личности как материального, так и процессуального характера. Иными словами, реализация конкретных прав и свобод обусловлена прежде всего появлением определенных юридических фактов.

   Вторую группу юридических гарантий составляют конституционный контроль и надзор, меры защиты и меры ответственности виновных за нарушение прав и свобод личности, процессуальные формы осуществления контроля и надзора, средства предупреждения и профилактики нарушений прав личности и другие правовые средства. Юридическое обеспечение конституционных прав и свобод в первую очередь предполагает установление высшей юридической силы и прямого действия Основного закона нашего государства, а также непротиворечия ему законов и иных правовых актов, принимаемых в Российской Федерации (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ), в противном случае беспрепятственное пользование правами и свободами будет затруднено. К числу общих юридических гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина относится и норма, устанавливающая невозможность применения любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ)14.

   Охранительные юридические гарантии, направленные на защиту прав и свобод личности, содержатся в ст. 45, 46, 47, 48 и других Конституции РФ. Например, положениями ч. 1 ст. 45 гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ а ч. 1 ст. 46 — судебная защита прав и свобод.

   Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), в том числе обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46), а также обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека в соответствии с международными договорами РФ, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46). Важнейшим средством обеспечения защиты конституционных прав и свобод выступает провозглашенное право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53). Важнейшим юридическим средством обеспечения реальности прав и свобод человека является норма ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, устанавливающая возможность конституционной индивидуальной жалобы граждан на нарушение конституционных прав и свобод15.

   Специальные способы и средства обеспечения права на охрану здоровья закреплены в ст. 41 Конституции. К ним относятся:

   — бесплатная медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохраненения;

   — многообразие источников финансирования бесплатной медицинской помощи: средства соответствующих бюджетов, страховые взносы, другие поступления;

   — финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения;

   — меры, направленные на развитие государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения;

   — поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию;

   — юридическая ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

   В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин может защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом. Эти способы защиты должны быть направлены на пресечение правонарушения, устранение его последствий, а также воздействие на правонарушителя.

Гражданин вправе выбирать административную, досудебную или судебную формы защиты своих  прав и свобод.

 

 

 

 

 

1.2. Международно-правовые стандарты  в области охраны здоровья  человека.

   Международно-правовой стандарт в области охраны здоровья можно определить как наиболее прогрессивные международно-правовые нормы, принятые уполномоченным международным органом, закрепляющие права и свободы человека в сфере охраны здоровья, как гарантии обеспечения данного права, формы международного сотрудничества, а также льготы различным категориям лиц. 16

  Представляется необходимым выяснить, когда международно-правовые стандарты в области охраны здоровья человека получают своё распространение. Безусловно, этому предшествовало его закрепление в национальном законодательстве. Права второго поколения, к которым относится и право на охрану здоровья, появились в конституциях государств в середине ХХ века. Исключение составила, например, Веймарская Конституция 1919 г. и первые советские конституции. В них указывались государственные механизмы охраны здоровья. Эти конституции оказали большое влияние на мировое общественное сознание, на идею формирования прав второго поколения, признания концепции социального государства. В результате большинство конституций мира признали данную группу прав и в том числе право на охрану здоровья.17

   Право на охрану здоровья на международно-правовом уровне стало закрепляться в середине XX века. Право индивида на охрану здоровья дает права частным лицам в данной области общественных отношений и образует соответствующие обязанности для органов государственной власти. В то же время многогранность аспектов реализации права на охрану здоровья, условий влияющих на здоровья человека, социально-экономические различия государств, различия построения системы здравоохранения не позволяют принять единую концепцию, обеспечивающую право каждого человека реализовать возможности в сфере охраны здоровья. Органы государственной власти всячески пытаются ограничить свои обязанности в данной области, но вопросы, которые поднимают граждане того или иного государства по различным аспектам охраны здоровья (например, требования обеспечения строгого государственного контроля за станциями переливания крови, контроль за качеством оказания медицинской помощи), повышают роль правительств в данной сфере.18

   Развитие современных международных отношений явно свидетельствует о том, что внутригосударственные отношения в области прав человека на охрану здоровья стали непосредственным объектом международно-правового регулирования.

   Из ст.15 Конституции РФ следует, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы. Международные договоры обладают приоритетом перед нормативными актами РФ в случае их противоречия. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации  признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Поэтому общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации играют важную роль в правовом регулировании как социального обеспечения в целом, так и охраны здоровья в частности.

   Международные  правовые акты, регламентирующие права человека в области охраны здоровья, можно разделить на следующие группы:

   1. Универсальные международные правовые акты, принятые Организацией Объединённых Наций – ООН. Данная организация внесла огромный вклад в процесс становления и развития права на охрану здоровья на международном уровне. В основополагающих документах, принятых Генеральной Ассамблеей ООН, была закреплена, как необходимость, обязанность государств осуществлять сотрудничество в развитии системы здравоохранения. К таким документам относится Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, которая сыграла важную роль в утверждении прав человека.  В Декларации содержится, что «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи19».

   В 1966 году Генеральной Ассамблеей ООН были приняты ещё два не менее важных акта: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах20 и Международный пакт о гражданских и политических правах21, который был ратифицирован СССР в 1973 году. В этих документах дается более детализированный перечень прав человека и гражданина. Оба пакта составили своеобразный международный кодекс прав человека и гражданина. В них провозглашаются права каждого человека на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность личной, семейной жизни и т.д. А государства-участники взяли на себя обязательство принять необходимые законодательные меры по обеспечению предусмотренных в пактах прав и свобод. Эти важные международно-правовые акты заложили основу права на охрану здоровья.

  Например, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года признает право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Меры, которые должны быть приняты участвующими в Пакте государствами для полного осуществления этого права, включают:

1) обеспечение  сокращения мертворождаемости, детской  смертности и здорового развития  ребенка; 

2) улучшение  всех аспектов гигиены внешней  среды и гигиены труда в  промышленности;

3) предупреждение  и лечение эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней  и борьба с ними;

4) создание  условий, которые обеспечивали  бы всем медицинскую помощь  и медицинский уход в случае  болезни22.

Описание работы
При рассмотрении данного вопроса следует определить, что подразумевается под термином «здоровье».
Согласно Уставу (Конституции) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (принят в г. Нью-Йорке 22.07.1946 г.) здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Обладание высшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического и социального положения.
Содержание работы
Введение.
Глава I.Конституционное право граждан на медицинскую помощь и лечение.
1.1. Конституционное право граждан на охрану здоровья как гарантия предоставления медицинской помощи и лечения.
1.2. Международно-правовые стандарты в области охраны здоровья человека
1.3. Нормативно-правовое регулирование предоставления медицинской помощи в России: исторический аспект.
Глава II. Реализация и защита права граждан на медицинскую помощь.
2.1. Общая характеристика правовых форм, опосредующих отношения по реализации гражданами права на медицинскую помощь.
2.2. Роль и значение обязательного медицинского страхования в системе медицинской помощи и лечения.
2.3.Основные механизмы защиты права на медицинскую помощь и лечение.