Право граждан на медицинскую помощь и лечение в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

При рассмотрении данного вопроса следует определить, что подразумевается под термином «здоровье».
Согласно Уставу (Конституции) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (принят в г. Нью-Йорке 22.07.1946 г.) здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Обладание высшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического и социального положения.

Содержание работы

Введение.
Глава I.Конституционное право граждан на медицинскую помощь и лечение.
1.1. Конституционное право граждан на охрану здоровья как гарантия предоставления медицинской помощи и лечения.
1.2. Международно-правовые стандарты в области охраны здоровья человека
1.3. Нормативно-правовое регулирование предоставления медицинской помощи в России: исторический аспект.
Глава II. Реализация и защита права граждан на медицинскую помощь.
2.1. Общая характеристика правовых форм, опосредующих отношения по реализации гражданами права на медицинскую помощь.
2.2. Роль и значение обязательного медицинского страхования в системе медицинской помощи и лечения.
2.3.Основные механизмы защиты права на медицинскую помощь и лечение.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 78.84 Кб (Скачать файл)

   Во  время правления Александра I Медицинская  коллегия перешла в ведение  Министерства внутренних дел  и получила название Медицинского  департамента.

   Факт  того, что медицинские вопросы  перешли в ведение Министерства    внутренних дел свидетельствует  о том огромном значении, которое  уделялось данному виду  государственной  деятельности. Кроме того,  регулирование  оказания медицинской помощи  могло  теперь осуществляться  как  через указы императора, так и через ведомственные  нормативные акты Министерства  внутренних дел. 

   Особую  роль  в правовой регламентации  медицинской деятельности отводится  Врачебному уставу, вошедшему в  Свод законов Российской Империи  в 1857 г. Практически это первый   нормативный акт  в сфере медицины.

   В  состав Устава входило 1866 статей, которые детально регламентировали  вопросы профессиональной квалификации, обязанности врачей и лекарей.  Он состоял из трех книг: первая  была посвящена врачебным учреждениям;  вторая представляла собой устав  медицинской полиции; а третья  являлась уставом судебной медицины28.

   В  соответствии с первой книгой  Врачебного устава  медицинская  служба находилась в ведении  Министерства внутренних дел.  Она состояла из Управления  Главного Врачебного Инспектора,  Главного Управления и совета  по делам местного хозяйства.  Также был учрежден медицинской  Совет, который являлся высшим  учреждением для охраны народного  здоровья, врачевания и судебно-медицинской  экспертизы. 

   Вторая  книга была посвящена Медицинской  полиции, ее  структуре и функциям. Она  была создана для охраны  здоровья граждан и выполняла  функции современной санитарно  эпидемиологической службы. Врачебный устав  закрепил обязанности медицинской полиции: забота о сохранении чистоты воздуха, о безопасности питания, контроле за продажей ядовитых и сильнодействующих веществ и др. Например, были приняты такие документы как Указы    «О сохранении улиц в чистоте для предупреждения заразительных болезней» (1737); «Об устройстве колодцев в Москве по всем городам в обывательских домах»;  «При ввозе в Россию шелка и шерсти из Константинополя выдерживать карантин» (1762).

   Третья  книга Устава закрепляла порядок  организации медицинской службы. Врачебный устав регламентировал  вопросы вскрытия тела,  изъятия  органов для трансплантации, а  также  устанавливал порядок  выдачи свидетельства о смерти.

   В  1916 г. были сделаны попытки создать единый управляющий орган в системе здравоохранения,  коим на некоторое время стало Главное управление государственного здравоохранения. Однако оно просуществовало всего несколько месяцев до начала 1917 г.

    - четвертый этап − правовое регулирование оказания медицинской помощи  в советский и постсоветский периоды.

    После  Октябрьской революции как организация  здравоохранения в целом, так  и правовая регламентация отношений  в сфере здравоохранения претерпели  существенные изменения. Основу  здравоохранения составила государственная  система медицины, при этом частная  медицинская практика была признана  противоречащей основным началам  организации медико-санитарной помощи. Начался период становления монополии  государства на осуществление  медицинской деятельности29.

    Декретом  СНК от 11 июля 1918 г. был создан центральный государственный орган здравоохранения - Народный Комиссариат здравоохранения.

    Становление  законодательства о здравоохранении  осуществлялось по указанию В.И.  Ленина, которым лично подписано  более 200 постановлений и декретов  по организации медицинской помощи, социального страхования, борьбе  с эпидемиями, санитарному благоустройству  и т.п. В Программе Коммунистической  партии (1919 г.) было определено принципиальное направление развития советского здравоохранения. В числе важнейших мероприятий предусматривалось "создание санитарного законодательства". Законодательство в сфере здравоохранения в дальнейшем создавалось и развивалось в соответствии с директивами и постановлениями съездов Коммунистической партии, пленумов Центрального Комитета, постановлениями съездов Советов и Советского правительства. Так, в годы гражданской войны издаются нормативные акты "Об обязательном оспопрививании", "О мероприятиях по сыпному тифу", "О передаче всего дела охраны материнства и младенчества в ведение Наркомздрава", "Об использовании Крыма для лечения трудящихся", "Об охране здоровья подростков и детей" и др. В период борьбы за восстановление народного хозяйства издаются постановления: "О мероприятиях по борьбе с малярией", "Об обеспечении; медицинской помощью сельского населения", "Об основах построения районной организации здравоохранения". 1 декабря 1924 г. был принят Декрет ВЧК и СНК РСФСР "О профессиональной работе и правах медицинских работников", который, в частности содержал нормы, предусматривающие защиту интересов пациентов. Однако правовая база продолжала отставать по сравнению со значительным прогрессом развития различных областей медицинской науки и практики.

    19 декабря 1928 т. Наркомздравом были приняты "Правила судебно-медицинского исследования трупов". Значение этого нормативного акта было чрезвычайно велико. Не смотря на различные мнения специалистов, высказанные по поводу значения данного правового источника, следует отметить, что его принятием установилась определенность по условиям правомерности изъятия органов и тканей у трупов для трансплантации30.

    Постановлениями  ЦК ВКП(б) "О медицинских кадрах" (1931 г.), "О подготовке врачей" (1934 г.) и Совнаркома СССР "О подготовке  средних медицинских; зубоврачебных и фармацевтических кадров" (1936 г.) были намечены конкретные меры по увеличению числа медицинских учебных заведений, улучшению качества подготовки медицинских работников.

    Принятая 5 декабря 1936 г. Конституция СССР содержала ряд статей, относящихся непосредственно к здравоохранению. В разделе "Основные права и обязанности граждан" были закреплены права на бесплатную медицинскую помощь.

    Постановлением "О порядке проведения медицинских операций" от 15.09.37 г. народному комиссару здравоохранения СССР было предоставлено право "издавать обязательные для всех учреждений; организаций и лиц распоряжения о порядке осуществления лечебных и хирургических операций, в том числе операций по пересадке роговицы глаз от умерших, переливанию крови, пересадке отдельных органов.

   Позднее  в 1968 в  соответствии с Постановлением  Совета Министров СССР Народный  Комиссариат Здравоохранения был  преобразован в Министерство  Здравоохранения СССР, а несколько  позднее в  1969 был принят Закон  СССР, в соответствии с которым  были утверждены Основы законодательства  Союза ССР и союзных республик  о здравоохранении. 

   Данный  Закон был первым комплексным  нормативным актом, на основе  которого в дальнейшем развивалось  все медицинское законодательство  в России. Нормы Закона регулировали  медицинскую и фармакологическую  деятельность, устанавливали ответственность  за незаконное врачевание, меры  санитарно-эпидемиологического благополучия  и др. Положения Закона  регулировали вопросы оказания лечебно-профилактической помощи и санаторно-курортного лечения, а также закрепляли  необходимость охраны материнства и детства.

   В  соответствии с Законом охрана  здоровья граждан была  возведена  в ранг одной из важнейших   государственных задач.

   Руководство  здравоохранением было возложено  на Министерство здравоохранения  Союза ССР и министерства здравоохранения  союзных республик. 

   Следует  заметить, что в те годы регулирование  медицинской деятельности в России  носило ведомственный характер. Министерство здравоохранения   издавало  большое количество  приказов и инструкций, обязательных  для исполнения министерствами  здравоохранения союзных и автономных  республик, местными органами  здравоохранения, учреждениями, организациями  и предприятиями системы Министерства  здравоохранения СССР. По данным  ранее проведенных исследований  З. Гладуна к 1988 общее число ведомственных правовых актов в сфере здравоохранения Союза ССР достигло 5 тысяч31

   При  этом главным источником здоровья  была признана первичная медико-санитарная  помощь, которая являлась первичной  помощью, оказываемой гражданам. 

   Распад  СССР, образование Российской Федерации  как самостоятельного государства,  проведение правовой реформы   привели к необходимости  изменения  всего законодательства, что и  обусловило в начале 90-х годов  ХХ века  формирование современных  правовых основ  медицинской деятельности в  России.  Более 20 лет систему российского законодательства в сфере здравоохранения возглавляли «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г (далее Основы).

В Основах (ст.2) закреплены основные принципы охраны здоровья граждан. К ним относятся:

   - соблюдение  прав человека и гражданина  в области охраны здоровья  и обеспечение связанных с  этими правами государственных  гарантий;

   - приоритет  профилактических мер в области  охраны здоровья граждан;

   - доступность  медико-социальной помощи;

   - социальная  защищённость граждан в случае  утраты здоровья;

   - ответственность  органов государственной власти  и управления предприятий, учреждений  и организаций, независимо от  формы собственности, должностных  лиц за обеспечение прав граждан  в области охраны здоровья.

    В  качестве гарантий осуществления  медико-социальной помощи гражданам  Основы (раздел VIII) закрепляют:

    1. Первичная медико-санитарная помощь (ст.38).

   Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространённых болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства, других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

   Первичная  медико-санитарная помощь обеспечивается  учреждениями муниципальной системы  здравоохранения и санитарно-эпидемиологической  службы. В оказании первичной  медико-санитарной помощи могут  также участвовать учреждения  государственной и частной систем  здравоохранения на основе договоров  со страховыми медицинскими организациями.

   Финансирование  первичной медико-санитарной помощи  осуществляется за счёт средств  муниципального бюджета, целевых  фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, и иных источников, не запрещённых законодательством РФ.

   2. Скорая  медицинская помощь (ст.39).

   Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчинённости и формы собственности, медицинскими работниками, а также лицами, обязанными её оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу.

   Скорая  медицинская помощь оказывается  специальной службой скорой медицинской  помощи государственной или муниципальной  системы здравоохранения в порядке,  установленном Министерством здравоохранения  РФ.

   Скорая  медицинская помощь гражданам  РФ и иным лицам, находящимся  на её территории, оказывается  бесплатно за счёт средств  бюджетов всех уровней.

   3. Специализированная  медицинская помощь (ст.40).

   Специализированная  медицинская помощь оказывается  гражданам при заболеваниях, требующих  специальных методов диагностики,  лечения и использования сложных  медицинских технологий.

   Специализированная  медицинская помощь оказывается   врачами-специалистами в лечебно-профилактических  учреждениях, получивших лицензию  на медицинскую деятельность.

   Специализированная  медицинская помощь оказывается   за счёт средств бюджетов всех  уровней, целевых фондов, предназначенных  для охраны здоровья граждан,  личных средств граждан и других источников, не запрещённых законодательством РФ.

   4. Медико-социальная  помощь гражданам, страдающим  социально значимыми заболеваниями  (ст.41).

   Гражданам,  страдающим социально значимыми  заболеваниями, оказывается медико-социальная  помощь  и обеспечивается диспансерное  наблюдение в соответствующих  лечебно-профилактических учреждениях  бесплатно или на льготных  условиях.

Информация о работе Право граждан на медицинскую помощь и лечение в РФ