Право граждан на медицинскую помощь и лечение в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

При рассмотрении данного вопроса следует определить, что подразумевается под термином «здоровье».
Согласно Уставу (Конституции) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (принят в г. Нью-Йорке 22.07.1946 г.) здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Обладание высшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического и социального положения.

Содержание работы

Введение.
Глава I.Конституционное право граждан на медицинскую помощь и лечение.
1.1. Конституционное право граждан на охрану здоровья как гарантия предоставления медицинской помощи и лечения.
1.2. Международно-правовые стандарты в области охраны здоровья человека
1.3. Нормативно-правовое регулирование предоставления медицинской помощи в России: исторический аспект.
Глава II. Реализация и защита права граждан на медицинскую помощь.
2.1. Общая характеристика правовых форм, опосредующих отношения по реализации гражданами права на медицинскую помощь.
2.2. Роль и значение обязательного медицинского страхования в системе медицинской помощи и лечения.
2.3.Основные механизмы защиты права на медицинскую помощь и лечение.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 78.84 Кб (Скачать файл)

   2. Региональные  международные правовые акты. В качестве примера, можно привести Европейскую Социальную Хартию23, которая содержит две статьи, посвященные именно праву на охрану здоровья:

   - статья 11 обязывает государства, подписавшие Хартию, принять меры, предусматривающие:

1) устранение, насколько это возможно, причин  ухудшения здоровья;

2) предоставление  услуг консультационного и образовательного  характера, направленных на укрепление  здоровья и развитие чувства  личной ответственности за своё  здоровье;

3) предотвращение, насколько это возможно, эпидемических,  эндемических и иных заболеваний. 

 

  - статья 13 Европейской Социальной Хартии в целях обеспечения эффективного осуществления права на социальную и медицинскую помощь обязывает Договаривающиеся Стороны:

1) обеспечить  каждому лицу, которое не имеет  достаточных средств к существованию и которое не в состоянии ни добыть их своими собственными усилиями, ни получить их из других источников, предоставление соответствующей помощи, а в случае болезни - уход, необходимый в его состоянии;

2) заботиться  о том, чтобы лица, пользующиеся  подобной помощью, не ущемлялись  по этой причине в своих  политических и социальных правах;

3) предусмотреть,  чтобы каждый человек через  посредство соответствующих государственных  или частных служб мог получить  любую консультацию и любую  индивидуальную помощь, какие могут  потребоваться, чтобы предотвратить,  устранить или облегчить состояние  личной или семейной нужды. 

   3. Акты специализированных международных организаций. Серьёзные документы в этой области – конвенции и рекомендации – приняты специальной организацией ООН – Международной организацией труда (МОТ).

   Например, Конвенция от 25 июня 1969 г. №130 «О медицинской помощи и пособиях по болезни».  Названная выше Конвенция закрепляет право на медицинскую помощь, определяет её содержание (общая врачебная помощь, помощь, оказываемая специалистами стационарным или амбулаторным больным вне больницы, отпуск медикаментов, госпитализация, зубоврачебная помощь, медицинское восстановление, протезирование), условия и размеры материального обеспечения работников по болезни, называет страховые случаи.

  Существуют, в том числе различные конвенции МОТ, посвященные труду детей, матерей, инвалидов и так далее, имеющие целью классифицировать трудящихся на различные категории и определить стандарты трудовой деятельности, не влияющие пагубно на здоровье каждой отдельной категории.

   Признание этих и других международно-правовых актов рядом государств влечет за собой применение мер по их реализации и защите, изменение внутригосударственного законодательства в соответствии с требованиями международных стандартов, путем внесения указанных прав в конституции или другие основные нормативные акты государства.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать  вывод, что право на охрану здоровья признаётся мировом сообществом в качестве основного неотъемлемого права, принадлежащего каждому человеку. Оно провозглашено уже в самых первых международных правовых актах и отнесено к группе экономических, социальных и культурных прав. При крупнейших мировых организациях существуют специальные подразделения, в круг обязанностей которых входит законодательная инициатива, разработка международно-правовых актов по реализации права на охрану здоровья; надзор за исполнением положений международных правовых актов, закрепляющих права и свободы человека, ратифицированных государствами. Право на охрану здоровья стало неотъемлемой частью комплекса прав человека, признаваемых практически во всех странах, даже в тех, где оно формально не зафиксировано. Во многих странах право на охрану здоровья стало частью внутригосударственного права, закреплено в основных правовых актах, предоставляются широкие возможности для реализации данного права в соответствии с международно-признанными стандартами.24

 

 

 

1.3. Нормативно-правовое регулирование  предоставления медицинской помощи  в России: исторический аспект.

   Здоровье нации  напрямую зависит от  уровня, качества оказания медицинских услуг в стране.  В России оказание медицинских услуг населению развивалось постепенно и напрямую зависело от исторических и политических событий. Очень  важным представляется обращение к историческому   аспекту   процесса становления и развития оказания медицинских услуг в России,  поскольку это позволит   более полно исследовать данный вид деятельности, выявить общие закономерности,     определить тенденции    дальнейшего совершенствования.

   Процесс  формирования   медицинской деятельности  в России  условно можно разделить  на несколько этапов:  

   - первый  этап связан с развитием медицины  в X веке. Именно 10 век в России  считается отправной точкой в  процессе формирования  медицинской  деятельности в России, поскольку   именно к этому периоду   относятся первые документы, в  которых получили свое закрепление  отдельные аспекты медицинской  деятельности.

   В  Древней Руси  медицина была: народная, монастырская и  городская  (светская) медицина. Народная медицина  управлялась преимущественно морально-этическими  нормами. Представители народной  медицины основывали свое лечение  на принципах язычества, что  естественно вызывало отрицательное  отношение к этому явлению  со стороны христианского государства. 

   Церковная  медицина регулировалась «Церковным  Уставом»  в соответствии с которым лекари считались людьми церковными, а больницы относились к церковным учреждениям. 

   Городская  (светская) медицина регулировалась  нормами первого  письменного  документа права -  Правды Русской,  в котором регулировалась деятельность  городских лекарей. Например, в  ст. 2 было написано, что за лечение  полагалась « мзда»  в размере  трех гривен, то  есть плата.  Таким образом, еще в Древней Руси  оказание медицинской помощи носило возмездный, платный  характер25.

   - второй  этап −  историки связывают  с  годами правления русского  царя- Петра 1.

   Ещё  в 1581 году  был создан  Аптекарский  приказ  - орган государственного  управления медициной. В ведении  Аптекарского приказа находились  доктора, лекари, аптекари, костоправы,  астрологи, травники, которые оказывали  медицинскую помощь.

   Учитывая  незначительное количество отечественных  врачей, получивших профессиональное  образование в XVI веке, Аптекарский  приказ  предусматривал возможность  выписывать  квалифицированных   врачей  и специалистов из-за  границы. В исторической литературе  отмечается, что иностранные медики, врачи и аптекари, стали опорой  аптекарского приказа, и постепенно  расширяли сферу своего влияния   на государственную медицину.    С позиций сегодняшнего дня  можно только подивиться дальновидности  и мудрости правителей  России, которые уже тогда   активно  использовали взаимодействие и  сотрудничество со специалистами  других стран в области медицины.  Прогрессивность их взглядов  удивляет даже сегодня. Вы только  представьте себе, что  аптекарский  приказ как государственный орган  не только выписывал в Россию  специалистов в области медицины, но  и устраивал им экзамен  на право лечебной деятельности, следил  за тем, как заграничные   врачи осуществляли лечение. Более  того при подборе зарубежных  кадров для службы в России  Аптекарский приказ проявлял  большую осторожность, благодаря  чему в Россию не проникали  заведомые шарлатаны и проходимцы26.

   Этот  же орган  осуществлял обеспечение  и  лекарственными средствами. Он закупал лекарства за границей  – в Англии, Германии, Франции. 

   Аптекарский  приказ сыграл решающую роль  в подготовке отечественных врачей. В 1654 году была открыта первая  Московская врачебная школа, где  готовили отечественных лекарей,  а в конце 17 века начали отправлять  молодых людей за границу для  обучения врачебному делу.

   Аптекарского  приказ заложил основы ещё  одного важного действия в  России – было урегулировано  врачебное освидетельствование  для определения степени утраты  здоровья.  По результатам врачебного  освидетельствования составлялись  «дохтурские сказки» в которых указывалось, в частности какой болезнью болен пациент и годен ли он для государственной службы. Таким образом, Аптекарский приказ заложил основы современного документирования  течения болезни, то есть создал историю болезни.

   Особо  следует выделить правление Петра1.  За время его правления появилось много документов правового характера, регулирующих медицинское дело в стране, был проведен ряд организационных мероприятий, которые привели к структурным изменениям в области здравоохранения.

   Так  в 1721 г. Аптекарский приказ был преобразован в Медицинскую коллегию, а с 1725 г. – в Медицинскую канцелярию, которая и осуществляла контроль  деятельностью госпиталей и аптек, регламентировала деятельность докторов, лекарей и аптекарей, осуществляла контроль за проведением противоэпидемиологических мероприятий и выдавала разрешение на право медицинской деятельности.

   Именно  во временя правления Петра 1 стала развиваться такая отрасль медицины - как военная медицина.  Широкомасштабные военные компании, проводимые Петром I, активные военные действия сопровождались значительной заболеваемостью и смертностью, что резко снижало боеспособность армии и флота.  В это время остро встал вопрос об усовершенствовании медицинского обеспечения армии и флота.

   В  1707 г. был открыт первый постоянный госпиталь, который    осуществлял прием раненых и больных,  обеспечивал лекарственными средствами и осуществлял обучение врачебным наукам.  

   В  1716 г. был издан Воинский устав, лично отредактированный царем. Принимая во внимание значительно возросшую потребность в специалистах - медиках, становится понятным значительное внимание, уделенное в Уставе вопросам организации медицинского дела. Главы 33 и 34 Воинского Устава посвящены различным сторонам функционирования госпиталей и профессиональной деятельности докторов и аптекарей.

   Устав  закреплял организацию медицинской  службы и четко  определял  обязанности каждого представителя  военно-медицинской службы. Докторам  и лекарям вменялось в обязанность  лечить всех в войске от высших до низших чинов бесплатно. Таким образом,  была законодательно закреплена  бесплатная  система получения медицинской помощи. 

   Наряду  с этим Устав четко определял  специальности, которые имели  представители медицинской профессии:  «доктор», «лекарь», «подлекарь». Докторами  в России XVIII - XIX вв. называли врачей, получивших диплом после обучения  на медицинских факультетах за  границей!!!.  Те кто проходил подготовку в отечественных учебных заведениях либо   ремесленным путем именовались лекари-врачи,  средний медицинский персонал  именовался – подлекари.

   Документом, имеющим ключевое значение,  был  Указ  Петра I от 1721 г. «Об учреждении в городах аптек под смотрением медицинской коллегии, о вспоможении приискающим медикаменты в Губерниях, и о бытии под надзором упомянутой Коллегии госпиталям». 

   Важно  отметить, что данный документ  предусматривал     необходимость  продажи лекарств по установленной  цене. С позиции сегодняшнего  дня   такой подход можно  признать прогрессивным, поскольку  речь идет о стремлении на  государственном уровне обеспечить  возможность для граждан получения  лекарственных средств по доступным  ценам.

   Следует  отметить, что во  времена правления  Петра I отличительной особенностью  организации медицинского дела  в стране продолжал оставаться  государственный характер. Несмотря  на трудности, связанные с проведением  масштабных реформ, государство  стремилось проявлять заботу  об охране здоровья своих граждан,  прежде всего военных, расходуя  на это определенные суммы  из бюджета и управляя всей  медициной в стране27.

   В  послепетровский период долгое время сохранялась преемственность его идеям в области системы здравоохранения. Преобразования Петра Великого, осуществленные в области регламентации медицины,   нашли свое отражение в последующих шагах российских правителей XVIII и XIX веков. Прежде всего, речь идет о ярко выраженном  государственном характере   здравоохранения, проявлявшемся в стремлении со стороны власти в максимальной степени принимать участие в регулировании оказания медицинской помощи населению.

   - третий  этап характеризует правовое  обеспечение медицинской деятельности  в  Российской империи (XVIII в.-1917г).

   Период  с середины XVIII века до 1917 г. характеризовался   существенными изменениями в сфере регламентации оказания  медицинской   помощи.

   В  1738 г. Царица  Анна Иоанновна  учредила при главной аптеке Санкт-Петербурга диспансеризацию – ежедневный бесплатный амбулаторий приема больных из неимущих слоев.

   Екатерина  II, став российской императрицей,  уже в первые месяцы своего царствования пришла к мысли о необходимости реформирования медицинского дела.   В 1763 г. Медицинская Канцелярия была преобразована в Медицинскую коллегию   и стала обладать большими полномочиями по вопросам регулирования здравоохранения и   в осуществлении контроля  за  вопросами медицинской науки и практического здравоохранения.

   Медицинская  коллегия выдавала разрешения  на право занятия медицинской  деятельности, осуществляла контроль за деятельностью аптек,  ведала докторами, лекарями и аптекарями, присуждала им жалования, осуществляла организацию лечебно-профилактической помощи населения.

Информация о работе Право граждан на медицинскую помощь и лечение в РФ