Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 01:40, контрольная работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д.
Важная роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу деятельности субъектов хозяйствования.

Содержание работы

Введение
1. Ассортимент и его роль в деятельности предприятия
1.1 Ассортиментная политика предприятия. Основные виды стратегий
1.2 Формирование и управление ассортиментом
1.3 Анализ качества продукции
1.4 Анализ ассортимента и структуры продукции
2. Практическая часть
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

афхдп .doc

— 539.50 Кб (Скачать файл)

Планирование и управление ассортиментом — неотъемлемая часть маркетинга. Даже хорошо продуманные планы сбыта и рекламы не смогут нейтрализовать последствия ошибок, допущенных ранее при планировании ассортимента.

Управление ассортиментом предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности — научно-технической и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Трудность решения данной задачи состоит в сложности объединения всех этих элементов для достижения конечной цели оптимизации ассортимента с учетом поставленных стратегических рыночных целей предприятием. Если этого достигнуть не удается, то может получиться, что в ассортимент начнут включаться изделия, разработанные скорее для удобства производственных подразделений предприятия, нежели для потребителя.

С точки зрения концепции маркетинга — это прямо противоречит тому, что необходимо действительно делать. Задачи планирования и формирования ассортимента состоят, прежде всего, в том, чтобы подготовить "потребительскую" спецификацию на изделие, передать ее проектному (конструкторскому) отделу, а затем проследить, чтобы опытный образец был испытан, при необходимости модифицирован и доведен до уровня требований потребителей. Иначе говоря, в формировании ассортимента решающее слово должно принадлежать руководителям службы маркетинга предприятия, которые должны решать вопрос о том, когда более целесообразно вложить средства в модификацию изделия, а не нести дополнительные возрастающие расходы по рекламе и реализации устаревающего товара или снижать цену на него. Именно руководитель службы маркетинга предприятия должен решать, настало ли время ввести в ассортимент новые продукты взамен существующих или в дополнение к ним.

Формирование ассортимента, как свидетельствует практика, может осуществляться различными методами, в зависимости от масштабов сбыта, специфики производимой продукции, целей и задач, стоящих перед изготовителем. Вместе с тем их объединяет то, что управление ассортиментом обычно подчинено руководителю службы маркетинга,

В определенных случаях целесообразно создание постоянного органа под председательством генерального директора (его заместителя), в который в качестве постоянных членов включались бы руководители ведущих служб и отделов предприятия. Его главная задача — принятие принципиальных решений относительно ассортимента, включая: изъятие нерентабельных видов продукции, ее отдельных моделей, типоразмеров; определение необходимости исследований и разработок для создания новых и модификации существующих изделий; утверждение планов и программ разработки новых или совершенствования уже выпускаемых продуктов; выделение финансовых средств на утвержденные программы и планы

Насущный вопрос для предприятия-изготовителя — необходимо ли разрабатывать стандартный товар, годный для всех отобранных рынков, или приспосабливать его к специфическим требованиям и особенностям каждого отдельного сегмента, создавая для этого определенное число модификаций базового изделия. И в том, и в другом случаях есть свои плюсы и минусы.

Так, хотя создание стандартного товара, единого для всех рынков, весьма заманчиво, но это нередко практически неосуществимо. В то же время политика дифференциации не оправдывает себя экономически там, где условия рынка позволяют осуществлять частичную или полную стандартизацию (универсализацию) изделия.

К выгодам такого рода стандартизации товара следует отнести: снижение затрат на производство, распределение, сбыт и обслуживание; унификацию элементов комплекса маркетинга; ускорение окупаемости капиталовложений и др. Неполное использование (в сравнении с дифференциацией) потенциальных возможностей рынка, недостаточно гибкая реакция маркетинга на меняющиеся рыночные условия в этом случае сдерживают нововведения.

Дифференциация, или модификация, товара позволяет более полно использовать "поглощающие" возможности рынков с учетом специфики их требований в отдельных регионах страны и зарубежных странах, заполнять те товарные ниши, где нет конкуренции или она незначительна. Однако определение такого направления в ассортиментной стратегии — дорогостоящее дело, связанное с необходимостью модернизации и расширения производственных мощностей, диверсификации и перестройки сбытовой сети и, конечно, расширения комплекса маркетинга. В конечном счете, использование стандартизации, дифференциации или их сочетания зависит от конкретных условий деятельности изготовителя и определяется конечным результатом — уровнем экономической эффективности сбыта и его объемом, достигаемых с помощью этих методов.

Еще один важный элемент ассортимента и в целом товарной политики — изъятие из программы неэффективных товаров. Изыматься могут товары, морально устаревшие и экономически, неэффективные, хотя и, возможно, пользующиеся некоторым спросом. Принятию решения об изъятии или оставлении товара в программе предприятия предшествует оценка качества показателей каждого товара на рынке. При этом необходимо учитывать объединенную информацию со всех рынков, где они реализуются, чтобы установить реальный объем продаж и уровень рентабельности (прибыльности) в динамике, которые обеспечивает изготовителю каждый из его товаров.

Главный вывод из сказанного относительно своевременного изъятия товара из программы (ассортимента) состоит в том, что изготовитель должен организовать систематический контроль над поведением товара на рынке, за его жизненным циклом. Только при таком условии будет получена полная и достоверная информация, позволяющая принимать верные решения. Для облегчения решения проблемы следует иметь методику оценки положения товара на различных рынках, где предприятие работает. Методика должна быть относительно простой.

Принятие окончательного решения об изъятии товара из программы или о продолжении его реализации можно упростить, если уже на стадии разработки изделия установить количественные требования к нему: уровень (норматив) окупаемости, объем продаж и/или прибыли (с учетом полных затрат ресурсов). Если товар перестает отвечать этим критериям, то тем самым предопределяется и характер решения по его изъятию.

Исчерпавший свои рыночные возможности товар, вовремя не изъятый из производственной программы, приносит большие убытки, требуя несоразмерно получаемым результатам затрат средств, усилий и времени. Поэтому, если производитель не будет иметь четкой системы критериев изъятия товаров из производственно-сбытовой программы, и не будет систематически проводить анализ изготовляемых и реализуемых товаров, то его ассортимент неизбежно окажется "перегруженным" неэффективными изделиями, со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями для производителя.

1.3 Анализ качества продукции

 

Важным показателем, характеризующим выпуск продукции, является качество продукции. Под качеством продукции понимается совокупность таких ее свойств, которые обуславливают способность данной продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества. Различают обобщающие, индивидуальные, единичные и косвенные показатели качества продукции. Показатели качества характеризуют параметрические, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения, например, удельный вес:

  • новой продукции, в общем, ее выпуске;
  • высшей категории качества;
  • сертифицированной и не сертифицированной продукции;
  • аттестованной и не аттестованной продукции;
  • продукции соответствующей мировым стандартам;
  • забракованной продукции и зарекламированной продукции;
  • экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны и др.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

  • полезность (жирность молока, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и т.д.);
  • долговечность;
  • безотказность;
  • ремонтопригодность;
  • отказ;
  • технологичность, отражающую эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость и т.д.);
  • эстетичность изделий.

Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованности продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи:

  1. оценивается технический уровень продукции;
  2. выявляются отклонения этого уровня по отдельным изделиям по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;
  3. анализируется структура выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки;
  4. выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня продукции;
  5. обосновываются возможности повышения качества продукции, сокращения брака и потерь.

Информация, используемая для анализа качества продукции, охватывает практически все стороны анализируемого объекта (сведения о конструкции, технологических процессах изготовления, применяемых средствах и предметах труда, результатах производства и реализации, рекламе и т.д.). Источниками информации могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытаний, данные лабораторного контроля физико-химических показателей, журналы и графики бездефектной сдачи продукции и др.

Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции используются разные методы, в том числе балльный. Сущность этого метода оценки в следующем: определяется средневзвешенный балл качества продукции, и путем фактического и планового его уровня находится процент выполнения плана по качеству.

При анализе качества продукции характеризуется сортностью, определяется средний коэффициент, который рассчитывается несколькими способами. Наиболее простым из них является расчет исходя из сортовых коэффициентов и удельных весов продукции соответствующего сорта.

Сортовые коэффициенты характеризуют отношение цены изделий каждого сорта к цене тех же изделий высшего сорта.

Сортовые коэффициенты умножаются на плановый и фактический удельные вес изделий соответствующего сорта, переводя всю продукцию в условный высший сорт. Полученные результаты суммируются. Чем выше сортность продукции, тем ближе значение среднего коэффициента приближается к единице.

Для того чтобы определить влияние изменения сортности на объем товарной продукции, необходимо отклонение по среднему коэффициенту сортности умножить на фактический выпуск продукции в денежном выражении и разделить на фактический средний сортности, т.е. расчет производится по формуле

 

 

где /\Kс - изменение среднего коэффициента сортности (Кс1 – Кс0 ).

На объем производства некоторых видов продукции (например, производство стройматериалов) оказывает влияние коэффициент выхода годной продукции:

 

 

где ТП – стоимость годной продукции, тыс. руб.;

 

где

 

.

 

На выпуск продукции оказывает влияние уровень производственного брака. Обычно на предприятиях брак анализируют по отдельным видам продукции и полуфабрикатов, по местам его обнаружения и возникновения, по виновникам и причинам, по размерам нанесенного ущерба.

Брак – это изделия или работы, которые не отвечают установленным требованиям и непригодны для использования по прямому назначению.

В зависимости от характера дефекта различают исправимый (частичный) брак и неисправимый (окончательный) брак, когда исправление невозможно по техническим причинам или экономически не выгодно.

По месту обнаружения различают внутренний (обнаруживается на самом предприятии) и внешний (выявляется заказчиком).

Различают также брак по виновникам: брак по вине работников предприятия и брак по вине поставщиков. Знание этих различий необходимо для точного определения экономических потерь от брака.

Объем произведенного брака определяется путем суммирования себестоимости окончательно забракованных изделий и расходов на исправление брака. При этом внутренний окончательный брак оценивается по цеховой или производственной себестоимости, внешний брак учитывается по полной себестоимости. Расходы на исправление брака включают в себя дополнительные затраты на материалы, заработную плату, а также и общехозяйственные расходы.

Аналитическая оценка размера производственного брака дается исходя из его абсолютной величины в рублях и относительной величины в процентах к производственной себестоимости товарной продукции.

Размер потерь продукции из-за производственного брака определяется путем умножения процента производственного брака по себестоимости продукции на фактический объем товарной продукции предприятий.

На некоторых предприятиях (например, при производстве керамических изделий) производственный брак предусматривается в плане. Это так называемый планируемый брак. Потери продукции из-за производственного брака в этом случае определяются путем умножения процента сверхпланового брака на фактический объем товарной продукции в оптовых ценах.

При анализе следует выявить основные причины брака (недостаточный уровень квалификации рабочих, работа на неисправном оборудовании, использование несовершенных приспособлений и инструментов, средств измерительной техники, отступление от технологического процесса, использование материалов и полуфабрикатов со скрытыми дефектами, несовершенство упаковки, маркировки, нарушения условий хранения, перевозки и т.д.).

Информация о работе Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия