Специфика менеджмента предприятия малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с поставленной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1) Дать определение качеству управления и рассмотреть проблемы его анализа.
2) Проанализировать методику анализа эффективности управления организации.
3) Оценить критерии эффективности организационных структур управления.
4) Рассмотреть влияние управленческих решений на эффективность управления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы управления предприятиями…………………………………5
1.1 Сущность управления малыми предприятиями…………………………………….5
1.2 Критерии и методы оценки эффективности управления…………………………..9
1.3. Пути повышения эффективности управления……………………………………13
2. Анализ деятельности и оценка эффективности управления в ООО «Вега»…….17
2.1.Организационно-правовая характеристика………………………………………...17
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности ООО «Вега»…………………………………………………………………………………….19
2.3. Оценка эффективности управления в ООО «Вега»……………………………...23
Заключение……………………………………………………………………………….31
Глоссарий ……………………………………………………………………………......34
Список используемых источников……………………………

Файлы: 1 файл

Левашова Менеджмент.doc

— 271.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Сахалинский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Менежмент

Тема

Специфика менеджмента предприятия малого бизнеса

Фамилия студента

Левашова

Имя студента

Александра

Отчество студента

Владимировна

№ контракта

0540012400201051


 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3

1. Теоретические основы управления  предприятиями…………………………………5

1.1 Сущность управления малыми  предприятиями…………………………………….5

1.2  Критерии и методы оценки  эффективности управления…………………………..9                               

1.3.  Пути повышения эффективности  управления……………………………………13

2. Анализ деятельности и  оценка  эффективности  управления  в  ООО «Вега»…….17

2.1.Организационно-правовая характеристика………………………………………...17

2.2. Анализ основных технико-экономических  показателей деятельности ООО  «Вега»…………………………………………………………………………………….19

2.3.  Оценка эффективности управления  в ООО «Вега»……………………………...23

Заключение……………………………………………………………………………….31

Глоссарий ……………………………………………………………………………......34

Список используемых источников…………………………………………………......36

Приложения........................................................................................................................38

 

 

 

 

Введение

Экономика нашей страны все в большей степени приобретает рыночный характер, при этом предприятия для оценки своей деятельности продолжают применять лишь стандартные методики финансового анализа, базирующиеся на расчете различных коэффициентов финансовой устойчивости, платежеспособности и так далее. Многие предприятия уже накопили ценный «багаж» информации о своей производственно-хозяйственной деятельности, однако, как пользоваться этой информацией при подготовке стратегических управленческих решений, руководители и менеджеры предприятия, как правило, не знают.

Актуальность темы исследования состоит в том, что эффективность управления определяется степенью взаимодействия сознательной управленческой деятельности с законами рыночной экономики. Перестройка управления экономикой путем перехода к новым формам хозяйствования предъявляет повышенные требования к профессиональному уровню менеджеров. На первое место выдвигается самостоятельность, инициатива, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску.

Основной целью работы является рассмотрение проблематики и методологии оценки качества и эффективности управления в организации, а также на этой основе определение основных путей развития личности в процессе трудовой деятельности на предприятии.

В соответствии с поставленной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

1)  Дать определение качеству управления и рассмотреть проблемы его анализа.

2) Проанализировать методику анализа  эффективности управления организации.

3)    Оценить критерии эффективности  организационных структур управления.

4) Рассмотреть влияние управленческих  решений на эффективность управления.

Объектом исследования является ООО «Вега».

Предметом является анализ управления в ООО «Вега».

Работа выполнена на базе информации, полученной из учебной и научной литературы отечественных и зарубежных авторов, а также из других источников: сети Internet, отечественных и зарубежных периодических изданий, средств массовой информации, бесед и опросов специалистов данного дела.

 

Основная часть

1Теоретические основы управления предприятиями

1.1 Сущность управления малыми  предприятиями

Управлять означает вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы. Специалисты считают, что не существует идеальной модели управления, поскольку каждая фирма уникальна. Фирмы находятся в процессе постоянного поиска своей модели управления. Это непрерывный процесс, так как меняется сама фирма и ее среда.

Современная система управления на малом предприятии должна быть простой и гибкой. Ее главным критерием должно быть обеспечение эффективности и конкурентоспособности работы предприятия. Это особенно важно для предприятий малого бизнеса, где без соблюдения этих условий трудно рассчитывать на успех.

Малый и средний бизнес, как таковой, существовал в нашей стране не всегда. Первые массовые, легальные виды его проявления приходятся на конец восьмидесятых годов, когда появляются кооперативы и молодежные центры. Но малое предпринимательство существовало значительно раньше, хотя его не принято было так называть. Самые распространенные примеры его проявления - это вещевые рынки, существовавшие практически во всех крупных городах. Определенная категория людей на торговых операциях обеспечивала свой доход, причем для многих эти заработки были основными. Государство пыталось бороться с этим. Все знают о проверках, штрафах и уголовных делах против спекулянтов. Но так как этот малый бизнес обеспечивал потребность людей в дефицитных товарах, которыми "советская система" не могла или не хотела обеспечить своих граждан в официальной торговле, государство, при всей его мощи и возможностях, в тот период, сохраняло этот вид малого бизнеса.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ) субъекты малого предпринимательства для получения соответствующего статуса обязаны пройти специальную государственную регистрацию в органах исполнительной власти, установленных законодательством.

Малый бизнес России постепенно, медленно и непросто, но развивается, набирает опыт и завоёвывает своё место в структуре экономики и является органической её часть.

На начало 1997 г. в России насчитывалось около 1 млн. малых предприятий, на которых работало более 8 млн. человек, а с учётом вторичной занятости общая численность работающих в малом бизнесе превышает 15 млн. человек.

Кроме малых предприятий в качестве субъектов права выступают такие виды предприятий, как государственные (в том числе федеральные казенные предприятия) и муниципальные предприятия, предприятия железнодорожного транспорта, субъекты естественных монополий. «В законодательстве встречаются такие термины, как «хозяйствующий субъект», «субъект предпрнимательской деятельности», «субъект инвестиционной деятельности», «экономический субъект». В то же время ГК РФ дает определение предприятия как имущественного комплекса (имущества), т.е. объекта права» .

Под малыми предприятиями в Федеральном законе понимаются те коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, ее субъектов, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, тоже не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период (в числе работающих по договорам гражданско-правовового характера и по совместительству, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений предприятия) не превышает следующих предельных уровней:

- в промышленности 100 человек;

- в строительстве 100 человек;

- на транспорте 100 человек;

- в сельском хозяйстве 60 человек;

- в научно-технической сфере 60 человек;

- в оптовой торговле 50 человек;

- в розничной торговле и бытовом  обслуживании населения 30 человек;

- в остальных отраслях и при  осуществлении других видов деятельности 50 человек .

Малое предприятие, учрежденное одним участником в форме общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью, не имеет такого учредительного документа, как учредительный договор. Только при наличии двух и более участников (до 50) заключение учредительного договора обязательно.

Таким образом, малое предприятие имеет свою структуру, определенный порядок управления, а в некоторых случаях коллектив работников, коллектив участников и коллектив вкладчиков, и это находит отражение в учредительных документах малого предприятия.

Наиболее часто встречающиеся организационно-правовые формы для малых предприятий России Общества или Товарищества с ограниченной ответственностью.

В этом случае общее (не функциональное) управление предприятием осуществляется учредителем, являющимся высшим органом предприятия юридического лица. (Вариант: на случай, когда учредителей несколько - высшим органом управления предприятием и юридического лица является общее собрание учредителей, принимающие решения единогласно. При несогласии одного из учредителей он вправе выйти из предприятия и получить свою долю в денежном выражении по окончании операционного года (возможны и другие варианты решения)).

Российский малый бизнес, действует в условиях неустойчивой среды. Добиться успеха здесь невозможно, если дожидаться изменений и затем на них реагировать. Руководители, менеджеры малого бизнеса должны действовать как предприниматели. Это означает, что предприимчивый менеджер активно ищет возможности, добивается изменений и совершенствования работы фирмы, не боится риска, связанного с организацией нового предприятия или разработкой новых идей, продукции, вида услуг.

В этих целях менеджер не только сам должен быть предпринимателем, но и стремиться культивировать дух предпринимательства на предприятии, в коллективе, создавая атмосферу подлинно творческой деятельности, давая простор для использования индивидуальных способностей каждого сотрудника.

Российский малый бизнес многообразен. Он различается по целому ряду факторов, и каждый из них в той или иной степени влияет на особенности управления конкретной фирмой. Среди таких факторов следует отметить размер предприятия, численность и состав работающих, форму собственности, отрасль деятельности, объем и ассортимент выпускаемой продукции или услуг, организационную структуру предприятия и др.

Наибольшее влияние на определение конкретной организации управления оказывает, прежде всего, размер предприятия, а точнее, численность персонала. В зависимости от численности работающих на предприятии имеет свою специфику и менеджмент.

В этой связи можно выделить три уровня управления:

1. Неорганизованное управление.

2. Организованное управление.

3. Научно обоснованное организованное  управление.

Первый низкий уровень технологии управления соответствует малым предприятиям с численностью работающих до 20 человек. В них отсутствует специальное управленческое подразделение, а само управление ведется на элементарном уровне и включает только ведение бухгалтерского учета, контроль за рентабельностью хозяйственной деятельности и руководство работой.

Второй средний уровень технологии управления соответствует предприятиям с численностью работающих от 21 до 80 человек. В них уже чаще имеется специальное управленческое подразделение способное, более или менее, организованно управлять хозяйством. Практикуется технология управления производством, сбытом, трудом, финансами.

В ходе оценки уровня финансовой устойчивости и платежеспособности следует рассчитать сумму излишка (недостатка) оборотных средств по сравнению с их нормальным уровнем, которая необходима для сохранения финансовой устойчивости при фактически сложившейся задолженности.

1.2.  Критерии и методы оценки эффективности управления

Исходя из определения эффективности управления как сопоставления потребленных ресурсов с полученными результатами, ее можно оценить путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но это упрощенная оценка эффективности управления,  которая не всегда корректна, так как:

1) результат управления не всегда заключается в прибыли;

2) такая оценка приводит к непосредственному и опосредованному результату, который скрывает роль управления в его достижении; прибыль часто возникает как опосредованный результат;

3) результат управления может быть не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим;

4) затраты на управление не всегда можно достаточно четко выделить.

5) Чтобы избежать неточностей в результатах оценки, часто эффективность менеджмента рассматривается в двух аспектах: как узкая эффективность и широкая эффективность.

Узкая эффективность оценивается сопоставлением затрат на то или иное управленческое мероприятие с изменением показателей действующей системы управления.

Для оценки узкой эффективности управления пригодны такие частные показатели, как изменение уровня технической вооруженности управленческого труда, изменение доли работников управления в общей численности промышленно-производственного персонала и некоторые другие.

Уровень технической вооруженности управленческого труда характеризуется стоимостью всех технических средств управления, приходящихся на одного административно-управленческого работника.

Информация о работе Специфика менеджмента предприятия малого бизнеса