Специфика менеджмента предприятия малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с поставленной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1) Дать определение качеству управления и рассмотреть проблемы его анализа.
2) Проанализировать методику анализа эффективности управления организации.
3) Оценить критерии эффективности организационных структур управления.
4) Рассмотреть влияние управленческих решений на эффективность управления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы управления предприятиями…………………………………5
1.1 Сущность управления малыми предприятиями…………………………………….5
1.2 Критерии и методы оценки эффективности управления…………………………..9
1.3. Пути повышения эффективности управления……………………………………13
2. Анализ деятельности и оценка эффективности управления в ООО «Вега»…….17
2.1.Организационно-правовая характеристика………………………………………...17
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности ООО «Вега»…………………………………………………………………………………….19
2.3. Оценка эффективности управления в ООО «Вега»……………………………...23
Заключение……………………………………………………………………………….31
Глоссарий ……………………………………………………………………………......34
Список используемых источников……………………………

Файлы: 1 файл

Левашова Менеджмент.doc

— 271.50 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что данный показатель на многих предприятиях является еще очень невысоким. Он в десятки раз ниже уровня технической вооруженности труда рабочих. В то же время по подсчетам зарубежных специалистов, средства, затрачиваемые на механизацию и автоматизацию управленческого труда, окупаются в 3-4 раза быстрее, чем затраты на новое производственное оборудование.

Однако показатели узкой эффективности управления также непосредственно не отражают самой его эффективности.

Широкая эффективность управления устанавливается сопоставлением затрат на управление с общими показателями деятельности предприятия в целом. Одним из показателей этой эффективности может служить следующее отношение:

ЭУ = ЗУ  * 100 / ФОС + ФОБ,(1.2.1)

где ЭУ – эффективность системы управления,

ЗУ – годовые затраты на управление,

ФОС – среднегодовая стоимость основных производственных фондов,

ФОБ – среднегодовая сумма оборотных средств.

Для повышения «чувствительности» показателя эффективности его целесообразно определять также в сопоставлении с уровнем производительности труда, то есть с отражением влияния на него как овеществленного, так и живого труда, по формуле:

Э'У = (ЗУ * 100 / ФОС + ФОБ) / (ВП/РПП),  

где ВП – выпуск валовой продукции за год,

РПП – среднегодовая численность промышленно-производственного персонала.

Чем ниже величины ЭУ и Э'У, тем выше эффективность управления. Однако этот показатель сам по себе еще не дает конкретной характеристики эффективности менеджмента. Картина становится более ясной, если его сопоставить с аналогичным показателем других, особенно передовых предприятий, а также представить его по предприятию в динамике за ряд лет. Если динамика отражает последовательное снижение величин ЭУ и Э'У, то можно говорить о повышении эффективности управления.

В установлении эффективности управления предприятием существенное значение имеет правильное определение состава затрат на управление (величины ЗУ). В эти затраты входят:

-основная и дополнительная заработная  плата аппарата управления предприятием  и его подразделениями с начислениями;

-амортизация основных фондов управления (зданий и помещений, технических средств управления (компьютеров, средств связи, оргтехники и хозяйственного инвентаря);

-затраты всех видов энергии  на освещение, отопление и вентиляцию  помещений управления;

-затраты на различные вспомогательные материалы (канцелярские принадлежности, бумагу и т.д.);

-затраты на текущий ремонт  административных помещений (офисов) и др.

Применительно к перечисленным элементам определяется структура затрат на управление и ее динамика.

Важными показателями при оценке эффективности управления являются прибыль и рентабельность, которые наиболее полно характеризуют конечные результаты деятельности предприятия, а значит, и эффективности управления. При этом следует исключить влияние на прибыль факторов, не связанных с деятельностью данного хозяйственного звена. Формула расчета эффективности управления  с учетом прибыли может быть представлена следующим образом:

ЭУ = ПБ / РУ,  (1.2.3)

а показатель ее роста – индекс:

IЭ= (ПБ / РУ) / (ПБО / РУО),(1.2.4)

где ПБ и ПБО – балансовая прибыль предприятия (без учета уплаты налогов и других платежей в бюджет) за текущий и предыдущий год,

РУ,РУО – среднегодовая численность управленческого персонала в текущем и предыдущем году.

Чем выше в этих формулах величины ЭУ и IЭ, тем более эффективно управление.

При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей.

Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность).

Количественные показатели деятельности системы управления включают: комплекс трудовых показателей – экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления) и др.; финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.); показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур).

Особо важное значение имеют показатели социальной эффективности управления (качественные): повышение научно-технического уровня управления; уровень интеграции процессов управления; повышение квалификации менеджеров; повышение уровня обоснованности принимаемых решений; формирование организационной культуры; управляемость системы; удовлетворенность трудом; завоевание общественного доверия; усиление социальной ответственности организации; экологические последствия.

То есть результативность данных показателей может быть охарактеризована облегчением и улучшением условий труда, улучшением психологической обстановки в коллективе, установлением нормальных взаимоотношений руководителей и исполнителей и т.д.

Свести эти показатели к единой величине практически невозможно. Ценность же такой эффективности бесспорна.

Если в результате рационализации управления удается достичь высокого уровня указанных выше показателей, то происходит положительный сдвиг в организации системы управления и достигается экономический эффект.

Таким образом, в обобщенном виде можно выделить следующие критерии эффективности управления:

-Действенность – степень достижения  целей организации.

-Экономичность – соотношение  необходимого и фактического  расхода ресурсов.

-Качество – соответствие характеристик продукции (услуг) стандартам и требованиям потребителей.

-Прибыльность – соотношение  между доходами и суммарными  издержками.

-Продуктивность – соотношение  объема продукции (услуг) за определенный  период в натуральных, стоимостных и других показателях и затрат ресурсов, соответствующих данному объему продукции (ресурсов: трудовых, материальных, финансовых и др.).

-Качество трудовой жизни –  условия труда работников

-Инновационная активность –  внедрение новшеств в различных  функциональных областях деятельности организации.

Каждому варианту системы управления соответствует определенное значение критерия эффективности, и задача управления состоит в том, чтобы найти такой вариант управления, при котором соответствующий критерий принимает наивыгоднейшее значение.

1.3.  Пути повышения эффективности  управления

Повышение эффективности управления является необходимой составляющей успешной деятельности любого предприятия.

В настоящее время существует множество способов повышения эффективности управления, каждый из которых направлен или на самого руководителя, его личные и профессиональные качества, или на какой-либо элемент управленческой деятельности.

Рассмотрим наиболее общие пути повышения эффективности управления:

-Совершенствование структуры управления, максимальное ее упрощение, децентрализация большинства функций, определение полномочий руководства с учетом квалификаций и личных качеств.

-Выработка стратегии развития  организации на основе анализа  ее сильных и слабых сторон, разработка философии и политики организации, охватывающей все ее функциональные области.

-Разработка информационной системы  организации, обеспечивающей эффективную  коммуникационную связь между  сотрудниками и подразделениями.

-Разработка системы принятия  решений, правил и процедур управления, системы стимулирования.

-Система постоянного повышения  квалификации работников на основе  обучения, переподготовки, развития  инициативы, творчества.

-Разработка системы подбора, обучения, оценки и перемещения руководящих  кадров, планирование карьеры руководителей, применение стиля руководства, адекватного внутренним и внешним факторам, воздействующим на организацию.

-Применение наиболее эффективных  методов подбора персонала, его  оценки, формирование работоспособного, совместимого состава работников, создание максимально благоприятного социально-психологического климата.

-Работа по созданию культуры  организации, выработке совместных  ценностей, признаваемых и одобряемых  сотрудниками.

В современных рыночных условиях для эффективности управленческого процесса необходимо, чтобы любой менеджер не только имел глубокие и разносторонние знания, но и отличался оперативностью и деловитостью, обладал чувством нового, постоянно проявлял инициативу.

На развитие эффективности трудовой деятельности работника, в том числе и в сфере управления, можно воздействовать важным стимулом квалификационного роста руководящего работника и развития его инициативы является систематическое продвижение по службе. Менеджер должен твердо знать, что вопрос о его продвижении подлежит обязательному периодическому рассмотрению. Однако это продвижение будет зависеть во многом от того, как он повышает деловую квалификацию, насколько активен в работе.

Одним из наиболее действенных путей повышения эффективности управления является мотивация.

Мотивация – стимулирование к деятельности, процесс побуждения себя и других к работе, воздействие на поведение человека для достижения личных, коллективных и общественных целей.

Существует определенная система мотивов к труду. В нее входят мотивы: содержательности труда, его общественной полезности; статусные, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности; получения материальных благ; ориентированные на определенную интенсивность работы.

Одной из основных задач менеджера для повышения эффективности управления является определение мотивов деятельности каждого сотрудника и согласование этих мотивов с целями предприятия.

Важную роль в обеспечении эффективного управления играет делегирование, которое означает поручение выполнения определенных задач подчиненным. Преимуществами делегирования являются:

-высвобождение руководителя для  выполнения наиболее важных работ;

-расширение объема выполняемых  организацией заданий;

-развитие у подчиненных инициативности, умения и навыков, профессиональной компетенции;

-расширение уровня принятия  решений.

Эффективность или неэффективность управления в значительной степени определяется организационной структурой менеджмента на предприятии. От правильного выбора организационной структуры зависят быстрота и экономичность принятия решений, результативность выполнения поставленных руководством задач, а, следовательно, и общая эффективность менеджмента на предприятии.

Для повышения эффективности управления предприятию можно внести какие-либо изменения в уже существующую структуру управления или полностью изменить ее.

Организационная структура формируется, как правило, с учетом специфики и масштабов деятельности предприятия, количества рынков сбыта, размера управленческого штата и т.д. Процесс деления организации на отдельные блоки, связанные с организационным выделением и обособлением групп сложных работ называют департаментизацией.

В настоящее время существуют следующие виды организационных структур управления:

1. Линейная департаментизация – характеризуется простотой, одномерностью связей (только вертикальные связи) и возможностью самоуправления; эффективна при выполнении организацией однотипных работ без дифференциации специалистов (например, в низовых производственных звеньях, семейном и малом бизнесе и т.д.).

2. Функциональная департаментизация  – процесс деления организации  на отдельные элементы, каждый  из которых имеет свою четко  определенную задачу и обязанности. Целесообразно использовать в  организациях, выпускающих ограниченную  номенклатуру продукции, действующих в стабильных внешних условиях.

3. Департаментизация по продукту (продуктовая) – выделяются блоки, связанные с производством и  реализацией какого-либо продукта.

4. Традиционная департаментизация  основана на комбинации линейной и функциональной департаментизации. Основой этой структуры являются линейные подразделения, осуществляющие в организации основную работу и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения.

5. Девизиональная организация –  сочетание централизованного планирования наверху и децентрализованной деятельности производственных отделений; эффективна в условиях много продуктового производства или многонациональных компаниях с большой территориальной разобщенностью.

Информация о работе Специфика менеджмента предприятия малого бизнеса