Анализ ассортимента и качества шампуней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 19:50, дипломная работа

Описание работы

Анализ современного рынка шампуней.
факторы формирующие качества шампуней.
факторы формирующие ассортимент шампуней.
Потребительские свойства

Файлы: 1 файл

диплом 2014.docx

— 116.74 Кб (Скачать файл)

Наиболее часто используемыми консервантами являются: производные бензойной кислоты; различные парабены; Катон CG – метилхлороизотиазолинон (и) метилизотиазо-линон; Гермаль 115 – имидазолидинил мочевины; йрмабен 2 – пропиленгликоль, метилпарабен, пропилпарабен; Гермаль 2 – диазолидинил мочевины; Фенохем – фе-ноксиэтанол, метилпарабен, этилпарабен, пропилпарабен, бутилпарабен; Nipaguard DMDMH (нипагард ДМДМН) – диметил демитилол гидантоин бронопол и др.

В Великобритании, например, в качестве консерванта нередко используют «бронопол» (2-бром-2-нитро – 1,3 – пропандиол) и соединения ртути в количествеменее 0,01%.

Загустители (регуляторы вязкости). Их добавляют в шампуни для придания нужной консистенции – как правило, повышения вязкости. В то же время, известно, что при правильном подборе комбинации ПАВ можно получить необходимую вязкость при меньшем содержании загустителей. В качестве загустителей используются полимеры: поливинилпирролидон, структурированные сополимеры акрилатов и т.д. Роль загустителей могут выполнять модифицированные глицериловые эфиры жирных кислот, производные полисахаридов растительного происхождения, а также некоторые катионные полимеры. Часто, для шампуней на основе лаурилсульфата натрия в качестве загустителя применяют NaCl. Однако, NaCI может понижать адсорбцию катионного полимера на волосах и тем самым препятствовать проявлению кондиционирующего эффекта. Для кремообразных шампуней очень хорошими загустителями являются стеарат натрия и амиды стеариновой кислоты.

Солюбилизаторы. Это специальные вещества, в присутствии которых повышается растворимость труднорастворимых ингредиентов (отдушек, консервантов, бактериостатических добавок). Они хорошо растворяются в воде, могут растворяться в жирах, маслах и некоторых органических растворителях. Часто используют для растворения отдушки. Некоторые биодобавки перед введением в шампунь также растворяют в солюбилизаторах, например, масло жожоба, зародышей пшеницы, жирорастворимые витамины. В качестве солюбилизаторов обычно используют этиловый спирт, глицерин, пропиленгликоль, моноэтиловый эфир диэтиленгликоля.

Регуляторы рН. Для коррекции водородного показателя добавляют мягкие кислоты (лимонную, молочную, ортофосфорную) или щелочи (гидроокись натрия, моно- или триэтаноламин). рН шампуня должен быть таким, чтобы обеспечивать эффективность всех компонентов, входящих в его состав. Регуляция уровеня рН важна с точки зрения снижения возможности раздражения кожи при использовании шампуней.

Опалесцирующие добавки и замутнители. Опалесцирующие добавки используются для придания опалесценции («перламутровости») прозрачным шампуням. Обычно они представляют собой воскообразные продукты, мало растворимые, но легко диспергирующиеся в шампунях. При их подборе основное внимание обращается на то, чтобы их применение не ухудшало других важных свойств шампуня, в частности пенообразования.

Замутнители позволяют придать шампуням однородно замутненный внешний вид. Замутнители маскируют визуальные неоднородности продукта, позволяя, практически не меняя рецептуру, придать продукту новые потребительские свойства. Замутнители совместимы с анионными и неионогенными типами ПАВ. Разработаны замутнители для кондиционеров, содержащих катионные ПАВ. Они представляют собой водные дисперсии полимеров, легко смешиваются с водой и экономичны в использовании. В отличие от опалесцирующих и перламутровых добавок, замутненные косметические изделия не похожи на традиционные моющие средства, а напоминают крем, лосьон или косметическое молочко, питающее и смягчающее кожу. Это соответствует мировым тенденциям в производстве косметических изделий. В последние годы покупатели в Европе и Америке отдают предпочтение кремообразным моющим композициям.

Красители. Красители вводят с целью создания законченного «образа продукта» или для маскировки нежелательных оттенков. Красители дложны быть безопасны для потребителей, поэтому для косметических изделий используют вещества, разрешенные директивой ЕЭС. Кроме того, они должны быть светоустойчивыми и не должны взаимодействовать с компонентами шампуня и упаковкой.

Отдушки. Известно, что удачно подобранная отдушка в немалой степени обеспечивает успех шампуню. Однако отдушка не только «украшает» продукт, создавая его неповторимый образ, но и нивелирует запах сырья. Отдушка должна быть совместима с ПАВ и другими активными веществами, входящими в состав шампуня. В последнее время разработана технология инкапсуляции отдушек. Инкапсулирование дает возможность сохранить отдушку от воздействия воды, кислорода, активных ингредиентов, входящих в косметическое изделие. Оценка стойкости отдушки проводится в той упаковке в которой шампунь будет выпускаться, путем длительной выдержки (1–2 года) при комнатной температуре. Проверка экспресс-методом осуществляется в условиях климатической камеры до 3-х месяцев.

Важно отметить, что наряду с консервантами и красителями, отдушки могут быть наиболее частой причиной сенсибилизирующего действия шампуней и возникновения контактных дерматитов.

Вода в шампуне может достигать 80% и более, поэтому качество воды имеет большое значение при производстве шампуней. Прежде всего, вода должна быть микробиологически чистой, в противном случае она станет источником загрязнения продукта. Необходимо, чтобы в ней отсутствовали соли железа и жесткости (кальция, магния). Соли жесткости уменьшают пенообразование в шампуне, железо может разрушать активную добавку и изменять цвет. Для связывания солей жесткости в шампуни добавляют хелатные соединения, например Трилон Б. Содержание тяжелых металлов в воде не должно превышать допустимые нормы. При производстве шампуней, обязательно проведение специальной водоподготовки с целью получения умягченной, микробиологически чистой воды.

 

 

 

 

1.3. Факторы, сохраняющие качество

Упаковка – средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту товара от повреждений и потерь, а окружающую среду – от загрязнения.

Основное назначение упаковки – защита упакованных товаров от неблагоприятных внешних условий, а также предупреждение попадания частиц товаров или отдельных экземпляров в окружающую среду, что уменьшает количественные потери самих товаров, а также загрязнение окружающей среды.

Вспомогательная функция упаковки – носитель маркировки или красочного оформления товара; в этом качестве она способствует созданию потребительских предпочтений и представляет наибольший интерес для маркетологов.

Упаковка шампуней осуществляется в соответствии с ГОСТ 27429 и ГОСТ 28303.

Шампуни необходимо хранить в закрытом, сухом и вентилируемом помещении при температуре от 0 °С до +25 °С на расстоянии, не менее 1 м от нагревательных приборов. Шампуни не должен подвергаться непосредственному воздействию солнечного света.

Гарантийный срок хранения устанавливается производителем и в среднем составляет 24 месяца с даты изготовления.

 

 

 

 

 

 

 

1.3. факторы формирующие ассортимент шампней

 Классификация  шампуней

Общепринятой классификации шампуней на сегодняшний день нет, поэтому приведем несколько наиболее употребимых.

табл. 4 классификация шампуней

По типу волос

Для сухих, жирных, нормальных, смешанных, поврежденные, окрашенные, ослабленных, тонких, толстых и т.д.

По половому и возрастному признаку

мужские, детские, женские, семейные

 По внешнему виду

жидкие, кремообразные, желеобразные, сухие

Лечебные

против выпадения волос, против себореи, перхоти, для аллергиков и пр

По глубине очищения

мягкие для ежедневного применения, для глубокой очистки.  

По оказываемому дополнительному эффекту

кондиционирующие, красящие, защитные (в том числе солнцезащитные), восстанавливающие, увлажняющие, пилинговые

Оттеночные (подкрашивающие) шампуни

 

ароматерапевтические шампуни

антиоксидантного, стимулирующего, усиливающего местное кровообращение, антиперхотной активности, противовоспалительного и пр.


 

 

1. По типу волос, для  которых предназначены шампуни: для сухих,жирных, нормальных, смешанных (жирные корни / сухие кончики), поврежденных, окрашенных, ослабленных, тонких, толстых и пр.

На первый взгляд, самыми распространенными должны быть шампуни для нормальных волос. На практике же, нормальные волосы встречаются довольно редко – ведь любая особенность волос делает их отличными от нормальных и требует дополнительного ухода. Сухие волосы требуют кроме мягкой моющей субстанции наличия увлажняющих добавок, таких как масла, растительные экстракты, солнцезащитные факторы, провитамин В5 и пр. Шампуни для жирных волос тоже не должны содержать жесткой моющей субстанции, т. к. постоянное обезжиривание в конце концов вызывает усиление работы сальных желез. Такие шампуни содержат добавки, уменьшающие выработку сала, например, за счет сужения протоков сальных желез. Подобным действием обладают препараты серы, экстракт какао-бобов, крапивы, репейника и других. Шампуни для поврежденных волос содержат в обязательном порядке кондиционирующие составляющие, осуществляющие транспорт биодобавки к поврежденному участку и фиксацию ее на волосе. Из биодобавок наиболее эффективны – протеины и их производные (кератин), церамиды.

2. По половому и возрастному  признаку (довольно редкое деление): мужские, детские, женские, семейные. Особенностью  детских шампуней является максимально  мягкая моющая субстанция, почти  полное отсутствие красителей и консервантов, слишком активных биодобавок и не обладать резким запахом. Он должен быть гипоаллергенным и не вызывать раздражения кожи головы и слизистой оболочки глаз.

3. По внешнему виду: жидкие, кремообразные, желеобразные, сухие (применяемые как с разведением, так без него), в аэрозольной упаковке.

4. Лечебные – против  выпадения волос, против себореи, перхоти, для аллергиков и пр. (по приблизительным оценкам на  долю этих шампуней приходится  около 23% рынка).

5. По глубине очищения  – мягкие для ежедневного применения, для глубокой очистки.

6. По оказываемому дополнительному  эффекту: кондиционирующие, красящие, защитные (в том числе солнцезащитные), восстанавливающие, увлажняющие, пилинговые. Солнцезащитные в свою очередь можно выделить в отдельную группу, куда также войдут и шампуни для посещающих бассейн (с добавлением, например, касторового масла для защиты от хлорки) – нередко такие шампуни содержат защитные пленкообразующие компоненты.

7. Оттеночные (подкрашивающие) шампуни.

8. В последнее время  довольно широкое распространение  получили ароматерапевтические шампуни. Такие шампуни содержат натуральные эфирные масла или специальные парфюмерные композиции на основе эфирных масел; всё это позволяет достичь следующих эффектов – антиоксидантного, стимулирующего, усиливающего местное кровообращение, антиперхотной активности, противовоспалительного и пр.

Условность вышеприведенных классификаций объясняется тем, что любой современный шампунь сочетает в себе признаки различных групп.

 

 

1.4. Потребительские свойства шампуней

Требования, предъявляемые к шампуням можно условно разделить на две группы: для шампуней, используемых в быту и для профессиональных линий.

Требования к «бытовым» шампуням. Они должны иметь хорошую очищающую способность, давать обильную пышную устойчивую пену в воде любой жесткости, хорошо распределяться по волосам и при этом легко смываться, обязательно быть мягким по отношению к коже головы и слизистой оболочке глаз (главный принцип любой косметики класса mass-market – это «не навреди»), в определенной степени обеспечивать кондиционирующий эффект, придавать волосам блеск и то, что в рекламах называют «здоровый вид», иметь приятный цвет и запах отдушки, иметь рН близкий к 5,5.

Особенностью же любой профессиональной серии препаратов является более точечное воздействие и более интенсивный уход. Поскольку это так, то цена ошибки велика и, следовательно, подбор такой серии должен осуществлять специалист. К сожалению, в последнее время наблюдается тенденция продаж профессиональный серий препаратов через аптечные сети, крупные универмаги и даже рынки, что мне представляется не вполне верным. Кроме того, профессиональные серии препаратов даже по уходу решают конкретную проблему быстро и эффективно, поскольку являются более концентрированными и оказывают более глубокое воздействие. А этот фактор тем более требует предварительной консультации со специалистом, прежде чем потребитель начнет использовать препараты из профессиональной серии.

 

Остановимся подробнее на каждом из вышеперечисленных требований:

– моющее действие шампуней, как известно, связано с наличием в рецептуре шампуня поверхностно-активных веществ (ПАВ), речь о которых пойдет ниже;

– в понимании потребителя чистота и здоровье волос напрямую связаны с их блеском (в физическом смысле блеск – это отражение света от поверхности волоса, а гладкая поверхность лучше отражает свет). Одними из наиболее эффективных компонентов шампуней, придающих волосам блеск, являются силиконовые полимеры, такие, как диметикон, фенилтриметикон. – у потребительских шампуней пена должна быть обильной, пышной, мелкодисперсной, легко смываемой, кремообразной, приятной на ощупь, обладать структурной прочностью, чтобы самопроизвольно не сползать на глаза. Кремообразный вид пене придают белковые гидролизаты и продукты их конденсации, оксиэтилированное касторовое масло, различные эфиры жирных кислот и глицерина. Шампуни для чувствительной кожи головы и многие профессиональные средства каждодневного использования дают минимум пены или вовсе являются беспенными;

Информация о работе Анализ ассортимента и качества шампуней