Аркадий Моисеевич Рохлин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 01:14, доклад

Описание работы

Аркадий Моисеевич Рохлин родился в 1922 году в Минске, с 1923 года живет в Москве. С 1947 года более четверти века сотрудничал на Центральном телевидении в качестве автора-сценариста. Написал несколько сот сценариев телепередач, телефильмов, а также пьесы. Автор десятков статей по вопросам истории телевидения, опубликованных в журналах «Телевидение и радиовещание», «Радио», «Журналист» и др. В соавторстве с В. Шастиным издал в 1962 году книгу «Телевидение как искусство». В основу данной работы положены лекции по истории создания техники телевидения, прочитанные автором в Московском университете рабкоров им. М.И. Ульяновой в 70-е годы.

Файлы: 1 файл

Чернова. 5 курс в.о. Доклад по Рохлину.docx

— 70.10 Кб (Скачать файл)

Аркадий Моисеевич Рохлин родился в 1922 году в Минске, с 1923 года живет в Москве.

С 1947 года более четверти века сотрудничал на Центральном  телевидении в качестве автора-сценариста. Написал несколько сот сценариев  телепередач, телефильмов, а также  пьесы. Автор десятков статей по вопросам истории телевидения, опубликованных в журналах «Телевидение и радиовещание», «Радио», «Журналист» и др. В соавторстве  с В. Шастиным издал в 1962 году книгу «Телевидение как искусство».

В основу данной работы положены лекции по истории создания техники  телевидения, прочитанные автором  в Московском университете рабкоров им. М.И. Ульяновой в 70-е годы.

Мысль о возможности передачи изображения на расстояние была подсказана людям самой природой, такими поражавшими  воображение оптическими явлениями, как отражение предметов в  воде, миражи в пустынях, способность  человеческой памяти мысленно воскрешать образы отсутствующих лиц, происшедших  событий...

Определенную лепту в  распространение идей дальновидения  внесли и служители различных  культов и религий.

Но главными пропагандистами  идеи передачи изображения на расстояние были, конечно, литераторы. Предыстория  создания телевизионной техники  служит прекрасным примером того, как  самые серьезные научные идеи вначале осмысливаются художественными  средствами – фольклорными или литературными  – и только затем становятся предметом  исследования науки.

Оперируя только этими произведениями, расположив их в хронологическом порядке, я обнаружил любопытную закономерность: чем глубже и быстрее идет процесс научного и технического развития, тем стремительнее и дальше уходят писатели от реальных возможностей своего времени.

Так, в начале списка шли  литераторы, которые занимались главным  образом обработкой и пересказом народных легенд и сказок. Помните  у Пушкина (1834 г.): «Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи?». Авторы этих произведений не настаивали на том, чтобы мы с вами верили в возможность  подобных чудес.

Или возьмите «Аэлиту» А.Н. Толстого (1922 г.). Там дано довольно подробное  описание «туманного зеркала», то есть телевизионного устройства. Его передающая часть представляла собой «бледно-зеленый  шарик величиной с небольшое  яблоко». Такая компактность позволяла  жителям Тумы не только смотреть заранее подготовленные для них программы, но и включаться в любую передачу, вести наблюдения за любым событием, которое происходило в этой стране, без контроля и вмешательства со стороны сотрудников телецентра. Ведь такое «яблоко» нетрудно было установить в любом месте, в любом помещении.

Ученые и инженеры еще  не успели переварить фантастические идеи конца XIX – начала XX веков, а в литературу уже пришли новые поколения авторов, которые сделали еще более решительный и смелый шаг вперед. Эти писатели (Александр Беляев, Бернард Шоу, Рей Брэдбери, Илья Варшавский и другие) пишут уже о том, что оптическое изображение можно будет превращать в биотоки и таким образом приемником телевизионных сигналов станет сам зритель.

Приведенные примеры убедительно  свидетельствуют о том, что идеи, рожденные воображением людей далеких  от науки, и в наши дни представляют определенный интерес. Тысячи лет шел процесс накопления идей, изобретений, научных открытий, положенных затем в основу устройств, способных передавать движущееся изображение на расстояние.

А началось все с появления  камеры-обскуры. Это был самый  древний прибор, с помощью которого удавалось проецировать изображение  на плоскость.

Если камера-обскура древнейший оптический прибор, то что подразумевается под словом «древнейший»? В разных источниках указываются даты, отличающиеся друг от друга на тысячи лет.

Соколов обнаружил упоминание о  камере-обскуре даже в Библии. В  пятой главе «Книги пророка Даниила» рассказывается, как во время пира, который устроил вавилонский  царь Валтасар, на стенах его дворца возникли слова «мене-мене-текел-упарсин» (исчислено-взвешено-разделено). И если это не выдумка, комментирует автор, то это могло быть показано только с помощью проекционного аппарата.

Однако при раскопках  древнего римского города Геркуланума, разрушенного во время извержения Везувия  в I веке нашей эры, была найдена модель камеры-обскуры. Это была уже не легенда, а нечто более существенное.

Почему я так детально останавливаюсь на этом факте? Да потому, что для телевидения появление  камеры-обскуры имеет такое же значение, как изобретение колеса для автомобиля, и для нас с  вами вся эта история с храмом Абу-Симбела не просто занимательная легенда, а событие, с которого, видимо, и начинается процесс накопления научных идей и открытий, впоследствии подготовивших основу создания телевизионной техники.

Следующий принципиальный шаг  этого процесса – изобретение  «волшебного фонаря». Для этого  человечество должно было решить две  технические задачи: во-первых, разработать  способ изготовления увеличительных стекол, а во-вторых, соединить с ними камеру-обскуру.

В ХШ веке нашей эры была воссоздана технология изготовления увеличительных стекол.

Их появление связано  с именем английского философа, естествоиспытателя, монаха Роджера Бэкона (1214(?) – 1294 гг.). Судя по документам, именно он был создателем первых очков, именно он разработал технологию изготовления простейших линз.

Производство линз более  высокого качества было освоено много  лет спустя – в XVII веке.

Почему так медленно, с  таким мучительным трудом тянется  решение этой инженерной задачи? Дело здесь не только в чисто технических  сложностях. На пути к созданию совершенных  оптических приборов стояли многочисленные социальные барьеры, всевозможные религиозные  предрассудки.

Думается, что все это  во многом и объясняет, почему такие  большие интервалы отделяют одно изобретение от другого.

В XIX веке будущие создатели телевизионной техники имели уже вполне надежное средство для получения оптического изображения. Сравнивая этот первый этап работы всякого передающего телевизионного устройства с процессом фотографирования, можно легко убедиться, что они мало чем отличались друг от друга: та же оптика, та же примерно осветительная аппаратура. Разница только в том, что при фотографировании полученное оптическое изображение проецируется на пластинку или пленку, а в телевидении – на фоточувствительную мишень (фотоэлемент).

Далее во всех передающих телевизионных  камерах начинался второй этап работы – преобразование оптического изображения  в электрическое.

Сейчас трудно точно установить, когда впервые люди обратили внимание на одно чрезвычайно странное явление: в облачную безлунную ночь все  окружающие предметы словно куда-то исчезали.

И невольно возникали вопросы: что значит «видеть»? И если все, что мы видим, есть лишь отраженный свет, то что такое «свет»?

В 70-е годы прошлого столетия английский физик Джеймс Максвелл, основываясь на учении своего соотечественника Майкла Фарадея об электромагнитных процессах, создал динамическую теорию электромагнитного поля, вывел свои знаменитые уравнения, которые теоретически доказывали возможность существования  электромагнитных волн в пространстве.

Для истории телевизионной  техники это открытие является одной  из основополагающих идей, непосредственно  предшествующих созданию устройств  дальновидения. Но значение этих работ  выходит далеко за пределы интересов  телевидения.

Уже в конце 80-х годов  XIX века выдающийся немецкий физик Генрих Герц подтвердил расчеты английского ученого и экспериментально доказал существование электромагнитных волн в природе, показал их способность отражаться и преломляться аналогично световым волнам.

И, наконец, третий этап работы любой передающей телекамеры – считывание (сканирование) электрического изображения, элемент за элементом, строка за строкой, а затем передача полученных видеосигналов  в приемные устройства.

Только представьте себе, насколько затянулись бы сроки создания телевизионной техники, если научный  поиск для всех этих задач велся  бы не параллельно, а последовательно! Но, к счастью, еще с глубокой древности  исследователи начали размышлять о  проблемах, без решения которых  невозможно было бы подойти к считыванию изображения.

Открытие Да Винчи стробоскопического эффекта не только помогло разработать метод воссоздания движения на экране, но и подсказало будущим создателям телевизионной техники очень важную идею: для передачи каждого кадра в их распоряжении имеется довольно много времени – порядка 100 миллисекунд (около одной десятой секунды). Оставалось только придумать – как использовать этот дар природы.

Вот мы и подошли к основной идее, которая помогла, наконец, решить задачу считывания изображения.

Итак, к концу прошлого столетия логика развития мировой науки  подошла к такому рубежу, накопила такое количество знаний, что уже  можно было ставить вопрос о переходе к следующему этапу — к инженерному  решению задачи, к созданию конкретных проектов устройств для передачи движущегося изображения на расстояние. Но этот этап связан с другими проблемами.

Во-первых, в 70-80-е годы XIX века, когда делались первые попытки создать такие устройства, процесс предварительного накопления идей и изобретений, необходимых для создания телевизионной техники, еще не был завершен. К тому времени еще не были открыты основные фотоэлектрические законы.

Но кроме этого существовала вторая причина (куда более серьезная), мешавшая становлению великого изобретения, – несоответствие технических задач  важнейшим материальным и духовным возможностям и потребностям общества на том этапе его развития.

Первые проекты устройств для передачи изображения на расстояние стали создаваться, когда еще не существовало электростанций, а улицы городов освещались газовыми или керосиновыми фонарями. В числе этих предтечий современного телевидения был и Порфирий Иванович Бахметьев. Вклад П.И. Бахметьева в мировую науку настолько значителен, что рано или поздно, я убежден в этом, о нем будут написаны десятки статей, исследований, романов. Но для нас важна только одна работа ученого – проект «телефотограф».

С чего начинается история  создания «телефотографа»? К сожалению, Порфирий Иванович не заботился о сохранении каких-либо материалов, связанных с этим изобретением. Не сохранился даже текст реферата, в котором ученый впервые изложил его суть. Только через несколько лет что-то заставило Бахметьева снова вернуться к этой теме и написать статью о своем юношеском увлечении (Бахметьев П.И. Новый телефотограф //Электричество, 1885, № 1, с. 2-7).

Механизм действия фотофона (иногда его еще называют светофоном, или оптическим телефоном) представлял из себя ряд последовательных преобразований. Вначале в передающей станции звуковые колебания с помощью «вибрационной пластины говорного аппарата» модулировали яркость светового пучка, идущего от дуговой электрической лампочки. Этот пучок проходил через специальное оптическое устройство, которое посылало его остронаправленно в приемную часть фотофона. Здесь световой поток (быстро меняющаяся яркость освещения), проходя через селеновый столбик, преобразовывался в электрические сигналы, которые меняли силу тока в цепи, а это, в свою очередь, приводило к изменению намагничивания железных стержней, далее под воздействием магнитов начинала колебаться мембрана слухового аппарата и таким образом электрические сигналы снова преобразовывались в звуковые колебания – в человеческую речь.

Прошло более ста лет  со времени появления проекта  «телефотографа». Обычно за такой срок уже складывается какое-то общее представление о масштабе и значении того или иного изобретения или научного открытия. Но в нашей истории дистанция времени почему-то не сработала. До сих пор можно встретиться с диаметрально противоположными представлениями о месте «телефотографа» в процессе создания телевизионной техники – от провозглашения П.И. Бахметьева родоначальником дальновидения до полного отрицания его заслуг.

Впрочем, разночтения подобного  рода вполне объяснимы. Пионеры дальновидения  не оставили после себя каких-либо патентных  заявок, они публиковали описания своих проектов (если им удавалось  это сделать) с большим опозданием и, как правило, помещали их в таких  изданиях, которые даже в своих  странах давно стали библиографической  редкостью.

Вот почему не только многие историки телевидения, но и сами изобретатели подчас не имели ни малейшего представления  о работах своих предшественников.

Известный психолог М.Г. Ярошевский называет это явление «феноменом одновременного появления родственных идей, повторных открытий и изобретений». Он утверждает, что существование этого феномена «свидетельствует о подчиненности этих повторных открытий и изобретений определенной социально-исторической закономерности, об их включенности в причинный ряд, независимый от индивидуального своеобразия творчества» (Ярошевский М.Г. Наука как предмет психологических исследований. Наука, 1971, с.8, 9).

Все это убеждает нас в  том, что различные подходы к  вопросам приоритета той или иной страны, того или иного изобретателя вполне объяснимы, и потребуется  еще немало времени и доброй воли, чтобы окончательно разобраться  в этом процессе.

Что натолкнуло пионеров дальновидения  на мысль заняться изобретением устройств для передачи движущегося изображения на расстояние? В этом отношении они были единодушны.

«С начала нынешнего столетия – писал, например, П.И. Бахметьев, –  человек сделал большие успехи в  борьбе со злейшими врагами – «временем» и «пространством». Были придуманы  железные дороги, телеграфы, фотофоны и уже существуют серьезные попытки воспользоваться воздушными шарами. И вот новый шаг в этом направлении – «телефотограф»!» (Бахметьев П.И. Новый телефотограф //Электричество, 1885, № 1, с. 2). Другими словами, но примерно то же самое говорил и создатель проекта «электрического телескопа» А. ди Пайва.

А начиналось все с телеграфа. Еще далеко не был завершен процесс становления телеграфной техники, когда в мире появляются уже первые проекты электрохимических «фототелеграфов» – шотландца А.Бена (1842 г.), англичанина Ф. Бекуэлла (1848 г.), русского изобретателя Б.С. Якоби (1851 г.), итальянского аббата Дж. Казелли (1856 г.) и др.

Информация о работе Аркадий Моисеевич Рохлин