Аркадий Моисеевич Рохлин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 01:14, доклад

Описание работы

Аркадий Моисеевич Рохлин родился в 1922 году в Минске, с 1923 года живет в Москве. С 1947 года более четверти века сотрудничал на Центральном телевидении в качестве автора-сценариста. Написал несколько сот сценариев телепередач, телефильмов, а также пьесы. Автор десятков статей по вопросам истории телевидения, опубликованных в журналах «Телевидение и радиовещание», «Радио», «Журналист» и др. В соавторстве с В. Шастиным издал в 1962 году книгу «Телевидение как искусство». В основу данной работы положены лекции по истории создания техники телевидения, прочитанные автором в Московском университете рабкоров им. М.И. Ульяновой в 70-е годы.

Файлы: 1 файл

Чернова. 5 курс в.о. Доклад по Рохлину.docx

— 70.10 Кб (Скачать файл)

Особый интерес у пионеров дальновидения вызвала работа последнего. И это вполне объяснимо. Его аппарат  в отличие от большинства подобных получил практическое применение: в  течение нескольких лет он работал  на линиях: Париж – Лион, Париж  – Марсель и Петербург –  Москва.

Джованни Казелли (1815-1891) свой проект назвал «пантотелеграфом» (от греческого слова pantos – весь, всякий), желая этим подчеркнуть, что по сравнению с обычными телеграфами, способными передавать только знаки, его электрохимическое устройство может передавать и принимать всякое изображение.

«Пантотелеграф», впрочем, как и все остальные электрохимические фототелеграфы, еще нельзя было отнести к разряду телевизионной техники, так как они способны были передавать только неподвижные картинки (чертежи, документы, схемы и т. п.), да и то предварительно нарисованные специальным изоляционным лаком на бумаге или фольге, в то время как аппараты дальновидения (даже самые простейшие) рассчитаны уже на демонстрацию движущегося изображения.

И все-таки не случайно пионеры  телевизионной техники начинают рассказ о своих изобретениях с электрохимических фототелеграфов – они сыграли немалую роль в становлении устройств дальновидения, существенно приблизили время поисковых  работ в этой области. Прежде всего  потому, что практически доказали саму возможность передавать изображение  на расстояние.

Вслед за телеграфом (во всех его видах) идет второй кит, на который  опирались на первых порах пионеры  дальновидения, – только что изобретенный А. Беллом телефон.

Почему пионеры дальновидения  придавали такое большое значение телефону? Какую связь они усматривали  между своими проектами и «трубкой»  Белла?

Прежде всего, способность  телефона передавать уже не точки  и тире, не рисованные специальным  лаком схемы и чертежи, а настоящую  полнокровную человеческую речь со всеми  ее неповторимыми особенностями.

Проходит всего несколько  лет, и М. Сенлек, А. ди Пайва и К. Перозино изобретают устройства, которые принципиально отличаются от многоканальной системы Дж .Кери. В их проектах планировалось передавать не все элементы изображения одновременно, как в устройстве Дж. Кери, а последовательно – элемент за элементом, строка за строкой.

Первым таким проектом являлся «электроскоп» французского инженера М. Сенлека (1877 г.). Его нельзя было в полной мере отнести к категории телевизионных устройств и вместе с тем эта система не являлась электрохимическим фототелеграфом в чистом виде. М. Сенлек создал гибрид из того и другого.

Понятно, что «электроскоп»  М. Сенлека с самого начала был обречен на неудачу. Во-первых, слишком громоздки и сложны были его многопроводные коммутаторы, во-вторых, их включение в систему делало ее еще более инерционной и неспособной передавать и принимать электрические сигналы с необходимой скоростью.

И все-таки детище М. Сенлека было уже значительным шагом вперед по сравнению с «искусственным глазом» Дж. Кери. В этом проекте французского изобретателя впервые планировалось передавать не все частицы изображения одновременно, а последовательно телеграфировать каждый элемент передаваемого кадра – этот принцип, как известно, до сих пор является главным для всех видов телевизионной техники.

В этой главе речь пойдет о проектах, созданных поколением изобретателей, работавших в России вслед за П.И. Бахметьевым.

Но прежде следует кратко остановиться на некоторых открытиях  и изобретениях, имевших уже непосредственное отношение к будущему развитию систем дальновидения. Таким, например, как  открытие Г. Герцем в 1886 году воздействия  ультрафиолетовых лучей на величину пробивного напряжения искрового разрядника. Решение этой, казалось бы, частной  задачи положило начало многим исследованиям  по применению фотоэлектрических явлений.

Несомненное влияние на становление  телевидения оказали также такие  изобретения, как кинематограф и  радиотелеграфия. Причем важен не только сам факт появления подобных работ, но и поразительно быстрое внедрение  их в жизнь. Едва братья Люмьер успели показать первым зрителям свое детище, как уже в конце 90-х годов  прошлого столетия во многих странах (в  том числе и в России) создаются  десятки киностудий, сотни и тысячи кинотеатров, рассчитанных на миллионную аудиторию.

Развитие радиотелеграфии  непосредственно отражалось на процессе создания проектов дальновидения. Ведь для того, чтобы наладить радиотелеграфную связь в армии (радио в те годы использовалось исключительно для  военных целей), необходимо было построить  заводы для производства радиоаппаратуры, вести научную работу в этой области, готовить специалистов.

К 1913 году число радиостанций в России выросло до 686.

В стране создаются первые радиотехнические научно-исследовательские  учреждения: в 1910-м так называемое Проверочное отделение, в 1911-м организуется лаборатория при

Радиотелеграфном депо морского ведомства.

Конечно, для такой страны, как Россия, всего этого было недостаточно, но и то, что было сделано, способствовало становлению телевизионного дела. Например, в Кронштадтской мастерской изготовлялись детали для «телефота» А.А. Полумордвинова, в военных училищах преподавали Б.Л. Розинг и К.Д. Перский, Высшую военную электротехническую школу оканчивают в годы Первой мировой войны М.А. Бонч-Бруевич, В.К. Зворыкин и Л.С. Термен, сыгравшие впоследствии выдающуюся роль в развитии телевизионной техники в нашей стране и за рубежом.

Естественно, что в такой  обстановке поиски, связанные с созданием  устройств для передачи движущегося изображения на расстояние, не просто получили новый импульс, но и стали вестись на качественно более высоком уровне.

Все это вместе взятое объясняет, почему столь значителен оказался вклад наших изобретателей, относящихся ко второму поколению создателей устройств дальновидения, в мировую историю становления телевизионной техники.

Когда мы говорим о пионерах цветного дальновидения в России, то нельзя пройти мимо проекта О.А. Адамяна (Ованес Абгарович Адамян в различных источниках именуется то Ованесом, то Иваном, его фамилию пишут тоже по-разному. Об этом изобретении в разные годы написано немало статей, научных исследований, а издательство Ереванского университета опубликовало монографию, посвященную изобретателю.

Большинство авторов, пишущих  об Адамяне, почему-то пытаются доказать, что именно он (и никто иной!) являлся основоположником мирового цветного телевидения, и упорно игнорируют других изобретателей, предложивших проекты подобных устройств.

И все же «приспособление» относится к категории забытых  изобретений. Тому есть достаточно веские причины. Немалую роль сыграло то обстоятельство, что большинство  документов, чертежей, расчетов автора и, наконец, само «приспособление», хранившееся  в Мюнхене, погибли от бомбежек в  годы Второй мировой войны. Осталась только заявка О.А. Адамяна, точнее, одна из привилегий на изобретение, подлинник которой хранится в Центральной библиотеке патентов в Москве.

Судя по авторской заявке, передающий аппарат системы был  рассчитан на демонстрацию двухцветного изображения: белого и красного (красноватого). Каждый из них планировалось передавать по самостоятельному каналу связи с  одновременной демонстрацией цветов. Для этого в передающем аппарате устанавливалось два селеновых  элемента: один из них был соединен с газосветовой трубкой, излучающей белый свет, другой – с аналогичной трубкой, передающей красный свет. Первая трубка была прозрачной и располагалась перед трубкой красного свечения. Такая конструкция давала возможность вести одновременную передачу, так как трубка белого свечения не мешала прохождению через нее красного света.

Для разложения изображения  на элементы Адамян использовал уже не раз встречавшийся в более ранних устройствах диск с отверстиями, расположенными по спирали. Одновременное включение двух каналов связи при наличии только одного диска было возможно лишь в том случае, если частицы изображения попадали на каждый селеновый фотоэлемент попеременно. Для того чтобы улучшить качество передаваемого изображения, изобретатель пытался демонстрировать не одну, а сразу пять различных градаций яркости света.

Так выглядело это «приспособление» в изложении самого Адамяна. Невольно возникает вопрос: почему же эту работу большинство историков науки и техники относят к категории забытых?

Для этого следует сравнить «приспособление» с системами дальновидения, созданными до Адамяна. Прежде всего бросается в глаза, что если большинство изобретателей планировали передавать лишь черно-белое изображение, то Ованес Абгарович добивался демонстрации кадров красно-белого цвета. Но сразу же возникает вопрос: действительно ли ему удалось изобрести аппараты, способные передавать цветное изображение?

С самого начала такой путь создания цветного дальновидения был  обречен на неудачу. С помощью  «приспособления» Адамяна было невозможно передать всю гамму существующих в природе цветов и их оттенков и даже приблизительно нельзя было решить эту задачу.

Но так уж устроен человек: не только изобретатель, но и первые зрители, участвовавшие в его  экспериментах, готовы были выдавать желаемое за действительное. Они положительно отзывались о первых опытных передачах, а в тех случаях, когда не могли  угадать, кого именно им показывают в  газосветной трубке, – давали волю фантазии и такая игра доставляла им удовольствие.

Следует отметить и еще  один принципиальный недостаток –  статичность передаваемого изображения. Это очень серьезный упрек  в адрес устройства Адамяна. Ведь одно из основных и непременных отличий телевидения от фототелеграфа как раз и заключается в том, что последний может передавать только статичные кадры, в то время как телевидение способно демонстрировать изображение в динамике.

Такой недостаток «приспособления» не случаен. Процесс вспышек, который воссоздавал изображение в этом приемном устройстве, протекал в трубках Гейслера значительно медленнее, чем это требуется для телевидения.

Но если эта система  так безнадежна, то почему мы привлекаем к ней столько внимания? Во-первых, потому, что, несмотря на все недостатки своего изобретения, наш соотечественник  еще в 1907 году действительно первым в мире додумался до одновременной  передачи цветовых и яркостных сигналов.

И, во-вторых, Ованесу Абгаровичу удалось самому (хоть нелегко и не сразу) осознать главный недостаток своего «приспособления» и несколько позже (но все-таки раньше, чем до этого додумались другие) создать проект, а затем и действующее устройство на сей раз трехцветной механической системы.

Только в начале 1918 года Адамян опубликовал ряд статей на эту тему, а вскоре приступил

к изготовлению действующей  модели наиболее простого из своих  проектов.

...В Центральном музее  связи им. А.С. Попова собраны  материалы (описание «прибора»,  отклики, воспоминания), которые  позволяют судить о том, что  представляла из себя эта работа Адамяна.

Следует отметить, что это  была первая в нашей стране установка, способная реально демонстрировать  черно-белое изображение.

Жаль, что историки науки  и техники недооценили эту  работу.

Во-первых, оно являлось как  бы

мостиком, который связывал работы дореволюционных изобретателей  с представителями уже советского поколения создателей телевизионной  техники.

Во-вторых, «прибор» Адамяна был изготовлен и испытан примерно в одно время с работами Д. Михайи и Ч. Дженкинса. Таким образом, это может служить доказательством того, что советские изобретатели на том этапе не отставали от всемирного научно-технического прогресса в области телевизионной техники.

И здесь тоже будет уместно  отметить, что хотя новый проект Ованеса Абгаровича во многом походил на «телефот» А.А. Полумордвинова (являлся также «трехкомпонентным» устройством для передачи цветного изображения на расстояние), он не был копией изобретения предшественника. Проекты имели ряд конструктивных различий.

И еще одно немаловажное различие. Если Полумордвинову, как  он ни старался, не удалось довести  свое детище до рабочего состояния, то Адамян (с помощью своих друзей и помощников из Армении) не только построил установку, но и сумел продемонстрировать в 1925 году в Ереване несколько опытных передач.

В отличие от А.А. Полумордвинова и О.А. Адамяна большинство создателей устройств дальновидения этого поколения занимались поисками путей для передачи на расстояние все-таки черно-белого, а не цветного изображения.

Первые сведения об этой работе мне удалось получить в  Центральной государственной патентной  библиотеке. В каталоге привилегий за 1900 год в разделе «Электротехника» было помещено описание «прибора для  электрической передачи изображения  без посредства проводов». Заявка была подана жителем польского города Ченстоховы (Польша тогда входила в состав России) М. Вольфке 24 ноября 1898 года.

Вольфке был одним из изобретателей голографии. В течение ряда лет вел исследования в области низких температур. К наиболее значительным его достижениям в этой области надо отнести создание оригинального метода охлаждения жидкого гелия. Серьезные исследования польский ученый проводил в таких разделах науки, как оптика, радиоактивность, радиология.

Следует отметить еще одну особенность этой работы: изобретатель показал в своей авторской  заявке знание и других исследований в области телевидения, выполненных  до него.

Борис Львович Розинг приступил к работе над проектом «электрического телескопа» (так он назвал свою систему дальновидения) еще в 1902 году. Этот «телескоп» принципиально отличался от устройств, предложенных М. Вольфке и О.А. Адамяном. Если последние пытались применить в своих системах газоразрядные трубки, то Розинг использовал электровакуумную лучевую трубку – ту самую электронику, которая, естественно видоизменившись со временем, и сейчас составляет основу телевизионной техники.

Информация о работе Аркадий Моисеевич Рохлин