Аркадий Моисеевич Рохлин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 01:14, доклад

Описание работы

Аркадий Моисеевич Рохлин родился в 1922 году в Минске, с 1923 года живет в Москве. С 1947 года более четверти века сотрудничал на Центральном телевидении в качестве автора-сценариста. Написал несколько сот сценариев телепередач, телефильмов, а также пьесы. Автор десятков статей по вопросам истории телевидения, опубликованных в журналах «Телевидение и радиовещание», «Радио», «Журналист» и др. В соавторстве с В. Шастиным издал в 1962 году книгу «Телевидение как искусство». В основу данной работы положены лекции по истории создания техники телевидения, прочитанные автором в Московском университете рабкоров им. М.И. Ульяновой в 70-е годы.

Файлы: 1 файл

Чернова. 5 курс в.о. Доклад по Рохлину.docx

— 70.10 Кб (Скачать файл)

Если говорить о вкладе второго поколения изобретателей  устройств дальновидения нашей  страны (конец XIX – начало XX веков) в мировое развитие телевизионной техники, то следует отметить три основных направления. Во-первых, это создание проектов устройств для передачи цветного изображения на расстояние (Полумордвинов, Адамян).

Во-вторых, это проекты  устройств дальновидения, в которых  изображение должно было передаваться не по проводам, а с помощью электромагнитных волн (Вольфке, Полумордвинов). Зарубежные коллеги наших изобретателей пришли к этой же идее только в 20-е годы.

Но наиболее значительный вклад наших соотечественников  в становление телевизионной  техники был сделан все-таки в  третьем направлении — проектах, где впервые делались попытки  применить электронику для приема движущегося изображения на расстоянии (Вольфке, Адамян, Розинг).

Почему так важен вклад  именно в этом направлении? Ведь оно  и по времени было не первым и  долго не давало серьезных практических результатов? Все дело в том, что  успех решения любой сложной  задачи зависит прежде всего от того, насколько верно с самого начала был выбран магистральный путь для ее осуществления.

К третьему поколению создателей устройств для передачи изображения на расстояние относятся ученые и изобретатели, работавшие уже при советской власти вплоть до 1941 года. Именно в это время был подготовлен тот научный и технический задел, который позволил после окончания Великой Отечественной войны приступить к созданию массового телевизионного вещания.

Особенно впечатляют работы изобретателей в первые годы Советской  власти. Трудно представить себе более  неблагоприятные условия для  такой работы, как создание телевизионной  техники: Первая мировая война, затем  революция и война гражданская. Все это сопровождалось экономической  разрухой, многократным падением производства, голодом, отсутствием топлива, мобилизацией специалистов в армию, их эмиграцией.

Затем последовали трудные  годы восстановления экономического потенциала страны, подъема промышленности —  с безработицей, нехваткой финансовых и материальных средств на обновление техники и развитие научных исследований.

Тем не менее даже в такой  обстановке научная жизнь в области  радиотехники не прекращалась. Продолжали работать учебные заведения, такие, как Электротехнический институт в  Петрограде.

После окончания гражданской  войны в городе происходит перегруппировка  радиотехнических сил – основные работы разворачиваются в созданной  в 1923 году Центральной радиолаборатории. Здесь начинает трудиться довольно большая группа демобилизованных из армии радиоинженеров. В конце 20-х годов в состав ЦРЛ вошел и коллектив сотрудников Нижегородской радиолаборатории во главе с М.А. Бонч-Бруевичем.

Растут штаты кафедр радиотехники, лабораторий, начинает укрепляться  их техническая база, расширяется  круг исследуемых проблем.

Все это позволило в 20-е  годы создать в Петрограде немало творческих коллективов, занимающихся разработкой радиотехнической аппаратуры, в том числе и устройств для передачи движущегося изображения на расстояние.

В Москве в эти годы было создано три новых научных  подразделения, в которых также  начали заниматься не только проблемами радио, но и созданием аппаратов  дальновидения.

Радиотехническими проблемами занимались не только в Москве и  Петрограде. Так, например, в Ульяновске создавал свои проекты устройств  дальновидения В.В. Горин, в Ташкенте – Б.П. Грабовский. Значительный вклад  в подготовку будущих радиофизиков и радиоинженеров-радиотехников внес в начале 20-х годов и Одесский политехнический институт (он был создан в 1918 году, а несколько позже реорганизован в Электротехнический институт связи). Этой темой занимались в институтах Саратова, Куйбышева, Киева, Еревана.

Никогда еще в стране не издавалось столько журналов, в которых  публиковались статьи о работах  изобретателей систем дальновидения, как в 20-е годы: «Технические известия» (орган Технического комитета Совнархоза Северного района), «Бюллетень НКПиТ» (Наркомпочтеля), «Техника связи», «Радиолюбитель» (позже этот журнал стал называться «Радиофронт», а затем «Радио»), «Телеграфия и телефония без проводов», «Техника радио и слабого тока», «Вестник электротехники» и т. д.

В те годы было опубликовано немало научных работ по вопросам техники дальновидения, например, «Электрическая телескопия (видение на расстоянии).

С 1922 года в стране начинают появляться радиолюбительские кружки на заводах, фабриках, в учреждениях. 15 июля 1924 года было создано Общество радиолюбителей РСФСР (со 2 декабря  того же года оно стало называться Обществом друзей радио).

Это общество сыграло важную роль не только в популяризации радио  и телевидения, но и способствовало становлению непосредственно телевизионного вещания.

В 20-е годы количество работ по передаче движущегося изображения на расстояние стало на порядок больше, чем до революции, а число людей, занятых ими (каждый проект теперь создавался не изобретателями-одиночками, а как правило, бригадами ученых и инженеров), составляло уже сотни человек.

Одной из таких ярких фигур  был Борис Павлович Грабовский. На первый взгляд он производит странное впечатление: вчерашний гимназист, успевший подзабыть многие школьные премудрости, берется за решение одной из сложнейших технических задач своего времени. Однако история мировой науки знает немало примеров, когда «люди без образования» делали выдающиеся открытия и изобретения.

Что поражает в истории  изобретения «телефота»? Многое. И удивительное сочетание черт характера Бориса Павловича: одержимость и необычайная организованность, бурный темперамент и умение в самый ответственный момент быть сдержанным и дипломатичным. И, конечно, ничего нельзя понять в судьбе этой работы, если не учитывать время, когда рождался «телефот» – нэп и ГОЭЛРО, первые пятилетки и т. д. И, наконец, сама биография изобретателя – ее тоже нельзя сбрасывать со счетов.

Первый этап (с 1922 по 1925 гг.): работа без всякой помощи со стороны. Вначале Грабовский изобретает катодный коммутатор оригинальной конструкции, затем пытается сконструировать  передающее электронное устройство и, наконец, приходит к выводу, что  создавать электронную технику  для передачи движущегося изображения  на расстояние по частям не имеет смысла. Тогда Борис Павлович принимает  решение начать работу по созданию полностью электронной телевизионной  системы.

Следующий этап (конец 1925 –  начало 1926 гг.): составление авторской  заявки на «телефот», попытки создать первый вариант этого устройства.

Трудности возникли с самых  первых шагов – они не могли  не возникнуть. Прежде всего выяснилось, что изобретателю не хватает элементарных знаний для составления рабочего проекта, для научного обоснования своих идей. В Ташкенте он не находит людей, которые могли бы помочь ему, и принимает решение привлечь к работе своего старого знакомого (еще по Токмаку) Н.Г. Пискунова, который преподавал в те годы математику и физику в Саратове. Тот в свою очередь предложил подключить к работе инженера-электрика и страстного радиолюбителя В.И. Попова. Кстати, по совету своих соавторов Грабовский поступает во время пребывания в Саратове в местный индустриальный техникум. Потом выяснится, что ему некогда посещать занятия и тем более сдавать экзамены и зачеты. Но этот шаг давал создателю проекта «телефота» хоть какой-то официальный статус: когда авторская заявка была написана, он мог указать в анкете, что является студентом техникума.

После споров и обсуждений эти «три мушкетера» завершили свою работу над проектом электронной  телевизионной системы, подготовили  описание и схему «телефота». Вначале все складывалось замечательно.

Как только Б.П. Грабовский, В.И. Попов и Н.Г. Пискунов официально подали свою заявку, комитет пригласил  для рассмотрения их работы самых  авторитетных экспертов, имевшихся  в его распоряжении, – профессоров  Б.Л. Розинга, Л.И. Мандельштама, А.А. Чернышева и других.

И вот здесь впервые  мнения разделились: одни безоговорочно  поддержали изобретателей, другие (прежде всего Мандельштам) высказались  в том смысле, что с помощью  предлагаемой системы никакого изображения  получить будет невозможно.

Эта первая попытка создать  «телефот» окончилась неудачей. Изобретатели обвиняли работников завода в том, что были изготовлены электронные приборы низкого качества, а те в свою очередь ставили под сомнение реальность проекта вообще. Сам же Грабовский упорно продолжал биться за свое детище.

Начинается третий, завершающий  этап этих инженерных поисков (с 1926 по 1929 гг.). И снова работа без выходных и праздников и непоколебимая  уверенность в том, что завтра, послезавтра обязательно придет успех.

И вот наступил день, когда  новая модель «телефота» была собрана. Электронно-вакуумная трубка передающего устройства изготовлена на заводе «Светлана», а все остальное сделано на месте (кстати, часть деталей этого оборудования сохранилась и находится сейчас в Центральном музее связи им. А.С. Попова).

26 июля 1928 года состоялось  первое испытание второй модели  «телефота». Удалось, по словам изобретателя, показать пламя свечи и человеческую руку. Изобретатель был счастлив. Иначе отнеслись к результатам испытания руководители ТашГЭСтрама: в своем акте они писали о том, что «опытная передача положительных результатов не дала, так как полученные изображения были грубые и неясные».

Весной 1929 года была создана  специальная комиссия, которая должна была решить, имеет ли смысл продолжать этот эксперимент. Вся аппаратура была отправлена по железной дороге в Москву.

Наступил день экзамена. Собрались все члены комиссии. Рабочие внесли в комнату ящики, в которых был упакован «телефот». Но когда их вскрыли, то обнаружилось, что устройство не выдержало перевозки: все стеклянные приборы оказались разбитыми, а металлические узлы покореженными. Показывать было нечего!

Такой поворот событий  окончательно сломил Бориса Павловича  и больше он никогда не возвращался к этому своему изобретению. Прошло немало времени, прежде чем он пришел в себя и снова смог заняться творческой работой.

Новые работы изобретателя были далеки от проблемы электронного телевидения, но они позволяют судить об оригинальности и свежести его  мышления, о необычности и смелости его подхода к решению творческих задач.

А теперь попытаемся разобраться  в существе его изобретения. Прежде всего, электронная телевизионная  система, предложенная Грабовским, уже  содержала почти все узлы и  элементы, имевшиеся в диссекторах, созданных в более позднее  время. «Телефот» был буквально нафарширован деталями, большинство которых он изобрел сам или, во всяком случае, использовал одним из первых.

Создавая второй вариант  своей электронной системы, Борис  Павлович много внимания уделял совершенствованию  электронных ламп. Намного обгоняя  время, он первым в мире создал четырех  сеточные лампы и, наконец, так называемый «суперплиодинатрон», в котором впервые практически использовалось явление вторичной электронной эмиссии.

Теперь, по прошествии стольких лет, стало очевидным, что зря бывшие и нынешние поклонники таланта Грабовского пытаются доказывать жизнеспособность его «телефота».

Борис Павлович был первым в мире человеком, создавшим действующую  электронную систему «мгновенного действия».

Дальнейшее же развитие науки  и техники (если не считать устройств для демонстрации кинофильмов по телевидению и ряда иных прикладных приборов) пошло по другому пути. Но как промежуточный этап работа Б.П. Грабовского была полезна и сыграла свою роль в становлении телевизионной техники.

«Установка» Л.С. Термена. Цели: повышение качества изображения, исследование планов, работа со светом.

Существуют ли связи между устройствами дальновидения, созданными советскими изобретателями, и аналогичными работами, выполненными ранее, можно ли вести речь о преемственности поколений?

Сложность этого вопроса  заключается в том, что большинство  создателей проектов почти не ссылались  на своих предшественников. Впрочем, это всегда трудно: провести черту, которая бы отделяла явное заимствование  от повторного открытия, тем более  — от косвенного влияния предыдущих работ, когда они, трансформируясь  во многих зарубежных проектах, затем  снова возвращались в нашу страну.

И все-таки такая связь  существовала. Примером тому могут  служить работы по передаче движущегося  изображения на расстояние по радиоканалам. Эта идея была впервые выдвинута  в проектах М. Вольфке (1898 г.) и А.А. Полумордвинова (1903 г.)

Сложнее проследить связь  двух поколений (а тем более доказать ее) по линии использования в устройствах  дальновидения механического принципа разложения изображения с помощью  дисков.

И второй чрезвычайно важный вопрос: как выглядели проекты  малострочных электромеханических устройств дальновидения, созданные советскими изобретателями в 20-е годы, в сравнении с аналогичными работами их зарубежных коллег?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, придется хотя бы вкратце  рассказать об инженерных поисках, которые  велись в эти годы изобретателями других стран. Среди этих проектов, думается, прежде всего следует назвать: «телегор» Д. Михайи (1918 г., Германия) и «устройство» Ч. Дженкинса (1923 г., США). Эти работы были не только выполнены раньше аналогичных других, но, что значительно важнее, являлись единственными в эти годы на Западе работающими системами дальновидения.

Несколькими годами позже  за рубежом создаются первые малострочные электромеханические устройства, в которых диски Нипкова вращались уже со скоростью, позволяющей зрителям воспринимать динамику движения на экране (12,5-17 кадров в секунду).

В 1927 году американская фирма  «Белл телефон» построила малострочную электромеханическую систему (50 строк, 17 кадров в секунду) и провела с ее помощью первую опытную передачу из Нью-Йорка в Вашингтон. Все эти устройства были рассчитаны только для индивидуального пользования, так как размеры экранов в этих системах были меньше спичечного коробка.

Информация о работе Аркадий Моисеевич Рохлин