Аркадий Моисеевич Рохлин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 01:14, доклад

Описание работы

Аркадий Моисеевич Рохлин родился в 1922 году в Минске, с 1923 года живет в Москве. С 1947 года более четверти века сотрудничал на Центральном телевидении в качестве автора-сценариста. Написал несколько сот сценариев телепередач, телефильмов, а также пьесы. Автор десятков статей по вопросам истории телевидения, опубликованных в журналах «Телевидение и радиовещание», «Радио», «Журналист» и др. В соавторстве с В. Шастиным издал в 1962 году книгу «Телевидение как искусство». В основу данной работы положены лекции по истории создания техники телевидения, прочитанные автором в Московском университете рабкоров им. М.И. Ульяновой в 70-е годы.

Файлы: 1 файл

Чернова. 5 курс в.о. Доклад по Рохлину.docx

— 70.10 Кб (Скачать файл)

К 7 ноября инженеры, возглавляемые  Архангельским, закончили изготовление нового телевизионного передатчика, установили его во вновь оборудованной телестудии. Это единственное устройство из многочисленного  семейства малострочной механической телевизионной техники, которое сохранилось до наших дней.

Что же осталось в новом  телевизионном передатчике от устройств  первых двух поколений? Довольно много. Были сохранены все основные параметры  и инженерные принципы: изображение, как и раньше, раскладывалось с  помощью дисков Нипкова на 30 строк, 1200 элементов, скорость движения изображения по-прежнему равнялась 12,5 кадра в секунду. Вместе с тем новое устройство позволяло на несколько порядков повысить качество передачи телевизионного изображения.

В первых передающих устройствах  использовался один объектив. В передатчике  третьего поколения были установлены  два объектива. И такая оптика уже позволяла получить три плана  различной крупности: крупный —  лицо, руки человека; поясной — в  нем можно было поместить даже двух человек, сидящих за столом; третий план, который позволял показать человека во весь рост. Движение камеры давало возможность  монтировать кадры, переходить от одного плана к другому, не прерывая демонстрацию передачи. Кроме того, перед объективом камеры было установлено специальное зеркало, которое оператор мог передвигать в горизонтальном и вертикальном направлении, что позволяло следить за движениями актеров в павильоне. Удалось увеличить и размеры экрана. Качество и надежность работы в новом приемном устройстве также повысились. Дело в том, что любые искривления, малейшая неточность в изготовлении металлических дисков Нипкова сказывались на качестве изображения. Бумажные же диски не страдали таким недостатком.

За относительно короткий срок (1,5-2 года) Ленинградский радиозавод им. Козицкого выпустил примерно две  тысячи телевизоров «Б-2».

Но и это преимущество не надолго облегчило положение группы В.И. Архангельского. Очень трудно работать, когда тебя терпят только потому, что у твоего соперника обнаружились какие-то временные затруднения.

Много времени бригада  Архангельского уделяла и вопросам освещения. Сложность заключалась  в том, что передачи всегда были прямыми (тогда о видеомагнитофонах даже не мечтали), а передвигать осветительные  приборы в момент передачи практически  было невозможно. Во-первых, из-за того, что в телестудии было для этого  мало места (вся площадь павильона  равнялась 30 кв. метрам). Во-вторых, в  распоряжении бригады была всего  одна-разъединственная телекамера, поэтому всякое изменение в световом решении должно было происходить на глазах телезрителей, отвлекать выступающих, мешать естественному течению передачи.

А между тем разные крупности  плана, разное содержание кадра требовали  каждый раз нового светового решения. Как же выйти из этого заколдованного круга? Исследователи нашли выход, разделив студию на три части.

Так же последовательно и  настойчиво велись поиски путей повышения  качества изображения в кинофрагментах и кинофильмах, снимавшихся специально для телевидения.

Что особенно поражает сегодня  во всех этих экспериментах? Обстоятельность, научная обоснованность и, я бы сказал, неторопливый характер работы. Как  правило, ученые, попадая в такие  обстоятельства, в каких долгое время  находилась группа Архангельского, уже  не думают о чистоте эксперимента, о системности в подходе к  решению задач, а эти исследователи  с удивительной последовательностью  и скрупулезностью проводили  свои опыты, не обращая внимания на неблагоприятную обстановку.

Параллельно с техническим  совершенствованием малострочного механического телевидения складывался и все время расширялся творческий коллектив студии на Никольской. С конца 1934 года телевизионные передачи начинают вести специально приглашенные дикторы. На первых порах в студии никто не имел ни малейшего представления о том, какие требования надо предъявлять людям, решившим посвятить себя этому поприщу, как их надо готовить, как их надо одевать, гримировать. Все это вырабатывалось на практике.

На малострочном вещании происходило и становление телевизионной режиссуры. Первым телережиссером можно считать Александра Николаевича Степанова.

До прихода на студию он прошел хорошую радийную школу: был  одним из первых дикторов, чтецом, актером.

Прежде чем дать себя уговорить  и придти 1 декабря 1936 года на телестудию, А.Н. Степанов долго приглядывался, изучал новое для него дело. Это позволило ему быстро войти в небольшой и дружный коллектив цеха телевидения МРТУ и вместе с В.И. Архангельским и А.И. Сальманом взять бразды правления в свои руки.

Знакомясь сейчас с программами  тех лет, просто поражаешься, как  много было сделано за небольшой, в общем-то, срок. Их было всего несколько  человек, в их распоряжении находился  всего-навсего один небольшой павильон с одной телевизионной передающей камерой.

Если на первых порах телепрограммы  составлялись главным образом из концертных номеров, то постепенно их стали заполнять передачами самых  различных жанров. От сборных концертов  перешли к показу отрывков из театральных  спектаклей, а затем приступили к  созданию первых оригинальных телевизионных  постановок.

Большую роль в будущем  вещании сыграли опыты постановок на телевидении отрывков из

спектаклей.

Стараниями Архангельского, Сальмана и Степанова на студии рождаются все новые жанры политических и документальных передач: репортаж, кинорепортаж с закадровым комментарием, викторины...

Какую же роль сыграла группа Архангельского в общей истории  создания советского телевидения? Малострочное механическое телевидение многое сделало для тех, кто стал создавать массовое электронное телевизионное вещание. Оно подготовило отряд творческих работников, который составил основной костяк коллектива Московской студии на Шаболовке.

Оно разработало очень  важные и сложные вопросы технологии подготовки и демонстрации передач, которые пригодились и для  электронного телевидения. Оно вооружило  тех, кто шел за ними, бесценным  опытом создания художественных и документальных передач самых различных жанров. И, наконец, оно выполнило роль пропагандиста этого могучего средства массовой информации, психологически подготовило почву для утверждения своего более счастливого соперника, привлекло к нему внимание и помогло на первых порах.

При написании этой главы  главные трудности проистекали  от обилия материала. Если до сих пор  автор чаще всего мучился из-за отсутствия необходимых сведений, собирал  их годами буквально по крохам, то по истории создания электронной телевизионной  техники имеются сотни, тысячи книг и статей. Вот почему было чрезвычайно  сложно вырваться из плена устоявшихся  оценок, представлений и подойти  непредвзято и самостоятельно к  освещению этого периода истории  создания телетехники.

Глава выбивалась из общего стиля книги, так как она представляет собой в основном ряд интервью с С.И. Катаевым. Но автор сознательно  пошел на это. Ведь свидетельства  человека, непосредственно принимавшего участие в создании электронной  телевизионной техники, по моему  глубокому убеждению, значительно  важнее, чем всякие соображения о  стиле, композиционной стройности и  прочих чисто литературных аспектах работы. После «электрического телескопа» Бонч-Бруевича создатели почти всех последующих проектов (и малострочных оптико-механических устройств, и систем с использованием катодных трубок) у нас и за рубежом начали использовать этот узел в своих разработках.

Здесь очень важно отметить одно обстоятельство: в жизни изобретателя и его сотрудников, которые помогали ему в этой работе, «электрический телескоп» был незначительным эпизодом: просто в свободное от основной работы время они решили попробовать  свои силы в соседней области науки  и техники.

Еще одной вехой в истории  создания электронной телевизионной  техники в нашей стране являлся  проект «электровакуумного прибора» Б.А. Рчеулова, разработанный им в 1922-1923 годах (патент № 3803 (СССР) Рчеилов (Рчеули) Б.А. Приоритет от 27 нюня 1923 г., дополнительный патент № 5030 того же автора. Приоритет от 4 мая 1923 г.). Это изобретение можно рассматривать как продолжение и развитие инженерных поисков в области дальновидения Б.Л. Розинга и М.А. Бонч-Бруевича, в нем использовалась та же техническая идея — соединить механические узлы с электронными устройствами. Вместе с тем, Б.А. Рчеулов внес в инженерный поиск и новые идеи.

Следующим узлом коллективно  создаваемой телевизионной системы  становится фотоэлектронный умножитель. Как только изобретатели убедились, что доставшиеся им по наследству от радистов ламповые усилители обладают слишком высоким уровнем шумов и не могут решить всех сложных проблем, связанных с преобразованием световой энергии в электрическую, они стали искать новые, более эффективные, пути усиления фототоков.

В течение почти десяти лет в разных странах было создано  множество проектов различных видов  электронных умножителей.

И только в конце 20-х годов  студенту Ленинградского политехнического института Л.А. Кубецкому удалось наконец изобрести такой фотоэлектронный умножитель, который позволил сдвинуть работы по созданию электронных систем с мертвой точки.

Итак, четверть века изобретатели во многих странах пытались разработать  простейшую электронную систему  телевидения. Каковы причины, которые  не позволяли сразу создать электронные  устройства для прямой передачи изображения? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Но все-таки самая важная причина — общий уровень развития науки и техники в те годы. Ведь телевидение родилось на стыке электроники, кинематографа, радио, приборостроения  и других разделов науки и техники. И беда создателей первых электронных  систем заключалась именно в том, что они опирались на такие  дисциплины, которые в двадцатые  годы сами были еще очень молоды и слабо развиты. Вот почему лабораторные опыты в это время были еще  так несовершенны и часто кончались  драматическими срывами.

В 1935 году все эти разработки были сведены в единую телевизионную  систему. Здесь следует назвать  еще одну фамилию — доктора  технических наук Я.А. Рыфтина, который был в те годы заведующим сектором телевидения и научным руководителем темы.

Следует особо выделить одну дату, 2 февраля 1935 года, когда была проведена  первая в нашей стране публичная  демонстрация телепередачи с помощью  электронной техники с четкостью  изображения в 180 строк (проводившиеся  до этого передачи были лабораторными).

Через три года был сделан еще один очень важный шаг —  в Ленинграде введен в строй Опытный  телевизионный центр с еще  более совершенной отечественной  техникой (с разложением на 240 строк).

Если в 20-х годах все  работы в области телевизионной  науки и техники велись под  флагом радиотехнических программ, то с середины 30-х телевидение приобретает, наконец, право самостоятельного гражданства. Это выражалось не только в частных  организационных мерах, таких, например, как создание отдела телевидения  в рамках Всесоюзного радиокомитета (1934 г.), образование Научно-исследовательского института телевидения (1935 г.), но прежде всего в постоянной повседневной работе по всем вопросам, связанным  с настоящим и будущим телевизионного вещания.

Одним из величайших достижений ушедшего века стало телевизионное  вещание. Сегодня нам трудно представить  себе жизнь без телевизора, а ведь телевещание стало массовым всего  полстолетия назад, да и то далеко не во всех странах, точнее, в меньшинстве  из них. До этого на протяжении нескольких десятилетий ученые и инженеры пытались осуществить на практике мечту о  дальновидении. Начиная с 70-80-х годов XIX столетия появляются первые проекты, в которых предлагались наметки будущих телевизионных устройств. Но они явно опережали время, общее развитие науки и техники. И лишь в 20-30-е годы нашего века экономический уровень ведущих государств мира, научно-технический прогресс позволили ученым, инженерам, изобретателям создать практически действующие аппараты, приемные и передающие устройства и приступить к вещанию — сначала малострочного механического, а затем и электронного телевидения.

Среди предтечей и пионеров дальновидения было немало и наших соотечественников, работавших как на Родине, так и за рубежом. О некоторых из них рассказано в данной работе,

возможно, недостаточно подробно. К сожалению, литературы об изобретателях  телевизионной аппаратуры у нас  издано явно мало. Хочется надеяться, что новое поколение исследователей восполнит этот пробел и напишет подлинную историю развития телевизионной техники и телевизионного вещания в нашей стране.

Вывод: Мне кажется, что А.М.Рохлин придает большое значение не только технической стороне истории, что, в принципе, весьма логично, но так же самим изобретателям. Для него важен не только сам процесс, но и личности, которые в нем участвовали. Практически в каждой главе есть пометка о неудачах, которые преодолевали исследователи, причем не только в плане воплощения своих идей, но так же и в том, что касается рождения этих самых идей. Мне кажется, Рохлин хотел обратить внимание на то, что история создается личностью. На сегодняшний день, конечно, технической стороне вопроса уделяется, пожалуй, не такое пристальное внимание, как раньше, т.к. прогресс зашел достаточно далеко, чтобы предоставить качественное изображение, но зато сейчас происходит поиск новых идей на тему того, как эти самые технические возможности применить.

 

 

 

 

 


Информация о работе Аркадий Моисеевич Рохлин