Аркадий Моисеевич Рохлин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 01:14, доклад

Описание работы

Аркадий Моисеевич Рохлин родился в 1922 году в Минске, с 1923 года живет в Москве. С 1947 года более четверти века сотрудничал на Центральном телевидении в качестве автора-сценариста. Написал несколько сот сценариев телепередач, телефильмов, а также пьесы. Автор десятков статей по вопросам истории телевидения, опубликованных в журналах «Телевидение и радиовещание», «Радио», «Журналист» и др. В соавторстве с В. Шастиным издал в 1962 году книгу «Телевидение как искусство». В основу данной работы положены лекции по истории создания техники телевидения, прочитанные автором в Московском университете рабкоров им. М.И. Ульяновой в 70-е годы.

Файлы: 1 файл

Чернова. 5 курс в.о. Доклад по Рохлину.docx

— 70.10 Кб (Скачать файл)

Все приведенные в этой главе примеры дают основание  утверждать, что с 1917 по 1929 год советские  изобретатели в области радиотехники не отставали от всемирного научно-технического прогресса.

Решающий поворот в  судьбе телевидения в нашей стране, как и во всем мире, произошел  в конце 20-х — начале 30-х годов. Если раньше изобретатели устройств для передачи движущегося изображения на расстояние могли заниматься своими проектами главным образом лишь в свободное от основной работы время, то теперь начинают создаваться научные подразделения специально для решения проблем дальновидения.

Так, в конце 1920 года в  радиоотделе Всесоюзного электротехнического  института в Москве была организована первая в СССР лаборатория телевидения (руководитель П.В. Шмаков).

В конце 1929 — начале 1930 годов  почти половина выпускников радиотехнических кафедр вузов страны была мобилизована на создание телевизионной техники.

Почему именно в те годы началось такое массированное научное  наступление в области телевизионной  техники? Это объясняется многими  причинами, и прежде всего тем, что  первый отряд советских изобретателей  сумел добиться каких-то практических результатов в дальновидении. Кроме  того, именно на рубеже 1929-1930 годов в  ряде государств начали демонстрировать  первые регулярные телевизионные передачи, мир переживал «лжебум» телевидения.

К тому времени Советский  Союз подошел вплотную к завершению планов ГОЭЛРО, резко увеличив выработку  электроэнергии (в 1932 году дореволюционный  уровень был превзойден более  чем в 7 раз). В стране был налажен  выпуск радиопередатчиков, нескольких типов радиоприемников и репродукторов, построено 114 радиостанций.

Как же развивалось это  научное наступление? Прежде всего следует отметить, что работы велись параллельно сразу по нескольким направлениям: одни группы занимались разработкой электронных систем дальновидения, другие приступили к созданию малострочных электромеханических устройств.

Такая форма организации  работы кажется нам сегодня вполне естественной, но тогда она существенно  обгоняла свое время. Если в странах  Запада создатели устройств дальновидения  продолжали трудиться в одиночку или коллективно, но с ярко выраженным научным лидером во главе, то организация  труда ученых в СССР уже соответствовала тому уровню, к которому мировая наука пришла только в последнюю четверть XX века.

Такая особенность массированного научного наступления, с одной стороны, приносила явную пользу (позволила, например, за какие-нибудь полтора-два  года догнать и в чем-то даже опередить  своих более обеспеченных зарубежных коллег), но с другой — приводила  и к определенным потерям (многие советские создатели телевизионной  техники предлагали проекты, очень  похожие друг на друга, что, естественно, удорожало стоимость работ, приводило  к распылению средств и сил, усложняло взаимоотношения между отдельными группами изобретателей).

Можно привести множество  примеров, подтверждающих сложность, противоречивость, а подчас и непоследовательность развития этого массированного научного наступления. Так, в конце 1931 — начале 1932 годов в отделе специальной  и вспомогательной аппаратуры Центральной  радиолаборатории в Ленинграде группа научных сотрудников во главе  с В.А. Гуровым провела сравнительные  испытания приемных устройств малострочного электромеханического телевидения. «Испытания показали, — говорилось в одном из отчетов, — что:

— телевизор с диском Нипкова из-за размеров изображения и незначительной яркости «плоскоэлектродной неоновой лампы» не может полностью удовлетворить даже одиночного телезрителя;

— телевизор с зеркальным винтом (макет) давал возможность  применить более эффективные  источники модулированного света  — «щелевые газосветные лампы»; размер кадра определялся габаритными  размерами винта (60x80 мм) — до некоторой  степени это решало вопрос индивидуального  приема программ телевидения;

— линзовый диск (вариант  диска Нипкова), где вместо отверстий в диске устанавливались конденсорные линзы (кристаллические линзы), был признан на уровне 1932 года наиболее пригодным для студийных и телекинопередач (размер получаемого изображения регламентировался мощностью светоотдачи «точечной газосветной лампы» и мог быть доведен до значений 600x800мм с применением отдельного экрана);

— телевизор с зеркальным барабаном (макет) — один из вариантов  системы Вейлера, где для упрощения оптической системы в зеркальном барабане были применены вогнутые зеркала вместо плоских (размер изображения на экране 45x105 мм), — никакими преимуществами не обладал» (сборник «Центральная радиолаборатория в Ленинграде». М., Советское радио, 1973, с. 199).

Казалось бы, эти испытания  должны были определить основные направления  развития механического телевидения  в нашей стране, ведь результаты сравнительного анализа существовавших в то время и отечественных, и  зарубежных приемных устройств не вызывали сомнений. Они и с нынешних позиций  вполне корректны. А между тем, и  до испытаний, и после них большая  часть созданной в 30-х годах  в нашей стране малострочной электромеханической аппаратуры относилась к дисковым системам, при этом использовался практически во всех случаях тот самый вариант диска Нипкова, который признавался ленинградскими исследователями самым бесперспективным.

Приведу еще один пример такой непоследовательности. Так, группа сотрудников все того же отдела Центральной радиолаборатории (на этот раз под руководством А.А. Расплетина) провела летом 1932 года исследование, связанное с «передачей сигналов телевидения на небольшие расстояния». Ученым удалось установить, что в ближайшей перспективе четкость изображения в телевидении должна быть доведена до 250 строк, 10000 элементов разложения при скорости вращения устройств развертки 20 кадров в секунду. Только при таких параметрах, доказывали исследователи, можно получить в какой-то степени качественное изображение на экране.

Однако они убедились  и в том, что если передавать изображение  по существующим в нашей стране радиоканалам, то оптимальными системами являются механические устройства с четкостью  изображения в 30 строк, 1200 элементов  разложения при скорости вращения дисков Нипкова 12,5 кадра в секунду.

Впрочем, дальнейшие опыты  убедили ученых, что их метод давал  возможность демонстрировать передачи изображения на крайне небольшие  расстояния и, следовательно, применение его для регулярного, а тем  более для массового вещания  было нецелесообразно — он годился  только для узко ограниченных научных  целей.

Казалось бы, такое исследование, дававшее научное обоснование для  выбора оптимальных параметров будущих  механических устройств, должно было определить дальнейший инженерный поиск в этом направлении. Однако ряд научных подразделений, занимавшихся в те годы вопросами телевидения, упорно продолжал разрабатывать системы для передачи движущегося изображения на расстояние с четкостью в 100 строк, 4000 элементов разложения или с еще более высокими параметрами (с разверткой в 120-180 строк и даже 240-375 строк), упуская из виду, что при таком качестве изображения они не смогут демонстрировать его по радиоканалам — а других способов передачи в те годы еще не существовало.

***

В.И. Архангельский родился  в Москве весной 1898 года.

Обычно создатели новой  техники начинают с теоретических  исследований проблемы, потом разрабатывают  детальный проект устройства и только затем приступают к его осуществлению. Такой подход занимает много времени, требует больших затрат и усилий, но зато это самая надежная и проверенная  дорога к решению задачи.

Существует и другой путь, когда сразу же приступают к созданию необходимого устройства, а затем  уже в процессе работы и испытаний  доводят новую технику до нужной кондиции. Этот путь может помочь выиграть время, но он чрезвычайно рискован, на любом его этапе могут возникнуть непредвиденные препятствия, способные  перечеркнуть все усилия. Архангельский выбрал второй путь. Это позволяло молодым исследователям надеяться на практическую помощь со стороны других научных подразделений института. Так оно и получилось.

Уже через четыре месяца после начала работ, в июле 1930 года, первая система малострочной механической техники, разработанная в стенах ВЭИ, вступила в строй и молодые ученые провели первую успешную телевизионную передачу.

Сейчас, с высоты сегодняшнего опыта, малострочное механическое устройство, созданное в ВЭИ, может казаться нам примитивным, а тогда, летом 1930-го, оно производило совсем другое впечатление — представлялось чудом техники!

В конце 1930 года удалось провести и первые испытания второй телевизионной  системы.

Если испытания первой системы носили закрытый характер, то теперь почти на каждый эксперимент  стали приглашать гостей с соседних предприятий, студентов, журналистов  — человек 150-200.

Весной 1931 года с сообщениями  о работах бригады Архангельского выступили руководители института, появились газетные и журнальные публикации «о передачах изображения  по радио».

На первых порах молодые  исследователи просто упивались  отсутствием опеки, возможностью самостоятельно принимать решения, уважительным отношением к ним со стороны производственников.

За лето они сумели связать  студию с широковещательной радиостанцией.

В декабре 1931 года в Ленинграде состоялась вторая Всесоюзная конференция  по телевидению. На этом форуме пионеров телевидения стало совершенно очевидным, что хотя разработкой систем малострочной механической техники начали заниматься во многих центрах страны, но все-таки самых значительных успехов в этом направлении добилась бригада Архангельского.

Много споров на конференции  шло о путях повышения качества телевизионного изображения, было сделано  немало предложений по увеличению числа  строк разложения. Эта Всесоюзная конференция убедила Архангельского в том, что выбранные его бригадой параметры для малострочной механической системы были близки к оптимальным.

При подготовке к передачам  сотрудники отдела вначале занимались вопросами композиции отдельных  кадров, цветовым решением каждого  рисунка, затем переходили к покадровой разработке простейших этюдов, иллюстраций  к сказкам, отдельных сюжетов... Если раньше бригада Архангельского использовала уже готовые плакаты, фотографии, то теперь художник специально рисовал  различные варианты эскизов и  только после тщательного отбора, бесконечных уточнений приступал  к изготовлению рисунка, плаката, картины, которые наиболее выразительно выглядели  на экране маленького телевизора.

Помимо чисто творческих, художнических поисков, Вячеслав Иванович продолжает заниматься и своими инженерными  исследованиями.

Общие и большинство средних планов на экранах немых малострочных механических телевизоров не просматривались.

Конечно, отдельные работы (особенно простейшие мультфильмы, снятые специально для малострочного телевидения) выглядели более впечатляющими, но в целом двухлетний эксперимент дал отрицательные результаты.

Драматизм положения усугублялся  тем, что именно в это время  за рубежом и в Советском Союзе  удается наконец закончить работы по созданию опытных электронных телевизионных систем. Теперь это был уже не проект, а реально действовавшее лабораторное оборудование. Поэтому можно понять руководство Всесоюзного электротехнического института и Комитета по радиовещанию, которое к концу 1933 года значительно охладело к малострочному механическому телевидению, считая это направление поиска морально устаревшим и бесперспективным.

Сколько же упорства, настойчивости  и боевитости надо было проявить В.И. Архангельскому, чтобы доказать:

— что от создания опытной  электронной аппаратуры до организации  регулярного массового вещания  с помощью этой новой техники  — «дистанция огромного размера»;

— что внедрение электронного телевизионного оборудования связано  со строительством и развитием электронной  промышленности, которой у нас  в те годы практически не было;

— что много времени  должно уйти на разработку технологии нового сложного производства, что  электронное телевидение не сможет воспользоваться радиоканалами  для передачи изображения на расстояние, следовательно, много лет уйдет  на создание телевизионных систем связи;

— что телевизионное вещание  не только вопрос техники, но и не в  меньшей степени это множество  связанных с ним творческих проблем, которые, не теряя времени, можно  решить только с помощью малострочной механической аппаратуры;

— что можно создать  в короткие сроки новые малострочные механические устройства, в которых будут устранены основные недостатки прежней телевизионной системы.

Сами исследователи стали  понимать, что надо делать, чтобы  усовершенствовать свою технику  и создать такую телевизионную  аппаратуру, которая была бы способна показывать людей в привычных  для них условиях. Для этого прежде всего необходимо отказаться от принципа «бегущего луча»: передающее телевизионное устройство — теперь это было совершенно ясно Архангельскому — должно работать не в темноте, а при обычном фотографическом освещении.

Телевидение не может оставаться немым — это вчерашний день техники. Кинематограф к тому времени  уже стал звуковым, следовательно, и  телевидение не должно отставать  от него.

Нельзя изображение показывать только с одной точки, передающая телевизионная камера должна иметь  возможность демонстрировать планы  различной крупности, позволять  монтировать изображение.

Для исследователей стало  совершенно очевидным, что передачи не могут создаваться дилетантами  — это дело профессионалов, которые  должны с помощью инженеров изучить  и освоить технические возможности  телевидения.

Непосредственно инженерной работе предшествовала большая организационная  и техническая подготовка. В январе 1933 года Комитет по радиовещанию выводится  из состава Наркомпочтеля и становится Всесоюзным комитетом по радиофикации и радиовещанию при СНК СССР.

Параллельно с работами по созданию телевизионных устройств  удалось в какой-то мере решить такой  нелегкий для тех лет вопрос, как  подыскание помещения для новой  телестудии. Переход на звуковое телевидение  требовал хотя бы двух изолированных  друг от друга помещений: в одном  из них должна была располагаться  аппаратная, телевизионная камера, в другом — павильон для передач.

Информация о работе Аркадий Моисеевич Рохлин