Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 13:24, дипломная работа
В современном обществе одной из наиболее актуальных проблем представляется проблема безопасности. Безопасность – это состояние защищённости объекта (субъекта) и (или) систем на основе правовых или иных критериев оценки их жизненно важных интересов (условий) существования (жизнедеятельности) в социально-экономических и природно-экологических сферах.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ ЛОЯЛЬНОСТИ И БЛАГОНАДЕЖНОСТИ 5
1.1 Надежность и неблагонадежность как качества личности в правовом поле 5
1.2 Лояльность как субъективные чувства личности в качестве сотрудника хозяйствующего субъекта, соотношение лояльности и надежности 8
ГЛАВА 2. ОБЗОР И АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ БЛАГОНАДЕЖНОСТИ И ЛОЯЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА………………………….. 13
2.1 Методы и алгоритм приема персонала на работу 13
2.2 Методы и методики оценки сотрудников 25
ГЛАВА 3. СЛУЖБА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА. 36
3.1 Кадровая безопасность компании как компонент службы экономической безопасности. 36
3.1.2 Функции и обязанности работников кадрового органа. 41
3.1.3 Планирование персонала с точки зрения кадровой безопасности. 50
3.2 Предложения по совершенствованию работы кадрового органа по обеспечению экономической безопасности хозяйствующего субъекта. 55
4. ИССЛЕДОВАНИЕ. 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Со следующими вариантами воздействия можно столкнуться в самых распространённых случаях:
Шантаж. Он может быть одним из методов вербовки, хотя далеко не всегда эффективной. Психологической основой шантажа является страх предания гласности той или иной информации. Шантаж великолепно работает только в отношении тех, кому есть что терять. Репутация, карьера — все пойдет прахом. Так считает несчастный и соглашается работать на шантажиста. Он думает, что его согласие прекратит поток негативных переживаний. На самом деле все только начинается. Разрушение самооценки, удаление от общества, потеря близких друзей и, в конце концов, утрата той самой репутации.
Советовать жертве шантажа признать свои ошибки, проступки и избежать дальнейшего разрушительного воздействия, конечно, просто. Последовать этому совету — вот в чем состоит героизм. Человек должен быть уверен, что встретит понимание значимых для него лиц. Он должен быть уверен, что будет понят и прощен.
Подкуп. Алчность — это один из факторов, способствующих вербовке. Одним людям деньги нужны для того, чтобы соответствовать каким-то нормам. Другим — чтобы им завидовали «друзья». Третьим они просто нужны, например, для того, чтобы содержать семью. Алчный человек не просто готов к вербовке, он может искать такую возможность. Подкуп используется и при этом в случае упрека в стяжательстве…
Месть. Самый сложный вариант для разоблачения. Если жертва шантажа может выдать себя скованным и запуганным видом, если алчный человек постоянно говорит о деньгах, то мститель — всегда актер. Когда вы поворачиваетесь к нему лицом, то всегда видите преданные глаза и искреннюю улыбку. Мститель коварен и находчив. Он тщательно строит планы. Он изворотлив и осторожен.
Проверка благонадежности ключевых сотрудников — актуальна и важная задача высшего менеджмента любой компании.
Схема профилактики неблагонадежности.
Технология оценки благонадежности создавалась как инструмент предупреждения проступков и преступлений и в самом общем виде представлено на рис. 1. Схематично ее можно представить следующим образом:
– да
– нет
Технология состоит из нескольких этапов:
1 этап. Вы должны позаботиться о том, чтобы к вам поступило как можно больше информации о том, чем живут ваши коллеги: кто женился, кто завел любовника, кто замечен пьяным, кто демонстрирует склонность к риску. Чем больше информации, тем точнее будут ваши прогнозы. Но вы должны знать, что если от вас будет исходить угроза наказания, то информационный канал со временем превратится в болото, а потом и вовсе пересохнет. Добейтесь того, чтобы ни один слух не проходил мимо вас, тогда вы спасете жизнь и свободу не одного человека.
2 этап. Любая полученная информация о сотруднике должна быть подвергнута анализу с точки зрения того, «является ли это признаком неблагонадежности». На втором этапе вы обязаны, в силу своей роли, преувеличивать опасность. Например, следующим образом.
Сотрудник А купил себе машину. Оценим его доходы, отнимем стоимость прожиточного минимума, добавим доходы других членов семьи. И тем не менее образуется разница. Не хватает десяти тысяч долларов. ОТКУДА: Мог ли он их взять в долг? Обращался ли он к кому-то с просьбой дать денег в долг? Говорил ли, что копит деньги на новую машину? Каков круг его знакомых? Предположим худшее: деньги ему дали конкуренты за какую-либо услугу. Что он мог им передать за такую сумму? К каким секретам у него есть допуск?
3 этап. С помощью воображения можно построить модель, гипотезу. Необходимо следить за тем, чтобы в основе гипотезы лежали достоверные факты.
4 этап. Профилактическая работа. Когда сумма факторов неблагонадежности превышает некий порог, наступает пора профилактических действий. Вы знаете, что для разных категорий сотрудников может существовать свой критический порог. Для тех, кто работает с деньгами и другими ценностями, он традиционно ниже, как и для сотрудников, которые при желании могут нанести наибольший ущерб в силу своих полномочий, доступа к ресурсам, к тайнам и секретам компании. В этом аспекте минимальный порог реагирования у руководителя компании. Он, как правило, держит в своих руках большинство нитей управления и в его силах прекратить или нарушить работу компании. К счастью, руководители часто являются и владельцами этой компании либо отличаются высокой степенью лояльности по отношению к владельцу.
Методы профилактики
Психологические методы.
• Разъяснительная и просвещающая беседа. Человек должен понять, за ним наблюдают, он на особом учете, ему не дадут безнаказанно нанести ущерб компании.
• Коллективное обсуждение факторов неблагонадежности, таких как, например, пьянство.
• Настоятельная рекомендация посетить специалиста для скорейшего решения личностных проблем.
Организационные методы.
• Ограничение полномочий.
• Введение дополнительного контроля.
• Понижение в должности.
• Ограничение доступа к ресурсам.
• Увольнение как крайняя мера при безвыходном положении.
Рекомендуется начинать с психологических методов. Большинство проблем можно избежать, если руководитель начнет отслеживать появление признаков неблагонадежности и реагировать на них, а не на их последствия.
В заключение этого небольшого раздела необходимо сделать еще два замечания. Технология оценки благонадежности не является карательным инструментом для увольнения неугодных. Использование данной технологии не заменяет, не отменяет и не исключает работу компетентных органов, когда в результате того или иного поведения субъект создал им поле для деятельности. Человек, использующий технологию оценки благонадежности, должен в полной мере осознавать свою ответственность за свои выводы и рекомендации. Он выполняет функцию желтого сигнала светофора, который сообщает, что впереди опасность, скоро включится красный, и ехать будет нельзя.
Принцип ограниченности. Все, что связано с непосредственным рабочим процессом и выполнением служебных обязательств и ограничено работой, обладает безусловной открытостью для осуществления контроля. Работодатель имеет полное право знать, когда сотрудник пришел на работу, когда ушел домой, кто входил в помещение, как долго он там оставался и т.д. Важным условием является обязательное знакомство сотрудника с полным перечнем контролируемых ресурсов. Новый сотрудник должен быть уведомлен о том, что на данном предприятии ведется скрытый контроль, что служебная переписка может быть прочитана, что телефонные разговоры могут быть записаны. Руководство обязано взять с него расписку, в которой сотрудник подтверждает факт ознакомления с этой стороной работы. Вопросы соблюдения режима секретности должны обсуждаться до того, как сотрудник вольно или невольно разгласит ценную информацию.
Принцип соответствия. Чем выше степень влияния конкретного сотрудника на работу компании в целом, тем больше прав у руководства компании на особый контроль. Это звучит угрожающе с точки зрения защитника прав человека, но на деле это вполне оправдано.
Принцип уместности. Проводимые работы должны быть уместными в контексте происходящего. Уместность определяется субъективно лицом, которое отвечает за предотвращение происшествий. Уместно проверять фактически отработанное время для большинства сотрудников. Но как это сделать для тех, у кого свободный график посещения и ненормированный рабочий день? Уместно запрашивать отчет о проведенной за день переписке по электронной почте, но только у тех, кто располагает этой самой почтой. Компании создают инструкции и правила, жизнь меняется, но правила не всегда поспевают за новыми реалиями. И тогда случаются курьезы.
Принцип уместности говорит о том, что контроль возможен, если существует риск. Он говорит о том, что чрезмерная перестраховка может превратить контроль в высшей степени формальное мероприятие.
Принцип актуальности. Проводимые мероприятия должны быть актуальны и своевременны. Профилактика должна опережать преступления.
Принцип уведомления. Этот принцип уже рассматривался нами раньше. Человек должен быть предварительно уведомлен о том, что в компании приняты те или иные способы контроля. Он должен знать, что в помещении, где он работает, установлены камеры наблюдения, прослушивающие устройства, другая спецтехника.
Принцип сохранности информации. Вся полученная информация должна храниться с максимально возможными предосторожностями. Это требование не только нового Трудового кодекса РФ, но и здравого смысла. Защита информации — сложная задача. В настоящее время пишутся целые книги о том, каким образом можно сохранить и можно добыть информацию. Но никогда не будет существовать идеальной системы защиты информации. Можно сказать, что все тайное рано или поздно станет явным. Именно из этого стоит исходить при планировании систем сохранения информации.
Увольнение сотрудников может представлять для компании значительную опасность. Это особенно актуально в том случае, когда увольняемый сотрудник обладает такими чертами личности, как обидчивость, мстительность, агрессивность и т. п.
Если некто считает себя несправедливо уволенным, он может попытаться тем или иным способом отомстить бывшему работодателю. Какой может быть эта месть? В некотором смысле, ответ можно предположить.
Если увольняемый работник работал программистом, то локальная сеть и компьютеры компании находятся в опасности. Если пришлось уволить бухгалтера, то опасности подвергается финансовая сфера компании. Если уволен продавец, то ваш конкурент может получить все наработки по привлечению и удержанию клиентов.
Как минимизировать риски, связанные с увольнением сотрудников, по инициативе администрации компании?
Во-первых, нельзя принимать на вакантные должности людей, которые могут создать проблемы своим поведением при выполнении работы или при увольнении. Нельзя принимать на работу мстительных, агрессивных сотрудников. Шансы на то, что вам удастся их перевоспитать, не существуют.
Во-вторых, увольнять сотрудников надо таким образом, чтобы у них не было психологических причин для мести.
В-третьих, необходимо построить технологию предвосхищения проблем, связанных с увольнением тех или иных специалистов. При этом технология не должна быть привязана к конкретным персонам, она должна иметь отношение только к должности. Например, «Технология увольнения программиста», «Технология увольнения секретаря» и т. д.
Зная особенности своей компании, вы можете определить, какие конкретные действия должны подразумевать эти технологии.
В качестве примера можно привести технологическую карту увольнения уже упоминавшегося программиста, администратора баз данных, системного администратора. Приводимая технология запускается в действие после принятия окончательного решения об увольнении.
1. Анализ имеющихся данных о личности увольняемого сотрудника. При анализе досье сотрудника необходимо понять, есть ли в его характере черты, которые могут толкнуть его на неблаговидные поступки после того, как он получит известие об увольнении. Если такие черты характера обнаружены, то увольнение должно проводиться но жесткому типу:
• немедленное после подписания приказа об увольнении отстранение от работы на компьютере;
• немедленная смена паролей и регламентов допуска;
• минимально возможные сроки отработки и передачи дел.
Если в характере увольняемого не обнаруживаются опасные черты, то увольнение может проходить по более мягкой схеме. Сотрудник отрабатывает оговоренное время, и после его окончательного ухода из компании меняются пароли и регламенты доступа к ресурсам.
2. Анализ действий, выполняемых увольняемым сотрудником. Анализируется текущая деятельность сотрудника. Принимается решение о том, какую работу он может выполнять после подписания приказа об увольнении, а от какой работы он должен быть отстранен немедленно.
Составляется список других сотрудников, которые должны выполнять те или иные обязанности.
3. Анализ допусков и паролей. Если в компании ведется досье, то не
составит труда вспомнить, какими допусками обладает сотрудник,
какие пароли он знает, какими ресурсами пользуется.
Необходимо составить список паролей, которые следует сменить немедленно после подписания приказа или после увольнения, в зависимости от того, какой сценарий будет выбран: жесткий или мягкий.
4. Встреча с сотрудником. Во время личной встречи до сотрудника
доводятся претензии компании, сообщается, что принято решение о
его увольнении, сообщается, какую работу он должен прекратить выполнять после этого разговора.
Необходимо обсудить порядок, время и условия увольнения.
Во время этого разговора необходимо обратить внимание на признаки возможной обиды или мести. Если они есть, то следует более подробно поговорить с сотрудником и убедить его, что увольнение при этом связано с сокращением штатов, говорить словами не затрагивающими профессиональное или личностное самосознание сотрудника. Некоторые компании берут с увольняемого сотрудника расписку, в которой он берет на себя определенную ответственность.
Информация о работе Благонадежность и лояльность персонала как элемент кадровой безопасности