Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 13:24, дипломная работа
В современном обществе одной из наиболее актуальных проблем представляется проблема безопасности. Безопасность – это состояние защищённости объекта (субъекта) и (или) систем на основе правовых или иных критериев оценки их жизненно важных интересов (условий) существования (жизнедеятельности) в социально-экономических и природно-экологических сферах.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ ЛОЯЛЬНОСТИ И БЛАГОНАДЕЖНОСТИ 5
1.1 Надежность и неблагонадежность как качества личности в правовом поле 5
1.2 Лояльность как субъективные чувства личности в качестве сотрудника хозяйствующего субъекта, соотношение лояльности и надежности 8
ГЛАВА 2. ОБЗОР И АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ БЛАГОНАДЕЖНОСТИ И ЛОЯЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА………………………….. 13
2.1 Методы и алгоритм приема персонала на работу 13
2.2 Методы и методики оценки сотрудников 25
ГЛАВА 3. СЛУЖБА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА. 36
3.1 Кадровая безопасность компании как компонент службы экономической безопасности. 36
3.1.2 Функции и обязанности работников кадрового органа. 41
3.1.3 Планирование персонала с точки зрения кадровой безопасности. 50
3.2 Предложения по совершенствованию работы кадрового органа по обеспечению экономической безопасности хозяйствующего субъекта. 55
4. ИССЛЕДОВАНИЕ. 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Самыми, например, важнейшими критериями экономической безопасности являются показатели финансово-хозяйственной деятельности компании. Данная группа показателей включает в себя характеристики ликвидности, финансового состояния, оборачиваемости и рентабельности. Параметры этих категорий включаются в финансовую составляющую экономической безопасности предприятия, а выводятся из соответствующего управленческого учета и отчетности.
Главными группами критериев непосредственно кадровой безопасности являются:
1. Показатели численного состава персонала и его динамики;
2. Показатели квалификации и интеллектуального потенциала;
3. Показатели эффективности использования персонала;
4. Показатели качества мотивационной системы.
Установив специальные критерии и определив их параметры, служба персонала, кроме того, обязана:
1. Обеспечить разработку текущих и плановых значений показателей кадровой безопасности для целей стратегического и оперативного планирования;
2. Осуществлять постоянный мониторинг установленных показателей в сфере своей ответственности;
3. Предоставлять с различной периодичностью и в определенном объеме данных отчетность по состоянию “своих” критериев;
4. Немедленно сообщать в орган управления и службу безопасности при получении сигнала о негативном отклонении значения показателя либо об изменении направления тенденций за плановые величины;
5. Принимать участие в разработке и реализации сценариев и мер по стабилизации параметров и т.д.
Сам же мониторинг осуществляется в целях выявления и прогнозирования негативных воздействий на интересы и объекты экономической безопасности. Очевидно, что неблагоприятные явления и процессы могут быть выражены в:
отклонении величин установленных контрольных показателей от пороговых в отрицательную сторону;
увеличении амплитуды динамики установленных показателей на величины больше допустимых;
возникновении необъяснимых финансовых, технологических и информационных явлений и процессов;
наступлении форс-мажорных обстоятельств;
необъяснимом или отрицательном поведении отдельных сотрудников и групп;
возникновении конфликтных ситуаций между внутренними, а также с внешними субъектами бизнеса;
подозрительном интересе со стороны внешних субъектов к деятельности компании, подразделения, объекта, его персоналу, руководству, информации, материальным и денежным средствам;
фактах хищений, повреждений имущества, пропаже денег и документов, других неправомерных действиях;
попытках несанкционированного доступа и использования внутренней информации;
возникновении проблем личной безопасности сотрудников и т.п.
При этом понятно, что все должностные лица и сотрудники обязаны немедленно сообщать о таких отклонениях в службу безопасности, а в отдельных случаях, указанных во внутренней документации – непосредственно администрации. Непринятие соответствующих мер влечет определенную ответственность.
Итак, если предприятие имеет систему подобных параметров и механизм реакции, планирование персонала также осуществляется с учетом таких параметров по кадровой составляющей.
Один из критериев группы “Показатели численности персонала” – оптимальность количественного состава. Цифра здесь – разнообразные соотношения общей и среднесписочной численности персонала и его групп. Характеризует динамику соответствующих изменений, например, текучесть кадров по предприятию, его подразделениям и другим позициям. Текучесть персонала задается определенным параметром – столько-то человек в квартал по такой-то должности в группе производственных подразделений допустимо. Результат выше – плохо, расценивается как нарушение в системе кадровой безопасности.
Похожие же расчеты ведутся и при определении баланса половых, возрастных и образовательных групп персонала. Расчет ведется по удельным весам таких групп. Характеризуют и соответствие запланированной сбалансированности, и динамику изменений.
Если подобная система критериев кому-то кажется сложной и громоздкой, то видимо ваше предприятие еще не доросло до такой количественной оценки своей деятельности и такого способа прогнозирования проблем, в чем нет абсолютно ничего ущербного.
Следующий элемент планирования персонала в разрезе кадровой безопасности – разработка мероприятий усиления конкурентоспособности. Что это такое? Конечно же, это обучение, повышение квалификации, переподготовка и иные формы развития компетенции персонала. При этом нельзя в своих планах обходить повышение компетентности руководства и непосредственно сотрудников служб персонала и безопасности. Любое образование работников – это стабильность компании.
Отдельно можно отметить участие службы персонала в планировании тренировок персонала по действиям в экстренных и форс-мажорных ситуациях. Участие самое непосредственное в форме включения таких занятий в общефирменные планы.
Планирование привлечения внешних консультантов по вопросам управления, кадрового менеджмента, мотивации, психологии – дополнительный способ развития компании и усиления ее безопасности. И эти мероприятия заносят в план. Безусловно – планирование корпоративных ресурсов на обучение, мотивацию, аттестацию и другие функции организации и управления персоналом. Это к разговору о задействованных ресурсах. Вот и они. Кроме того – инициирование планирования иных смежных ресурсов и затрат, например, на обеспечение техники безопасности и охраны труда при развитии персонала, на подготовку и обеспечение рабочих мест и т.д. Таким образом, рассматривалась не процедура, – она у каждого своя, а элементы планирования персонала, прямо связанные с безопасностью компании. От того, насколько полно будут учтены эти ресурсы, насколько полно и качественно такие планы будут отрабатываться и насколько результат будет соответствовать плану и прогнозам, настолько критично можно подходить и к оценке деятельности службы персонала. А если еще обратить внимание на точность расходования запланированного, согласованного и выделенного бюджета, то определяется профессионализм HR-специалистов. Планирование персонала – отправная точка обеспечения кадровой безопасности, и этому этапу работы с “живым ресурсом” необходимо уделить достойное внимание.
Всем известно, что помимо административного информационного поля существует сфера кулуарной, неофициальной информации. В этой второй части инфопространства бурно циркулируют целые потоки знаний, сведений и данных о каких-либо пока латентных для руководства предприятия происшествиях, нарушениях или даже преступлениях. Во все времена перед администрацией остро стояла и будет стоять проблема своевременного получения этих знаний, чьих-то исключительных знаний. Причем знаний, порой тщательно скрываемых от руководства, и вследствие этого важных для безопасности.
Информация, требующаяся и получаемая администрацией, может быть любой: от той, кто год назад своровал кошелек у соседа, до той, кто и с кем вчера в театр ходил. Давайте несколько сузим поток до действительно необходимой деловой информации. Итак, что действительно хотелось бы знать работодателю? Это, как правило, информация:
о происшествиях в коллективе,
о воровстве, злоупотреблениях и т.п.,
о серьезных личных проблемах сотрудников,
о неэтичных поступках,
о конфликтах, интригах и пр.
о некоторых фактах личной жизни, оцениваемых как риск для компании,
об уровне информированности сотрудников в отношении конфиденциальной или иной скрываемой от них информации,
о наличии неформальных лидеров с опасными идеями,
о недовольстве персоналом или сотрудником теми или иными действиями руководства, проявлениях нелояльности,
об истинном отношении работника к фирме, к руководству, коллективу, конкурентам и т.п.
Как показывает практика, наиболее остра информация о различного рода правонарушениях, злоупотреблениях, воровстве, мошенничествах, незаконных вознаграждениях, растратах, присвоении и т.д., происходящих на предприятии по умыслу его работников или в сговоре с ними. Она имеет значительную ценность, с одной стороны для предотвращения потенциального ущерба, с другой – для раскрытия уже совершенных акций и выявления конкретных виновников.
Зачем работодателю все это знать? При кажущейся очевидности ответа представляется интересным указать также список решаемых задач. К ним относятся:
1. снижение рисков неблагоприятного развития ситуации;
2. прогнозирование поведения сотрудников и коллективов;
3. мониторинг сопротивления нападениям;
4. управление лояльностью;
5. повышение результативности внутренних расследований;
6. предотвращение конфликтов;
7. получение дополнительной информации.
Способы получения частной информации
Способов доступа в эту, судя по задачам, безусловно “горячую” информационную сферу предостаточно, так же как и источников, например:
часы приема руководства,
ежедневные беседы руководителей с подчиненными,
письменные послания, в том числе по факсу,
электронные письма,
внутрифирменный почтовый ящик,
пейджер,
контроль электронной переписки,
конспиративные встречи с сотрудниками, наличие информаторов,
подслушивание, подсматривание (аудио- и видеоконтроль),
неформальные мероприятия с распитием спиртных напитков и т.п.,
курилка и т.п.,
профсоюзы,
тренеры и преподаватели, проводящие обучение групп и подразделений,
внешние субъекты (клиенты, поставщики, партнеры и пр.),
медосмотры и обследования,
телефонные сообщения, телефон доверия и т.д.
Попытки распределения путей и способов получения информации по признаку инициативы говорят, что только одна их треть связана с желанием самого работника сообщить что-либо важное работодателю, что вряд ли может удовлетворить последнего (где доказательства?).
Авторизованные и анонимные источники информации
Процесс же получения руководителями, менеджерами по персоналу или начальниками служб безопасности частных сообщений от сотрудников организуется по-разному, однако есть две категории информации, от которых этот процесс зависит – авторизованная и анонимная.
Авторизованная информация, как правило, получается в результате прямого общения сотрудника с представителем руководства. При этом известно, что передача этой информации о нарушениях и т.п., когда затрагиваются интересы иных лиц, коллег, товарищей по работе сопряжена с рядом таких проблем, как:
существующие тонкости социально-психологического и ментального характера (“стукачество”);
груз прошлого исторического опыта, усиливающий неприятие таких форм общения;
необходимость значительной подготовительной работы для грамотного получения адекватного источника информации (компромат-деньги-патриотизм-
соблюдение условий конспирации;
немалая ответственность лиц, получающих такие сведения в разработку, за сохранность информации и главное – за конфиденциальность корреспондента.
Исходя из перечисленного, а также учитывая практику служб безопасности можно сделать вывод о том, что искусство получения неформальной информации как раз и заключается в том, чтобы руководство создало такие условия, при которых работникам самим хотелось бы ее передавать в комфортных условиях. Это в большей степени возможно при задании определенных требований со стороны персонала, и определяющим является сохранение анонимности источника.
Основные принципы результативного функционирования каналов получения информации и обратной связи от персонала.
С учетом рассмотренных достоинств и известных недостатков различных путей получения информации можно сформулировать основные принципы деятельности канала, которых необходимо придерживаться в работе службы безопасности:
1. нерушимость основного постулата информационного обмена – анонимности (даже корреспондент, передающий информацию и желающий представиться, для предотвращения злоупотреблений чужим именем должен либо подтвердить свою личность, либо отказаться от попытки объявления своей личности);
Информация о работе Благонадежность и лояльность персонала как элемент кадровой безопасности