Характеристика современного терроризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследовать понятие и сущность терроризма как социально-правовой категории.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
Исследовать развитие понятия терроризм в истории права
Рассмотреть основные подходы к сущности терроризма
Выделить основные виды терроризма
Изучить основные черты современного терроризма

Содержание работы

Введение…………………………………………………..…………………….....3
1. Основные аспекты терроризма…………………………………………….….5
1.1 Развитие понятия терроризм в истории права…………………...…...5
1.2 Основные подходы к сущности терроризма………………………...11
1.3 Основные виды терроризма……………………………………….....17
2. Характеристика современного терроризма…………………………………26
2.1 Основные черты современного терроризма…………………………....26
2.2 Ответственность за терроризм по УК РФ…………………………...32
2.3 Основные особенности противодействия терроризму в РФ……….40
2.4 Направления борьбы с международным терроризмом на современном этапе…………………………………………………………...….45
Заключение……………………………………………………………………….50
Список литературы……………………………………………………………....51

Файлы: 1 файл

Терроризм (3).doc

— 267.50 Кб (Скачать файл)

Оценивая уголовно-правовое значение угрозы для квалификации конкретных действий как терроризма, необходимо видеть различие между угрозой при терроризме и угрозой убийством или причинением тяжких телесных повреждений (ст.119), угрозой в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ст. 296), угрозой применения насилия в отношении представителя власти (ст. 318). Различия можно обнаружить как в характере самих действий, их масштабах, так и особенно в целях поступков.

Субъектом терроризма может быть любое вменяемое лицо, достигшее четырнадцатилетнего возраста. Это положение применительно к рассматриваемому преступлению особенно актуально, поскольку в национальном и религиозном терроризме, как показывает практика, принимает участие довольно много подростков. В условиях массовой истерии они легко могут в силу своего возраста попадать под влияние взрослых и совершать преступные действия. Субъектами терроризма могут быть граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства.

Терроризм может совершаться только с прямым умыслом, поскольку террорист осознает общественную опасность своих поступков, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления. Прямой умысел террориста направлен на совершение взрыва или иного действия, создающего реальную опасность возникновения указанных последствий ради достижения определенных целей.16

Часть 2 ст. 205 предусматривает ответственность за совершение тех же действий при наличии квалифицирующих обстоятельств, которые (по общему правилу) свидетельствуют о большей общественной опасности. Это следующие обстоятельства: а) группой лиц по предварительному сговору; б) неоднократно; в) с применением огнестрельного оружия.

Для определения совершения преступления группой лиц по предварительному сговору нужно учитывать положения ст. 35 УК РФ. Эта статья предусматривает ответственность за совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Если террористический акт уже начался, то последующее присоединение соучастников (соисполнителей) не влечет ответственности по п. "а" ч.2 ст.205 УК РФ, если заранее не договаривались о совместном участии в совершении террористического акта, то есть не было предварительного сговора. Но вполне возможно, что такой сговор - вступить в действие лишь на определенном этапе - вполне мог состоятся ранее, а поэтому говорить о совместном совершении преступления есть все основания.

Ст. 205 говорит о совершении преступления, а не о его исполнителях. Участниками совершения являются исполнители, пособники, подстрекатели, организаторы. Они могут совершить акт терроризма без предварительного сговора, но это относительно редкий случай.

Часть 2 ст. 205 содержит еще один квалифицирующий признак - неоднократность. Это означает неоднократность совершения именно террористических, а не каких-нибудь иных насильственных или даже "родственных" преступлений. Неоднократность - это не в первый раз, а, как минимум, во второй раз.

Применение огнестрельного оружия при совершении терроризма рассматривается законодателем в качестве еще одного квалифицирующего обстоятельства. Это вызывает некоторые сомнения, поскольку такое оружие не представляется более опасным по сравнению со взрывчатыми веществами, способными вызвать взрывы, пожары и другие часто массовые по своему характеру бедствия.

Рассматриваемого квалифицирующего признака не будет, если огнестрельное оружие применялось с целью избежать задержания после совершения акта терроризма. Такие действия квалифицируются самостоятельно. Терроризм может считаться совершенным с использованием огнестрельного оружия, если оно применялось для нанесения телесного повреждения либо демонстрировалось другим лицам как готовность преступника пустить его в ход в любое время.

Часть 3 ст. 205 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за деяния, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, а равно сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения.17

Ст. 35 УК дает определение организованной группы. По мнению авторов данной статьи, это устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

Совершение тяжких или особо тяжких преступлений не является отличительным признаком преступных сообществ (преступных организаций), поскольку такого рода преступления могут совершать и группы другого типа. Главная отличительная черта преступного сообщества (преступной организации) это масштабность действий, длительность функционирования, организованность, налаженный механизм управления, замаскированность, даже глубокая конспирация, неуловимость, способность влиять на крупные социальные, политические, экономический решения, тесная связь, иногда подпольная, с государственными, политическими, общественными, финансовыми организациями и их деятелями.

Субъективная сторона терроризма, повлекшего по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, характеризуется двойной формой вины: прямым умыслом по отношению к террористическим действиям и неосторожностью (как легкомыслием, так и небрежностью) по отношению к указанным в п.3 ст. 205 последствиям. Естественно, что неосторожно может быть нанесен и нетяжкий ущерб - в этом случае ответственность должна наступать по ч.1 или по ч.2 ст. 205.18

Как уже отмечалось выше, в ч.3 ст. 205 были внесены изменения обоснованно, т.к. объекты использования атомной энергии, ядерные материалы, радиоактивные вещества, источники радиоактивного излучения являются объектами повышенной опасности и могут причинить неограниченному кругу лиц, имуществу, окружающей среде огромный, невосполнимый вред.

Ст. 205 УК РФ содержит примечание, согласно которому лицо, принимавшее участие в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом содействовало предотвращению осуществлению акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления. Данная норма в определенной степени дублирует норму о добровольном отказе от преступления (ст.31), но в то же время и расходится с ней. Если действия лица подпадают под добровольный отказ, то должна применяться ст. 31 как норма общей части УК, согласно которой лицо не подлежит уголовной ответственности (а в соответствии с примечанием к ст. 205 - освобождается).

В примечании к ст. 205 УК РФ есть указание на прямые активные позитивные действия человека, который готовил террористический акт или участвовал в его подготовке, но затем решил не допустить его путем своевременного предупреждения органов власти или иным способом. Такие действия могут быть добровольными даже в том случае, если он действовал в страхе перед разоблачением, в силу религиозных мотивов, прямого указания священника в ходе исповеди и т.д. Но они могут быть неокончательными в том смысле, что даже совершив их, лицо может самостоятельно или в группе продолжать подготовку к террористическому акту. В этом случае индивид не вправе рассчитывать на освобождение от уголовной ответственности, потому что положительный ответ может быть дан лишь при окончательном решении не доводить задуманное до конца, одному или в группе, и, конечно, до наступления общественно опасных последствий.

Важно отметить, что примечание к ст. 205 может действовать лишь в том случае, если лицо своевременно предупредило органы власти или иным способом способствовала предотвращению осуществления акта терроризма.

Освещая уголовно-правовой аспект борьбы с терроризмом, нельзя не обратить внимание на такой вопрос как ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ).

Терроризм ведет к дестабилизации в обществе, создает атмосферу страха, нарушает деятельность предприятий, организаций и учреждений. Явление это породило и "шутников" - лиц, делающих ложные сообщения о подготовке акта терроризма. Такие действия не единичны. О них постоянно сообщается в средствах массовой информации.

Ложное сообщение об акте терроризма травмирует людей в той же степени, что и правдивое. Такие сообщения зачастую вызывают необходимость эвакуации из помещений людей, приостанавливают трудовые процессы, ведут к прекращению работы транспорта, учебы в школах, вузах, порождают материальные и трудовые издержки. В связи с этим в Уголовном кодексе РФ установлена уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207).

 

2.3 Основные особенности противодействия терроризму в РФ

 

Правовой основой противодействия терроризму являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействию терроризму», а также федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, и другие нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) обеспечение и защита основных  прав и свобод человека и  гражданина;

2) законность;

3) приоритет защиты прав и  законных интересов лиц, подвергающихся  террористической опасности;

4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

5) системность и комплексное  использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных  и иных мер противодействия  терроризму;

6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

7) приоритет мер предупреждения  терроризма;

8) единоначалие в руководстве  привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористической деятельности

9) сочетание гласных и негласных  методов противодействию терроризму;

10) конфиденциальность сведений  о специальных средствах, технических  приемах, тактике осуществления  мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;

11) недопустимость политических  уступок террористам;

12) минимизация и (или) ликвидация  последствий проявлений терроризма;

13) соразмерность мер противодействия  терроризму степени террористической  опасности.

Представленный Федеральный закон определяет компетенцию субъектов по организации борьбы с терроризмом.

Президент Российской Федерации:

1) определяет основные направления  государственной политики в области  противодействию терроризму;

2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом;

3) принимает решение в установленном  порядке об использовании за  пределами территории Российской  Федерации формирований Вооруженных  Сил Российской Федерации и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против Российской Федерации либо граждан Российской Федерации или лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации:

1) определяет компетенцию федеральных  органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых  оно осуществляет, в области противодействия  терроризму;

2) организует разработку и осуществление  мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма;

3) организует обеспечение деятельности  федеральных органов исполнительной  власти, органов исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации и органов местного  самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами.

Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для реализации решений указанных органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа.19

Анализируя законодательство России можно отметить, что наряду со ст. 205 Уголовного Кодекса Российской Федерации (террористический акт), к преступлениям террористической направленности можно также отнести деяния, предусмотренные ст.206 (захват заложника), 207 (заведомо ложное сообщение об акте терроризма), 208 (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем), а также 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля) и 360 (нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой); похищение человека (ст. 126 УК); угон воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК), насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК), вооруженный мятеж (ст. 279 УК), диверсия (ст. 281 УК) и др. Объединение этих преступлений в одну группу весьма значимо для изучения состояния и разработки мер их предупреждения, поскольку един причинный комплекс этих преступлений.

Информация о работе Характеристика современного терроризма