Характеристика современного терроризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследовать понятие и сущность терроризма как социально-правовой категории.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
Исследовать развитие понятия терроризм в истории права
Рассмотреть основные подходы к сущности терроризма
Выделить основные виды терроризма
Изучить основные черты современного терроризма

Содержание работы

Введение…………………………………………………..…………………….....3
1. Основные аспекты терроризма…………………………………………….….5
1.1 Развитие понятия терроризм в истории права…………………...…...5
1.2 Основные подходы к сущности терроризма………………………...11
1.3 Основные виды терроризма……………………………………….....17
2. Характеристика современного терроризма…………………………………26
2.1 Основные черты современного терроризма…………………………....26
2.2 Ответственность за терроризм по УК РФ…………………………...32
2.3 Основные особенности противодействия терроризму в РФ……….40
2.4 Направления борьбы с международным терроризмом на современном этапе…………………………………………………………...….45
Заключение……………………………………………………………………….50
Список литературы……………………………………………………………....51

Файлы: 1 файл

Терроризм (3).doc

— 267.50 Кб (Скачать файл)

«Коренные причины преступлений террористического характера в России заключаются в противоречиях общественного развития и непосредственно связаны с такими объективно существующими явлениями, как конкуренция, инфляция, растущая дороговизна жизни, массовая безработица, социальная нестабильность, поляризация доходов. Таким образом, социально-экономическая напряженность, массовое увольнение военнослужащих из вооруженных сил в связи с сокращением штатов, рост организованной преступности, продолжающийся передел собственности и рынков сбыта способствуют возникновению и развитию недовольства отдельных категорий лиц сложившимся положением, росту националистического, политического, религиозного экстремизма, что, в конечном счете, может привести к совершению террористических актов».

В настоящее время одиночный террор, как инициативный, так и исполнительский, встречается крайне редко. Террористические акции в подавляющем большинстве результатом деятельности членов организованных преступных групп и формирований, существующих нелегально или полулегально в различных странах мира. Многие современные террористические организации и формирования имеют сложную, широко разветвленную структуру, включают не только руководящий состав и боевые формирования, но и членов, ведущих обучение и подготовку боевиков, а также организационно-пропагандистскую работу среди сторонников и сочувствующих, в том числе на территории иных государств. Складывается международное сотрудничество террористов. «Как показывают исследования, средний возраст членов террористических группировок 20-25 лет, а руководителей - 30-50 лет. Значительную часть их участников составляют студенты, недавние выпускники университетов, не нашедшие работы, мелкие служащие. Как показала практика, в исполнительских структурах боевых формирований террористов в Чеченской Республике немало неудачников, в том числе выходцев из стран СНГ, не сумевших устроиться в обыденной жизни, наркоманов, лиц без постоянного источника доходов, особенно из среды молодежи, вовлекаемых в отряды боевиков посредством выплаты денежного вознаграждения за участие в террористической деятельности и совершение террористических актов, а также за активную пропаганду экстремистской, ваххабитской идеологии и вербовку новых членов». Для правоохранительных органов особо значимы сведения об условиях, способствующих совершению преступлений террористического характера, поскольку именно эти условия находятся в сфере досягаемости средств, находящихся в их распоряжении. К условиям, способствующим совершению террористических акций, прежде всего, относится ослабление целого комплекса режимных мер в стране, облегчающее заинтересованным лицам доступ к огнестрельному оружию, взрывчатым, радиоактивным, ядовитым и иным веществам, которые могут быть использованы в качестве средств совершения преступлений.

Сложившаяся криминогенная обстановка угрожает стабильности в стране, что требует повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации. 15 февраля 2006 года указом Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» был создан Национальный антитеррористический комитет (НАК). Комитет возглавил руководитель Федеральной Службы Безопасности Николай  Патрушев. К его компетенции относятся все сферы противодействия терроризму: профилактика терроризма, непосредственно борьба с террористической деятельностью, а также ликвидация возможных последствий терактов. Для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений образованы антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации. Для управления контртеррористическими операциями в субъектах Российской Федерации  образованы оперативные штабы.

 

2.4 Направления борьбы с международным терроризмом на современном этапе

Российская Федерация в своей внешней и внутренней политике всегда придавала и придает принципиально важное значение участию в деятельности многосторонних институтов по регулированию международных отношений (ООН, НАТО, "большой восьмерки", Шанхайской организации сотрудничества и др.). В настоящее время в этой области наметились положительные сдвиги, получен новый позитивный импульс, благодаря консолидации мирового сообщества в рамках антитеррористической коалиции, достигнутым между Россией и США договоренностям о сокращении ядерного потенциала, углублению диалога с Европейским Союзом и ОБСЕ, что является солидной и обнадеживающей основой для выхода на новый качественный уровень отношений нашей страны с ведущими промышленно развитыми государствами мира.

Одной из важнейших задач для обеспечения стабильного и мирного будущего для членов мирового сообщества Россия считает создание системы, которая в новых условиях не только позволит обеспечивать международную безопасность, но и будет способствовать сближению и интеграции государств, построению открытого мира на основе взаимопонимания и сотрудничества, общепризнанных ценностей и норм.

Статистические данные по Российской Федерации свидетельствуют о том, что удельный вес этой категории преступлений в общей структуре правонарушений неуклонно растет и они, в первую очередь деяния, предусмотренные ст.ст. 205 (терроризм) и 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля) Уголовного кодекса РФ, стали серьезной государственной проблемой. Вместе с ростом числа террористических акций все более изуверскими и изощренными становятся способы их проведения. Все чаще акты террора совершаются в местах массового скопления людей, с применением мощных взрывных устройств, использованием террористов-смертников, что влечет за собой большие человеческие жертвы и другие тяжкие последствия.

Динамика проявлений терроризма в глобальном масштабе, особенно в последние месяцы, дает основания полагать, что террористическая активность различного рода экстремистов в ближайшее время сохранится, как минимум, на прежнем уровне. Будут предприниматься попытки расширения масштабов и географии террористических акций, в частности, в целях усиления деструктивного влияния терроризма на состояние общественной, политической, экономической и экологической безопасности РФ.

Более того, видно, что деятельность террористических организаций чаще всего имеет своей целью не только обострение и дестабилизацию обстановки в том или ином регионе, но и приобретение контроля над природными ресурсами и территориями, создание управляемых органов власти в отдельных государствах, насильственное изменение их конституционного строя. Большинство известных в мире мощных террористических организаций имеют своих духовных лидеров и наставников, покровителей и спонсоров, порой сложную иерархическую и организационную структуру, собственную идеологию, прикрывающую преступную природу терроризма, а также стратегию действий по реализации этой идеологии. Именно на стратегический характер планов лидеров международного терроризма указывают их действия в различных регионах мира.

Подобные замыслы наглядно проявляются в декларациях и реальных шагах, направленных на создание "Великой Албании", "Великого исламского халифата" и т.п. Российская Федерация столкнулась с попытками нарушения ее территориальной целостности в одном из своих субъектов - Чеченской Республике, а также при вторжении в Республику Дагестан отрядов международных экстремистов.

Приобретенный опыт антитеррористической деятельности позволяет отметить ряд положительных результатов в сфере борьбы с терроризмом, в которых Российская Федерация принимает непосредственное и активное участие, а именно:

  • разработка новых законодательных норм на уровне международных и региональных организаций;
  • согласование с партнерами позиций в отношении лиц и организаций, подозреваемых в террористической деятельности, и включение их в национальные международные списки (как известно, 14 февраля 2003 г. в соответствии с решением Верховного Суда РФ 15 организаций признаны террористическими и их деятельность запрещена на территории РФ);
  • внесение изменений в действующее национальное законодательство, направленных на облегчение розыскных, следственных и судебных действий в отношении лиц, подозреваемых или причастных к террористической деятельности;
  • совершенствование и развитие сил и средств, привлекаемых к антитеррористической деятельности по всем направлениям;
  • налаживание более эффективного режима взаимодействия и обмена информацией между различными странами, участвующими в решении совместных задач борьбы с терроризмом.

В качестве примера комплексного, последовательного и решительного подхода России к борьбе с международным терроризмом можно привести действия федеральных органов государственной власти и, в частности, силовых структур по восстановлению конституционного строя на территории Чеченской Республики и стабилизации социально-политической обстановки на Северном Кавказе.

В настоящее время наряду с продолжением контртеррористических операций, осуществляемых российскими силовыми и правоохранительными структурами, проводится комплекс мероприятий, направленных на обеспечение конституционных прав мирного населения. Эти меры, в частности, предусматривают:

  • восстановление органов власти и правопорядка на территории Чеченской Республики;
  • разработку и реализацию программ экономического возрождения и социально-политического развития северокавказских субъектов РФ;
  • поиск эффективных путей разрешения демографической и миграционной ситуации в Южном федеральном округе.

На этом пути Россия столкнулась с большими трудностями. Результаты анализа процессов, имеющих место на Северном Кавказе, говорят о том, что причины этих трудностей лежат как в объективной, так и в субъективной сферах. Однако какой бы ни была их природа, для преодоления этих проблем нет альтернативы. С учетом того, что события на Кавказе связаны с действиями международного терроризма, Российская Федерация вправе в полной мере рассчитывать на поддержку мирового сообщества в проводимой здесь политике.

Террористические акты, совершенные в сентябре 2001 г. в США, и последовавший после них рост активности экстремистских организаций во всем мире заставили правительства целого ряда стран радикально пересмотреть существовавшие ранее подходы к обеспечению национальной безопасности.

По мнению российских специалистов в области контртеррористической деятельности, с учетом согласованного взгляда руководителей большинства государств на проблемы борьбы с терроризмом и тенденцию к сохранению угрозы международного терроризма в будущем и ее глобальный характер, представляется целесообразным формирование международных контртеррористических сил на постоянной основе под эгидой ООН. Это позволит не только фактически лишить международных террористов шансов на достижение, если можно так выразиться, "военной победы", но и исключит превращение стран, вовлекаемых в орбиту контртеррористических операций, в заложников геополитических игр.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что достижение стабильности и устойчивого прогресса в мире возможно только на основе долгосрочной международной стратегии обеспечения безопасности.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Терроризм – это публично совершаемые общеопасные деяния или угрозы таковыми, направленные на устрашение населения или какой-то его части, в целях прямого или косвенного воздействия на принятие какого-либо решения или отказ от него в интересах террористов.

Терроризм во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости относится к числу опаснейших преступлений против общественной безопасности и общественного порядка. Терроризм превратился в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости, а прогнозы ученных и практиков относительно дальнейшего развития террористической деятельности кажутся не самыми утешительными.

Проявление терроризма влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушаются духовные, материальные, культурные ценности, которые невозможно воссоздать веками. Он порождает ненависть и недоверие между социальными и национальными группами. Террористические акты привели к необходимости создания международной системы борьбы с ним. Для многих людей, групп, организаций, терроризм стал способом решения проблем: политических, религиозных, национальных. Терроризм относится к тем видам преступного насилия, жертвами которого могут стать невинные люди, каждый, кто не имеет никакого отношения к конфликту.

Исключительное распространение получил криминальный терроризм, т.е. совершение террористических актов организованными и иными преступными группами для устрашения и уничтожения конкурентов, для воздействия на государственную власть с тем, чтобы добиться наилучших условий для своей преступной деятельности. Общеуголовный терроризм можно встретить в повседневной, криминальной практике очень многих стран, когда сводят счеты или устрашают друг друга различные преступные группировки.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. – М.: Проспект, 2009. – 32 с.
  2. Уголовный Кодекс РФ от 21 февраля 2010 г. № 1918 138 - ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 46 - Ст. 4532.
  3. ФЗ РФ от  7 марта 2007 г. № 15- ФЗ «О борьбе с терроризмом» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998 - № 31 – Ст. 3.
  4.   ФЗ РФ  от 14 марта 2009 г . № 117 - ФЗ «об оружии» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998 г. № 35 – Ст. 2315.
  5.   ФЗ РФ от 30 декабря 2008 г. № 321-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму». / Доступ из справ.- правовой системы «Консультант Плюс».
  6. Бекмурзин, М.С Некоторые вопросы борьбы с терроризмом: /      Бекмурзин М. С //  Закон и право. - 2008.- № 1. – 236 c.
  7. Борьба с международным терроризмом: сб. документов / сост. К.А.Бекяшев, М.Р. Авясов. - М.:Велби, Изд-во Проспект, 2012.-672 с.
  8. Боташева А. К., Современный терроризм: проблемы классификации видов. // Право и политика. - 2008. - N 10. - С. 2311-2319.
  9. Горбунов Ю.С. О некоторых проблемах совершенствования правового регулирования противодействия терроризму //Журнал российского права. – 2008. - № 7.
  10. Грачев С.И. Ретроспективно-правовой обзор понятия "государственный терроризм" //Юридический мир. – 2007. - № 10.
  11. Дуюнов, В. К. Уголовное право России Общая и особенная часть: / В. К. Дуюнова //  Уголовное право России. - 2008.- № 34. – 205 с.
  12. Емельянов, В.П. Субъективная сторона терроризма: / В.П. Емельянов // Право и политика. – 2009. -  № 12. – 145 с.
  13. Емельянов В.П. Террористический акт и акт терроризма: понятие, соотношение и разграничение //Законность .- 2002. - № 7.
  14. Загладин, Н.В. Международный терроризм: истоки, проблемы, противодействия : в помощь преподавателю / Н.В. Загладин, Б.Г. Путилин. – 2-е изд. – М. : Русское слово, 2012. – 150 с.
  15. Исаев И.А. История отечественного государства и права России // учебник. 2-ое изд. М.: Юристь, 2000 — С. 693.
  16. Историко-правовые аспекты борьбы с терроризмом в дореволюционной России: Учебное пособие. / М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, — 2005 г. — С. 28.
  17. Косарев М.Н. Современные тенденции терроризма //Военно-юридический журнал. – 2011. - № 11.
  18. Кудрявцева, В.Н. Уголовное право России (Особенная часть): / В.Н. Кудрявцева // 2007. - № 35. – 93 с.
  19. Лунев, В. В. Тенденции терроризма и уголовно-правовая борьба с ним:  / В.В Лунев  // Государство и право. - 2012. - № 6. – 133 с.
  20. Лебедева, М. В. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации / М.В Лебедева. - М.: Норма, 2008. – С.- 309 с.
  21. Матчанова З.Ш. Понятие терроризма в современном российском законодательстве //История государства и права. – 2007. - № 23. – С. 2-3.
  22. Нардина О. В., Законодательство о противодействии терроризму. //Закон и право. - 2008. - N 5. - С. 44-45.
  23. Наумова, А. В. Курс российского уголовного права. Особенная часть / В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова: – М., 2007.- 275 с.
  24. Романенко, Н. Г.  Постатейный комментарий к УголовномуКодексу Российской Федерации / А.И. Чучаева. М.: Инфра – М, Контракт, 2006. – 158 с.
  25. Федорко С.Н. Уголовная ответственность за терроризм по уголовному кодексу Российской Федерации 1996 года //Российский следователь. – 2007. - № 10.

Информация о работе Характеристика современного терроризма