Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 18:05, реферат
Все вы много раз видели материальные (иначе называемые физическими) модели -- объекты, копирующие некоторые характеристики другого объекта. Однако модель может быть и информационной. В этом случае мы не создаем упрощенное подобие реального объекта, а описываем этот объект тем или иным способом. Например, если описать интересующие нас свойства в виде математических формул, получится математическая модель. Решая задачу на уроке физики, вы работаете с информ ационной моделью явления; пользуясь картой на уроке географии или в походе, вы работаете с информационной моделью участка земной поверхности; рассказывая знакомым, как пройти к вам домой -- опять-таки, работаете с информационной моделью (создаете ее). Вообще все наши знания о реальном мире -- это множество информационных моделей.
Тем не менее любой человек
как частный представитель
Закон самосохранения. Его смысл состоит в том, что ведущим мотивом социального поведения субъекта управленческой деятельности является сохранение его личного социального статуса, его личностной состоятельности, чувства собственного достоинства. Характер и направленность моделей поведения в системе управленческой деятельности напрямую связаны с учетом или игнорированием этого обстоятельства.
Закон компенсации. При высоком
уровне стимулов к данной работе или
высоких требованиях среды к
человеку нехватка каких-либо способностей
для успешной конкретной деятельности
возмещается другими
Наука управления, естественно,
не исчерпывается приведенными выше
психологическими законами. Существуют
многие другие закономерности, честь
открытия которых принадлежит ряду
выдающихся специалистов в области
психологии управления, чьи имена
и присвоены этим открытиям. Таковы
законы Паркинсона, принципы Питера, законы
Мерфи и другие.
Психология управления на пороге третьего
тысячелетия
Анализ мировых социально-
Уходящая в прошлое парадигма (модель) управления доминировала несколько сотен лет. Ее основу составляла уверенность в том, что для понимания динамики поведения любой сложной системы достаточно
изучить свойства ее частей.
Новая парадигма требует
Традиционная модель управления внимание менеджера нацеливала почти исключительно на экономические цели. Новая модель, отражая растущую интеграцию экономических и социальных процессов, ставит в фокус внимания, вводит в круг целей менеджера и социальные задачи—обеспечение занятости, гуманизацию условий труда, расширение участия в управлении и другое.
Старая система мышления
оперировала принципами неограниченного
роста, который понимался в чисто
количественных терминах—как максимализация
прибыли и увеличение валового национального
продукта. Новая система мышления
оперирует понятием "равновесие",
т. е. такого состояния общества, при
котором удовлетворение нынешних потребностей
не должно уменьшать шансы будущих
поколений на достойную жизнь. Менеджер,
действующий в рамках новой концепции
мышления, будет исследовать влияние
любых действий с точки зрения
их последствий для состояния
равновесия.
3. Личность как объект управления
1. Понятие личности и ее структура
Какой вопрос точнее отражает реальность: кем или чем управляет руководитель? Кого менеджер имеет в виду прежде всего —личности или группу? Трудно однозначно ответить на этот вопрос, а может быть, верно и то и другое? ..
Во многих пособиях по менеджменту, книгах по управлению личность ранее не была предметом изложения, так как все внимание уделялось планированию, экономике, маркетингу, организационно-технической стороне. И только позже, после осознания роли групп и составляющих ее членов в процессе труда, начали активно изучать основные характеристики групп, человеческий фактор, поведение личности. Крупнейшей заслугой многих исследователей управления стало изучение человека, его личностных качеств. Многие управленцы, предприниматели в свою очередь использовали в своей деятельности открытия и достижения психологии в изучении личности.
Новый подход к управлению
все более базируется на признании
приоритета личности перед производством,
перед прибылью, перед интересами
предприятия, фирмы, учреждения. Именно
такая постановка вопроса ныне составляет
культуру управления. Вот почему без
психологических знаний о личности
не обойтись. Известный американский
менеджер Ли Якокка считал, что те знания
по психологии личности, которые он
получил, посещая параллельно и
медицинский факультет
Личность человека всегда была и остается одной из самых интригующих тайн, волновавших и волнующих не только выдающиеся умы. К примеру, известный русский философ Н. А. Бердяев писал: "Истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы. Тайна личности, ее единственности, никому не понятна до конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. Человек— микрокосм и заключает в себе все".
Не претендуя на раскрытие этой тайны, можно все-таки привести некоторые общепринятые положения.
Прежде следует, пожалуй, показать различие понятий: "человек", "личность", "индивидуальность".
Человек —это родовое понятие,
указывающее (с материалистической
точки зрения) на отнесенность существа
к высшей ступени развития живой
природы— к человеческому роду.
Человек —это специфическое, уникальное
единство биологического и социального.
Как существо биологическое, он подчиняется
биологическим и
Индивидуальность —это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это также своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические данные, психические особенности), интеллекта, мировоззрения; сочетание семейно-бытовых, производственных и общественных функций, своеобразие жизненного опыта. Индивидуальность— это непременный и важнейший признак личности. Очень интересно происхождение самого слова "личность". В русской литературной речи первоначально оно означало негативную и даже оскорбительную характеристику человека. В Академическом словаре 1847 г. можно прочесть, что этим словом обозначается "отношение одного лица к другому". Тут же дается норма того времени: "Никакая личность не должна быть терпима в службе". Дано и второе, видимо сохранившееся и до сих пор, значение слова "личность"—"колкий отзыв на чей-либо счет, оскорбление" (вспомним, в ходе споров иногда звучит призыв "не переходить на личности").
Этимологический анализ происхождения термина в ряде языков дает любопытный результат. В русском слово "личность" восходит к корню "личина", маска, "накладная харя", которую надевали на себя скоморохи. Personality в английском, personnalite во французском, Personlichkeit в немецком—все эти термины происходят от латинского persona, а оно - от этрусского phersu - маска, характерная для бога потустороннего мира. Латинское слово "persono" означает "произносить", говорить через отверстие в маске. Ею пользовался актер, изображая персонаж в античном театре. Маска здесь была выражением определенного типа характера человека и одновременно предопределяла роль. В древнем Риме этим словом уже обозначалось гражданское "лицо". Однако раб не был персоной, не был носителем прав, не имел никакой роли, никакого признаваемого обществом характера— он не имел общественной маски.
Позже, с развитием общественных
отношений термин перешел в разряд
научных. В психологической науке
имеется несколько
2) личность есть то, что
отличает человека от животных,
у которых личности нет; 3) личность
есть продукт исторического
4) личность есть индивидуальная
отличительная характеристика
Следует сказать, что до сих пор понятие "личность" на Востоке и на Западе трактуется по-разному. В европейской культуре, основанной на христианстве, личностью считался святой, праведник, подвижник. В восточной культуре собственно о личности заговорили со времен Конфуция (554—479 гг. до н. э. ), для которого личностью был "благородный муж", т. е. активно участвующий в управлении государством, пекущийся о его благе. В новое время западная личность—это прежде всего индивидуальность, как бы стоящая над обществом, а идеал восточной личности— человек, добровольно отдающий себя служению обществу. В целом, структура личности может быть — в теоретическом плане — представлена следующей схемой, которая, конечно же, весьма условна: 1) общечеловеческие свойства (ощущения, восприятия, мышление, память, воля, эмоции);
2) социально-специфические черты (социальные установки, роли, ценностные ориентации);
3) индивидуально-неповторимые
черты (темперамент, сочетание
ролей, самосознание).
3. 2. Некоторые психологические школы изучения
личности
Проблема личности была и остается предметом пристального внимания ученых-обществоведов. Так, психологами создано немало своих теорий личности. Наиболее известными и применимыми для управления считаются теории трех главных школ:
1 ) психоанализ 3. Фрейда (эту
школу прошли Карл Юнг,