Информационная модель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 18:05, реферат

Описание работы

Все вы много раз видели материальные (иначе называемые физическими) модели -- объекты, копирующие некоторые характеристики другого объекта. Однако модель может быть и информационной. В этом случае мы не создаем упрощенное подобие реального объекта, а описываем этот объект тем или иным способом. Например, если описать интересующие нас свойства в виде математических формул, получится математическая модель. Решая задачу на уроке физики, вы работаете с информ ационной моделью явления; пользуясь картой на уроке географии или в походе, вы работаете с информационной моделью участка земной поверхности; рассказывая знакомым, как пройти к вам домой -- опять-таки, работаете с информационной моделью (создаете ее). Вообще все наши знания о реальном мире -- это множество информационных моделей.

Файлы: 1 файл

Что такое информационная модель.docx

— 59.69 Кб (Скачать файл)

Тем не менее любой человек  как частный представитель объектов социальной реальности может быть познан. И в настоящее время успешно  разрабатываются научные принципы подхода к человеку как к объекту  познания. Среди таких принципов  можно отметить, в частности, такие, какпринцип универсальной талантливости ("нет людей неспособных, есть люди, занятые не своим делом"); принцип развития("способности  развиваются в результате изменения  условий жизни личности и интеллектуально-психологических  тренировок"); принцип неисчерпаемости ("ни одна оценка человека при его  жизни не может считаться окончательной"). Закон неадекватности самооценки. Дело в том, что психика человека представляет собой органичное единство, целостность  двух компонентов—осознаваемого (логическо-мыслительного) и неосознаваемого (эмоционально-чувственного, интуитивного) и соотносятся эти  компоненты (или части личности) между собой так, как надводная  и подводная части айсберга. Закон  расщепления смысла управленческой информации. Любая управленческая информация (директивы, постановления, приказы, распоряжения, инструкции, указания) имеет объективную  тенденцию к изменению смысла в процессе движения по иерархической  лестнице управления. Это обусловлено, с одной стороны, иносказательными возможностями используемого естественного  языка информации, что ведет к  возникновению различий толкования информации, с другой— различиями в образовании, интеллектуальном развитии, физическом и, тем более, психическом  состоянии субъектов анализа  и передачи управленческой информации. Изменение смысла информации прямо  пропорционально числу людей, через  которых она проходит.

Закон самосохранения. Его  смысл состоит в том, что ведущим  мотивом социального поведения  субъекта управленческой деятельности является сохранение его личного  социального статуса, его личностной состоятельности, чувства собственного достоинства. Характер и направленность моделей поведения в системе  управленческой деятельности напрямую связаны с учетом или игнорированием этого обстоятельства.

Закон компенсации. При высоком  уровне стимулов к данной работе или  высоких требованиях среды к  человеку нехватка каких-либо способностей для успешной конкретной деятельности возмещается другими способностями  или навыками. Этот компенсаторный механизм часто срабатывает бессознательно, и человек приобретает опыт в  ходе проб и ошибок. Однако следует  иметь в виду, что данный закон  практически не срабатывает на достаточно высоких уровнях сложности управленческой деятельности.

Наука управления, естественно, не исчерпывается приведенными выше психологическими законами. Существуют многие другие закономерности, честь  открытия которых принадлежит ряду выдающихся специалистов в области  психологии управления, чьи имена  и присвоены этим открытиям. Таковы законы Паркинсона, принципы Питера, законы Мерфи и другие. 
 
    Психология управления на пороге третьего тысячелетия

Анализ мировых социально-экономических  процессов с неумолимой логикой  дает понять, что проблемы современного управления уже не решаются на основе жестко дифференцированных дисциплинарных подходов, что старый стиль управления уже не дает даже удовлетворительных результатов.

Уходящая в прошлое  парадигма (модель) управления доминировала несколько сотен лет. Ее основу составляла уверенность в том, что для  понимания динамики поведения любой  сложной системы достаточно

изучить свойства ее частей. Новая парадигма требует понимания  отдельных элементов на основе анализа  динамики системы в целом.

Традиционная модель управления внимание менеджера нацеливала почти  исключительно на экономические  цели. Новая модель, отражая растущую интеграцию экономических и социальных процессов, ставит в фокус внимания, вводит в круг целей менеджера  и социальные задачи—обеспечение занятости, гуманизацию условий труда, расширение участия в управлении и другое.

Старая система мышления оперировала принципами неограниченного  роста, который понимался в чисто  количественных терминах—как максимализация прибыли и увеличение валового национального  продукта. Новая система мышления оперирует понятием "равновесие", т. е. такого состояния общества, при  котором удовлетворение нынешних потребностей не должно уменьшать шансы будущих  поколений на достойную жизнь. Менеджер, действующий в рамках новой концепции  мышления, будет исследовать влияние  любых действий с точки зрения их последствий для состояния  равновесия. 
 
    3. Личность как объект управления 
    1. Понятие личности и ее структура

Какой вопрос точнее отражает реальность: кем или чем управляет  руководитель? Кого менеджер имеет  в виду прежде всего —личности  или группу? Трудно однозначно ответить на этот вопрос, а может быть, верно  и то и другое? ..

Во многих пособиях по менеджменту, книгах по управлению личность ранее  не была предметом изложения, так  как все внимание уделялось планированию, экономике, маркетингу, организационно-технической  стороне. И только позже, после осознания  роли групп и составляющих ее членов в процессе труда, начали активно  изучать основные характеристики групп, человеческий фактор, поведение личности. Крупнейшей заслугой многих исследователей управления стало изучение человека, его личностных качеств. Многие управленцы, предприниматели в свою очередь  использовали в своей деятельности открытия и достижения психологии в  изучении личности.

Новый подход к управлению все более базируется на признании  приоритета личности перед производством, перед прибылью, перед интересами предприятия, фирмы, учреждения. Именно такая постановка вопроса ныне составляет культуру управления. Вот почему без  психологических знаний о личности не обойтись. Известный американский менеджер Ли Якокка считал, что те знания по психологии личности, которые он получил, посещая параллельно и  медицинский факультет университета, немало помогли ему в его всемирно известной карьере. Теперь уже одной  интуиции, личной заинтересованности недостаточно, ибо менеджеру необходимы научные знания о личности работника, профессиональный подход к работе с  персоналом. Вот почему в ряде крупных  фирм считается необходимым иметь  не отдел кадров, а службу управления человеческими ресурсами, целую  систему управления персоналом. Так, в 70-е годы кадровая служба на предприятиях США преобразована в "Службу человеческих ресурсов". Суть этих изменений в  том, что люди— персоны, личности —рассматриваются как конкурентное богатство компании, которое надо создавать, беречь и умножать. Создаются  и существуют оценочные центры, в  которых работников подвергают тщательному  изучению именно как личностей. Совсем не случайно лозунгом известной фирмы "Мацусита" является: "Фирма  сначала производит квалифицированных  людей, а потом продукцию".

Личность человека всегда была и остается одной из самых  интригующих тайн, волновавших и  волнующих не только выдающиеся умы. К примеру, известный русский  философ Н. А. Бердяев писал: "Истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы. Тайна  личности, ее единственности, никому не понятна до конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она  и есть целый мир. Человек— микрокосм  и заключает в себе все".

Не претендуя на раскрытие  этой тайны, можно все-таки привести некоторые общепринятые положения.

Прежде следует, пожалуй, показать различие понятий: "человек", "личность", "индивидуальность".

Человек —это родовое понятие, указывающее (с материалистической точки зрения) на отнесенность существа к высшей ступени развития живой  природы— к человеческому роду. Человек —это специфическое, уникальное единство биологического и социального. Как существо биологическое, он подчиняется  биологическим и физиологическим  законам, как существо социальное—  он часть социума и продукт  общественного развития. Личность —  это самое главное в человеке, важнейший его социальный признак. Если человек — носитель самых  разных свойств, то личность —это основное его свойство, в котором проявляется  его общественная сущность. Личность выражает отнесенность человека к определенному  обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т. д.

Индивидуальность —это единство неповторимых личностных свойств конкретного  человека. Это также своеобразие  его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические данные, психические особенности), интеллекта, мировоззрения; сочетание семейно-бытовых, производственных и общественных функций, своеобразие жизненного опыта. Индивидуальность—  это непременный и важнейший  признак личности. Очень интересно  происхождение самого слова "личность". В русской литературной речи первоначально  оно означало негативную и даже оскорбительную характеристику человека. В Академическом  словаре 1847 г. можно прочесть, что  этим словом обозначается "отношение  одного лица к другому". Тут же дается норма того времени: "Никакая  личность не должна быть терпима в  службе". Дано и второе, видимо сохранившееся  и до сих пор, значение слова "личность"—"колкий отзыв на чей-либо счет, оскорбление" (вспомним, в ходе споров иногда звучит призыв "не переходить на личности").

Этимологический анализ происхождения  термина в ряде языков дает любопытный результат. В русском слово "личность" восходит к корню "личина", маска, "накладная харя", которую надевали на себя скоморохи. Personality в английском, personnalite во французском, Personlichkeit в немецком—все эти термины происходят от латинского persona, а оно - от этрусского phersu - маска, характерная для бога потустороннего мира. Латинское слово "persono" означает "произносить", говорить через  отверстие в маске. Ею пользовался  актер, изображая персонаж в античном театре. Маска здесь была выражением определенного типа характера человека и одновременно предопределяла роль. В древнем Риме этим словом уже  обозначалось гражданское "лицо". Однако раб не был персоной, не был  носителем прав, не имел никакой  роли, никакого признаваемого обществом  характера— он не имел общественной маски.

Позже, с развитием общественных отношений термин перешел в разряд научных. В психологической науке  имеется несколько общепризнанных положений относительно личности. По крайней мере, можно говорить о  четырех аксиомах: 1) личность присуща  каждому человеку;

2) личность есть то, что  отличает человека от животных, у которых личности нет; 3) личность  есть продукт исторического развития, т. е. возникает на определенной  ступени эволюции человеческого  существа;

4) личность есть индивидуальная  отличительная характеристика человека, т. е. то, что отличает одного  человека от другого. Общаясь  с людьми, мы прежде всего ориентируемся  на особенности их личностного  склада.

Следует сказать, что до сих  пор понятие "личность" на Востоке  и на Западе трактуется по-разному. В европейской культуре, основанной на христианстве, личностью считался святой, праведник, подвижник. В восточной  культуре собственно о личности заговорили со времен Конфуция (554—479 гг. до н. э. ), для которого личностью был "благородный  муж", т. е. активно участвующий  в управлении государством, пекущийся  о его благе. В новое время  западная личность—это прежде всего  индивидуальность, как бы стоящая  над обществом, а идеал восточной  личности— человек, добровольно  отдающий себя служению обществу. В  целом, структура личности может  быть — в теоретическом плане  — представлена следующей схемой, которая, конечно же, весьма условна: 1) общечеловеческие свойства (ощущения, восприятия, мышление, память, воля, эмоции);

2) социально-специфические  черты (социальные установки,  роли, ценностные ориентации);

3) индивидуально-неповторимые  черты (темперамент, сочетание  ролей, самосознание). 
 
    3. 2. Некоторые психологические школы изучения личности

Проблема личности была и  остается предметом пристального внимания ученых-обществоведов. Так, психологами  создано немало своих теорий личности. Наиболее известными и применимыми  для управления считаются теории трех главных школ:

1 ) психоанализ 3. Фрейда (эту  школу прошли Карл Юнг, Альфред  Адлер, Карен Хорни, Харри Салливан, Эрих Фромм и другие выдающиеся  психологи); 2) теория научения, или  поведенческая школа (к теоретикам  которой относят И. П. Павлова,  американских психологов Джона  Б. Уотсона и Б. Ф. Скиннера); 3) теория роста, или "гуманистическая  психология" (яркими представителями  которой являются американские  психологи Абрахам Маслоу и  Карл Роджерс). Психоанализ основан  на идеях австрийского врача-психиатра  и психолога Зигмунда Фрейда (185G—1939). В последние годы в России, после отмены цензурного "табу" на произведения Фрейда, часть  его работ издана на русском  языке, хотя многие остаются  еще малодоступными нашему читателю (наиболее полное собрание его  сочинений— Лондонское —включает в себя 24 тома). Тем, кто желает глубже понять и усвоить его идеи, следует, конечно, проработать такие его произведения, как “"Я" и "Оно"”, “Введение в психоанализ”, “Тотем и табу”, “Толкование сновидений”. Психоанализ —одно из наиболее полных учений о человеческой индивидуальности. Кратко говоря, он основан на двух доктринах 3. Фрейда. Первая—доктрина психического детерминизма. Она гласит, что в душевной жизни нет никакой непоследовательности. Каждая мысль, возникшее воспоминание, чувство или действие имеют свою причину. Каждое душевное событие, даже если кажется, что оно возникло спонтанно, вызывается сознательно или бессознательно и определяется предшествующими событиями. Уметь увидеть причины, разобраться в них—значит понять действительные мотивы человека. Итак, любое психическое явление имеет под собой определенную причину.

Информация о работе Информационная модель