Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 18:05, реферат
Все вы много раз видели материальные (иначе называемые физическими) модели -- объекты, копирующие некоторые характеристики другого объекта. Однако модель может быть и информационной. В этом случае мы не создаем упрощенное подобие реального объекта, а описываем этот объект тем или иным способом. Например, если описать интересующие нас свойства в виде математических формул, получится математическая модель. Решая задачу на уроке физики, вы работаете с информ ационной моделью явления; пользуясь картой на уроке географии или в походе, вы работаете с информационной моделью участка земной поверхности; рассказывая знакомым, как пройти к вам домой -- опять-таки, работаете с информационной моделью (создаете ее). Вообще все наши знания о реальном мире -- это множество информационных моделей.
Вторая доктрина Фрейда состоит в том, что бессознательные процессы играют более значительную роль в формировании мышления и поведения, чем сознательные, и вообще большая часть сознания бессознательна. Именно здесь скрыты основные детерминанты личности, здесь источник психической энергии, побуждения и инстинкты. Человек часто сам не знает своих подлинных желаний и мотивов. Исходя из этого, фрейд разработал метод свободных ассоциаций, с помощью которого и выявлял скрытые стремления. Кажущийся хаос инстинктов в человеке он пытался упорядочить. Так родилась "структурная гипотеза" организации психической жизни личности. Структуру личности, согласно Фрейду, составляют три ипостаси, инстанции: "Ид" (Id), или "Оно", "Эго" (Ego), или "Я", и "Супер-Эго" (Super-Ego), или "Сверх-Я". "Ид"—это первоначальная, основная, наиболее центральная часть структуры личности, она содержит все унаследованное при рождении. Содержание "Ид" почти целиком бессознательно. "Эго", наоборот, подчиняется принципу реальности, постоянно находится в связи с внешней средой и вырабатывает эффективные способы общения с внешним миром. "Супер-Эго"—это собственно моральные принципы человека, определяющие приемлемость или неприемлемость для него того или иного способа поведения. Развивается эта последняя часть структуры не из "Ид", а из "Эго". Она судья и цензор, Фрейд выделил и три функции "Супер-Эго": совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.
Менеджеру теория психоанализа не предлагает конкретных методов решения тех или иных практических проблем, однако поможет понять, почему люди ведут себя так или иначе. Некорректное поведение человека или упорное его сопротивление чему-либо может быть объяснено его защитой от чего-то, несоразмерной жаждой признания или гордыней. Поведение работников не всегда логично и разумно, а сами люди не всегда могут объяснить свои импульсы и желания, поэтому менеджер должен уметь видеть, распознать и скрытые мотивы.
Теория И. П. Павлова выпускникам средней школы должна быть известна. И. П. Павлов (1849— 1936) —русский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности. Ему принадлежит заслуга открытия роли условных рефлексов. Благодаря условным рефлексам
организм приспосабливается к изменчивым условиям существования приобретая новые формы поведения, отличные от прирожденных безусловных рефлексов. Ученики Павлова всесторонне исследовали динамику образования и изменения условных рефлексов, процессы возбуждения, торможения и др. Определяя качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и животных, Павлов выдвинул учение о двух сигнальных системах—сенсорной и речевой. С помощью слова как "сигнала сигналов" мозг обобщенно отражает реальность, вследствие чего радикально меняется характер регуляции поведения. Важными для понимания личности являются и учения Павлова о типах высшей нервной деятельности, о "динамическом стереотипе" как устойчивом комплексе реакций на раздражителя и др.
Американский психолог Джон Б. Уотсон (1878 —1958) применил концепцию условного рефлекса к теории научения, утверждая, что все поведение человека можно описать двумя терминами— стимул и реакция. Стимул — это изменение внешней среды, а реакция — ответ организма на стимул. Б. Ф. Скиннер (р. 1904) значительно расширил классическую теорию условных рефлексов, выделив из их разнообразия "оперантные" реакции, которые вырабатываются организмом самопроизвольно (например, ползание ребенка при освоении им мира). Эти реакции можно усилить или ослабить с помощью наказания или поощрения. Данные положения уже более, чем психоаналитическая теория, применимы в управлении и приняты менеджерами как орудие воздействия на подчиненных. Такие факторы, как зарплата, стремление человека сохранить свое место, статус и др. , поддаются контролю со стороны руководителя. Скиннер обращает внимание на асимметрию между положительным и отрицательным "подкреплением" стимулов (особенно угрозой санкций). Проще говоря, негативное усиление воздействия вызывает часто непредсказуемые, странные, нежелательные последствия. Положительное же подкрепление стимула тоже вызывает изменения в поведении, но обычно в желаемом направлении. Сам Скиннер говорил: "Человек, который был наказан, не становится в силу этого менее склонным вести себя по-прежнему, в лучшем случае он учится, как избегать наказания". Положительное "подкрепление" формирует поведение, но нс только. Главное—оно повышает самооценку человека. Большинство менеджеров знают очень мало о ценных качествах положительного "подкрепления",
считают его не очень действенным.
По Скиннеру, "подкрепление" должно
быть: 1) конкретным, опирающимся на
максимально возможное
3) система механизмов обратной
связи должна работать на то,
чтобы учитывать достижимость. Это
значит, надо вознаграждать и
малые победы; 4) неосязаемым, но
многозначительным вниманием
Концепция позитивного и негативного научения позволяет объяснить многие поведенческие реакции, помочь менеджеру в контактах с людьми, наладить систему поощрений и наказаний.
Теории роста мы коснемся,
когда будем рассматривать
и общепсихологические
Суть ее кратко состоит
в следующем. Человек, оказываясь в
каких-либо типичных ситуациях взаимодействия
с макро- и микросредой, в ходе
самопознания, при многократном их
повторении вырабатывает свои способы
действия, занимает свою позицию, формирует
свои установки. В другой подобной ситуации
у него уже есть своеобразная готовность
к определенному способу
Более подробно с данной концепцией
регуляции социального
3. 3. Мотивация как фактор управления личностью
Для того чтобы подключить человека к решению той или иной задачи, надо суметь найти ту мотивацию, которая побудила бы его к действию. И только при соответствующих мотивациях можно вдохновить людей на решение сложных и сверхсложных задач.
Мотивационный подход давно разрабатывается в зарубежной и отечественной психологии.
Применительно к управлению
хозяйственной деятельностью
Так продолжалось вплоть до
50—60-х годов, когда этот метод
в рыночной экономике исчерпал себя.
Отдельные же исследования мотивации,
в основном в рамках психологии,
не оказывали решающего влияния
на управленческую практику предпринимателей.
Положение стало меняться, когда
возникшее в 30-е годы в США гуманистическое
направление в управлении (Мэри Паркер
Фоллет и Элтон Мэйо с его знаменитыми
Хоторнскими экспериментами) было обогащено
исследованиями А. Маслоу, Г. Олпорта, К.
Роджерса и др. Потребности
Наиболее популярной из теорий
мотивации в пособиях и работах
по практическому менеджменту
Данные потребности составляют
пять основных уровней. Названия их, а
также графическое их изображение
могут быть несколько иными,
но суть дела от этого не изменится.
1. Основные физиологические
потребности —это потребности
в пище, воде, сне, жилище, мускульной
активности, сексуальном удовлетворении.
Их чаще называют первичными,
базовыми. Ясно, что важнейший стимул
к их удовлетворению—деньги,
т. е. перспектива
2. Потребность в безопасности.
Каждый человек хочет избежать
болезней и травм, сохранить
здоровье и работоспособность
на долгие годы. В сознание
нашего народа прочно вжилось
чувство уверенности в
3. Социальные потребности.
Э. Мэйо в свое время открыл
такую характеристику личности,
как социабельность. Человеку свойственно
желание постоянно ощущать
4. Потребности в уважении
и самоуважении. Мало чувствовать
собственную нужность для
Таким образом, согласно Маслоу, все потребности образуют иерархическую структуру, которая, как доминанта, определяет поведение человека. Потребности физиологические, в безопасности, называемые первичными, потребностями нижнего уровня, служат основанием для удовлетворения потребностей высшего порядка—социальных, в успехе, в самовыражении (самоактуализации). Потребности высшего уровня не мотивируют человека, пока не удовлетворены, по крайней мере частично, потребности нижнего уровня.