Информационная модель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 18:05, реферат

Описание работы

Все вы много раз видели материальные (иначе называемые физическими) модели -- объекты, копирующие некоторые характеристики другого объекта. Однако модель может быть и информационной. В этом случае мы не создаем упрощенное подобие реального объекта, а описываем этот объект тем или иным способом. Например, если описать интересующие нас свойства в виде математических формул, получится математическая модель. Решая задачу на уроке физики, вы работаете с информ ационной моделью явления; пользуясь картой на уроке географии или в походе, вы работаете с информационной моделью участка земной поверхности; рассказывая знакомым, как пройти к вам домой -- опять-таки, работаете с информационной моделью (создаете ее). Вообще все наши знания о реальном мире -- это множество информационных моделей.

Файлы: 1 файл

Что такое информационная модель.docx

— 59.69 Кб (Скачать файл)

Наряду с иерархией  потребностей, предложенной А. Маслоу, в современных пособиях по менеджменту  используются те дополнения, которые  сделали к его классификации  МакКленнанд и Герцберг. Первый дополнил ее, введя понятия потребностей во власти, успехе и принадлежности к  группе; второй выделил гигиенические  факторы (размеры оплаты труда, межличностные  отношения и характер контроля со стороны непосредственного начальника) и мотивирующие (ощущение успеха, продвижение  по службе, признание со стороны  окружающих, ответственность, рост возможностей). Кроме этих подходов российскому  предпринимателю предлагается руководствоваться  также следующими теориями мотивации: процессуальными, теорией ожидании, справедливости, моделью Портера-Лоулера  о справедливом вознаграждении [4Типы руководителей - стили управления / Сост. Н. А. Некрасов, Новосибирск 1992г. ].

На основе анализа и  обобщения исследований Герцберга  и других два английских ученых М. Вудкок и Д. Фрэнсис построили  интересную таблицу, помогающую полнее использовать идеи мотивации для  стимулирования эффективного трудового  поведения [5 ВудкокМ. , Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика / Пер. с англ. М. , 1991. ] . Полезно сравнить данную таблицу со схемой А. Маслоу (см. выше). Она как бы продолжает пояснять, почему не дадут желаемого  эффекта 
 
    Регуляторы мотивации 
    1. Рабочая среда 
    2. Вознаграждение 
    3. Чувство безопасности

Рабочее место Уровень  шума Фоновое звучание музыки Эргономика Столовая Дизайн Удобства Чистота Физические условия работы

Зарплата и прочие выплаты  Выходные Дополнительные выгоды Системы  медобслуживания Социальные проблемы

Опасение стать лишним Ощущение своей принадлежности к  компании Уважение и одобрение окружающих Приемлемый стиль управления Отношения  с окружающими Осведомленность  о том, как в компании обращаются с работниками Главные мотиваторы 
 
    4. Личностное развитие 
    5. Чувство причастности 
    6. "Интерес и вызов"

Ответственность Экспериментирование  Новый опыт Возможности для обучения Владение информацией Консультации Совместное принятие решений Коммуникация Представительство

Интересные проекты Развивающий  опыт Возрастающая ответственность  Обратная связь с продвижением к  цели

"главные мотиваторы", если не решено с "регуляторами  мотивации", т. е. , не удовлетворив  потребности низших уровней, как  правило, нечего думать о включении  в активное состояние высших. Теперь дадим некоторый комментарий  к блокам в таблице Вудкока  и Фрэнсиса.

1. Рабочая среда оказывает  мощное влияние на работника,  поэтому организациям не стоит  жалеть средства и усилий на  создание благоприятной обстановки  для тружеников.

2. Вознаграждение сейчас  обычно включает не только  зарплату, но много других выплат, а также- выходные дни и особенно  дополнительные выгоды: жилье, личное  медицинское страхование, персональные  автомобили, оплаченное питание  и т. п. 3. Чувство безопасности. Это чувство связано с наличием  работы, с отсутствием неуверенности  в завтрашнем дне, с признанием  и уважением окружающих, принадлежностью  к группе и др.

4. Личностное развитие  и рост. Ныне происходит (как уже  сказано) эволюция взглядов менеджеров  на отношение к личности. Если  раньше главное внимание уделялось  повышению квалификации работников, то теперь—развитию человеческих  ресурсов, а в фирмах и на  предприятиях создаются соответствующие  службы. Признается, что вклад в  личностное развитие работников  имеет и экономическое и гуманитарное  значение.

С учетом этого необходимо сказать о возникновении новой  науки — акмеологии{т греч. "акмэ" —высшая степень чего-либо), изучающей  состояние высшего взлета индивида. Природная одаренность, опыт прожитой жизни, запас физической прочности  позволяют личности достигнуть в  какой-то момент вершин своих возможностей. Акмеология, анализируя всю совокупность характеристик зрелого человека, изучает и момент достижения им уровня мастерства. Высокий профессионализм—это  не только яркое развитие способностей, но и глубокие и широкие знания о соответствующей деятельности, нестандартное мышление и, конечно, сильная и устойчивая мотивационно-эмоциональная  заряженность на осуществление именно данной деятельности и на достижение в ней неординарных результатов. 5. Чувство причастности к общему делу присуще каждому работнику, он хочет ощущать свою "нужность" организации, поэтому руководители должны по возможности давать работающим полную информацию, иметь отлаженную обратную связь, знать мнение о коренных вопросах производства.

6. "Интерес и вызов". Вудкок и Фрэнсис пишут, что  большинство людей ищет такой  работы, в которой бы содержался "вызов", которая бы требовала  мастерства и не была слишком  простой. Даже чисто исполнительские  работы надо стремиться превратить  в интересные, приносящие удовлетворение.

Факторы 1, 2 и 3 могут действовать  как демотиваторы, если работники  не удовлетворены ими, факторы 4, 5 и 6 могут увеличить заинтересованность работников и обеспечить организации  крупные достижения.

Итак, рассматривая личность как объект управления, многие исследователи  и практики признавали сложность  и недостаточную изученность  этого феномена. Здесь приведены  лишь наиболее устоявшиеся представления  о личности, о некоторых способах активизации ее поведения в процессе труда. Но нужно помнить, что личность зачастую не желает ощущать себя объектом чьего бы то ни было влияния, преднамеренного  воздействия, что человек обычно стремится быть не пассивным участником совместной деятельности, а сознательным и активным существом, творящим и  мир и самого себя. 
 
    4. Психология конфликта и способы его разрешения

Природа и социальная роль конфликтов. Причины их возникновения

В отечественной и зарубежной литературе существуют различные взгляды  на конфликты, их природу, социальную роль. Противоположные позиции представлены, с одной стороны, теориями бесконфликтного  гармоничного развития социальных групп (такова, например, позиция основателя социометрии Д. Морено) и, с другой стороны, воззрениями на конфликты  как явление естественное, неизбежное и даже необходимое, поскольку они  представляют собой одно из проявлений всеобщего закона диалектического развития— единства и борьбы противоположностей (например, точка зрения К. Томпсона). Многие годы учеными мира активно разрабатывается теория и практика разрешения конфликтов. Так, во многих американских университетах учащиеся не только изучают конфликты—межличностные, групповые, производственные, экологические, этические, международные, но и участвуют в их практическом разрешении. Институт Джона Мейсона осуществляет подготовку студентов по специальности "менеджер по конфликтам". Практическим разрешением конфликтов занимается институт Мира. В 1986 г. , названном Международным Годом Мира, Австралийская ассоциация содействия ООН основала организацию по разрешению конфликтов как часть ее Программы Мира. Ее задача—вырабатывать и внедрять навыки разрешения конфликтов в личной жизни, на работе и в международных отношениях.

Конфликт —это противоречие, возникающее между людьми в связи  с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни. В конфликте  одна из сторон требует, ждет изменения  поведения, мыслей либо чувств партнера. Однако не всякое противоречие можно  назвать конфликтом: люди могут иметь  различные взгляды, суждения о какой-либо проблеме, и это не мешает их слаженной  работе. Но противоречия, затрагивающие  интересы, статус, моральное достоинство  личности или группы, ведут к возникновению  конфликта. Конфликты создают напряженные  отношения в коллективе, переключают  внимание сотрудников с непосредственных забот производства на "выяснение  отношений", тяжело сказываются на их нервно-психическом состоянии. И  все же конфликты могут обладать не только разрушительной, но и созидательной  силой, когда их разрешение ведет  к улучшению условий труда, технологий, управленческих отношений.

Положительная роль конфликта  может также заключаться в  росте самосознания участников конфликта, если последний преследует социально  значимую цель; во многих случаях конфликт формирует и утверждает определенные ценности, объединяет единомышленников, играет роль предохранительного клапана  для безопасного и даже конструктивного  выхода эмоций.

Причины конфликтов можно  объединить в пять групп в соответствии с обусловливающими их факторами  — информацией, структурой, ценностями, отношениями и поведением. В основе многих конфликтов лежит информация, приемлемая для одной стороны  и неприемлемая для другой. Это  могут быть неполные и неточные факты, слухи, что дезинформирует партнеров  по общению; подозрения в умышленном сокрытии информации или ее обнародовании; сомнения в надежности и ценности источников информации; спорные вопросы  законодательства, доктрин, правил порядка  действий и т. д.

Структурные факторывозникновения конфликтов обычно связаны с существованием формальной и неформальной организаций  социальной группы. Сюда могут быть отнесены вопросы собственности, социального  статуса, властных полномочий и отчетности, различные социальные нормы и  стандарты, традиции, системы безопасности, поощрения и наказания, географическое положение (добровольная или вынужденная  изоляция либо открытость, интенсивность  контактов), распределение ресурсов, товаров, услуг, доходов.

Ценностные факторы—это  те принципы, которые мы провозглашаем  или отвергаем. Это общественные, групповые или личностные системы  убеждений, верований и поведения (предпочтения, стремления, предрассудки, опасения), идеологические, культурные, религиозные, этические, политические, профессиональные ценности и нужды. Факторы отношенийсвязаны с чувством удовлетворения от взаимодействия или  его отсутствия. При этом важно  учитывать основу отношений (добровольные или принудительные), их сущность (независимые, зависимые, взаимозависимые), баланс силы, значимость для себя и других, взаимоожидания, длительность отношений, совместимость  сторон в отношении ценностей, поведения, личных и профессиональных целей  и личной сочетаемости, вклад сторон в отношения (надежды, деньги, время, эмоции, энергия, репутация), различия в образовательном уровне, жизненном и профессиональном 
 
    опыте.

Поведенческие факторынеизбежно ведут к конфликтам, если ущемляются интересы, подрывается самооценка, возникает угроза безопасности (физической, финансовой, эмоциональной или социальной), если создаются условия, вызывающие негативные эмоциональные состояния, если в поведении людей проявляется  эгоизм, безответственность, несправедливость.

Такая группировка причин конфликтов способствует их пониманию  и анализу, но следует помнить, что  реальная жизнь богаче любой схемы  и можно выделить множество иных причин возникновения противоречий, а также выявить тесное переплетение различных факторов в том или

ином конфликте. Модель конфликта  как процесса можно представить  следующим образом (см. схему):

На этой схеме видно, что  существование одного или более  источников конфликта увеличивает  возможность возникновения конфликтной  ситуации в процессе управления. Однако даже и при большей возможности  возникновения конфликта, стороны  могут не захотеть реагировать так, чтобы и дальше усугублять ситуацию. Исследования подтверждают, что люди не всегда реагируют на конфликтные  ситуации,

которые влекут за собой малые  потери или которые они считают  малоопасными. Однако во многих ситуациях  человек будет реагировать так, чтобы не дать другому добиться желаемой цели. Настоящий конфликт часто проявляется  при попытке убедить другую сторону  или нейтрального посредника: "вот  почему он не прав, а моя-то точка  зрения правильная". Человек может  попытаться убедить других принять  его точку зрения или заблокировать  чужую с помощью таких средств, как принуждение, вознаграждение, обращение  к традициям, экспертные оценки, харизма, 
 
    убеждения или участие.

Следующая стадия конфликта  как процесса —это управление им. В  зависимости от того, насколько эффективным  будет управление конфликтом, его  последствия станут функциональными  или дисфункциональными, что, в свою очередь, повлияет на возможность будущих  конфликтов: устранит причины конфликтов или создаст их.

4. 2. Классификация конфликтов. Типы поведения людей в конфликтной  ситуации

По объемуконфликты подразделяют на внутриличностные, межличностные, конфликты  между личностью и группой  и межгрупповые.

Внутриличностные конфликтывозникают в результате того, что производственные требования не согласуются с личными  потребностями или ценностями сотрудника, а также в ответ на рабочую  недогрузку или перегрузку, противоречивые требования.

Межличностные конфликты  в сфере производства могут возникать  из-за притязаний на ограниченные ресурсы, капитал, рабочую силу, использование  оборудования, вакантную должность, из-за несходства характеров.

Конфликт междуличностью и группой проявляется как  противоречие между ожиданиями или  требованиями отдельной личности и  сложившимися в группе нормами поведения  и труда. Этот конфликт возникает из-за неадекватности стиля руководства уровню зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и компетентности специалистов коллектива, из-за неприятия группой нравственного облика и характера руководителя.

Информация о работе Информационная модель