Налоговая система современной России, перспективы её развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление проблемных вопросов существующей налоговой системы Российской Федерации и разработка возможных принципов её совершенствования, которые базируются на анализе исторического развития России и опыта зарубежных стран.
В соответствии с целью определены следующие задачи работы:
- рассмотреть историю возникновения налогообложения с точки зрения его влияния на экономику государства;
- провести анализ существующей налоговой системы России с учётом её роли и места в финансово-экономической политике, а также проблемных вопросов её развития;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………
1 История возникновения налогов……………………………………………….
1.1 Налогообложение как элемент экономической культуры общества............
1.2 Развитие налогообложения в России……........................................................
1.3 Формирование научных представлений о налогообложении........................
2 Налоговая система современной России………………………………………
2.1 Роль и место налоговой системы в экономике РФ………………………….
2.2 Действующая структура налогообложения в РФ…………………………...
2.3 Проблемные вопросы существующей налоговой системы………………...
3 Перспективы развития налоговой системы России…………………………...
3.1 Предпосылки совершенствования налоговой системы……………………..
3.2 Основные пути реформирования налоговой системы РФ………………….
3.3 Мировой опыт и возможность его использования в организации
налоговой системы РФ………………….…………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………..
Приложения
Приложение А. Основное содержание периодов становления налогообложения России от Древней Руси до конца 19 века…………………………………..
Приложение Б. Влияние налоговой нагрузки на экономическое развитие страны………………………………………………………………………………
Приложение В. Роль стимулирующего механизма налогообложения в обеспечении экономического подъема в России……………………………………..
Приложение Г. НДС в России и зарубежных странах…………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая налоги.doc

— 426.00 Кб (Скачать файл)

Период ХХ века характеризуется огромными потрясениями для России: революцией 1917г., двумя опустошительными войнами, огромном рывком СССР в научно-техническом прогрессе, падением СССР и возникновением Российской Федерации, как самостоятельного государства.

Несомненно, во многом сохранить в эти сложные  периоды экономику России помогла  налоговая система и её традиции, которые были заложены ранее.

 

1.3 Формирование научных представлений о налогообложении

 

Анализируя историю возникновения  налогообложения, мы видим, что первоначально оно возникло как экономическая категория. По мере развития общества, уплата налога воспринимается как необходимое действие, основанное не на добровольных, а на общеобязательных моральных требованиях общества. Всё большая вовлеченность членов общества в экономические отношения с государством и его институтами, а также возросшие потребности государства в финансовых поступлениях, настоятельно потребовали оформление налогов в правовую категорию и далее создания научно-обоснованной теории налогообложения.

Вообще под налоговыми теориями следует понимать ту или иную систему научных знаний о сути и природе налогов, их месте, роли и значении в экономической и социально-политической жизни общества.

Формирование основных научных представлений о налогообложении и их содержание можно представить в виде следующей схемы (рисунок 1).

Основные налоговые  теории стали формироваться в качестве научных концепций, начиная с XVII века. Наибольшей интерес указанного периода представляет классическая теория, так как именно она получила наибольшее распространение и остается значимой до наших дней. Её высокая научная ценность состоит в обосновании экономической природы налога, которая впервые исследуется А.Смитом.

 

 

XVII век - Классическая теория налогов (налогового нейтралитета)

Адам Смит (1723-1790), Давид Рикардо (1772-1823)

Налоги - один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. Основное налоговое бремя – на гражданине, обладающем определенной собственностью и получающий доход в результате самостоятельной хозяйственной деятельности.

 

       

XX век - Кейнсианская теория (эффективного спроса) Джон Мейнард Кейнс (1883-1946)

Налоги - главный рычаг регулирования экономики и один из слагаемых ее успешного развития. Большие сбережения мешают экономическому росту и их следуют изымать с помощью налогов.

Неоклассическая теория (эффективного предложения)

Альфред Маршалл

Государственное вмешательство  не должно ограничивать рынок с его естественными саморегулирующими законами, способными без какой-либо помощи извне достигнуть экономического равновесия.

а) Теория экономики предложения М.Бернс, Г.Стайн, А.Лэффер

б) Монетаризм

Милтон Фридмен

а) Налоги - факторов экономического развития и регулирования. Высокое налогообложение отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную активность, и в итоге приводит к уменьшению налоговых платежей.

б) Основным средством  регулирования экономики является изменение денежной массы и процентных банковских ставок, налоги как средство изъятия денег.

Современность – синтез различный теорий, использование их положительных черт

 

 

Россия (начало 90-х гг. ХХ века)

Цель  налоговых реформ - ослабить внутренние противоречия в экономических и налоговых отношениях, порождаемые несовершенной налоговой системой, повысить эффективность ее функционирования.


 

Рисунок 1 –  Формирование основных научных представлений  о налогообложении

 

Считается, что  сегодня классическая теория абсолютно  не состоятельна, поскольку в настоящий момент невозможно изымать путем налогов четверть национального продукта без того, чтобы это не имело серьезных экономических последствий (см. Приложение Б).

В начале ХХ века на смену классической теории пришли кейсианская и неоклассическая теории. В условиях более частого проявления кризисных явлений кейнсианская теория вмешательства государства перестала отвечать требованиям экономического развития. Поэтому на смену кейнсианской концепции «эффективного спроса» пришла неоклассическая теория «эффективного предложения».

Неоклассическая теория основывается на преимуществе свободной конкуренции и естественности, устойчивости экономических, в частности производственных, процессов. Основная идея неоклассических теорий заключается в поисках методов снижения инфляции и предоставлении большего количества налоговых льгот корпорациям и той части населения, которая формирует потребительский спрос на рынке.

В России теоретические и  практические исследования в области построения налоговой системы начали возрождаться с 1991 года. Здесь российские специалисты преследуют, прежде всего, цель - ослабить внутренние противоречия в экономических и налоговых отношениях, порождаемые несовершенной налоговой системой, повысить эффективность ее функционирования.

Таким образом, мы видим, что как всякое сложное  экономическое и социальное явление, налоги потребовали своего научно-теоретического исследования и обоснования. В настоящее время не существует какой-либо одной истинно верной теории экономического регулирования. Принято считать, что существует взаимодействие трех основных концепций: кейнсианства с различными вариациями, теории экономики предложения и монетаризма (т.е. синтез положительных моментов всех теорий).

Выводы  по разделу

1. Обобщая исторический путь развития налогообложения, следует отметить, что налоги, как основной источник образования государственных финансов, возникли через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта. В этом состоит фискальная функция налогов (материальные условия для функционирования государства).

2. По мере усложнения экономических процессов, налоги приобрели активную регулирующую функцию, оказывающую серьезное влияние на воспроизводство и стимулирование развитие капитала и которая нашла своё обоснование в различных научных теориях экономического развития.

3. В настоящее время не существует какой-либо одной истинно верной научной теории экономического регулирования. Современное научное представление о налогообложении, считает, что основу его развития составляет синтез положительных моментов трех основных концепций: кейнсианства с различными вариациями, теории экономики предложения и монетаризма.

 

 

 

2 Налоговая система  современной России

 

2.1 Роль и  место налоговой системы в  экономике РФ

 

Главной особенностью экономического развития Российской Федерации за последние 20 лет является резкий переход от экономики сугубо государственного регулирования к экономике рыночного типа. Данный процесс сопровождался стремительной деградацией производительных сил и свертыванием социальных программ. Поэтому экономика России стала срочно нуждаться в действенном механизме её регулирования со стороны государства и средстве обеспечения проводимых реформ. Неслучайно, одной из первых законодательных инициатив новой России было принятие в 1992г. пакета законопроектов о налоговой системе (см. подраздел 1.1).

В условиях рыночной экономики любое развитое государство, в том числе и Россия, широко использует налоговую политику в качестве регулятора воздействия на негативные явления рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий независимо от ведомственной подчиненности. В этом состоит Роль налоговой системы России.

Налоговое регулирование доходов ставит своей  основной задачей сосредоточение в руках государства денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития страны. То есть, налоговая система, как один из источников формирования бюджета, выступает одним из инструментов (составной частью) общей финансовой политики государства. Этим определяется место налоговой системы в финансово-экономической политики России.

В Бюджетном  послании Президента России о бюджетной  политике в 2012–2014гг. подчёркнуто: «Российская налоговая система должна отвечать современным вызовам в условиях глобализации экономики, обеспечивать справедливое налогообложение доходов экономических агентов и способствовать устойчивому развитию России как федеративного государства» [2].

 

2.2 Действующая структура  налогообложения в РФ

Налоговая система в нашей стране действует с 1992 года. Основные принципы её построения определил Закон от 27.12.91г. «Об основах налоговой системы в РФ».

На территории РФ взимаются налоги, сборы и пошлины, которые образуют налоговую систему  России. Законом введена трехуровневая система налогообложения и установлен перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей. Определены плательщики, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Схематично действующая структура налогообложения в РФ приведена на рисунке 2 (составлена на основе [1]).

 

1. Федеральные  налоги и сборы (8 видов)

- налог на  добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на  доходы физических лиц;

- налог на  прибыль организаций;

- налог на  добычу полезных ископаемых;

- водный налог;

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- государственная  пошлина.

(с учётом изменений по ФЗ: от 24.07.09 №213-ФЗ, 01.07.05 №78-ФЗ)

 

 

 

Взимаются по всей территории России.

   

2. Региональные налоги (3 вида)

- налог на  имущество организаций;

- налог на  игорный бизнес;

- транспортный  налог.

Обязательны к  уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

   

3. Местные  налоги (2 вида)

- земельный  налог;

- налог  на имущество физических лиц.

Действуют на территориях  муниципальных образований.

Специальные налоговые режимы - могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения (освобождать от оплаты федеральных, региональных и местных налогов):

- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

- упрощенная  система налогообложения;

- система налогообложения  в виде единого налога на  вмененный доход для отдельных видов деятельности;

- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.


 

Рисунок 2 –  Структура налогообложения в  Российской Федерации 

 

По механизму  формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги - налоги на доходы и имущество: налог  на прибыль организаций; поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица. Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги - налоги на товары и услуги: налог  на добавленную стоимость (НДС); акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); госпошлина на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Основное место  в Российской налоговой системе  занимают косвенные налоги, к которым относятся: НДС, акцизные сборы, налог с продаж и таможенная пошлина. Удельный вес этих налогов составляет 70% выгод бюджета.

Наиболее существенным из косвенных налогов является налог  на добавленную стоимость, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. Для исчисления НДС в РФ принят зачетный метод по счетам, при котором в бюджет поступает НДС, исчисленный с оборота по реализации продукции, уменьшенный на сумму НДС, уплаченного поставщиками материальных ресурсов, израсходованных на производство этой продукции. Таким образом, объектом налогообложения является не добавленная стоимость, а оборот по реализации продукции (работ, услуг).

В основу построения налоговой системы РФ положены следующие  основные принципы:

- единый  подход в вопросах налогообложения,  включая предоставления права на получение налоговых льгот, а также на защиту интересов всех налогоплательщиков;

- четкое разграничение  прав по установлению и взиманию  налоговых платежей между различными уровнями власти;

- приоритет  норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;

- однократность  налогообложения - один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения;

- определение  конкретного перечня прав и  обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых  органов, с другой.

 

2.3 Проблемные  вопросы существующей налоговой  системы

Информация о работе Налоговая система современной России, перспективы её развития