Налоговая система современной России, перспективы её развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление проблемных вопросов существующей налоговой системы Российской Федерации и разработка возможных принципов её совершенствования, которые базируются на анализе исторического развития России и опыта зарубежных стран.
В соответствии с целью определены следующие задачи работы:
- рассмотреть историю возникновения налогообложения с точки зрения его влияния на экономику государства;
- провести анализ существующей налоговой системы России с учётом её роли и места в финансово-экономической политике, а также проблемных вопросов её развития;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………
1 История возникновения налогов……………………………………………….
1.1 Налогообложение как элемент экономической культуры общества............
1.2 Развитие налогообложения в России……........................................................
1.3 Формирование научных представлений о налогообложении........................
2 Налоговая система современной России………………………………………
2.1 Роль и место налоговой системы в экономике РФ………………………….
2.2 Действующая структура налогообложения в РФ…………………………...
2.3 Проблемные вопросы существующей налоговой системы………………...
3 Перспективы развития налоговой системы России…………………………...
3.1 Предпосылки совершенствования налоговой системы……………………..
3.2 Основные пути реформирования налоговой системы РФ………………….
3.3 Мировой опыт и возможность его использования в организации
налоговой системы РФ………………….…………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………..
Приложения
Приложение А. Основное содержание периодов становления налогообложения России от Древней Руси до конца 19 века…………………………………..
Приложение Б. Влияние налоговой нагрузки на экономическое развитие страны………………………………………………………………………………
Приложение В. Роль стимулирующего механизма налогообложения в обеспечении экономического подъема в России……………………………………..
Приложение Г. НДС в России и зарубежных странах…………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая налоги.doc

— 426.00 Кб (Скачать файл)

 

Оптимально построенная налоговая система должна выполнять двоякую функцию, с одной стороны, эффективно обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой стороны, не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности и способствовать экономическому росту. Именно с этих позиций необходимо судить о качестве налоговой системы России.

Нынешние налоги в своей основе формировались в условиях экономического кризиса начала 90-х годов прошлого столетия, что не могло не отразиться на их количестве, структуре и ставках. Унаследованным с тем пор является характерный крен в сторону выполнения фискальной функции налогов, когда в условиях хронического бюджетного дефицита был велик соблазн все экономические проблемы государства решить при помощи налогов. Отсюда их чрезмерное количество, завышенные ставки, противоречивое воздействие на процессы воспроизводства. Как следствие, попытки налогоплательщиков разными путями уйти от налогов (характерная чрезмерно высокая недоимка налогов в бюджеты разных уровней).

Особенно негативным оказался НДС, первоначальная ставка которого была установлена на уровне 28%. Несмотря на то, что его ставка в последующем была снижена, он по-прежнему является одним из факторов роста цен.

К серьезным  недостаткам налогового режима, ухудшающим инвестиционный климат в России, следует отнести его нестабильность. Нестабильность налоговой системы является существенным, если не основным, экономическим фактором, сдерживающим привлечение иностранного капитала в российскую экономику.

В мировой налоговой  практике в качестве показателя налоговой  нагрузки на макроуровне служит отношение  суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов к объему полученного валового внутреннего продукта (ВВП). В российской экономике по различным оценкам от 25 до 40% ВВП создается в теневом секторе экономики, подавляющая часть которого не охватывается налогами. По данным Минфина России из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения в консолидированный бюджет страны не поступает ежегодно от 30 до 50% налогов [3].

Другая проблема сводится к тому, что доля изъятия  через налоги около 33% ВВП рассчитана, исходя из фактически уплаченных или  же запланированных к поступлению в бюджет налогов. Однако из-за хронических недоплатежей в бюджет, долги превышают предполагаемые поступления налоговых отчислений.

Остро стоит  проблема распределения налогов между федеральным центром и регионами. Например, самые собираемые и весомые налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль) уходят в Центр, а оставшиеся на местах налоги либо незначительны по своим параметрам, либо должным образом не собираются. Некоторые местные налоги вообще не окупают затраты на их сбор.

Отмечается  и следующая проблема. Например, крупный бизнес не заинтересован в сотрудничестве с малым и это объясняется разным подходом в их налогообложении3. Малые и средние предприятия используют упрощенную систему налогообложения (оплата 6% от доходов, не платят НДС и не указывают их в отгрузочных документах). Поэтому, при одинаковой цене крупным компаниям выгоднее торговать с такими же крупными: предъявленную контрагентом сумму налога можно получить обратно из бюджета, т.е. товар оказывается на 18% дешевле, чем у неплательщика налога (малого предприятия). Отсутствие взаимодействия крупного и малого (среднего) бизнеса в целом не способствует развитию экономики России.

Еще одна проблема заключается в том, что наряду с законами действуют многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения. Это затрудняет работу самих налоговых служб.

Наиболее спорным на сегодняшний день является вопрос о тяжести налогового бремени. Практически не предусмотрена градация и соответствие уровня налоговых отчислений налогоплательщиков в зависимости от уровня их доходов.

Отметим также и следующие недостатки действующей системы налогов:

- налог на  доходы физических лиц фактически превратился в косвенный налог на заработную плату и тем самым не содействует смягчению неравенства в распределении доходов;

- налог на  прибыль и налог на имущество  организаций серьезно тормозят рост в реальном производственном секторе;

- НДС "штрафует" ввоз новой техники и современных технологий, необходимых для обновления производственного потенциала страны и в то же время неоправданно поощряет экспортеров необработанного природного продукта.

Есть и ряд других проблем, которые могут составить отдельный предмет для исследования. Например, сейчас широко обсуждается новая концепция пенсионной реформы. В этой связи заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец считает4, что нынешняя роль налоговой системы в обеспечении пенсионной реформы незначительна, и она должны быть существенно повышена (из 83 млн. налогоплательщиков платят налоги лишь 40% из их числа).

Выводы  по разделу

Обобщая проведенный  анализ налоговой системы России, можно сделать следующие выводы.

1. Налоговая система России обеспечивает государство денежными ресурсами, необходимыми для развития общественного сектора страны. При этом налоги в общей финансовой политике выступают как эффективный финансовый регулятор - государство перераспределяет собранные в бюджетах налоговые поступления (доходы) в пользу требующих финансирования программ.

2. В России  действует трехуровневая система  налогообложения. Она наиболее  рационально и жестко закрепляет  за администрацией каждого уровня  определенные налоги с тем, чтобы средства, обеспечивающие его деятельность, непосредственно поступали в соответствующую казну.

3. Учитывая динамизм процессов  и продолжающее рыночное строительство  экономики России, отечественная  налоговая система еще несовершенна и нуждается в улучшении.

Основные проблемные вопросы связаны со снижением налогового бремени, оптимальным распределением средств между бюджетами различных уровней, повышением эффективности экономической функции налогов и стабильности налоговой системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Перспективы  развития налоговой системы России

3.1 Предпосылки  совершенствования налоговой системы

При анализе предпосылок совершенствования  налоговой системы необходимо вспомнить  три главных принципа (ранее сформулированы А.Смитом и Д.Рикардо), которым должны удовлетворять любые современные формы налога: справедливость, эффективность, определенность, и соотнести их к условиям современной России.

Говоря  о справедливости, следует отметить, что в последние десятилетия в РФ получили развитие тенденции усложнения налогового законодательства, распространения затратных и малоэффективных мер налогового администрирования5. В результате неоправданно высокое бремя налогов стало возлагаться на рядовых налогоплательщиков и на производительный сектор экономики в целом. В то же время представители финансово-банковского сектора, сферы биржевой торговли, криминального бизнеса пользуются практически режимом иммунитета от всех форм налогообложения. В настоящее время идея «налоговой справедливости» продвинулась значительно дальше - к прогрессивности в налогообложении, при которой получатели более высоких доходов должны платить относительно большую их долю в виде налогов.

Поэтому для проводимой в настоящее время в РФ налоговой реформы главным является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов. В этом случае основными задачами налоговой реформы являются более справедливое распределение налогового бремени, переход к оптимальным налоговым ставкам и общее упрощение налоговой системы. При этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для налогоплательщиков.

Эффективность означает минимизацию для налогоплательщика всех дополнительных затрат времени, труда и денежных средств в связи с выполнением им обязанности уплаты налога. Например, в настоящее время не учитываются затраты налогоплательщиков на выполнение таких дополнительных налоговых повинностей, как ведение налогового учета и представление налоговой отчетности. При современных системах налогообложения расходы граждан и предприятий на выполнение этих обязанностей оказываются весьма значительными и иногда достигают величин, сравнимых с суммой самого налога.

Расходы налоговых органов в связи с взиманием ими налогов также непрерывно растут в связи с усложнением налогового законодательства, увеличением затрат на поддержание налогового контроля, на увеличение численности налоговых работников и на оснащение налоговых органов все более высокотехнологичными и более дорогостоящими техническими средствами и оборудованием.

С выполнением  принципа определённости налогов также есть некоторые вопросы. Налог должен быть заранее и гласно объявлен в отношении:

- лиц, которые  должны платить этот налог;

- лица  или учреждения, которому или  в которое этот налог должен  быть внесен;

- срока, в  течение которого или до которого  этот налог должен быть уплачен;

- твердой определенности  той суммы (или ставки дохода/имущества), которую налогоплательщик должен заплатить в качестве этого налога.

Нередко реализация этих пунктов не обеспечивается существующей налоговой системой. В частности, с невыполнением принципа определённости может быть связан показатель собираемости налогов.

Кроме того, одной из существенных предпосылок совершенствования системы налогообложения, является пока ещё недостаточная стимулирующая роль налогов.

Стимулирующая функция налогов на практике реализуется, главным образом, посредством применения различных видов налоговых льгот. Вместе с тем предоставление налоговых льгот нередко вступает в противоречие с принципами справедливости и нейтральности налогообложения, утверждающими необходимость минимизации влияния налогов на внутри- и межотраслевое распределение капиталов и ресурсов.

При этом следует иметь в виду, что применение налоговых льгот в целях стимулирования экономического развития одновременно ведет к усложнению налогового законодательства; у налогоплательщиков появляется стимул перевести свою деятельность под формальные признаки и условия, позволяющие им претендовать на получение незаслуженных или избыточных налоговых льгот.

Таким образом, современное состояние и необходимость выполнения основных принципов налогообложения, а также повышения стимулирующей функции налогов определяют предпосылки совершенствования налоговой системы России. Важной предпосылкой совершенствования налоговой системы является необходимость устранения имеющихся противоречий в её законодательной основе.

 

3.2 Основные  пути реформирования налоговой  системы РФ

 

Реформирование  налоговой системы РФ является важным и необходимым условием успешного развития страны. В Бюджетном послании Федеральному собранию, посвящённому бюджетной политике в 2013-2015гг., Президент РФ В. Путин подчеркнул6: «Налоговая система должна быть настроена на улучшение качества инвестиционного климата, повышение предпринимательской активности, совершенствование структуры экономики, повышение ее конкурентоспособности, прежде всего на рынках наукоемкой, высокотехнологичной продукции». Далее в послании отмечено: «Не удалось избежать практики постоянных фрагментарных изменений налогового законодательства. Это обусловливает необходимость постоянного отслеживания изменений и внесения корректив в планы финансовой деятельности, что вызывает дополнительные затраты. Постоянное ожидание таких изменений препятствует реализации долгосрочных инвестиционных проектов по причине низкой предсказуемости налоговых издержек при разработке бизнес-планов».

В целях обеспечения  прозрачности и предсказуемости  налоговой политики Правительством РФ одобрены Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов [4]. Данный документ обращает особое внимание на повышение значимости не только фискальной, но и экономической функции налоговой политики.

Основные пути реформирования налоговой политики РФ приведены на рисунке 3 (разработан на основе [4]). Рассмотрим их основное смысловое содержание.

1) Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала заключается в:

- снижении тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование;

- совершенствовании  амортизационной политики (восстановления  в доходах суммы расходов на  капитальные вложения);


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 - Основные пути реформирования налоговой политики РФ

- осуществлении  мер налоговой поддержки плательщиков  налога на доходы физических  лиц (поддержка физических лиц  – представителей малого и  среднего бизнеса за счёт расширения  налоговых вычетов и налоговых льгот).

2) Введение мониторинга эффективности налоговых льгот. Заключается в систематизации действующих налоговых льгот и их оценке, проблем администрирования и определения налоговых льгот, которые наиболее востребованы в целях модернизации производства и внедрения инноваций.

3) Оптимизация налога на добавленную стоимость. Предполагает принятие ряда решений, направленных на изменение порядка исчисления и уплаты НДС.

4) Совершенствование акцизного налогообложения. Предусматривается ежегодная индексация специфических ставок акцизов на все подакцизные товары. При этом опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции индексируются ставки акцизов на табачную и алкогольную продукцию (такая налоговая политика в отношении акцизов на табачную продукцию согласуется с государственной политикой противодействия потреблению табака).

5) Налог на прибыль организаций. Реализация решений, связанных с изменением порядка исчисления и уплаты налога на прибыль организаций (установление пониженной ставки налога на прибыль организаций особых экономических зон – не выше 13,5%).

6) Дифференциация в сфере налогообложения природных ресурсов. Установление дифференцированных ставок налога на добычу полезных ископаемых, взимаемый при добыче углеводородного сырья (нефти и природного газа) и иных полезных ископаемых с учётом географического положения предприятий этих отраслей.

Информация о работе Налоговая система современной России, перспективы её развития