Налоговая система современной России, перспективы её развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление проблемных вопросов существующей налоговой системы Российской Федерации и разработка возможных принципов её совершенствования, которые базируются на анализе исторического развития России и опыта зарубежных стран.
В соответствии с целью определены следующие задачи работы:
- рассмотреть историю возникновения налогообложения с точки зрения его влияния на экономику государства;
- провести анализ существующей налоговой системы России с учётом её роли и места в финансово-экономической политике, а также проблемных вопросов её развития;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………
1 История возникновения налогов……………………………………………….
1.1 Налогообложение как элемент экономической культуры общества............
1.2 Развитие налогообложения в России……........................................................
1.3 Формирование научных представлений о налогообложении........................
2 Налоговая система современной России………………………………………
2.1 Роль и место налоговой системы в экономике РФ………………………….
2.2 Действующая структура налогообложения в РФ…………………………...
2.3 Проблемные вопросы существующей налоговой системы………………...
3 Перспективы развития налоговой системы России…………………………...
3.1 Предпосылки совершенствования налоговой системы……………………..
3.2 Основные пути реформирования налоговой системы РФ………………….
3.3 Мировой опыт и возможность его использования в организации
налоговой системы РФ………………….…………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………..
Приложения
Приложение А. Основное содержание периодов становления налогообложения России от Древней Руси до конца 19 века…………………………………..
Приложение Б. Влияние налоговой нагрузки на экономическое развитие страны………………………………………………………………………………
Приложение В. Роль стимулирующего механизма налогообложения в обеспечении экономического подъема в России……………………………………..
Приложение Г. НДС в России и зарубежных странах…………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая налоги.doc

— 426.00 Кб (Скачать файл)

7) Введение налога на недвижимость и престижного потребления. Реализация мероприятий, обеспечивающих введение на территории РФ местного налога на недвижимость, а также товаров престижного потребления.

8. Улучшение налогового администрирования предусматривает:

- внесение в  налоговый Кодекс изменений, направленных  на предоставление налоговым  органам прав на получение  дополнительной информации, необходимой для осуществления налогового контроля, в частности, от банков;

- переход на  электронное взаимодействие при  представлении в налоговый орган всех первичных документов;

- увеличение  срока представления налогоплательщиком  возражений по акту проверки  до одного месяца (в настоящее время 15 дней).

9) Осуществление противодействия уклонению от налогообложения. Противодействие уклонению от налогообложения в России с помощью оффшорных компаний и стран, имеющих низкий уровень налогообложения.

По мнению Российской газеты, осуществляя приведенные выше меры, в «ближайшие три года Россия предпримет налоговый маневр»7. Он будет заключаться в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал, введением дополнительных льгот по уплате налога на доходы физических лиц. Появится налог "на престижное потребление" и дорогую недвижимость стоимостью от 300 миллионов рублей. Предполагается повышение налога на доходы, возникающие при добыче природных ресурсов.

 

3.3. Мировой опыт  и возможность его использования  в организации налоговой системы  РФ

 

Как показывают данные Всемирного банка и Международной финансовой корпорации, в рейтинге налоговых систем мира, по состоянию на 2009 год, Россия занимала 134-е место8. Это демонстрирует то, что налоговая система России, как и её экономика, ещё далека до совершенства и требует своего развития. В тоже время во многих индустриально развитых странах налоговые системы сложились и успешно функционируют. Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе огромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественного производства, его размещение.

Поэтому, очевидно, России просто необходимо использовать богатый мировой опыт для модернизации своей налоговой системы.

Как было отмечено ранее, одним из основных налогов РФ является налог на добавленную стоимость. Максимальная ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28%, затем была понижена до 20%, а с 1 января 2004 года составляет 18%. Хотя этот налог является наиболее стабильным доходным источником, считается, что он во многом несправедлив и антисоциален9 (Приложение Г).

За рубежом  налог на добавленную стоимость  рассматривается в качестве многоступенчатого всеобъемлющего налога, распространяющегося на все стадии процесса производства и распределения и включающего в свою базу все виды товаров и услуг. При прочих равных условиях независимо от того, где был произведен продукт - в государственном или частном секторе, на крупной или на мелкой фирме, сумма налога остается одной и той же. Все это является отличительной чертой данного налога в тех странах, где оптимальное распределение ресурсов определяется свободной игрой рыночных факторов. НДС является налогом, стимулирующим инвестиции, а, следовательно, и экономический рост. В этой связи представляется целесообразным искать дальнейшие пути оптимизации НДС как стимулирующего фактора развития экономики России.

К настоящему времени  крупные реформы налоговых систем осуществили несколько стран, в том числе США, Германия, Франция. Их общее направление связано со стремлением государства инициировать частные инвестиции в жилищное строительство. При этом акцент в фискальной политике зарубежных индустриальных стран переносится на фиксированные налоги: налог на недвижимость, налог на продажи, различные неналоговые сборы.

В настоящее  время в РФ только заложены основы правовой системы для налогообложения жилой недвижимости10. Пока налогообложения недвижимости как отдельного вида взимания налогов в России пока нет. В действующем федеральном законодательстве о налогах и сборах есть два понятия - земля и имущество. Земля относится к недвижимости. В состав же налогооблагаемого имущества входит как движимое, так и недвижимое имущество (здания, сооружения, дома, квартиры). Земля и имущество облагаются налогом на основании разных законов, имеют разные ставки, да и механизмы налогообложения земли и имущества различны. Законодательное оформление налогообложения жилой недвижимости должно сгладить эти различия, структурируя и гармонизируя налогообложение сходных по существу объектов.

Полагают, что в России наилучшим вариантом был бы налог на недвижимость, в том числе жилую, представляющую собой единый комплекс земельного участка и сооружений, построенных на нем, налоговой базой которого должна быть его рыночная стоимость. Достоинством использования жилых домов и квартир, как основной категории в системе поимущественного налогообложения, является простота выявления этого имущества11 (установление местоположения и идентификация объекта), имеющего фиксированное местоположение, а также идентификации государственного органа, обладающего правом взимания налога.

Налог на недвижимое имущество существует примерно в 130 странах мира, но значимость его  различна. В большинстве стран  поступления от этого налога составляют 1 - 3% от общих налоговых поступлений в бюджет на всех уровнях власти, в США эта цифра близка к 9%. В ряде стран значение налога на недвижимое имущество снизилось, например в Великобритании. В других странах значение налога возросло (Португалия, Испания, Индонезия), так как в налоговое законодательство были внесены существенные изменения в части налогообложения жилья12[5].

Актуальной  для России является проблема повышения  эффективности налогового контроля и совершенствования контрольной работы налоговых органов.

По сравнению  с развитыми зарубежными странами, состояние налоговой системы России в настоящее время характеризуется низкой собираемостью налогов и сборов. Прежде всего, это связано с недисциплинированностью налогоплательщиков и низкой налоговой культурой. Практически каждый третий налогоплательщик нарушает налоговое законодательство, скрывает свои доходы и имущество, и только примерно 10-15% относительно честно и исправно платят полагающиеся налоги13.

Зарубежная  практика налогового контроля применяет  различные способы его осуществления. Согласно данным Службы внутренних доходов США систематическое и всестороннее проведение проверок приводит к добросовестному отношению налогоплательщика к исполнению своих обязанностей. В результате 83% причитающихся налогов в США уплачивается добровольно. Это достигается улучшением: обслуживания налогоплательщиков, персонифицированного обслуживания и эффективности организации деятельности (снижение затрат и повышение сбора налогов при минимальном вложении со стороны государства).

По мнению специалистов налоговых органов Швеции, добровольная уплата налогов достигается за счет:

- отлаженного  аппарата контроля, характеризующегося  профилактикой, точностью и предсказуемостью;

- доверия налогоплательщиков, уверенных в хорошей работе  налоговой системы и исполнении налоговыми органами своих задач в соответствии с законом;

- введения доступных  для понимания правил налогообложения.

В Великобритании, помимо принципов справедливости, содействия и ясности, особое внимание уделяется  качеству обслуживания налогоплательщиков.

Таким образом, как видно из представленного обзора, во многих странах усиление налогового контроля происходит за счет совершенствования взаимоотношений налогоплательщика и налоговых органов. Большинство стран с развитым налоговым администрированием пришло к выводу, что построение налоговых правоотношений на основе указанных выше принципов позитивно влияет на повышение законопослушности налогоплательщиков, добровольную уплату ими налогов и, в конечном счете, на налоговые поступления.

Все зарубежные налоговые системы придерживаются следующих принципов:

а) расходы государства  на содержания налоговой системы  и затраты плательщика, связанные с процедурой уплаты, должны быть максимально низкими;

б) налоговую  нагрузку нельзя доводить до такого уровня, когда он начинает уменьшать экономическую активность плательщика;

в) процесс получения  налогов нужно организовать таким  образом, чтобы он в большей степени  благодаря накоплению финансовых ресурсов способствовал реализации политики конъюнктуры и занятости;

г) этот процесс должен влиять на распределение доходов в направлении обеспечения большей справедливости; при определении налоговой платежеспособности частных лиц следует требовать предоставления лишь минимума данных, которые касаются личной жизни граждан, но при этом должен быть контроль не только за доходами, но и за расходами.

Выводы  по разделу

В целом проводя  всесторонний анализ налоговых систем развитых стран можно указать следующие направления использования их положительного опыта:

- оптимизировать законодательную базу РФ, убрать лишние нормативы, приказы, трактовки и разъяснительные письма. Согласовать различные ведомства относительно налогообложения;

- повысить контроль  налоговых органов;

- оптимизировать количество налогов, передав несущие ими функции другим налогам (например, отмена транспортного налога и введение акцизов на топливо);

- увеличить информированность налогоплательщиков о налогах и действующем законодательстве;

- ввести налог на недвижимость и использовать расчет кадастровой стоимости объекта исходя из рыночной цены.

Использование этих выводов на практике, позволит не только увеличить поступление денежных средств в бюджеты, но и наладить более доверительные отношения между налогоплательщиком и налоговым органом, но и позволит улучшить экономическую деятельность России.

Заключение

 

Проведенный анализ налоговой системы современной  России, истории её становления и перспектив дальнейшего развития показал следующее.

1. Налоги  обеспечивают государство денежными  ресурсами, необходимыми для развития  общественного сектора страны. Налоги могут выступать как эффективный финансовый регулятор. Государство перераспределяет собранные в бюджетах налоговые поступления (доходы) в пользу требующих финансирования программ.

2. В  России действует трехуровневая  система налогообложения, включающая федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации, местные налоги. Трехуровневая система налогообложения наиболее рационально и жестко закрепляет за администрацией каждого уровня определенные налоги с тем, чтобы средства, обеспечивающие его деятельность непосредственно поступали в соответствующую казну.

3. Налоговая  система России еще несовершенна и нуждается в улучшении.

Основные направления  совершенствования налоговой системы  включают в себя снижение налогового бремени, оптимального распределения средств между бюджетами различных уровней, повышение эффективности экономической функции налогов.

Остаются также  актуальными вопросы налогового администрирования, и несовершенства главных налогов (НДФЛ, налог на прибыль организаций и НДС).

4. При модернизации налоговой системы России необходимо использовать положительных опыт зарубежных стран. Основополагающими принципами, которые могут быть положены в основу совершенствования налоговой системы России, следует считать формирование:

- отлаженного  аппарата контроля, характеризующегося  профилактикой, точностью и предсказуемостью;

- доверия налогоплательщиков, уверенных в хорошей работе  налоговой системы и исполнении налоговыми органами своих задач в соответствии с законом;

- доступных для понимания и эффективных правил налогообложения.

 

Список  использованных источников

 

1 Налоговый  кодекс РФ (НК РФ) от 31.07.1998 N 146-ФЗ с учетом изменений, внесенных до 11.03.2012г./ Электронный ресурс: «Консультант Плюс», www.consultant.ru/popular/nalog1/2_1.html#p47.

2 Бюджетное послание Президента России о бюджетной политике в 2012–2014гг./Российская газета, 29.06.2012.

3 Министерство  финансов РФ. Официальный сайт. Налоговые  отношения/ Электронный ресурс: www1.minfin.ru/ru/tax_relations.

4 Министерство  финансов РФ. Официальный сайт. Налоговые  отношения/ Основные направления  налоговой политики Российской  Федерации на 2013 год и на плановый  период 2014 и 2015гг./ Электронный ресурс: www.minfin.ru/ru/?id56=17725.

5 Кухаренко В. Б., Тютюрюков Н. Н. Налоговые системы зарубежных стран / М.: РАГС, 2010. – C. 135.

6 Федеральная  налоговая служба. Официальный сайт/ Электронный ресурс: www.nalog.ru/about_nalog.

7 Правительство  Российской Федерации/ Электронный  ресурс: правительство.рф/gov/results.

8 С.С. Воскресенский. VII налоговая конференция «Налоговая политика и структурная перестройка экономики»/ Электронный ресурс: Министерство экономического развития Российской Федерации /www.economy.gov.ru/ minec/ press/news/doc1239638854394.

9 ГОСТ 7.32-2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.

 

 

 

 

 

 

Приложения

Информация о работе Налоговая система современной России, перспективы её развития