Экспертиза
проектовМинистерство образования и науки
Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального
образования
«Тульский государственный университет»
ДОКЛАД
Выполнила
: ст.гр 340641/01
Проверил
:
Тула,2015
Оглавление
1.1. Общие сведения
об экспертизе: цели и задачи;
объекты экспертизы; субъекты государственной
экспертизы. Понятие экспертизы, аудита,
сертификации производств.
В последнее время наблюдается
устойчивая тенденция роста количества
экологических правонарушений. Эффективным
решением данной проблемы является экологическая экспертиза,
задачей которой является установление
соответствия проводимой или намечаемой
хозяйственной или иной деятельности
существующим экологическим требованиям.
Цель экспертизы – предотвращение негативных
влияний антропогенной деятельности на
окружающую природную среду и здоровье
людей, обеспечение экологической безопасности
и ситуации на отдельных объектах или
территориях. В настоящее время проводятся
разные виды экспертиз: исследование состояний
объектов почвенно-геологического происхождения,
радиационной обстановки, состояния искусственных
и естественных биоценозов и другие.
В соответствии с законодательством
проведение экологической экспертизы
может назначаться следователем, дознавателем,
прокуратурой или судом. При выявлении
фактов экологических правонарушений
(несанкционированная свалка, загрязненность
воздуха во дворе, радиационная обстановка
на близлежащем строительном объекте
и другие факты) помощь судебных экспертов
- экологов может понадобиться общественным
организациям, юридическим или частным
лицам. Полученное заключение станет основанием
для составления искового заявления.
Действующим законодательством
предусматривается производство экспертизы
государственными или негосударственными
судебно-экспертными учреждениями, аккредитованным
на право проведения подобных исследований.
Большая доля всех исследований, связанных
с необходимостью выявления фактических
обстоятельств негативных антропогенных
воздействий на окружающую среду, сегодня
выполняется сотрудниками негосударственных
судебных экспертных центров.
Важным этапом, для обеспечения
безопасности возводимых объектов, является
экологическая экспертиза проектов на
строительство. Она устанавливает контроль
соответствия проекта градостроительной,
предпроектной, а также проектной документации
всем имеющимся исходным данным, требованиям
к проектированию, техническим условиям
проектирования и строительства. Экспертиза
контролирует обеспечение в проекте эксплуатационной
безопасности, устойчивости проектируемого
объекта, его конструктивной надежности.
Кроме этого отслеживается рациональное
использование природных ресурсов, а также
высокое качество архитектурных решений,
соответствующих требованиям охраны объектов
культурного наследия и другие аспекты.
Судебная экологическая
экспертиза – один из видов процессуальных
действий, направленных на установление
фактов негативного воздействия деятельности
человека на естественную природную среду.
Проводится на основании поставленных
судом, прокурором, следователем или органами
дознания вопросов, на которые экспертом
предстоит ответить в результате проведенных
экспертиз. Результатом исследований
является заключение, отражающее ход и
полученные данные об экологическом состоянии
исследуемого объекта.
Цели и задачи
экологической экспертизы
Определение причин негативного
воздействия деятельности человека на
окружающую среду.
Временные и пространственные
критерии воздействия на естественную
природную среду.
Определение механизма негативного
воздействия человеческой деятельности.
Установление степени воздействия,
объемов, обстоятельств и условий, способствовавших
распространению негативного воздействия.
Определение обстоятельств,
приведших к нарушению действующего законодательства по охране природных ресурсов. Определение правил эксплуатации объектов, имеющих повышенную экологическую опасность, повлекших за собой негативные последствия для состояния природной среды.
Объекты
экологической экспертизы
Локальная территория (земельный
участок, водоем и т.д.), на которой были
обнаружены явные признаки негативного
воздействия в результате деятельности
человека.
Образцы флоры и фауны, несущие
на себе явные признаки негативного антропогенного
воздействия.
Образцы почвы, воды и воздуха,
отобранные в пределах территории с признаками
негативного антропогенного воздействия.
Информация, полученная от санитарно-эпидемиологических
служб и других уполномоченных организаций,
проводящих соответствующие проверки
и исследования, выявившие опасные нарушения
баланса природной среды.
Субъектами
государственной экологической экспертизы являются
специально уполномоченные органы в области
экологической экспертизы, а также заказчики
объектов экологической экспертизы.
Согласно Постановлению Правительства
РФ от 6 апреля 2004 г. № 161 «Вопросы Федеральной
службы по надзору в сфере экологии и природопользования»,
одной из основных функций Федеральной
службы по надзору в сфере экологии и природопользования
является организация и проведение государственной
экологической экспертизы. Структурным
подразделением данной службы выступает
Управление государственной экологической
экспертизы Министерства природных ресурсов
и экологии РФ. На уровне субъектов РФ
экспертизу осуществляет соответствующий
отдел (управление) территориального подразделения
Министерства природных ресурсов и экологии
РФ.
Разделение полномочий между органами
государственной экологической экспертизы
федерального уровня и уровня субъекта
РФ определяется ст. 11 и 12 Федерального
закона «Об экологической экспертизе»
на основании масштаба и значения хозяйственных
объектов (видов деятельности).
Государственная экологическая экспертиза
проводится экспертной комиссией.
Заказчики - это юридические и физические лица,
которые заказывают и оплачивают специально
уполномоченным органам организацию и
проведение работы по выявлению соответствия
предполагаемой хозяйственной и иной
деятельности экологическим требованиям.
При этом в случае отступления от проекта,
получившего положительное заключение
государственной экологической экспертизы,
заказчик обязан пройти экспертизу повторно.
Понятия
Экологическая экспертиза — установление соответствия
документов и (или) документации, обосновывающих
намечаемую в связи с реализацией объекта
экологической экспертизы хозяйственную
и иную деятельность, экологическим требованиям,
установленным техническими регламентами
и законодательством в области охраны
окружающей среды, в целях предотвращения
негативного воздействия такой деятельности
на окружающую среду.
Экологический аудит
предприятия — это комплексная и независимая
оценка соблюдения требований, в том числе
требований действующих международных
стандартов, нормативов и нормативных
документов в области экологической безопасности,
экологического менеджмента и охраны
окружающей среды, а также подготовка
соответствующих рекомендаций и их документирование
по улучшению деятельности предприятий
и организаций в экологической сфере.
Под сертификацией понимают процедуру подтверждения
соответствия, посредством которой независимая
от изготовителя (продавца, исполнителя)
и потребителя (покупателя) организация
удостоверяет в письменной форме, что
продукция или иной объект сертификации
соответствует установленным требованиям.
Экологическая сертификация
(экосертификация) — новое направление природоохранительной
деятельности в России. Обязательная экологическая
сертификация товаров (работ и услуг),
на которые законом установлены требования,
направленные на обеспечение безопасности
жизни, здоровья потребителей и охраны
окружающей среды, введена с принятием
7 февраля 1992 г. Закона РФ “О защите прав
потребителей ”.
1.2.
Процедуры ОВОС, экологической оценки,
экологической экспертизы и экологического
аудита в системе экологического
управления. Становление и развитие
процедур экологической оценки
и экологической экспертизы.
1.
ПРОЦЕДУРА ОВОС
Понятие оценки воздействия
на окружающую среду. Пока единственный действующий
российский нормативный документ, регламентирующий
ОВОС ‑ Положение "Об оценке воздействия
на окружающую среду в Российской Федерации"
(утв. приказом Минприроды России от 18.07.94
г. № 222), определил оценку воздействия
на окружающую среду как "процедуру
учета экологических требований законодательства
РФ при подготовке и принятии решений
о социально-экономическом развитии общества...
с целью выявления и принятия нобходимых
и достаточных мер по предупреждению возможных
неприемлемых для общества экологических
и связанных с ними социальных, экономических
и других последствий реализации хозяйственной
или иной деятельности" .
Процедура ОВОС.
Так как любое решение о развитии
производительных сил обязательно проходит
стадии прогнозирования, планирования,
проектирования, то процедура ОВОС, как
правило, тесно связана с действующей
в стране системой прогнозирования и циклом
инвестиционного проектирования, что
и обеспечивает реализацию на практике
такого принципа ОВОС, как превентивность.
Отличительной особенностью
ОВОС является то, что на каждом этапе
в процессе разработки и принятия решений,
касающихся объекта проектирования, участвуют
не только специально уполномоченные
органы, но и все заинтересованные стороны.
Процедура ОВОС включает ряд
последовательных этапов: анализ необходимости
проведения ОВОС, предварительный анализ
осуществляется для принятия решения
о целесообразности проведения дальнейшего
исследования в рамках процесса ОВОС.
Применение ОВОС для всех проектов
нецелесообразно. В разных странах используют
различные методы отбора или оценки проектов,
чтобы решить, какие из них будут существенно
влиять на окружающую среду, а какие - нет.
Министерством природных ресурсов и охраны
окружающей среды (Минприроды) установлен
перечень объектов и видов деятельности,
для которых ОВОС проводится в обязательном
порядке. Для других объектов целесообразность
проведения оценки воздействия определяется
местными территориальными органами Минприроды.
Определение задач и планирование
ОВОС. На этом этапе с участием всех заинтересованных
сторон выявляются вопросы, которые необходимо
исследовать в ходе оценки, а также выработать
и отобрать разумные альтернативы намечаемой
деятельности.
Оценка воздействий. Наиболее
сложный и ответственный этап, на котором
производится выявление, - определение
величины и оценка значимости воздействий.
Разработка мероприятий по
регулированию воздействий. Производится
разработка мероприятий по предотвращению,
уменьшению и компенсации негативных
последствий воздействий, внесение изменений
в проект, планирование мониторинга и
контроля воздействий.
Подготовка итогового документа.
Представление результатов оценки воздействия
в форме, регламентированной соответствующими
нормативными документами.
Оценка полноты и качества материалов
ОВОС. Проверка адекватности и полноты
итогового документа, появляющеюся в результате
выполнения ОВОС, Оценка соответствия
проекта действующим природоохранным
нормам и правилам,
Принятие решения. Решение о
целесообразности или нецелесообразности
продолжения работ по проекту, необходимости
доработки, которое принимается специально
уполномоченными органами.
Мониторинг и контроль воздействия.
Осуществляется на этапе строительства,
введения в эксплуатацию и функционирования
объекта для проверки соответствия проектных
решений по природоохранным мероприятиям
и показателей, характеризующих воздействие
на окружающую среду, требованиям и прогнозам,
сделанным при выполнении ОВОС. Результаты
мониторинга и контроля воздействия используются
для управления воздействием на окружающую
среду, при создании системы экологического
менеджмента на объекте.
Участие общественности. Обычно
происходит на этапах определения задач,
а также оценки полноты и качества ОВОС,
но может также происходить на любом другом
этапе процесса. Программы участия общественности
могут иметь различные цели - от простого
обеспечения информацией до полного вовлечения
в процесс принятия решения. Формы и методы
участия должны быть выбраны не только
с учетом масштабов проекта, но и готовности
общественности к принятию важных решений.
В России деятельность в области
ОВОС регулируется Положением об оценке
воздействия на окружающую среду, последняя
редакция которого принята в мае 2000 г.
Согласно этому положению предусматриваются
следующие этапы проведения оценки воздействия
на окружающую среду.
Уведомление, предварительная
оценка воздействия на окружающую среду
и составление технического задания на
проведение оценки воздействия на окружающую
среду. На этом этапе заказчик подготавливает
и представляет в органы власти обосновывающую
документацию, содержащую общее описание
намечаемой деятельности; цели ее реализации;
возможные альтернативы; описание условий
ее реализации; другую информацию, предусмотренную
действующими нормативными документами.
Предусмотрено информирование заинтересованных
сторон о намечаемой деятельности.
Проведение исследований по
оценке воздействия на окружающую среду
и подготовка предварительного варианта
материалов по оценки местности, где предполагается
разместить объект, мнение заинтересованных
сторон Наиболее сложной проблемой
остается выявление наиболее значимых
воздействий.