Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 13:50, курсовая работа
Описание работы
Цель экспертизы – предотвращение негативных влияний антропогенной деятельности на окружающую природную среду и здоровье людей, обеспечение экологической безопасности и ситуации на отдельных объектах или территориях. В настоящее время проводятся разные виды экспертиз: исследование состояний объектов почвенно-геологического происхождения, радиационной обстановки, состояния искусственных и естественных биоценозов и другие.
Содержание работы
1.1. Общие сведения об экспертизе: цели и задачи; объекты экспертизы; субъекты государственной экспертизы. Понятие экспертизы, аудита, сертификации производств. 1 Цели и задачи экологической экспертизы 2 Объекты экологической экспертизы 3 Субъектами государственной экологической экспертизы 3 Понятия 4 1.2. Процедуры ОВОС, экологической оценки, экологической экспертизы и экологического аудита в системе экологического управления. Становление и развитие процедур экологической оценки и экологической экспертизы. 4 1. ПРОЦЕДУРА ОВОС 4 2. ПРОЦЕДУРА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ 7 3. ПРОЦЕДУРА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 12 4. ПРОЦЕДУРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА 21 5. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОЦЕДУР ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 25
22 сентября 1993 г. Совет Министров
принял “Положение о государственной
экологической экспертизе” (Правительство
РФ. 1993а), которое оставалось основным
нормативным актом в этой области
до принятия в конце 1995 г. нового
Федерального закона “Об экологической
экспертизе”. В Положении не содержалось
упоминания об оценке воздействия
на окружающую среду.
15 ноября 1993 г. Министерством
охраны окружающей среды и
природных ресурсов было объявлено
о решении разработать “Положение
об оценке воздействия на окружающую среду
в Российской Федерации”. Предлагаемое
Положение подлежало утверждению Указом
Совета Министров. В то же время, Министерство
еще раз подтвердило свое решение, принятое
еще в 1989 г., не принимать на экспертизу
проектную документацию, которая не сопровождалась
материалами, отражавшими результаты
проведения ОВОС.
Проект “Положения об оценке
воздействия на окружающую среду в Российской
Федерации” был разработан весной 1994
г. Согласно проекту, ОВОС представлял
собой “элемент процедуры принятия решений,
направленный на определение и предотвращение
негативного воздействия на окружающую
среду” (Максименко Ю.Л., 1994). В проекте
Положения говорилось, что ОВОС является
составной частью процесса принятия решений,
и подчеркивалась необходимость проведения
ОВОС на самой ранней стадии разработки
проекта, перечислялись участники проведения
ОВОС. В проекте был приведен список документов,
которые должны были передаваться на экспертизу
разработчиком проекта хозяйственного
объекта. Документация по ОВОС должна
была включать анализ альтернатив, отражать
результаты участия общественности, а
также использование результатов ОВОС
в процессе принятия решений. Процедура
ОВОС являлась обязательной лишь для определенных
видов хозяйственной деятельности и объектов,
список которых содержался в Положении
и был схожим со списком проектов, приведенным
в “Конвенции об оценке воздействия на
окружающую среду в трансграничном контексте”
(ОЕЭК, 1991).
Предлагаемый проект не нашел
достаточной поддержки у российских ведомств,
и поэтому Положение не было принято постановлением
правительства. Однако, претерпев ряд
изменений, оно было утверждено Приказом
Министерства охраны окружающей среды
и природных ресурсов 18 июля 1994 г., а 22 сентября
1994 г. зарегистрировано в Министерстве
юстиции. Одно из наиболее существенных
изменений, введенных в переработанное
Положение, касалось самого определения
оценки воздействия на окружающую среду.
В окончательном варианте приведена следующая
формулировка: “Оценка воздействия на
окружающую среду (ОВОС) — процедура учета
экологических требований законодательства
Российской Федерации при подготовке
и принятии решений о социально-экономическом
развитии общества” (Минприроды РФ, 1994).
Таким образом, в сравнении с первоначальной
формулировкой, роль ОВОС была серьезно
ограничена и сведена, в первую очередь,
к регулированию нормируемых воздействий,
в то время как проект Положения давал
определенные возможности для регулирования
экологических последствий, в том числе
и не попадающих под действие формальных
стандартов. Данное Положение действовало
до мая 2000-го года.
Наконец, в 1995 г. был принят Федеральный
закон “Об экологической экспертизе”
(Федеральный закон, 174-ФЗ, 1995). В Законе
были в основном сохранены принципы государственной
экологической экспертизы, установленные
в предшествовавших законодательных актах.
Закон также определил права и обязанности
сторон, участвующих в этом процессе (государственных
органов, заказчика, общественности). С
принятием этого Закона и ряда нормативных
актов, развивающих его положения, в частности,
“Положения об оценке воздействия намечаемой
хозяйственной и иной деятельности на
окружающую среду в Российской Федерации”
(Госкомэкология РФ, 2000), сформировалась
в общих чертах современная российская
система экологической оценки, которая
рассматривается в последующих главах
этой части.