Общие сведения об экспертизе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Цель экспертизы – предотвращение негативных влияний антропогенной деятельности на окружающую природную среду и здоровье людей, обеспечение экологической безопасности и ситуации на отдельных объектах или территориях. В настоящее время проводятся разные виды экспертиз: исследование состояний объектов почвенно-геологического происхождения, радиационной обстановки, состояния искусственных и естественных биоценозов и другие.

Содержание работы

1.1. Общие сведения об экспертизе: цели и задачи; объекты экспертизы; субъекты государственной экспертизы. Понятие экспертизы, аудита, сертификации производств. 1
Цели и задачи экологической экспертизы 2
Объекты экологической экспертизы 3
Субъектами государственной экологической экспертизы 3
Понятия 4
1.2. Процедуры ОВОС, экологической оценки, экологической экспертизы и экологического аудита в системе экологического управления. Становление и развитие процедур экологической оценки и экологической экспертизы. 4
1. ПРОЦЕДУРА ОВОС 4
2. ПРОЦЕДУРА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ 7
3. ПРОЦЕДУРА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 12
4. ПРОЦЕДУРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА 21
5. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОЦЕДУР ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 25

Файлы: 1 файл

КОРЯКОВ ДОКЛ.docx

— 112.59 Кб (Скачать файл)

Оплата этой экспертизы производится за счет средств специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы.

Оплата труда внештатных экспертов не производится при невыполнении ими обязанностей, предусмотренных Федеральным законом "Об экологической экспертизе", и в частности: неподписании (отказе от подписания) заключения государственной экологической экспертизы, в том числе и в случае представления экспертом особого мнения;

Оформление заключения государственной экологической экспертизы. Заключение, подписанное квалифицированным большинством членов экспертной комиссии, обретает статус заключения ГЭЭ после его утверждения руководством Госкомэкологии России (территориального органа).

Утверждение заключения производится приказом Госкомэкологии России (его территориального органа), в котором устанавливается срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы. Заключение ГЭЭ подписывается в количестве двух экземпляров.

Заключения ГЭЭ, утвержденные в установленном порядке, аннулированию не подлежат, за исключением случаев: утраты документами юридической силы в соответствии с законом; признания документов недействительными решением суда или арбитражного суда.

После завершения государственной экологической экспертизы ответственный исполнитель:

    • подготавливает проект сопроводительного письма, и в течение пяти дней со дня утверждения заключения государственной экологической экспертизы письмо направляется заказчику;
    • подготавливает проект письма с информацией о заключении ГЭЭ территориальным органам Госкомэкологии России, органам исполнительной власти субъектов РФ (территориальные органы Госкомэкологии РФ направляют информацию о заключении ГЭЭ в органы местного самоуправления);
    • в случае проведения ГЭЭ по поручению органов государственной власти, готовит проект письма о выполнении поручения органов государственной власти;
    • обеспечивает информирование общественности, средств массовой информации по их запросам о результатах проведения государственной экологической экспертизы;
    • подготавливает проект представления в банковские организации о приостановлении (прекращении) финансирования, кредитования и других финансовых операций в отношении объектов экологической экспертизы, не получивших положительного заключения ГЭЭ;
    • оформляет акты приемки выполненных экспертами работ и оформляет документы для их оплаты;
    • оформляет акт о выполнении государственной экологической экспертизы.

Акт о выполнении ГЭЭ является финансовым документом и сдается в бухгалтерию Госкомэкологии России или его территориального органа. Важность этого документа определяется необходимостью строгой отчетности о расходовании средств, переведенных заказчиком на проведение ГЭЭ. В случае неполного расходования средств на проведение ГЭЭ, остаток возвращается заказчику документации.

Материалы, представленные на ГЭЭ, после её завершения возвращаются заказчику с сопроводительным письмом Госкомэкологии России или его территориального органа, при этом орган ГЭЭ имеет право оставить один экземпляр материалов, представленных на ГЭЭ, в архиве. Материалы ГЭЭ по каждому объекту сдаются в архив экспертного подразделения Госкомэкологии России не позднее 15 дней после её завершения по описи. Срок хранения документов в архиве устанавливается руководителем экспертного подразделения.

При отрицательном заключении ГЭЭ заказчик вправе обеспечить доработку документации в соответствии с изложенными в заключении замечаниями и предложениями и вновь представить материалы на ГЭЭ.

При несогласии заказчика, общественных организаций и других заинтересованных лиц с заключением ГЭЭ, результаты государственной экологической экспертизы могут быть обжалованы в судебном порядке. В данном случае повторная ГЭЭ проводится по решению суда (арбитражного суда).

Повторная государственная экологическая экспертиза.  Повторная экспертиза, в основном, проводится экспертной комиссией в первоначальном (ранее осуществлявшем экспертизу этого объекта) составе и образованной тем же органом государственной экологической экспертизы. Повторная экспертиза, проводимая по решению судебных органов, проводится органом государственной экспертизы, рекомендованным в решении суда.

После завершения повторной ГЭЭ судебному органу, по решению которого она проводилась, направляется заключение государственной экологической экспертизы.

Финансовое обеспечение повторной ГЭЭ осуществляется заказчиком в установленном порядке.

В случаях проведения повторной государственной экологической экспертизы по поручению судебных органов решение о компенсации затрат на проведение ГЭЭ принимается судом.

4. ПРОЦЕДУРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА

В настоящее время крупные компании и банки при осуществлении масштабных и долгосрочных инвестиций, предоставлении кредита и подобных рисковых операций, связанных с расширением, модернизацией, приватизацией и другой реорганизацией промышленных предприятий, проводят сами или требуют от партнеров по бизнесу проведения экологического аудита.

Объектами экологического аудита являются:

- имущество;

- текущие операции предприятия;

- система управления предприятием  в чрезвычайных ситуациях;

- программы окружающей  среды и обеспечения безопасности  персонала и т.д.

Часто аудит предназначен для первичного анализа с целью выявления возможностей использования малоотходных производств и применения новейших технологий. Результаты такого аудирования могут служить отправной точкой для формирования системы управления окружающей средой на предприятии. Аудит отходов может также инициировать разработку плана действий по охране окружающей среды для проектов, предполагающих постепенное развитие природоохранных мероприятий.

При проведении аудита, в том числе с целью внедрения малоотходных производств, аудитору следует приступать к работе только после заключения контракта с аудируемой компанией. Как минимум в контракте должна быть подчёркнута конфиденциальность отношений аудитора и компании, но также возможно провозглашение и других условий.

Аудиторская группа собирает общую информацию по процессам, используемым на предприятии. Ещё до планирования первого посещения предприятия туда посылается анкета специальной формы. Могут использоваться характеристики предприятия в особом формате. Одновременно с направлением анкеты целесообразно запросить копии имеющихся официальных документов, таких как лицензии, разрешения и согласования, включая лицензии на пользование различными видами природных ресурсов.

Отправной точкой для подготовки собственно аудита являются сведения о местоположении предприятия, его транспортных связях, предшествующем развитии, текущих производственных мощностях, юридическом статусе, имеющихся планах на будущее. Они используются и при подготовке отчёта по итогам аудита.

Необходимо, чтобы ещё до первого посещения предприятия была доступна информация о видах продукции, производственных процессах, технологиях и оборудовании, используемых для переработки образующихся отходов.

Во время первого посещения аудиторской группой составляется «схема потоков» путём осмотра на месте и выявлении реальных «входов» и «выходов». Схема потоков предназначена для иллюстрации производственного процесса и должна быть дополнена таблицами данных, характеризующих экологические аспекты.

Важнейший элемент оценки – подготовка подробной схемы потоков, которая является основой разработки балансов потребления материалов и энергии. Эта схема может быть разработана в виде блок-схемы, увязывающей между собой отдельные производственные операции. После подготовки её можно дополнить основными входными и выходными потоками ресурсов.

Схема потоков выполняется с учетом так называемых экологических аспектов, участвующих в производственном процессе. Всего существует 14 различных категорий экологических аспектов. К ним относятся:

1. Сырьевые материалы (составляющие и объёмы сырья, а также поставщики и торговые марки);

2. Вспомогательные материалы (материалы, используемые в качестве добавок (присадок) в процессе производства, для очистки сточных вод и т.д.);

3. Производимая продукция (объёмы по каждому типу производимой продукции);

4. Топливо (все виды топлива и масел, используемых на предприятии);

5. Электричество (общий объём потребления электроэнергии, количество и тип счётчиков электроэнергии);

6. Вода (потребление, наличие и тип счётчиков);

7. Выбросы в атмосферный воздух (любые загрязняющие выбросы с указанием, образуются ли они в процессе производства или в результате работы вентиляции, действующей на предприятии, состав и объёмы выбросов, количество выводящих труб на предприятии, устройства очистки выбросов);

8. Сточные воды (все точки отведения сточных вод, образующихся как в процессе производства, так и из умывальных и душевых комнат, их состав и объём, наличие и состав очистных сооружений);

9. Отходы (регистрируются отдельно все существующие отходы – производства, бытовые, опасные, указываются имеющиеся на территории места хранения отходов, описание методов утилизации отходов и процедур взятия проб);

10. Запахи(регистрируются все запахи, образующиеся в результате работы предприятия);

11. Шум (наиболее значительные источники шума с указанием оборудования, от которого исходит шум);

12. Вибрация;

13. Риски (все основные риски, например, от хранения опасных отходов, совместного хранения несовместимых химических веществ и все складские помещения на территории предприятия);

14. Сбои в работе предприятия (непосредственно сбои в работе и их последствия, вид загрязняющих веществ и их объём).

При осмотре предприятия следует проследить весь процесс от склада сырья до тех точек, где готовая продукция, отходы, сбросы, выбросы покидают производственную зону. При этом желательно получить информацию от тех, кто непосредственно занят на рабочих местах. Такие работники часто располагают информацией о реализуемых процессах, используемых методах производства и обращения с материалами и отходами.

Важно собрать информацию о количествах используемых ресурсов, образующихся отходах, сбросах и выбросах. Эти данные должны быть соотнесены с объёмами производства, например потребление электроэнергии на единицу производимой продукции.

Целью подготовки баланса масс является подсчёт объёмов сырья, вспомогательных материалов и энергии, потребляемых в процессе производства, и материальных и энергетических потоков, образующихся на выходе из него. Материальный баланс основан на принципе:

Входной поток – Выходной поток = Потери

Однако, если потери меньше 5%, метод баланса масс вряд ли позволит определить источник потерь.

Баланс масс позволяет выявить и количественно оценить до этого не учитывавшиеся потери, выбросы и сбросы. Основой расчёта баланса масс является схема процесса. Баланс даёт картину источников и причин образования отходов, выбросов и сбросов, которая необходима для выработки альтернатив малоотходного производства. Материальный баланс используется не только для выявления входных материально-энергетических потоков, но также и для расчёта затрат, связанных с движением этих потоков.

В ходе второго посещения составляется список возможных альтернатив, направленных на улучшение или стабилизацию ситуации на конкретном предприятии, в ходе дальнейшей работы этот список корректируется, тщательно прорабатывается каждая из предложенных альтернатив и выбираются наилучшие.

Цель технической оценки заключается в определении технической целесообразности альтернатив малоотходного производства. Здесь для принятия решений о реализации сложных капиталоемких проектов следует оценить воздействие предлагаемых мер на производственный процесс, выпускаемую продукцию, объёмы и степень безопасности производства и т.д. Кроме того, если предполагаемая альтернатива предусматривает серьёзные изменения в действующих процессах, могут потребоваться лабораторные исследования или пробные пуски оборудования.

Далее необходимо просчитать экономическую эффективность той или иной альтернативы. Экономическая обоснованность является нередко основным соображением при оценке того, будет или не будет использована данная альтернатива. При проведении экономической оценки должны учитываться различные затраты и экономия [10].

Таким образом, в ходе проведения аудиторской проверки, рассматривается полный жизненный цикл продукта от сырья до готового изделия, включая побочные продукты [11].

5. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОЦЕДУР  ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ  ЭКСПЕРТИЗЫ

1. Советская  система принятия решений о  социально-экономическом развитии  общества

Процесс принятия решений о социально-экономическом развитии в СССР регулировался хозяйственным законодательством, которое содержало определенные положения, направленные на предотвращение негативного воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду. Это достигалось, главным образом, следующими способами:

Во-первых, все проекты строительства или реконструкции хозяйственных объектов, а также документация более высокого уровня (например, планы развития территорий), должны были разрабатываться в соответствии с нормами и правилами планирования и проектирования. Эти правила содержали не только “физические” природоохранные и санитарные стандарты, но и определенные требования по проведению инженерных и экологических расчетов, изысканий, а также по оформлению проектной документации. Например, начиная с 70-х годов, существовало требование о включении в большинство видов проектной документации раздела “Охрана окружающей природной среды”, описывающего проектируемые природоохранные меры.

Информация о работе Общие сведения об экспертизе