Общие сведения об экспертизе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Цель экспертизы – предотвращение негативных влияний антропогенной деятельности на окружающую природную среду и здоровье людей, обеспечение экологической безопасности и ситуации на отдельных объектах или территориях. В настоящее время проводятся разные виды экспертиз: исследование состояний объектов почвенно-геологического происхождения, радиационной обстановки, состояния искусственных и естественных биоценозов и другие.

Содержание работы

1.1. Общие сведения об экспертизе: цели и задачи; объекты экспертизы; субъекты государственной экспертизы. Понятие экспертизы, аудита, сертификации производств. 1
Цели и задачи экологической экспертизы 2
Объекты экологической экспертизы 3
Субъектами государственной экологической экспертизы 3
Понятия 4
1.2. Процедуры ОВОС, экологической оценки, экологической экспертизы и экологического аудита в системе экологического управления. Становление и развитие процедур экологической оценки и экологической экспертизы. 4
1. ПРОЦЕДУРА ОВОС 4
2. ПРОЦЕДУРА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ 7
3. ПРОЦЕДУРА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 12
4. ПРОЦЕДУРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА 21
5. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОЦЕДУР ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 25

Файлы: 1 файл

КОРЯКОВ ДОКЛ.docx

— 112.59 Кб (Скачать файл)

В процедуре ОВОС участвуют заказчик, исполнитель работ по оценке воздействия и общественность. Заказчик -- юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности на экологическую экспертизу. Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду -- физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду. Исполнитель отвечает за полноту и достоверность оценок, соответствие их экологическим нормативам и стандартам. Третий участник ОВОС -- общественность региона. Он может включаться в процедурный процесс на этапе представления первоначальной информации и на этапах проведения ОВОС. Принимать участие в общественных слушаниях, общественных обсуждениях.

2. ПРОЦЕДУРА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ

Экологическая оценка - процедура оценивания готового инвестиционного проекта, направленная на выявление экологических рисков его реализации.

Процесс ЭО состоит из следующих процедур:

    1. (а) экологический скрининг - предварительный обзор ИП и определение категории проекта по степени воздействия на окружающую среду;
    2. (б) первичный экологический анализ - характеристика основных экологических проблем, на решение которых направлен ИП; разработка совместно с заявителем ТЗ на проведение ОВОС;
    3. (в) детальная ЭО - исследования, направленные на подтверждение экологической эффективности ИП и возможности достижения планируемого экологического эффекта;
    4. (г) согласование Перечня экологических условий реализации ИП и включение его в юридические документы по проекту;
    5. (д) экологический контроль за реализацией ИП;
    6. (е) экологический анализ результатов реализации ИП.

ЭО выполняется последовательно, на всех этапах проектного цикла, легализируясь по мере поступления дополнительной информации о проекте. Первые четыре процедуры выполняются на стадии прединвестиционных исследований. В ходе оценки инвестор имеет дело только с экспертными, расчетными и прогнозными материалами. Пятая и шестая процедуры затрагивают стадии строительства и эксплуатации объектов инвестиционной деятельности.

    1. Экологический скрининг

Экологический скрининг ИП (предварительный обзор) является одним из элементов процесса принятия решения по проекту на стадии подготовки проектного предложения и его отбора потенциальными инвесторами для включения в программы финансирования. На стадии экологического скрининга устанавливается соответствие ИП экологическим критериям и определяются основные требования к составу информации, достаточной для подготовки ИП и его оценки. Чем подробней информация по каждому направлению, тем быстрее будет проведен экологический скрининг . В то же время, если у инициатора отсутствуют данные (качественные и/или количественные показатели состояния окружающей среды или ее отдельных компонентов, подробные характеристики и др.) по тем или иным вопросам на стадии подготовки проектного предложения, это не является недостатком. На экологический скрининг представляется заявка с предложением по ИП. Проведение экологического скрининга не требует посещения предприятия-заявителя инвестором.

Экологический скрининг включает следующие операции:

(1) классификация ИП по  степени воздействия на окружающую  среду;

(2) установление соответствия  ИП экологическим критериям;

(3) определение приоритетности  ИП;

(4) подготовка Меморандума  об экологическом скрининге.

    1. Первичный экологический анализ

По результатам экологического скрининга инвестор принимает решение о возможности дальнейшего рассмотрения ИП, а инициатор начинает подготовку проектных решений в соответствии с требованиями инвестора. Требования связаны с форматами документов, перечнем обязательной информации, необходимыми согласованиями. В то же время, независимо от различий в подходах к представляемым материалам для принятия инвестором финансового решения, в Российской Федерации существует ряд экологических процедурных ограничений, единых для всех участников инвестиционного проектирования, а именно требуется наличие:

·       материалов, подтверждающих проведение ОВОС при подготовке обосновывающей документации;

·       заключения государственной экологической экспертизы обосновывающей документации.

Таким образом, инициатор при подготовке ИП должен, во-первых, провести ОВОС и включить ее рекомендации в решения по проекту, а во-вторых, учесть все рекомендации инвестора. Для того, чтобы выработать единый «пакет» требований к составу, объему и качеству таких требований, инвестор проводит первичный экологический анализ*. Кроме того, инвестор может устанавливать очередность оценки ИП, если обладает достаточно обширным пакетом предложений.

Задачей проведения первичного экологического анализа на основе общего представления о сложившейся на территории экологической ситуации и информации о предлагаемых технологических, размещенческих и иных решениях является:

·       оценка значимости и установление очередности проведения оценки ИП;

·       разработка требований к ОВОС (подготовка ТЗ) при подготовке Обоснования ИП.

Первичный экологический анализ включает в себя (в зависимости от необходимости) все или некоторые из ниже перечисленных действий:

·       изучение всей имеющейся у инициатора на данный момент времени информации по прошлой и текущей деятельности, связанной с планами реализации ИП;

·       изучение методов управления качеством окружающей среды на предприятии (наличие природоохранных служб, экологического мониторинга и т.д.);

·       анализ результатов проведенных инициатором экологических исследований при подготовке предложения по ИП (экологическая ситуация на территории реализации ИП, уровень и масштаб существующего загрязнения окружающей среды и т.д.).

В случае, если инвестор посчитает необходимым посетить предприятие-заявитель, при посещении необходимо:

·       познакомиться с ведущими специалистами по вопросам «экологических» планов реализации ИП;

·       осмотреть территорию расположения объекта инвестиционной деятельности с точки зрения: (1) экологической уязвимости территории; (2) масштаба воздействия (текущего и планируемого) деятельности предприятия-заявителя на окружающую среду;

·       посетить органы власти (администрацию, мэрию), территориальные органы Госкомэкологии России с целью сбора информации об их отношении к предприятию-заявителю, ИП, приоритетности намечаемых планов реализации ИП для региона, города.

    1. Детальная экологическая оценка

После того, как ИП «обрастает» различного рода обосновывающей документации (Обоснование инвестиций, Заявление о воздействии на окружающую среду, разрешения, согласования, данные о финансовой состоятельности предприятия и т.д.) и необходимые исследования близятся к завершению, инвестор проводит его детальную оценку. Основной задачей детальной оценки ИП является его подготовка для принятия решения о финансировании. ЭО также является составной частью детальной оценки проекта. При этом задачами детальной ЭО являются:

(1) оценка информации о:

·       современном состоянии окружающей среды на территории реализации ИП;

·       экологических требованиях нормативной базы, распространяющихся на реализацию ИП;

·       воздействии на окружающую среду, ликвидируемом в результате реализации ИП;

·       экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствиях осуществления ИП;

·       Программах инженерных изысканий и научных исследований для реализации ИП;

·       Перечне экологических условий для реализации ИП, сформированных на этапе подготовки Обоснования ИП;

(2) подготовка:

·       отчета по результатам детальной ЭО для включения в Оценочный доклад;

·       проекта Перечня экологических условий к проекту Соглашения о реализации ИП.

    1. Формирование Перечня экологических условий реализации инвестиционного проекта

Заключительным этапом детальной ЭО является формирование совместно с инициатором перечня экологических условий реализации ИП на стадии проектирования, строительства и эксплуатации объекта инвестиционной деятельности.

    1. Текущий экологический контроль

Текущий экологический контроль, который могут проводить инвестор, органы государственной власти и иные участники ИП, начинается на стадии организации закупок, в соответствии с графиком, согласованным с инициатором на стадии переговоров по ИП. При осуществлении контроля используется сочетание различных мероприятий, к числу которых относятся:

·       отчеты о соблюдении обязательных экологических условий предоставления финансовой поддержки, о результатах осуществления программ мониторинга и прочих экологических аспектах проекта;

·       контроль со стороны отраслевого ведомства, который курирует данный сектор промышленности;

·       наблюдательные миссии для проверки на месте соблюдения положений финансового договора, связанных с выполнением экологических условий.

6. Экологическая оценка результатов реализации инвестиционного проекта

При завершении ИП инвестор рассматривает всю экологическую информацию, обобщает и оценивает воздействие ИП на окружающую среду. Инициатор предоставляет всю информацию, которая является основой для такой оценки. Основная задача этой процедуры - показать, что успешная реализация ИП способствует решению экологических проблем не только на территории размещения объекта инвестиционной деятельности, но и на других территориях и в смежных отраслях производства. Отчет по ЭО после реализации ИП включает в себя:

·       описание фактически наблюдаемых видов воздействия на окружающую среду и указание на то, были ли они предусмотрены заранее;

·       оценку эффективности мероприятий по предупреждению возникновения экологических рисков;

·       результаты рассмотрения вопроса о том, в какой степени выполнялись рекомендации инвестора, сделанные в ходе ЭО при подготовке ИП;

·       оценку того, насколько результаты ЭО повлияли на принятие решений в процессе подготовки ИП;

·       оценку показателей эксплуатации и технического обслуживания действующего объекта и степени его воздействия на окружающую среду (например, функционирование очистного оборудования, соблюдение нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов, обучение сотрудников и т.д.);

·       оценку выгод, полученных благодаря экологическим компонентам ИП.

Послепроектная оценка - своего рода подведение итогов общей инвестиционной политики инвестора, которая может показать как слабые, так и сильные моменты решений по ИП.

3. ПРОЦЕДУРА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Экологическая экспертиза - контроль за учетом экологических требований законодательства Российской Федерации в обосновывающей документации.

Основания и случай проведения экологической экспертизы в законодательстве четко не определены. Как отмечают практики, "представляется важным дать более определенное описание случая, не ограничиваясь только перечнем объектов, подлежащих ГЭЭ...". Предлагаются критерии для определения случая ГЭЭ, к числу которых относятся:

- конкретный перечень объектов (проектов), имеющих нормативно и документировано выраженные требования по своему составу и объему;

- решение соответствующего органа законодательной, исполнительной или судебной власти;

- инициативное решение саого специально уполномоченного в области ЭЭ государственного органа (органа государственной ЭЭ);

- решение органа местного самоуправления или результаты референдума (опроса - для ОЭЭ), выражающие мнение не менее одной трети голосов граждан, проживающих на данной территории.

При этом "как бы для себя" Москомприрода в проекте Положения "Об экологических обоснованиях инвестиционных, градостроительных, хозяйственных наерений, работ и деятельности в г. Москве предлагает Перечень намерений/видов деятельности, требующих заключения ГЭЭ:

1. Любые градостроительные  намерения/деятельность, материалы, определяющие  развитие города, его округов, территорий  и отраслей, не относящихся к  иному перечню настоящего Положения.

2. Проекты разещения, реконструкции объектов и сооружений в зонах особого режима природопользования (охранные зоны, парки и др), а также на территориях гослесфонда.

3. Намерения/деятельность  по реализации экологически опасных  видов деятельности, поименованной  в нормативных документах.

Исходя из принципов презумпции потенциальной экологической опасности любой деятельности и обязательности ЭЭ, она очевидно должна проводиться во всех случаях по указанным в законе объектам - на основании представления материалов в экспертизу. Но отсюда не следует прямое основание для её назначения, а только лишь косвенное, определяемое через права и обязанности специально уполномоченных государственных органов в области ЭЭ это решение соответствующего уровня органа управления. Единственное прямое, законодательно закрепленное основание проведения ГЭЭ относится только к повторной экспертизе, которая осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда (ст. 14) закона “об ЭЭ”.

На уровне подзаконных актов (в Регламенте проведения ЭЭ) основания сформулированиы следующим образом - Государственная экологическая экспертиза проводится на основании :

- поручений Правительства Российской Федерации;

- решений органов государственной власти субъектов РФ (для территориальных органов);

- указаний руководства Госкомэкологии России;

- заявления заказчика материалов, подлежащих государственной экологической экспертизе;

- решения судебных органов соответствующей инстанции;

- в порядке выборочной проверки проведения государственной экологической экспертизы специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы.

Процедура ГЭЭ закреплена её Регламентом, описывающим эколого-экспертный процесс . Регламент разработан с целью установления единых правил проведения государственной экологической экспертизы в Российской Федерации и предназначен для использования: государственными органами, организующими государственную экологическую экспертизу; экспертами государственной экологической экспертизы; заказчиками материалов, подлежащих государственной экологической экспертизе. Регламент рекомендован для общественных организаций (объединений), осуществляющих экологическую экспертизу.

Информация о работе Общие сведения об экспертизе