Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 13:50, курсовая работа
Описание работы
Цель экспертизы – предотвращение негативных влияний антропогенной деятельности на окружающую природную среду и здоровье людей, обеспечение экологической безопасности и ситуации на отдельных объектах или территориях. В настоящее время проводятся разные виды экспертиз: исследование состояний объектов почвенно-геологического происхождения, радиационной обстановки, состояния искусственных и естественных биоценозов и другие.
Содержание работы
1.1. Общие сведения об экспертизе: цели и задачи; объекты экспертизы; субъекты государственной экспертизы. Понятие экспертизы, аудита, сертификации производств. 1 Цели и задачи экологической экспертизы 2 Объекты экологической экспертизы 3 Субъектами государственной экологической экспертизы 3 Понятия 4 1.2. Процедуры ОВОС, экологической оценки, экологической экспертизы и экологического аудита в системе экологического управления. Становление и развитие процедур экологической оценки и экологической экспертизы. 4 1. ПРОЦЕДУРА ОВОС 4 2. ПРОЦЕДУРА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ 7 3. ПРОЦЕДУРА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 12 4. ПРОЦЕДУРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА 21 5. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОЦЕДУР ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 25
В процедуре ОВОС
участвуют заказчик, исполнитель работ
по оценке воздействия и общественность. Заказчик -- юридическое или физическое
лицо, отвечающее за подготовку документации
по намечаемой деятельности в соответствии
с нормативными требованиями, предъявляемыми
к данному виду деятельности на экологическую
экспертизу. Исполнитель
работ по оценке воздействия на окружающую
среду -- физическое или юридическое лицо,
осуществляющее проведение оценки воздействия
на окружающую среду, которому заказчик
предоставил право на проведение работ
по оценке воздействия на окружающую среду.
Исполнитель отвечает за полноту и достоверность
оценок, соответствие их экологическим
нормативам и стандартам. Третий участник
ОВОС -- общественность региона. Он
может включаться в процедурный процесс
на этапе представления первоначальной
информации и на этапах проведения ОВОС.
Принимать участие в общественных слушаниях,
общественных обсуждениях.
2.
ПРОЦЕДУРА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ
Экологическая оценка - процедура оценивания готового
инвестиционного проекта, направленная
на выявление экологических рисков его
реализации.
Процесс ЭО состоит из следующих
процедур:
(а) экологический скрининг - предварительный обзор ИП и определение категории проекта по степени воздействия на окружающую среду;
(б) первичный экологический
анализ - характеристика основных экологических проблем, на решение которых направлен ИП; разработка совместно с заявителем ТЗ на проведение ОВОС;
(в) детальная ЭО - исследования, направленные на подтверждение экологической эффективности ИП и возможности достижения планируемого экологического эффекта;
(г) согласование Перечня
экологических условий реализации ИП и включение его в юридические
документы по проекту;
(д) экологический контроль за реализацией ИП;
(е) экологический анализ
результатов реализации ИП.
ЭО выполняется последовательно,
на всех этапах проектного цикла, легализируясь
по мере поступления дополнительной информации
о проекте. Первые четыре процедуры выполняются
на стадии прединвестиционных исследований.
В ходе оценки инвестор имеет дело только
с экспертными, расчетными и прогнозными
материалами. Пятая и шестая процедуры
затрагивают стадии строительства и эксплуатации
объектов инвестиционной деятельности.
Экологический скрининг
Экологический скрининг ИП
(предварительный обзор) является одним
из элементов процесса принятия решения
по проекту на стадии подготовки проектного
предложения и его отбора потенциальными
инвесторами для включения в программы
финансирования. На стадии экологического
скрининга устанавливается соответствие
ИП экологическим критериям и определяются
основные требования к составу информации,
достаточной для подготовки ИП и его оценки.
Чем подробней информация по каждому направлению,
тем быстрее будет проведен экологический
скрининг . В то же время, если у инициатора
отсутствуют данные (качественные и/или
количественные показатели состояния
окружающей среды или ее отдельных компонентов,
подробные характеристики и др.) по тем
или иным вопросам на стадии подготовки
проектного предложения, это не является
недостатком. На экологический скрининг
представляется заявка с предложением
по ИП. Проведение экологического скрининга
не требует посещения предприятия-заявителя
инвестором.
Экологический скрининг включает
следующие операции:
(1) классификация ИП по
степени воздействия на окружающую
среду;
(4) подготовка Меморандума
об экологическом скрининге.
Первичный экологический
анализ
По результатам экологического
скрининга инвестор принимает решение
о возможности дальнейшего рассмотрения
ИП, а инициатор начинает подготовку проектных
решений в соответствии с требованиями
инвестора. Требования связаны с форматами
документов, перечнем обязательной информации,
необходимыми согласованиями. В то же
время, независимо от различий в подходах
к представляемым материалам для принятия
инвестором финансового решения, в Российской
Федерации существует ряд экологических
процедурных ограничений, единых для всех
участников инвестиционного проектирования,
а именно требуется наличие:
· материалов, подтверждающих
проведение ОВОС при подготовке обосновывающей
документации;
· заключения государственной
экологической экспертизы обосновывающей
документации.
Таким образом, инициатор при
подготовке ИП должен, во-первых, провести
ОВОС и включить ее рекомендации в решения
по проекту, а во-вторых, учесть все рекомендации
инвестора. Для того, чтобы выработать
единый «пакет» требований к составу,
объему и качеству таких требований, инвестор
проводит первичный экологический анализ*. Кроме того,
инвестор может устанавливать очередность
оценки ИП, если обладает достаточно обширным
пакетом предложений.
Задачей проведения первичного
экологического анализа на основе общего представления
о сложившейся на территории экологической
ситуации и информации о предлагаемых
технологических, размещенческих и иных
решениях является:
· оценка значимости и установление
очередности проведения оценки ИП;
· разработка требований к ОВОС
(подготовка ТЗ) при подготовке Обоснования
ИП.
Первичный экологический анализ
включает в себя (в зависимости от необходимости)
все или некоторые из ниже перечисленных
действий:
· изучение всей имеющейся у
инициатора на данный момент времени информации
по прошлой и текущей деятельности, связанной
с планами реализации ИП;
· изучение методов управления
качеством окружающей среды на предприятии
(наличие природоохранных служб, экологического
мониторинга и т.д.);
· анализ результатов проведенных
инициатором экологических исследований
при подготовке предложения по ИП (экологическая
ситуация на территории реализации ИП,
уровень и масштаб существующего загрязнения
окружающей среды и т.д.).
В случае, если инвестор посчитает
необходимым посетить предприятие-заявитель,
при посещении необходимо:
· познакомиться с ведущими
специалистами по вопросам «экологических»
планов реализации ИП;
· осмотреть территорию расположения
объекта инвестиционной деятельности
с точки зрения: (1) экологической уязвимости
территории; (2) масштаба воздействия (текущего
и планируемого) деятельности предприятия-заявителя
на окружающую среду;
· посетить органы власти (администрацию,
мэрию), территориальные органы Госкомэкологии
России с целью сбора информации об их
отношении к предприятию-заявителю, ИП,
приоритетности намечаемых планов реализации
ИП для региона, города.
Детальная экологическая
оценка
После того, как ИП «обрастает»
различного рода обосновывающей документации
(Обоснование инвестиций, Заявление о
воздействии на окружающую среду, разрешения,
согласования, данные о финансовой состоятельности
предприятия и т.д.) и необходимые исследования
близятся к завершению, инвестор проводит
его детальную оценку. Основной задачей
детальной оценки ИП является его подготовка
для принятия решения о финансировании.
ЭО также является составной частью детальной
оценки проекта. При этом задачами детальной
ЭО являются:
(1) оценка
информации о:
· современном состоянии окружающей
среды на территории реализации ИП;
· экологических требованиях
нормативной базы, распространяющихся
на реализацию ИП;
· воздействии на окружающую
среду, ликвидируемом в результате реализации
ИП;
· экологических и связанных
с ними социальных, экономических и других
последствиях осуществления ИП;
· Программах инженерных изысканий
и научных исследований для реализации
ИП;
· Перечне экологических условий
для реализации ИП, сформированных на
этапе подготовки Обоснования ИП;
(2) подготовка:
· отчета по результатам детальной
ЭО для включения в Оценочный доклад;
· проекта Перечня экологических
условий к проекту Соглашения о реализации
ИП.
Формирование Перечня
экологических условий реализации инвестиционного
проекта
Заключительным этапом детальной
ЭО является формирование совместно с
инициатором перечня экологических условий
реализации ИП на стадии проектирования,
строительства и эксплуатации объекта
инвестиционной деятельности.
Текущий экологический
контроль
Текущий экологический контроль,
который могут проводить инвестор, органы
государственной власти и иные участники
ИП, начинается на стадии организации
закупок, в соответствии с графиком, согласованным
с инициатором на стадии переговоров по
ИП. При осуществлении контроля используется
сочетание различных мероприятий, к числу
которых относятся:
· отчеты о соблюдении обязательных
экологических условий предоставления
финансовой поддержки, о результатах осуществления
программ мониторинга и прочих экологических
аспектах проекта;
· контроль со стороны отраслевого
ведомства, который курирует данный сектор
промышленности;
· наблюдательные миссии для
проверки на месте соблюдения положений
финансового договора, связанных с выполнением
экологических условий.
6. Экологическая
оценка результатов реализации инвестиционного
проекта
При завершении ИП инвестор
рассматривает всю экологическую информацию,
обобщает и оценивает воздействие ИП на
окружающую среду. Инициатор предоставляет
всю информацию, которая является основой
для такой оценки. Основная задача этой
процедуры - показать, что успешная реализация
ИП способствует решению экологических
проблем не только на территории размещения
объекта инвестиционной деятельности,
но и на других территориях и в смежных
отраслях производства. Отчет по ЭО после
реализации ИП включает в себя:
· описание фактически наблюдаемых
видов воздействия на окружающую среду
и указание на то, были ли они предусмотрены
заранее;
· оценку эффективности мероприятий
по предупреждению возникновения экологических
рисков;
· результаты рассмотрения вопроса
о том, в какой степени выполнялись рекомендации
инвестора, сделанные в ходе ЭО при подготовке
ИП;
· оценку того, насколько результаты
ЭО повлияли на принятие решений в процессе
подготовки ИП;
· оценку показателей эксплуатации
и технического обслуживания действующего
объекта и степени его воздействия на
окружающую среду (например, функционирование
очистного оборудования, соблюдение нормативов
предельно допустимых выбросов и сбросов,
обучение сотрудников и т.д.);
· оценку выгод, полученных благодаря
экологическим компонентам ИП.
Послепроектная оценка - своего
рода подведение итогов общей инвестиционной
политики инвестора, которая может показать
как слабые, так и сильные моменты решений
по ИП.
3.
ПРОЦЕДУРА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Экологическая экспертиза - контроль за учетом экологических
требований законодательства Российской
Федерации в обосновывающей документации.
Основания и случай проведения
экологической экспертизы в законодательстве
четко не определены. Как отмечают практики,
"представляется важным дать более
определенное описание случая, не ограничиваясь
только перечнем объектов, подлежащих
ГЭЭ...". Предлагаются критерии для определения
случая ГЭЭ, к числу которых относятся:
- конкретный перечень объектов
(проектов), имеющих нормативно и документировано
выраженные требования по своему составу
и объему;
- решение соответствующего
органа законодательной, исполнительной
или судебной власти;
- инициативное решение саого
специально уполномоченного в области
ЭЭ государственного органа (органа государственной
ЭЭ);
- решение органа местного самоуправления
или результаты референдума (опроса - для
ОЭЭ), выражающие мнение не менее одной
трети голосов граждан, проживающих на
данной территории.
При этом "как бы для себя"
Москомприрода в проекте Положения "Об
экологических обоснованиях инвестиционных,
градостроительных, хозяйственных наерений,
работ и деятельности в г. Москве предлагает
Перечень намерений/видов деятельности,
требующих заключения ГЭЭ:
1. Любые градостроительные
намерения/деятельность, материалы, определяющие
развитие города, его округов, территорий
и отраслей, не относящихся к
иному перечню настоящего Положения.
2. Проекты разещения, реконструкции
объектов и сооружений в зонах особого
режима природопользования (охранные
зоны, парки и др), а также на территориях
гослесфонда.
3. Намерения/деятельность
по реализации экологически опасных
видов деятельности, поименованной
в нормативных документах.
Исходя из принципов презумпции
потенциальной экологической опасности
любой деятельности и обязательности
ЭЭ, она очевидно должна проводиться во всех случаях по
указанным в законе объектам - на основании
представления материалов в экспертизу.
Но отсюда не следует прямое основание для
её назначения, а только лишь косвенное,
определяемое через права и обязанности
специально уполномоченных государственных
органов в области ЭЭ это решение соответствующего
уровня органа управления. Единственное
прямое, законодательно закрепленное
основание проведения ГЭЭ относится только
к повторной экспертизе, которая осуществляется на основании
решения суда или арбитражного суда (ст.
14) закона “об ЭЭ”.
На уровне подзаконных актов
(в Регламенте проведения ЭЭ) основания
сформулированиы следующим образом - Государственная
экологическая экспертиза проводится на
основании :
- поручений Правительства Российской
Федерации;
- решений органов государственной
власти субъектов РФ (для территориальных
органов);
- указаний руководства Госкомэкологии
России;
- заявления заказчика материалов,
подлежащих государственной экологической
экспертизе;
- решения судебных органов
соответствующей инстанции;
- в порядке выборочной проверки
проведения государственной экологической
экспертизы специально уполномоченными
государственными органами в области
экологической экспертизы.
Процедура
ГЭЭ закреплена её Регламентом,
описывающим эколого-экспертный
процесс . Регламент разработан с целью
установления единых правил проведения
государственной экологической экспертизы
в Российской Федерации и предназначен
для использования: государственными
органами, организующими государственную
экологическую экспертизу; экспертами
государственной экологической экспертизы;
заказчиками материалов, подлежащих государственной
экологической экспертизе. Регламент
рекомендован для общественных организаций
(объединений), осуществляющих экологическую
экспертизу.