Операции банков с ценными бумагами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является развитие основ функционирования банков на рынке ценных бумаг и разработка комплекса мероприятий, направленных на развитие фондовых операций коммерческих банков на примере Сбербанка.
Реализация поставленной цели предопределила необходимость решения следующих задач:
исследовать методологические аспекты функционирования банков на рынке ценных бумаг;
классифицировать направления деятельности банков на рынке ценных бумаг
выявить особенности становления банковской системы и операций банков с ценными бумагами в период реформ;
провести анализ структурных особенностей и динамики операций банков с ценными бумагами;
определить перспективные направления деятельности банков на рынке ценных бумаг в условиях стабилизации финансовых рынков страны.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Коммерческие банки, как участники фондового рынка 6
1.1. Фондовый рынок и его субъекты 6
1.2. Коммерческий банк на рынке ценных бумаг 18
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Анализ деятельности АКБ «Сбербанк России» 26
2.1. Общая характеристика банка 26
2.2. Характеристика пассивных и активных операций Сбербанка России 34
Выводы по главе 2 52
Глава 3. Анализ деятельности Сбербанка на фондовом рынке и приоритетные направления развития 54
3.1. Инструменты Сбербанка на фондовом рынке 54
3.2. Анализ деятельности Сбербанка на фондовом рынке 59
Выводы по главе 3 68
Заключение 73
Список использованных источников 78
Приложение 1. 2
Приложение 2. 4
Приложение 3 5
Приложение 4 6
Приложение 5 2
Приложение 6 3

Файлы: 1 файл

72 (1).docx

— 4.62 Мб (Скачать файл)

 

Рис. 1.4 - Виды модели профессионального участника9

Рассматривая деятельность коммерческих банков на рынке ценных бумаг в качестве полной модели профессионального  участника можно выделить ее следующие разновидности:

а) Юридически полная модель

Если проанализировать все  возможные варианты работы банка  на рынке ценных бумаг по «Модели  профессионального участника», при  сочетании видов профессиональной деятельности, которые не противоречат законодательным требованиям к их совмещению, а также экономическим значениям и исключить виды деятельности, не характерные для коммерческих банков, то самым полным является сочетание следующих пяти видов деятельности на рынке ценных бумаг: брокерской, дилерской, доверительного управления, клиринговой, депозитарной.

б) Экономически полная модель

Экономически полная модель профессионального участника подразумевает осуществление операций коммерческим банком, в первую очередь исходя из его экономических предпочтений и возможностей.

Кроме вышеизложенного аспекта, возможен и второй уровень трактовки, который состоит в том, что  работа коммерческих банков на рынке  ценных бумаг в качестве экономически полной модели профессионального участника  может основываться также и на предоставлении дополнительных услуг, а именно: информационной, прогнозной, юридической, консультационной.

Специализированная деятельность коммерческого банка на рынке  ценных бумаг, или его работа по специализированной модели профессионального участника  на рынке ценных бумаг, может быть разделена на следующие формы:

    1. Торговая модель

  Она может охватывать те виды деятельности, которые образуют перечень торгово-посреднических операций коммерческого банка: брокерскую, дилерскую, доверительное управление, которые приносят наибольший доход, но в тоже время являются наиболее рискованными по сравнению с другими видами профессиональной деятельности.

  2) Учетная модель

  Потенциально она включает следующие виды деятельности: клиринговая, депозитарная, ведение реестра владельцев ценных бумаг (согласно закону, коммерческие банки пока не могут осуществлять этот вид учетной деятельности), являющиеся наименее рискованными и прибыльными.

Следует отметить, что вышеперечисленные  виды профессиональной деятельности в  работе коммерческого банка на рынке  ценных бумаг в то же время могут  совмещаться между собой в  различных сочетаниях и в данном случае напрашивается выделение  следующих моделей участия:

  а) одноотраслевая

  Данная модель характеризуется применением коммерческим банком лишь одного вида профессиональной деятельности. Ее могут использовать коммерческие банки на начальном этапе становления и выхода на рынок ценных бумаг.

б) многоотраслевая

  Данная модель участия характеризуется применением коммерческим банком нескольких видов профессиональной деятельности, для достижения эффекта наибольшего удовлетворения потребностей клиентов, но в тоже время она является более капиталоемкой по сравнению с одноотраслевой моделью участия.

Проанализировав весь перечень организаций, получивших лицензию профессионального  участника рынка ценных бумаг  по состоянию на 01.01.2009 года, можно  выделить среди них коммерческие банки, которые сгруппированы по размерам капитала и видам лицензий. На основе этого, можно сделать следующие выводы (приложение 1):

1) практически весь перечень  коммерческих банков входящих  в ТОП 100 крупных банков РФ (включая  размер капитала, который колеблется  в пределах 3 960 – 1 156 912 млн. руб.), имеют лицензии на осуществление 4 видов профессиональной деятельности.

2) кредитные организации  (с капиталом в пределах 1 635 – 3 960 млн. руб.), имеют лицензии на осуществление 3 видов профессиональной деятельности. Таким образом, для этих банков, характерной является работа по «Торговой» модели.

3) кредитные организации  (с капиталом в пределах 1 000 – 1 635 млн. руб.), имеют лицензии на осуществление 2 видов профессиональной деятельности, которые могут совмещаться между собой в различных сочетаниях. Поэтому можно сказать, что данного рода банки, работают по «Многоотраслевой» модели.

4) кредитные организации  (с капиталом в пределах 700 –  1 000 млн. руб.), имеют лицензию на осуществление лишь 1 вида профессиональной деятельности. Следовательно, им свойственна лишь «Одноотраслевая» модель.

Коммерческие  банки, кроме кредитных операций, всегда осуществляют вложения в ценные бумаги. В данных операциях кредитная организация выступает в роли инвестора, то есть прямо участвует в создании собственной прибыли.

На рис. 1.5 более подробно представлена структура вложений кредитных организаций в ценные бумаги. В портфелях ценных бумаг коммерческих банков преобладают вложения в долговые ценные бумаги.

Рис. 1.5 - Структура вложений кредитных организаций в ценные бумаги

Можно выделить следующие  виды моделей банка как инвестора  на рынке ценных бумаг в зависимости  от вида (представлена на рис. 1.6) и применение данных моделей на коммерческих банках (приложение 2):

    1. ценных бумаг:
  • «модель государственная»

Рис. 1.6 - Виды модели инвестора10

«Модель государственная» - это модель инвестиционной деятельности банка на рынке ценных бумаг по вложению собственных средств в государственные ценные бумаги.

  • «модель корпоративная»

«Модель корпоративная» - это  модель инвестиционной деятельности банка на рынке ценных бумаг по вложению собственных средств в корпоративные ценные бумаги различных эмитентов.

2) рынка:

  • «модель национальная»

«Модель национальная» - это  модель инвестиционной деятельности банка  на рынке ценных бумаг по вложению собственных средств в ценные бумаги, эмитенты которых зарегистрированы на территории РФ.

«Модель международная» - это  модель инвестиционной деятельности банка  на международном рынке ценных бумаг  по вложению собственных средств  в ценные бумаги, эмитенты которых  зарегистрированы вне пределах РФ.

3) инструментов:

  • «модель учредительская»

«Модель учредительская» - это  модель инвестиционной деятельности банка на рынке ценных бумаг по вложению собственных средств в акции.

  • «модель долговая»

«Модель долговая» - это модель инвестиционной деятельности банка  на рынке ценных бумаг по вложению собственных средств в облигации  и векселя.

Инвестиционная деятельность банка на рынке ценных бумаг во многом связана с необходимостью хеджирования инвестиций, отсюда вытекает необходимость единства работы коммерческого  банка на фондовом рынке и рынке  производных финансовых инструментов.

 

 

Выводы по главе 1

 

Каждый тип деятельности банка на рынке ценных бумаг неразрывно связан с определенными инструментами, организационными структурами, механизмами  и т. д., что дает основание для  выделения и анализа соответствующих  «моделей» работы банка на рынке  ценных бумаг, или модели участия  банка в работе рынка ценных бумаг.

 

 

Глава 2. Анализ деятельности АКБ «Сбербанк России»

    1. Общая характеристика банка

 

На сегодняшний день Сбербанк является абсолютным лидером российской банковской системы. По своим рыночным позициям, по объему активов и капитала, по своим финансовым результатам  и масштабам инфраструктуры Банк в несколько раз превосходит  своих ближайших конкурентов. Масштаб  и устойчивость Банка особенно явственно  проявляются в периоды нестабильности на финансовых рынках. За последние  годы Банком проведена большая работа, которая обеспечила окончательное  формирование четырех основных групп  конкурентных преимуществ Банка, а  именно:

- значительная клиентская  база во всех сегментах (корпоративные  и розничные, крупные и мелкие  клиенты) и во всех регионах  страны;

- масштаб операций как  с точки зрения финансовых  показателей (доступные размер  и дюрация операций, доступ к  ресурсам, международные рейтинги, возможность инвестиций), так и  с точки зрения количества  и качества физической инфраструктуры (в частности, уникальная сбытовая  сеть для розничных и корпоративных  клиентов);

- бренд и репутация  Банка, в первую очередь связанные  с огромным ресурсом доверия  Банку со стороны всех категорий  клиентов;

- коллектив Банка и  значительный накопленный опыт. Большое количество опытных квалифицированных  специалистов во всех регионах  России, огромный управленческий  опыт в рамках одной из самых  масштабных организаций в мире, процессы и системы, которые  в целом справляются с задачами  уникального масштаба и сложности.

В то же время работа Банка  на сегодняшний день связана с  рядом серьезных недостатков, без  преодоления которых нельзя говорить о реализации его потенциала развития. К ним относятся:

- низкая эффективность  использования двух важнейших  конкурентных преимуществ Банка:  сбытовой сети и клиентской  базы, что связано с недостаточной  организацией клиентской работы  и неразвитыми навыками и системами  продаж и обслуживания. Проявлениями  этого являются низкий уровень  перекрестных продаж, низкий уровень  доходов от многих продуктов,  недостаточный охват потенциальной  клиентской базы;

- низкое качество обслуживания  с точки зрения скорости принятия  решений, сложности процессов  и процедур, уровня общения и  взаимодействия между Банком  и клиентом, а также удобства  и функциональности филиалов  Банка. По мнению клиентов, Банк  существенно отстает по уровню  обслуживания от основных конкурентов; 

- исключительно низкий  уровень производительности труда.  По этому показателю Банк сильно  проигрывает не только банкам  развитых стран (ряд которых  уже пришли на российский рынок), но и банкам развивающихся  рынков. Основные причины этого:  излишняя громоздкость и сложность  бизнес-процессов, низкий уровень  специализации и разделения труда;  отсутствие унификации бизнес-процессов  в масштабе Банка, что делает  невозможным использование экономии  на масштабах и внедрение современных  информационных технологий;

- низкий уровень автоматизации  и большое количество ручного  труда;

- децентрализация операций  и функций поддержки. В результате  многие из систем и процессов  Банка плохо масштабируемы, а  рост объемов бизнеса не приводит  к росту эффективности;

- недостаточно эффективные  и затратные системы управления  рисками. Большинство из них  сегодня являются распределенными,  недостаточно формализованными  и плохо масштабируемыми. Также  в ряде случаев баланс между  контролем рисков и доходностью  слишком сильно смещен в сторону  недопущения рисков. В результате  Банк несет высокие расходы  на осуществление контроля, которые  не дают ожидаемой отдачи, и  недополучает доходы;

- слабые стороны корпоративной  культуры Банка, прежде всего  избыточный бюрократизм, недостаточная  ответственность за итоговый  результат работы Банка и качество  клиентской работы, недостаточное  стремление к совершенствованию  и развитию.

На фоне среднесрочного потенциала развития рынка, складывающихся в последнее  время кризисных явлений на финансовых рынках и текущей ситуации внутри Банка перед Банком встает ряд  принципиальных вызовов и угроз. К ним относятся:

- макроэкономическая ситуация, в первую очередь разворачивающийся  финансовый кризис, недостаток ликвидности  в экономике и риск увеличения  кредитных рисков по мере замедления  темпов экономического роста.  На этом фоне работа по совершенствованию  системы управления рисками, а  также механизмов и процедур  взыскания проблемной задолженности  приобретает особую значимость  и приоритет; 

- усиление конкуренции  на российском финансовом рынке.  Это связано как с приходом  на рынок иностранных банков, которые в итоге принесут с  собой новые и более совершенные  методы работы, так и с процессами  консолидации рынка, которые неизбежно  ускорятся в результате финансового  кризиса. В своем текущем состоянии  Банк оказался неспособен эффективно  противостоять более интенсивной  конкуренции, о чем свидетельствует  значительная потеря доли рынка  в рознице в 2004 — 2007 годах  и низкие показатели работы  Банка в г. Москве. Банк обязан  использовать создаваемую финансовым  кризисом «конкурентную передышку», для того чтобы в среднесрочной  перспективе кардинально преломить  эти тенденции; 

Информация о работе Операции банков с ценными бумагами