Организация аварийно-спасательных работ на рыболовном сейнере в условиях затопления отсека машинного отделения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть организацию аварийно-спасательных работ на рыболовном сейнере в условиях затопления отсека машинного отделения.
Исходя из цели, нами были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность аварийно-спасательных работ;
- дать характеристику рыболовному сейнеру;
- создать «модель аварии» и рассмотреть особенности организации аварийно-спасательных работ в условиях затопления отсека машинного отделения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Понятие и сущность аварийно-спасательных работ
Основные положения по спасанию людей и об оказании помощи судам, терпящим бедствие на море
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА РЫБОЛОВНОМ СЕЙНЕРЕ
2.1 Характеристика рыболовного сейнера
2.2 Борьба за непотопляемость судна
2.3 «Модель аварии». Особенности организации аварийно-спасательных работ в условиях затопления отсека машинного отделения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 430.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Восточно-Сибирский Государственный  Университет Технологии и Управления

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

«Организация аварийно-спасательных работ на рыболовном сейнере в  условиях затопления отсека машинного  отделения»

 

 

 

 

Выполнил:

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Улан-Удэ

2013г.

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

    1. Понятие и  сущность аварийно-спасательных работ
    2. Основные положения по спасанию людей и об оказании помощи судам, терпящим бедствие на море

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА РЫБОЛОВНОМ СЕЙНЕРЕ

2.1 Характеристика рыболовного  сейнера

2.2 Борьба за непотопляемость  судна

2.3 «Модель аварии». Особенности организации аварийно-спасательных работ в условиях затопления отсека машинного отделения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время  очень часто нам приходится слышать  о происходящих трагедиях на море. В большинстве случаев это происходит с судами, ведущими промысел рыбной ловли. И только в ходе своевременных аварийно-спасательных работ удается избежать больших жертв и страшных последствий.

Соответственно, данная тема курсовой работы является весьма актуальной на сегодняшний день.

Для более детального рассмотрения проблемы дадим четкое понятие аварийно-спасательным работам.

Аварийно-спасательные работы – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть организацию  аварийно-спасательных работ на рыболовном сейнере в условиях затопления отсека машинного отделения.

Исходя из цели, нами были поставлены следующие задачи:

- раскрыть понятие и сущность аварийно-спасательных работ;

- дать характеристику  рыболовному сейнеру;

- создать «модель аварии» и рассмотреть особенности организации аварийно-спасательных работ в условиях затопления отсека машинного отделения.

Предметом данной курсовой работы являются – аварийно-спасательные работы на рыболовном сейнере.

Объектом является - отсек  машинного отделения на рыболовном сейнере.

В ходе написания курсовой работы нами были использованы  учебная  и научно-методическая литература, а также материалы с сайтов.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

 

1.1 Понятие и  сущность  аварийно-спасательных работ

Аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные (на нефтяных скважинах), а также аварийно-спасательные, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и ряд других подобных работ, перечень которых в необходимых случаях уточняется Правительством РФ.

Уровень организации  аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС и их последствий  во многом зависит от четкой работы начальника ГО объекта, председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), органа управления (штаба, отдела, сектора по делам ГО и ЧС) и командиров формирований. Порядок же организации работ, их виды, объем, приемы и способы проведения зависят от обстановки, сложившейся после аварии, степени повреждения или разрушения зданий и сооружений, технологического оборудования и агрегатов, характера повреждений на коммунально-энергетических сетях и пожаров, особенностей застройки территории объекта, жилого сектора и других условий.

Руководитель объекта  — начальник ГО (председатель КЧС  объекта) докладывает об аварии и  принимаемых мерах в вышестоящие органы управления (власти) по производственной подчиненности и территориальному принципу КЧС. Немедленно организует разведку, оценивает обстановку, принимает решение, ставит задачи и руководит аварийно-спасательными и другими неотложными работами.

Аварийно-спасательные работы приходится проводить при взрывах, пожарах, обрушениях, обвалах, после  ураганов, смерчей, сильных бурь, при  наводнениях и других бедствиях. Экстренная медицинская (доврачебная) помощь должна быть оказана непосредственно на месте работ, затем — первая врачебная и эвакуация в лечебные учреждения для специализированного лечения. Оказание помощи пострадавшим людям в большинстве случаев не терпит промедления, так как по истечении даже незначительного времени все усилия могут оказаться бесполезными.

Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» устанавливает ряд важных принципов деятельности аварийно-спасательных служб и формирований. Это:

- приоритетность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей, оказавшихся в опасности;

- единоначалие руководства;

- оправданность риска и обеспечение безопасности при проведении АСДНР;

- постоянная готовность аварийно-спасательных служб и формирований к оперативному реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации.

В соответствии с положением о РСЧС руководство работами по ликвидации ЧС, т.е. прежде всего проведение АСДНР, является одной из основных задач КЧС органов исполнительной власти субъектов РФ, КЧС органов местного самоуправления и КЧС предприятий и организаций.

Вместе с тем Федеральным  законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» установлено, что руководители аварийно-спасательных служб и формирований, прибывшие в зону ЧС первыми, принимают на себя полномочия руководителя ликвидации ЧС, установленные в соответствии с Законодательством РФ.

Никто не вправе вмешиваться  в деятельность руководителя ликвидации ЧС, иначе как отстранив его в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо. Решения руководителя ликвидации ЧС в зоне ЧС являются обязательными для граждан и организаций, находящихся там.

Специфика спасательных работ состоит в том, что они  должны выполняться в сжатые сроки. Для конкретных условий они определяются различными обстоятельствами. В одном случае - это спасение людей, оказавшихся под обломками конструкций зданий, среди поврежденного технологического оборудования, в заваленных подвалах. В другом - это необходимость ограничить развитие аварии, чтобы предупредить возможное наступление катастрофических последствий, возникновение новых очагов пожаров, взрывов, разрушений. В третьем - быстрейшее восстановление нарушенных коммунально-энергетических сетей (электричество, газ, тепло, канализация, водопровод).

Не учитывать большое  значение фактора времени при  проведении неотложных работ также  нельзя, в том числе даже если нет пострадавших, нуждающихся в  экстренной помощи.

Для непосредственного  руководства аварийно-спасательными  и другими неотложными работами на каждом участке или объекте работ назначается руководитель участка из числа ответственных должностных лиц объекта специалистов служб ГО или работников органов управления по делам ГО и ЧС. Он ставит конкретные задачи формированиям, организует питание, смену и отдых личного состава. Командирам формирований руководитель напоминает основные приемы и способы выполнения работ, определяет меры по медицинскому и материально-техническому обеспечению, сроки начала и окончания работ.

 

 

1.2 Основные положения  по спасанию людей и об оказании помощи судам, терпящим бедствие на море

При полном или частичном  затоплении судов, особенно при опрокидывании, некоторые помещения иногда не полностью  заполняются водой. Благодаря герметичности  этих помещений в верхней части  образуется воздушная подушка. Если находившиеся в этих помещениях люди не успели своевременно покинуть гибнущее судно и не имеют возможности самостоятельно покинуть его после опрокидывания, то в течение некоторого времени они могут находиться в воздушной подушке в ожидании помощи извне, даже если судно затонет на значительной глубине.

 Продолжительность жизни людей при нахождении в воздушной подушке определяется многими факторами, основными из которых являются: объем воздушной подушки; загазованность помещения; количество людей в отсеке; глубина затопления судна (давление в воздушной подушке); температура воды и воздуха в отсеке; наличие пищи и питьевой воды; физическое и психическое состояние людей.

 Каждый из этих  факторов, а тем более совокупность  нескольких факторов могут оказать решающее влияние.

 В большинстве случаев находящиеся в затопленном помещении люди лишены возможности существенно повлиять на улучшение условий обитания, поэтому только быстрые, четкие и целенаправленные действия извне могут спасти им жизнь.

 Практика показывает, что операции по спасанию людей из затопленных отсеков не всегда проходят успешно вследствие:

- неожиданности обнаружения людей в затопленных отсеках и, как результат, появления элементов растерянности среди спасателей;

- несвоевременного обнаружения аварийного или затонувшего судна с людьми;

- неправильного выбора или принятия ошибочных основных решений и методов спасания людей из затопленных отсеков;

- отсутствия на спасательных судах специальных технических средств, обеспечивающих вывод людей из затопленных отсеков;

- сложных гидрометеорологических условий проведения спасательной операции;

- ограниченности во времени, определяемой возможной продолжительностью пребывания людей в отсеке;

- удаленности района спасательных работ от закрытых акваторий, портов и берега вообще;

- отсутствия на месте спасательных работ мощных подъемных средств (плавучих кранов, понтонов и т.д.);

- недостатка практического опыта проведения подобных спасательных операций.

 В случае аварии, приведшей к потере плавучести или остойчивости, или в случае гибели судна, если неизвестна судьба всех или части находившихся на нем людей, необходимо исходить из того, что они живы, остались на аварийном или затонувшем судне и нуждаются в быстрой помощи в спасании.

 До тех пор пока не появится уверенность в том, что на аварийном или затонувшем судне нет людей, терпящих бедствие, все действия спасателей в первую очередь должны быть направлены на спасание людей.

 Аварийное или затонувшее судно может находиться в прямом, наклонном или перевернутом положении на плаву, на грунте на мелководье или на грунте на глубине. Люди могут находиться в сухих или частично заполненных водой отсеках или помещениях судов. При этом сами помещения или отсеки могут полностью или частично находиться выше или ниже уровня воды.

 Люди, попавшие в аварийную ситуацию, не могут самостоятельно выйти из отсеков аварийных или затонувших судов по следующим причинам:

- затопление водой существующих судовых проходов;

- загромождение существующих судовых проходов, дверей, люков, горловин оборудованием, сорвавшимся со штатных мест;

- болезнь или недостаток сил преодолеть водные или другие преграды на пути к выходу;

- травмы, полученные в результате аварии;

- нарушение ориентировки при опрокидывании судна.

Основная причина, по которой люди не успевают покинуть судно и остаются в отсеках аварийных или затонувших судов, - внезапное и быстрое опрокидывание судна в результате потери остойчивости. Поэтому в дальнейшем рассматривается вывод людей из отсеков опрокинувшихся судов.

С момента получения  сигнала об аварии или гибели судна  спасательные работы в общем случае разделяют на три этапа.

I этап:

- поиск аварийного или затонувшего судна;

- сбор данных по аварийному или затонувшему судну: чертежи общего расположения, принадлежность судна, характер груза, причина аварии или гибели, ознакомление с однотипными судами;

- доставка к месту работ необходимого спасательного оборудования первого броска для проведения первоочередных работ;

- обследование аварийного или затонувшего судна на наличие в нем людей;

- оценка состояния людей в отсеках аварийного или затонувшего судна и, при необходимости, принятие мер по улучшению условий обитания;

- обследование аварийного или затонувшего судна с целью выяснения его состояния и необходимости проведения работ по увеличению его плавучести или приложения подъемных усилий для сохранения неизменного положения, выяснение возможности буксировки.

II этап:

- разработка плана вывода людей из отсеков аварийного или затонувшего судна с учетом состояния судна, гидрометеорологических условий, прогноза погоды, оценка состояния спасаемых.

Информация о работе Организация аварийно-спасательных работ на рыболовном сейнере в условиях затопления отсека машинного отделения