Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 14:59, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть организацию аварийно-спасательных работ на рыболовном сейнере в условиях затопления отсека машинного отделения.
Исходя из цели, нами были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность аварийно-спасательных работ;
- дать характеристику рыболовному сейнеру;
- создать «модель аварии» и рассмотреть особенности организации аварийно-спасательных работ в условиях затопления отсека машинного отделения.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Понятие и сущность аварийно-спасательных работ
Основные положения по спасанию людей и об оказании помощи судам, терпящим бедствие на море
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА РЫБОЛОВНОМ СЕЙНЕРЕ
2.1 Характеристика рыболовного сейнера
2.2 Борьба за непотопляемость судна
2.3 «Модель аварии». Особенности организации аварийно-спасательных работ в условиях затопления отсека машинного отделения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Министерство образования и науки РФ
Восточно-Сибирский
Курсовая работа на тему:
«Организация аварийно-
Выполнил:
Проверил:
г. Улан-Удэ
2013г.
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА РЫБОЛОВНОМ СЕЙНЕРЕ
2.1 Характеристика рыболовного сейнера
2.2 Борьба за непотопляемость судна
2.3 «Модель аварии». Особенности организации аварийно-спасательных работ в условиях затопления отсека машинного отделения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время очень часто нам приходится слышать о происходящих трагедиях на море. В большинстве случаев это происходит с судами, ведущими промысел рыбной ловли. И только в ходе своевременных аварийно-спасательных работ удается избежать больших жертв и страшных последствий.
Соответственно, данная тема курсовой работы является весьма актуальной на сегодняшний день.
Для более детального рассмотрения проблемы дадим четкое понятие аварийно-спасательным работам.
Аварийно-спасательные работы – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть организацию аварийно-спасательных работ на рыболовном сейнере в условиях затопления отсека машинного отделения.
Исходя из цели, нами были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность аварийно-спасательных работ;
- дать характеристику рыболовному сейнеру;
- создать «модель аварии» и рассмотреть особенности организации аварийно-спасательных работ в условиях затопления отсека машинного отделения.
Предметом данной курсовой работы являются – аварийно-спасательные работы на рыболовном сейнере.
Объектом является - отсек машинного отделения на рыболовном сейнере.
В ходе написания курсовой работы нами были использованы учебная и научно-методическая литература, а также материалы с сайтов.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
1.1 Понятие и сущность аварийно-спасательных работ
Аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные (на нефтяных скважинах), а также аварийно-спасательные, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и ряд других подобных работ, перечень которых в необходимых случаях уточняется Правительством РФ.
Уровень организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС и их последствий во многом зависит от четкой работы начальника ГО объекта, председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), органа управления (штаба, отдела, сектора по делам ГО и ЧС) и командиров формирований. Порядок же организации работ, их виды, объем, приемы и способы проведения зависят от обстановки, сложившейся после аварии, степени повреждения или разрушения зданий и сооружений, технологического оборудования и агрегатов, характера повреждений на коммунально-энергетических сетях и пожаров, особенностей застройки территории объекта, жилого сектора и других условий.
Руководитель объекта — начальник ГО (председатель КЧС объекта) докладывает об аварии и принимаемых мерах в вышестоящие органы управления (власти) по производственной подчиненности и территориальному принципу КЧС. Немедленно организует разведку, оценивает обстановку, принимает решение, ставит задачи и руководит аварийно-спасательными и другими неотложными работами.
Аварийно-спасательные работы приходится проводить при взрывах, пожарах, обрушениях, обвалах, после ураганов, смерчей, сильных бурь, при наводнениях и других бедствиях. Экстренная медицинская (доврачебная) помощь должна быть оказана непосредственно на месте работ, затем — первая врачебная и эвакуация в лечебные учреждения для специализированного лечения. Оказание помощи пострадавшим людям в большинстве случаев не терпит промедления, так как по истечении даже незначительного времени все усилия могут оказаться бесполезными.
Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» устанавливает ряд важных принципов деятельности аварийно-спасательных служб и формирований. Это:
- приоритетность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей, оказавшихся в опасности;
- единоначалие руководства;
- оправданность риска и обеспечение безопасности при проведении АСДНР;
- постоянная готовность аварийно-спасательных служб и формирований к оперативному реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации.
В соответствии с положением о РСЧС руководство работами по ликвидации ЧС, т.е. прежде всего проведение АСДНР, является одной из основных задач КЧС органов исполнительной власти субъектов РФ, КЧС органов местного самоуправления и КЧС предприятий и организаций.
Вместе с тем Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» установлено, что руководители аварийно-спасательных служб и формирований, прибывшие в зону ЧС первыми, принимают на себя полномочия руководителя ликвидации ЧС, установленные в соответствии с Законодательством РФ.
Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителя ликвидации ЧС, иначе как отстранив его в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо. Решения руководителя ликвидации ЧС в зоне ЧС являются обязательными для граждан и организаций, находящихся там.
Специфика спасательных работ состоит в том, что они должны выполняться в сжатые сроки. Для конкретных условий они определяются различными обстоятельствами. В одном случае - это спасение людей, оказавшихся под обломками конструкций зданий, среди поврежденного технологического оборудования, в заваленных подвалах. В другом - это необходимость ограничить развитие аварии, чтобы предупредить возможное наступление катастрофических последствий, возникновение новых очагов пожаров, взрывов, разрушений. В третьем - быстрейшее восстановление нарушенных коммунально-энергетических сетей (электричество, газ, тепло, канализация, водопровод).
Не учитывать большое значение фактора времени при проведении неотложных работ также нельзя, в том числе даже если нет пострадавших, нуждающихся в экстренной помощи.
Для непосредственного
руководства аварийно-
1.2 Основные положения по спасанию людей и об оказании помощи судам, терпящим бедствие на море
При полном или частичном затоплении судов, особенно при опрокидывании, некоторые помещения иногда не полностью заполняются водой. Благодаря герметичности этих помещений в верхней части образуется воздушная подушка. Если находившиеся в этих помещениях люди не успели своевременно покинуть гибнущее судно и не имеют возможности самостоятельно покинуть его после опрокидывания, то в течение некоторого времени они могут находиться в воздушной подушке в ожидании помощи извне, даже если судно затонет на значительной глубине.
Продолжительность жизни людей при нахождении в воздушной подушке определяется многими факторами, основными из которых являются: объем воздушной подушки; загазованность помещения; количество людей в отсеке; глубина затопления судна (давление в воздушной подушке); температура воды и воздуха в отсеке; наличие пищи и питьевой воды; физическое и психическое состояние людей.
Каждый из этих факторов, а тем более совокупность нескольких факторов могут оказать решающее влияние.
В большинстве случаев находящиеся в затопленном помещении люди лишены возможности существенно повлиять на улучшение условий обитания, поэтому только быстрые, четкие и целенаправленные действия извне могут спасти им жизнь.
Практика показывает, что операции по спасанию людей из затопленных отсеков не всегда проходят успешно вследствие:
- неожиданности обнаружения людей в затопленных отсеках и, как результат, появления элементов растерянности среди спасателей;
- несвоевременного обнаружения аварийного или затонувшего судна с людьми;
- неправильного выбора или принятия ошибочных основных решений и методов спасания людей из затопленных отсеков;
- отсутствия на спасательных судах специальных технических средств, обеспечивающих вывод людей из затопленных отсеков;
- сложных гидрометеорологических условий проведения спасательной операции;
- ограниченности во времени, определяемой возможной продолжительностью пребывания людей в отсеке;
- удаленности района спасательных работ от закрытых акваторий, портов и берега вообще;
- отсутствия на месте спасательных работ мощных подъемных средств (плавучих кранов, понтонов и т.д.);
- недостатка практического опыта проведения подобных спасательных операций.
В случае аварии, приведшей к потере плавучести или остойчивости, или в случае гибели судна, если неизвестна судьба всех или части находившихся на нем людей, необходимо исходить из того, что они живы, остались на аварийном или затонувшем судне и нуждаются в быстрой помощи в спасании.
До тех пор пока не появится уверенность в том, что на аварийном или затонувшем судне нет людей, терпящих бедствие, все действия спасателей в первую очередь должны быть направлены на спасание людей.
Аварийное или затонувшее судно может находиться в прямом, наклонном или перевернутом положении на плаву, на грунте на мелководье или на грунте на глубине. Люди могут находиться в сухих или частично заполненных водой отсеках или помещениях судов. При этом сами помещения или отсеки могут полностью или частично находиться выше или ниже уровня воды.
Люди, попавшие в аварийную ситуацию, не могут самостоятельно выйти из отсеков аварийных или затонувших судов по следующим причинам:
- затопление водой существующих судовых проходов;
- загромождение существующих судовых проходов, дверей, люков, горловин оборудованием, сорвавшимся со штатных мест;
- болезнь или недостаток сил преодолеть водные или другие преграды на пути к выходу;
- травмы, полученные в результате аварии;
- нарушение ориентировки при опрокидывании судна.
Основная причина, по которой люди не успевают покинуть судно и остаются в отсеках аварийных или затонувших судов, - внезапное и быстрое опрокидывание судна в результате потери остойчивости. Поэтому в дальнейшем рассматривается вывод людей из отсеков опрокинувшихся судов.
С момента получения сигнала об аварии или гибели судна спасательные работы в общем случае разделяют на три этапа.
I этап:
- поиск аварийного или затонувшего судна;
- сбор данных по аварийному или затонувшему судну: чертежи общего расположения, принадлежность судна, характер груза, причина аварии или гибели, ознакомление с однотипными судами;
- доставка к месту работ необходимого спасательного оборудования первого броска для проведения первоочередных работ;
- обследование аварийного или затонувшего судна на наличие в нем людей;
- оценка состояния людей в отсеках аварийного или затонувшего судна и, при необходимости, принятие мер по улучшению условий обитания;
- обследование аварийного или затонувшего судна с целью выяснения его состояния и необходимости проведения работ по увеличению его плавучести или приложения подъемных усилий для сохранения неизменного положения, выяснение возможности буксировки.
II этап:
- разработка плана вывода людей из отсеков аварийного или затонувшего судна с учетом состояния судна, гидрометеорологических условий, прогноза погоды, оценка состояния спасаемых.